Что такое законодательство РФ - что оно регулирует
Институт законодательства и сравнительного правоведения
Всю историю этого государственного учреждения мы рассматривать сегодня не будем. Скажем лишь о том, что:
- Создан он был еще в далеком 1925 году.
- С 1991 года обрел современное название.
Основными его задачами являются:
- Подготовка предложений по оптимизации регулирования в законодательстве.
- Выбор направления для регулирования законодательства.
- Изучение способов повышения эффективности (правовые инструменты).
- Исследования текущих проблем.
Интересно и то, что в далеком 1933 году этот институт реформировался. По той причине, что в отношении его сотрудников были выдвинуты обвинения в извращении основной идеологии. Проще говоря, это учреждение занималось пропагандой буржуазных теорий и активным их внедрением. Вообще, судить о нем по делам былым сложно, так как сейчас подход и система в общем, сильно поменялись.
Под анализом и подготовкой оптимизации в законодательном регулировании, мы подразумеваем инициирование процессов изменения:
- Общественной жизни.
- Государственной жизни.
- Правового мониторинга.
- Самой системы воплощения законов.
Сам институт занимается подготовкой планов законопроектной деятельности (в связке с действующим Правительством РФ). Разумеется, занимаются они еще и экспертизой законопроектов. А также принимают непосредственное участие в их подготовке.
Одной из уникальных функций этого учреждения является возможность обеспечивать деятельность РФ в Венецианской Комиссии. Это консультативный орган конституционного права в Совете Европы.
Система права и система законодательства
Первичным элементом системы законодательства является норма права. Если придерживаться структурной схемы этой нормы, то получается 3 основных составляющих:
- Гипотеза.
- Диспозиция.
- Санкция.
Это правильная сценарная последовательность. Начинается классическая структура с Гипотезы. Ее еще можно отражать как переменную "если". Этот элемент как бы "предваряет" жизненную ситуацию, при наличии которой или отсутствии будет реализовано право. При этом тут описываются сами обстоятельства (они получают значение юр. факта). Ну и разумеется, в гипотезе указывается правило поведения субъектов, которые желательны с позиции государства.
Следом идет диспозиция. Это средняя часть всей конструкции. Тут формулируются:
- Признаки поведения, которое не является правомерным.
- Правила правомерного поведения.
Для понимания, возьмем правоохранительную отрасль, а именно-уголовное право. Там в диспозиции описываются признаки деяний, считающихся запрещенными. Разумеется, со временем, какие-то признаки могут быть исключены. Но чаще всего просто аннулируется статья целиком, и переводится в другие области права.
Ну и последней здесь будет санкция. Грубо говоря, это правовые последствия, которые должны наступить. Если норма не соблюдалась нарушителем.
Это может быть принуждение со стороны государственных органов. Или инструменты для привлечения к юридической ответственности. В конце-концов это самое прямое наказание. Для упрощения, санкцией можно назвать лишение свободы например. Или какое-либо другое наказание.
И вместе с тем, мы обращаем ваше внимание на то, что это каноническая система нормы права. Так как в реальности, она сильно зависит от применяемой области.
Как работает всё в современности?
Для начала давайте возьмем нормы Конституции. Они складываются из:
- Диспозиции.
- Гипотезы.
Это простейшая схема для регулятивных норм. Кроме того, может содержаться вообще одна диспозиция (связка норм и принципов).
И это только наша Конституция. А вот в Уголовном кодексе смещение идет совсем в другую сторону, так как нормы там, в большинстве своем охранительные. Это связка:
- Диспозиции.
- Санкций.
Но надо понимать, что диспозиции для охранительных и регулятивных норм смешиваться между собой не могут. Т.е. одной универсальной нормы здесь быть не может. Иначе в праве образуется такой "винегрет", что его не сможет разобрать даже международная коллегия юристов.
Заключение
В России существует сразу 2 иерархических системы для правых актов. Это не только вертикальное направление, но и горизонтальное.
Последние кстати, имеют равную юридическую силу. Вот только применяются они в зависимости от конкретных обстоятельств. Тут выставлена некая шкала приоритетов, которая может меняться в любой момент времени. А вот вертикальная система просматривает правовые нормы начиная с Конституции, и заканчивая изданными актами отдельных государственных ведомств. В вертикальной схеме у нас есть еще и региональное, и федеральное законодательство.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.