РОССИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

бесплатная горячая линия 8 800 777 32 63

Подписаться

Добрый день!
Мы будем рады вам помочь, на данный момент на сайте 97 юристов.

Какой у Вас вопрос? Опишите подобробнее вашу ситуацию.

Отвечаем в течении 15 минут

Размещая на сайте вопрос, комментарии, обсуждения, статьи Вы соглашаетесь с Правилами сайта и даёте согласие на обработку персональных данных.

Определение Гражданское дело 33а-3470/2017 Верховный Суд Республики Татарстан

  • Движение по материалам дела
  • Номер Дела
    33а-3470/2017
  • Вид судопроизводства
    Гражданское дело
  • Инстанция
    Апелляция
  • Вид документа
    Определение
  • Субъект РФ
    Республика Татарстан
  • Наименование Суда
    Верховный Суд Республики Татарстан
  • Результат
    решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Судья
    Саитгараева Р.А.
  • Дата поступления
    06.02.2017
  • Дата решения
    03.03.2017
  • Движение по делу
    14.03.2017 16:05 [Адм.] Передано в экспедицию 03.03.2017 10:00 [Адм.] Судебное заседание 13.03.2017 16:24 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Судья Хакимзянов А.Р. дело № 33а-3470/2017

учет № 018а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2017 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,

судей Мавляветдинова И.М., Сибгатуллиной Л.И.,

при секретаре судебного заседания Альмеевой Э.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Саитгараевой Р.А. административное дело по апелляционной жалобе Фахрутдиновой С.А. и Фахрутдиновой Н.Н. на решение Советского районного суда города Казани от 29 ноября 2016 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Фахрутдиновой Н.Н. и Фахрутдиновой С.А. об оспаривании действий первого заместителя Главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Фахрутдиновы Н.Н. и С.А. обратились в суд с административным иском об оспаривании действий первого заместителя Главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани.

В обоснование требований они указали, что 04.04.2016 г. ими было подано заявление на имя Главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договору социального найма. К заявлению были приложены нотариально заверенные копии свидетельства о рождении Фахрутдиновой Н.Н., паспортов и их согласие на обработку персональных данных.

Первым заместителем Главы администрации Советского района г. Казани <данные изъяты> А.Ю. 10.05.2016 г. дан ответ о том, что для рассмотрения вопроса о признании их семьи малоимущей необходимо представить в отдел жилищной политики документы согласно прилагаемому перечню.

Данный ответ, по мнению административных истцов, противоречит требованиям Закона Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма», поскольку должностным лицом затребованы документы, которые в соответствии с данным Законом они представлять не обязаны.

Суд в удовлетворении административного иска отказал.

В апелляционной жалобе Фахрутдиновы С.А. и Н.Н. просят об отмене решения по мотиву неправильного применения судом норм материального права и ненадлежащей правовой оценки представленных доказательств.

В заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что 15 апреля 2016 года муниципальным казенным учреждением «Администрация Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» принято заявление Фахрутдиновой Н.Н. о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и признании (при необходимости) ее семьи малоимущей с приложенными документами: нотариально заверенными копиями паспортов Фахрутдиновой Н.Н. и ее матери Фахрутдиновой С.А., нотариально заверенной копией свидетельства о рождении Фахрутдиновой Н.Н. и согласием их на обработку персональных данных.

10.05.2016 г. первым заместителем Главы администрации Советского района г. Казани <данные изъяты> А.Ю. дан ответ за №.... о том, что для рассмотрения вопроса о признании их семьи малоимущей необходимо представить в отдел жилищной политики документы согласно прилагаемому перечню.

Указанный перечень документов предусмотрен Административным регламентом предоставления муниципальной услуги по постановке на учет отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях в г. Казани, утвержденным постановлением Исполкома муниципального образования г. Казани от 06.08.2013 г. № 7154, и содержит 19 наименований документов.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что представление перечисленных в указанном перечне документов необходимо для рассмотрения изложенных в заявлении Фахрутдиновой Н.Н. вопросов, и данные документы не могут быть получены административным ответчиком путем межведомственного запроса.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может, поскольку они сделаны без учета требований закона.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Согласно части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Статьей 6 Закона Республики Татарстан от 12.07.2007 № 31-ЗРТ «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» (с последующими изменениями) установлен перечень документов, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а также определения размера дохода и стоимости имущества, порядок их рассмотрения и регистрации.

Частью 4.1 данной статьи предусмотрены документы, подлежащие представлению гражданами в обязательном порядке: документы, указанные в подпунктах "а", "б", "в" и "г" (за исключением абзаца второго) части 1 настоящей статьи, статьях 12 (за исключением части 4), 17, 19 и 20 настоящего Закона;

и документы (указанные в подпунктах "д" - "ж" части 1, подпунктах "а" и "б" части 2, части 3 настоящей статьи, статье 18 настоящего Закона), которые могут быть представлены гражданами по собственной инициативе, а в случае непредставления гражданами должны быть запрошены уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы в соответствии с законодательством.

Как видно из материалов дела, документы, предусмотренные в подпунктах "а", "б", "в" части 1 указанной статьи, Фахрутдиновой Н.Н. были представлены.

О наличии оснований для отнесения ее к лицам, имеющим право на предоставление жилого помещения вне очереди в соответствии с жилищным законодательством, она не указывала в заявлении, а потому не должна представлять документы, предусмотренные в подпункте «г» части 1 данной статьи.

Документы, предусмотренные статьями 12, 17, 19, 20 указанного Закона, регулирующими определение соответствующего дохода и имущества, представляются при наличии таковых.

При изложенных обстоятельствах выводы суда о соответствии оспариваемого ответа требованиям закона нельзя признать обоснованными.

Ссылка суда на невозможность получения документов административным ответчиком путем межведомственного запроса в связи с нарушением в таком случае требований Федерального закона «О персональных данных» ввиду отсутствия в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, согласия административных истцов на обработку персональных данных, несостоятельна.

Обязанность органа, осуществляющего принятие на учет, самостоятельно запрашивать документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения), прямо предусмотрена статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 4.1 статьи 6 Закона Республики Татарстан «О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма». Данные нормы закона являются императивными.

Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для обработки органами, предоставляющими государственные услуги, органами, предоставляющими муниципальные услуги, иными государственными органами, органами местного самоуправления, подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных в целях предоставления персональных данных заявителя, имеющихся в распоряжении таких органов или организаций, в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, либо подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию, участвующую в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункциональный центр на основании межведомственных запросов таких органов или организаций для предоставления государственной или муниципальной услуги по запросу заявителя, а также для обработки персональных данных при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и на региональных порталах государственных и муниципальных услуг не требуется получение согласия заявителя как субъекта персональных данных в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

При таком положении, с учетом приведенных выше норм материального права, оспариваемые действия нельзя признать законными.

Суд же указанные положения закона не учел и изложенным выше обстоятельствам надлежащей правовой оценки не дал, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Административный иск в части признания незаконными действий первого заместителя Главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Яковлева А.Ю., выразившихся в указании в письме № .... от 10.05.2016 г. в адрес Фахрутдиновой Н.Н. о необходимости для рассмотрения вопроса о признании семьи малоимущей представления документов согласно приложенному перечню, подлежит удовлетворению.

Частью 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться:

указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Признание указанных действий незаконными само по себе влечет необходимость рассмотрения уполномоченным органом заявления Фахрутдиновой Н.Н. в установленном законом порядке, без учета оспариваемого ответа.

Требование административных истцов в части возложения обязанности на Главу администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в установленном порядке указанного заявления не подлежат удовлетворению, поскольку незаконными признаны действия иного должностного лица.

Руководствуясь статьей 309, пунктами 3, 4 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Казани от 29 ноября 2016 года по данному административному делу отменить и принять новое решение.

Административные исковые требования Фахрутдиновой С.А. и Фахрутдиновой Н.Н. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия первого заместителя Главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани Яковлева А.Ю., выразившиеся в указании в письме № .... от 10.05.2016 г. в адрес Фахрутдиновой Н.Н. о необходимости для рассмотрения вопроса о признании семьи малоимущей представления документов согласно приложенному перечню.

В остальной части требований Фахрутдиновой С.А. и Фахрутдиновой Н.Н. отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи

Комментарии

Выберите аватарку:

Выберите аватарку
Выберите аватарку

Ваше имя

Ваш e-mail

  • Эмоджи
  • Колобки
  • Стикеры
  • эмоджи 1
  • эмоджи 2
  • эмоджи 3
  • эмоджи 4
  • эмоджи 5
  • эмоджи 6
  • эмоджи 7
  • Стандартные
  • Психушка
  • Она и Он
  • Герои
  • Спортивные
  • стикер 1
  • стикер 2
  • стикер 3
  • стикер 4
  • стикер 5
  • стикер 6
  • стикер 7

Размещая на сайте вопрос, комментарии, обсуждения, статьи Вы соглашаетесь с Правилами сайта и даёте согласие на обработку персональных данных.

Консультация по Вашему вопросу

8 800 777 32 63



Гражданское дело 2а-123/2017 ~ М-96/2017

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Тишков Анатолий Николаевич

Гражданское дело 2а-118/2017 ~ М-90/2017

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Тишков Анатолий Николаевич

Гражданское дело 2а-22/2017 (2а-281/2016;) ~ М-299/2016

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Летуновский Дмитрий Александрович

Гражданское дело 9а-8/2017 ~ М-36/2017

Определение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Лосев Валерий Александрович

Гражданское дело 2а-89/2017 ~ М-39/2017

Решение город Москва Нижегородский гарнизонный военный суд Сидельников Максим Владимирович

Спросить быстрее, чем найти.
Отвечу на вопрос за 5 минут.
Спросить юриста! Быстрый ответ за 5 минут
Бесплатная горячая линия 8 800-777-32-63