Разрешение спорных ситуаций по договору – это сложный процесс, который предполагает немало нюансов и особенностей в процедуре. В судебной практике достаточно часто встречаются процессы такого типа. Основной причиной подобного делопроизводства может служить разногласия между участниками той или иной сделки. Для исполнения договоренности потребуется обратиться в суд, если операция долго не выполняется.
Чтобы не усугублять ситуацию, необходимо знать как разрешить конфликт на начальном уровне. Для этого нужно уточнить алгоритм действий при начале задержек при выполнении, а также правовые акты, регламентирующие разрешения спорной ситуации. Если письменная договоренность заключена по всем правилам и нормам, то споры также будут законы.
Многие предприниматели и физические лица задаются вопросом, а как можно вообще взыскать по договору какие-либо денежные средства. Этот вопрос регламентирует гражданский кодекс. И сам процесс разрешения несет в себе несколько нюансов.
Досудебное рассмотрение
Решение спорных ситуаций между сторонами договоренности можно подразделить на несколько этапов:
- Мировой исход событий в спорной ситуации;
- Претензионный порядок подачи;
- Обращение в судебную инстанцию.
Как правило, в первую очередь советуют разрешить в мирном порядке, если это предоставляется возможным.
То есть досудебный порядок урегулирования споров можно провести между сторонами при помощи личных переговоров. Это первоочередной этап развития ситуации. То есть досудебный процесс можно прекратить в устном порядке, если обе стороны выявят единственный вариант.
Также возможно урегулировать конфликт при направлении высококвалифицированного юриста. Он будет представлять интересы участника сделки. Часто применяется метод при урегулировании споров по оказанию услуг, а также при оформлении сделки купли-продажи. Возможна встреча участников делопроизводства в стенах уполномоченного юриста.
Также возможно это сделать через переписку и телефонные переговоры между участниками сделки.
Претензионная работа по договору
Если мирные переговоры не помогают для разрешения вопроса, то все обязательства разрешаются уже по усмотрению письменного договора. Если там прописано что можно решить вопрос через претензию, то это нужно сделать. Для этого истец должен обратиться с письменным заявлением-претензией, где уточнить все свои требования для исполнения письменной договоренности. Также нужно оговорить возможность штрафных санкций, что в последствии даст свои плоды – взыскать неустойку от стоимости договора. Нужно в обязательном порядке оповестить всех участников сделке о данном действии.
В качестве оповещения нужно использовать письмо с уведомлением и обращение в судебную инстанцию. Но это совершается тогда, когда невозможно договориться мирно или через претензию.
Исковое требование
Если вышеперечисленные методы не действуют, то все споры, которые связаны с расторжением договоренностей или устранением споров регулируются в судебном порядке. Истец должен подать заявление, установленного формата, где отобразить полностью проблему. Для корректного составления требований можно привлечь высококвалифицированного юриста. Он также по мере необходимости сможет представить интересы в суде.
Аналогичный порядок действий предусматривается и при возникновении сложностей при заключении договора, расторжении письменного документа, а также при взыскании компенсации за причиненный ущерб.
Право стороны
Договоренность по возмездному оказанию услуг – это распространенный вид документа. Часто заключается при получении услуг образования или медицины, по ремонту или пошиву одежды. И нередко так случается, что одна из сторон нарушает текущие обязательства при оплате выполненной работы. Именно после этого у второй стороны появляется право требования и взыскания задолженности.
В соответствии с общим порядком, представленным в законодательстве, человек обязан оплачивать оказанные ему услуги в срок, указанный в договоре. Документ оформляется на основании гражданского кодекса. Порядок оплаты может быть разным – это по 100% предоплате или же с постоплатой или частичным получением аванса.
Все зависит от договоренностей и благонадежности партнера. Особенно если сотрудничество это не первое. Нарушение условий по письменному документу вправе произойти как с одной стороны, так и с другой.
Если заказчик внес предоплату, но услугу не получил, то он вправе взыскать задолженность с нерадивого исполнителя. Мало того, исполнитель обязуется возвратить сумму и привлечься к дополнительной ответственности, оговоренной аналогичным правовым актом.
Если такая возможность возникла по вине заказчика, то оплата производится в полном объеме. То есть исполнитель не будет возвращать предоплату, если докажет виновность заказчика.
Нередко происходит и так, что нарушает условия заказчик. То есть исполнитель выполнил оговоренные работы, а заказчик не оплачивает их в срок. При этом исполнитель подписывает акт оказания услуг, и направляет документ заказчику. Если у последнего имеются претензии, то исполнитель исправляет сделанную работу. Также он может предоставить мотивированный отказ от уплаты действий. Если же не подписывается документ и не предоставляется отказ в указанные сроки, то работа считается оказанной.
Заказчик вправе потребовать и дополнительные денежные средства в качестве процентов на сумму долга на основании действующего законодательства. Исключительной ситуацией являются пункты, прописанные в договоре. То есть в документе, заключаемом между исполнителем и заказчиком должны прописываться неустойки за несвоевременный платеж.
О сделках и времени их действия, интересно будет прочитать материал: Начало совершения сделки: Когда сделка будет считаться исполненной
Ответственность
Согласно действующим правовым актам, гражданин, чьи права были нарушены, вправе потребовать полного возмещения убытков, если договоренностью не были установлены иные суммы. Все споры финансового характера можно попытаться решить в досудебном порядке. Для этого сторона обращается с письменной претензией или требованием исполнения данных обязательств. Претензия обязана нести письменный характер и отправляться с обязательным уведомлением о вручении. В письменном документе указываются следующие реквизиты:
- Информация о сторонах сделки;
- Условия по заключенному договору;
- Перечень обязательств, которые должны были быть выполнены;
- Сумма понесенных убытков со стороны каждого участника делопроизводства.
К письменному документу прилагается документация, которая подтвердит все потери по причине неисполнения обязательств по текущему договору. К примеру, таковыми справками могут быть накладные, чеки и счета.
Решение спорной ситуации проводится стандартным способом. Участник, который не исполнил обязательства, должен отправить ответ на претензию, где уточнит обстоятельства произошедшего. Именно благодаря этому можно получить компенсацию без судебных тяжб. Если претензия игнорируется, то нужно обращаться в суд.
Порядок
Порядок действий зависит от характера спорной ситуации. Как правило, нужно обращаться в судебную инстанцию общей юрисдикции или же в Арбитражный суд. Если дело касается предпринимательских аспектов, то спорная ситуация решается только в последней инстанции.
Все спорные дела разрешаются по месту пребывания ответчика или же исполнения договоренности. Как заполнять исковое требование прописано в гражданском процессуальном кодексе. В дополнение к исковому заявлению нужно прикладывать определенный пакет документации:
- Копия искового требования, по количеству людей, кто вообще участвует в данном делопроизводстве – это для судебных инстанций общего юридического основания;
- Все доказательства отправки подтверждающей документации потребуются для Арбитражной судебной инстанции;
- Доверенности и копии, если интересы представляет другое лицо;
- Документация, которая подтвердит обстоятельства, на основании которых он требует удовлетворить иск;
- Чек, уточняющий внесение обязательного платежа в качестве уплаты государственной пошлины.
Передача документации может быть лично в канцелярию судебной инстанции или же через представителя. В некоторых ситуациях допускается отправка заказной почтой с уведомлением. Как только исковое требование поступит в стены Арбитражного суда или иной уполномоченной инстанции, судья обязан рассмотреть делопроизводство о принятии или же отказе в течение пятидневного периода.
В обязательном порядке судебная инстанция просматривает все предоставленные документы в период, который не превысит и трехмесячного периода. Сюда включается период на подготовку делопроизводства к судебному разбирательству и окончательное принятие по нему решения. Районная судебная инстанция рассматривает заявление около 60 дней со дня предоставления полного пакета документов.
Про договора и сделки, для читателей специально подготовленная статья: Чем отличается договор от сделки: В чем выражаются отличия + виды и примеры
Досудебный процесс
Досудебное урегулирование – процесс, который часто возникает при спорах по гражданским и арбитражным делопроизводствам. В некоторых ситуациях данный процесс вообще обязателен и без него не будут даже рассматривать дело. По наименованию сразу понятно, что это меры по урегулированию конфликтов до суда. К сожалению, конкретного понятия и определения в законодательных нормах нет.
То есть по факту, это выставление абоненту претензий с желанием разрешить ситуацию мирным путем. Сюда включены не только претензии, но и:
- Переговоры ведутся при представителях, что позволит выработать лучший исход событий;
- Посредничество, когда все за них совершает третье лицо. К примеру, высококвалифицированный юрист;
- Сверка счетов, что позволяет уточнить финансовое положение каждой из сторон.
Данные процедуры, как правило, осуществляются только при обязательном оформлении претензионного порядка. Если участники сделки не дошли до конкретных мер, то далее следует обращение в судебную инстанцию.
Общие правила делопроизводства до суда – это корректное заполнение претензии и выставление ее. Нужно все правильно и ясно уточнить в документе и предъявить требования, которые ранее предоставлялись. Если в судебную инстанцию поступит документ, в котором будут прописаны возможности досудебного решения, которые не привели ни к какому решению, то иск будет принят к рассмотрению. В ином случае, суд попросит произвести действия.
Оставить без рассмотрения исковое требование суд вправе и если требование не соответствует иску. К примеру, в претензии указана сумма была в 5 000, а в требовании 2 миллиона. В претензии нужно обязательно указать всю информацию об отправителе и адресате, в том числе и территориальное месторасположение.
Также в претензии необходимо указывать и период для разрешения вопроса и ответа на письмо. Как правило, все претензии предполагают срок в 30 дней, но имеются и исключения из правил. К примеру, обжалование судебной инстанции и ее решения может быть 15 дней. Если претензионный порядок не обязателен в данной ситуации, то потребитель может не указывать конкретные периоды ответа.
Про неустойку и нарушение договроа, интересно будет прочитать статью: В каком размере выплачивается неустойка при неисполнении обязательств по договору
Взыскание долга
Взыскание долговых обязательств – это судебная защита прав и интересов кредитора. Суть заключается в том, что пострадавшая сторона обращается с исковым требованием в судебную инстанцию для дальнейшего взыскания средств, путем передачи дела в исполнительное производство. Здесь стоит выделить сразу несколько категорий исковых требований по взысканию обязательств:
- Это может проявляться в отношении физических лиц, которые не исполнили данные обязательства по возвратности или выполнению услуг;
- По отношению к юридическим лицам любой правовой системы по причине задолженности или невыполнения услуг по договоренности.
Процесс по взысканию долговых обязательств можно также подразделить на досудебную, исполнительную и судебную. Целесообразность может проходить в зависимости от характера правовых взаимоотношений сторон. Нередко происходит ситуация, когда досудебное урегулирование конфликта – это обязательная процедура.
Часто уполномоченные сотрудники компаний включают в договоренность пункт, который обязывает другого участника при возникновении спорной ситуации применять меры к мирному урегулированию конфликта до подачи искового требования в судебную инстанцию. Для этого стороны излагают все требования и претензионные особенности, указанные в договоре. Как только разумный срок проходит, а второй участник не получает ответа, он вправе посетить уже уполномоченную инстанцию.
Тогда досудебное урегулирование уже считается совершенным. В мировом соглашении стороны могут установить как период рассрочки, реструктуризации или взаимозачет если им это необходимо. Если это добросовестный клиент, то если ему поступает претензия, он оплачивает обязательства. Это бывает если реально забыты обязательства. Тогда досудебное урегулирование конфликта помогает сразу получить необходимые средства.
В некоторых случаях отправка претензии – это обязательное требование законодательства. К примеру, при длительном не возврате полученных средств по займу или по расписке. Здесь указывается всегда период возвратности и до обращения в суд эта сумма напоминается в претензии. И именно до этого срока нужно погасить все полученные обязательства. В ином случае, если претензия не выслана с уведомлением, судебная инстанция не удовлетворяет требование истца.
Действующие правовые нормы не указывают конкретного формата для претензионной работы. Но в деловом смысле данного слова обязательно здесь имеется информация о заключенной письменной договоренности с указанием законодательных норм и пунктов. Здесь же оговаривается мотив и требования, основываясь на пунктах законодательства.
Также в претензии стоит уточнить ответственность за незаконное использование денежных средств, и что ответчик обязуется оплатить проценты за пользование чужими средствами. Это регламентирует статьи гражданского кодекса. Также возможна оплата неустойки, если это предусмотрено действующим договором за просроченный платеж. Письменный подсчет процентной ставки возможно отражать даже в тексте претензии или же приложить как дополнительный документ..
Также можно сослаться и на дополнительную компенсацию, которую нужно сделать – это могут быть юридические услуги или же государственная пошлина. Если досудебный порядок работы не приносит соответствующего результата, то требуется подать дело в суд на рассмотрение нового делопроизводства в сжатые сроки.
Как только дело поступит на рассмотрение в судебную инстанцию, человек сможет получить уведомление о принятии. Но стоит понимать, что судья в течение пятидневного периода еще рассматривает возможность принятия. То есть уточняет полный ли перечень документов предоставила сторона. Хватит ли их для рассмотрения делопроизводства и вынесения решения.
Человек обязан предоставить документы, подтверждающие совершение мирового соглашения. Если там указан отказ второй стороны от предоставления денежной компенсации, то это повод обращения в судебную инстанцию. Клиент собирает полный пакет документов, подтверждающих факт расходования денежных средств на услуги уполномоченных лиц, понесенные убытки и предъявляет требование на основании законодательных норм о пользовании чужими деньгами.
В исковом требовании стоит уточнить все нюансы проводимой сделки, предоставив договор на оказание услуг. Здесь уточняется сумма договоренности и выполненные работы на основании акта получения. После этого судебная инстанция может вынести решение, основываясь на нормативных актах.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Показать полностью