РОССИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

бесплатная горячая линия 8 800 777 32 63

Подписаться

Добрый день!
Мы будем рады вам помочь, на данный момент на сайте 87 юристов.

Какой у Вас вопрос? Опишите подобробнее вашу ситуацию.

Отвечаем в течении 15 минут

Размещая на сайте вопрос, комментарии, обсуждения, статьи Вы соглашаетесь с Правилами сайта и даёте согласие на обработку персональных данных.

Определение Гражданское дело 33-68/2017 Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики

  • Движение по материалам дела
  • Номер Дела
    33-68/2017
  • Вид судопроизводства
    Гражданское дело
  • Инстанция
    Апелляция
  • Вид документа
    Определение
  • Категория гражданского дела
    2.096 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О выселении -> из жилого помещения, занимаемого по договору специализированного найма (служебного помещения, общежития и др.)
  • Субъект РФ
    Карачаево-Черкесская Республика
  • Наименование Суда
    Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
  • Результат
    решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Судья
    Матакаева Софья Клычбиевна
  • Истец
    Главное управление МЧС России по КЧР
  • Ответчик
    Четвертный А.О. Четвертная Л.К. Четвертный К.А. Четвертный О.А. , Орган опеки и попечительства Мэрии МО г. Черкесска
  • Третье лицо
    Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в КЧР
  • Дата поступления
    13.01.2017
  • Дата решения
    22.03.2017
  • Движение по делу
    16.02.2017 12:00 Судебное заседание 08.02.2017 10:30 Судебное заседание 13.03.2017 10:00 Судебное заседание 22.03.2017 14:20 Судебное заседание

Судья Ковалева О.Г.                          Дело № 33-68/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

22 марта 2017 года              г.Черкесск КЧР                    

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего – Гришиной С.Г.,

судей: Боташевой А.Р., Болатчиевой А.А.,

при секретаре судебного заседания Бадён И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике на решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 октября 2016 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Черкесского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике, к Четвертному А.О., Четвертной Л.К., <ФИО>42, Четвертному О.А. и <ФИО>5 об освобождении служебного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики Боташевой А.Р., объяснения военного прокурора Черкесского гарнизона – Козуб А.В., представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР Кубековой Д.К., ответчиков – Четвертного А.О., Четвертной Л.К., действующих также в интересах несовершеннолетнего ответчика – <ФИО>26., представителя органа опеки и попечительства Мэрии МО г. Черкесска – Эбзеевой Ж.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Военный прокурор Черкесского гарнизона, действующий в интересах Российской Федерации и Главного управления МЧС России по Карачаево-Черкесской Республике, обратился в суд с иском к Четвертному А.О., Четвертной Л.К., <ФИО>3, Четвертному О.А. об освобождении служебного жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что данная квартира была предоставлена Четвертному А.О. и его семье на время действия контракта о прохождении службы в должности помощника начальника караула в ПЧ-1 ФГКУ «1ОФПС по КЧР». В связи с достижением предельного возраста приказом ФГКУ «1ОФПС по КЧР» от 29.02.2016г. №... ответчик уволен из федеральной противопожарной службы, в связи с чем должен освободить служебное жилое помещение. Вместе с тем, ответчик до настоящего времени указанное жилое помещение не освободил. Указанные обстоятельства выявлены в ходе осуществления надзорных мероприятий при проведении проверки исполнения законодательства в сфере сохранности государственной собственности.

Несовершеннолетний <ФИО>5, <дата> года рождения, в интересах которого действует Четвертной О.А., привлечен к участию в деле в качестве соответчика.

В судебном заседании представитель истца Клинцевич Е.В. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просила их удовлетворить.

Ответчики Четвертной А.О., Четвертной О.А. и представитель ответчиков Карабанова Л.П. в судебном заседании иск не признали и просили отказать в удовлетворении исковых требований.

Территориальное управление Росимущества в КЧР просило рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить заявленные требования.

Военный прокурор Черкесского гарнизона, ответчик Четвертная Л.К., представитель органа опеки и попечительства в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, и не просили о рассмотрении иска в их отсутствие, хотя были уведомлены о времени и месте проведения слушания.

В соответствие с требованиями ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Решением Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 октября 2016 года в удовлетворении заявления военного прокурора Черкесского гарнизона в интересах Российской Федерации и Главного управления МЧС России по КЧР отказано в полном объеме.

Не согласившись с постановленным по делу решением, Главное управление МЧС России по КЧР подало на него апелляционную жалобу, в которой ставится вопрос об отмене постановленного решения и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Апеллянт ссылается на то, что решение суда подлежит отмене на основании ст. 330 ГПК РФ в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права. Суд при разрешении исковых требований сослался на типовое положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.12.2002г. № 897, которое не распространяется на работников противопожарной службы, поскольку обеспечение жилыми помещениями в системе МЧС происходит на основе Правил предоставления жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.03.2013г. №217. Следовательно, при прекращении Четвертным А.О. службы в системе МЧС, он и его семья должны освободить служебное жилое помещение. Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилому фонду и не имеет статус служебного, поскольку данный статус присвоен на основании решения уполномоченного органа - приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 26.03.2014г. №.... Правилами ведения ЕГРП, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998г., действующими на момент регистрации имущества, не предусмотрено внесение записи об отнесении жилого помещения к статусу служебных. Представитель Управления считает также ошибочным и вывод суда о невозможности выселения ответчиков в связи с расторжением служебного контракта до получения Четвертным А.О. единовременной социальной выплаты, так как данный вывод не соответствует нормам материального права, правовой позиции Конституционного Суда РФ. Четвертной А.О. не относится к категории лиц, которые не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая доводы жалобы необоснованными. Ссылается на то, что военный прокурор не уполномочен предъявлять данный иск, доказательств отнесения спорной квартиры к служебному жилью истцовая сторона не представила, в реестре федерального имущества и в ЕГРП отсутствуют сведения о регистрации данной квартиры как служебной. В связи с постановкой его на учет для получения служебного жилья 20.07.2010г. на него распространяются ч. 1 ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» и Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17.12.2002г. №897, п. 28 которого запрещает выселять из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения лиц, имеющих выслугу лет в правоохранительных органах не менее 10 лет. Он имеет соответствующий стаж и, следовательно, не может быть выселен из служебной квартиры, в том числе и в связи с неполучением им социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в очереди на получение которой он также состоит. До увольнения и после увольнения должностные лица ГУ МЧС России по КЧР неоднократно требовали, чтобы он освободил квартиру.

В суде апелляционной инстанции представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по КЧР Кубекова Д.К. поддержала доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней, просила ее удовлетворить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Военный прокурор Черкесского гарнизона – Козуб А.В. поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней, просил ее удовлетворить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.

Ответчики Четвертной А.О. и Четвертная Л.К., действующие также в интересах несовершеннолетнего ответчика <ФИО>13, <дата> года рождения, поддержали письменные возражения на апелляционную жалобу, просили отказать в ее удовлетворении.

Представитель органа опеки и попечительства Мэрии МО г. Черкесска – Эбзеева Ж.В. просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая оспариваемый судебный акт законным и обоснованным.

Ответчик Четвертной О.А., действующий также в интересах несовершеннолетнего ответчика <ФИО>5, <дата> года рождения, в судебное заседание не явился, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в судебных заседаниях просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы за ее необоснованностью.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Территориальное управление Росимущества в КЧР, будучи извещенным о дате и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направило, о причинах его неявки не известило.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит, что имеются основания для отмены состоявшегося по делу судебного решения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения норм материального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции.

Как установлено судом и следует из материалов дела, жилое помещение - двухкомнатная квартира № 48 общей площадью 53,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (л.д. 16).

Приказом Северо-Кавказского регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 марта 2014г. №... жилые помещения (квартиры), находящиеся в оперативном управлении главных управлений МЧС России Северо-Кавказского федерального округа, Северо-Кавказского регионального центра МЧС России, Северо-Кавказского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, отнесены к служебному (маневренному) фонду согласно приложению; в перечне жилых помещений в данном приложении наличествует также и квартира № 48 <адрес> (л.д. 17-21).

На основании решения жилищной комиссии государственного учреждения «ЦУКС МЧС России по КЧР» от 20 июля 2010г. №... Четвертной А.О. принят на учет нуждающихся в получении служебного жилья с 01 июля 2010г. (л.д. 7-8).

Решением комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России» от 25.11.2013 г. №... Четвертному А.О. на время действия контракта о прохождении службы в МЧС России была предоставлена двухкомнатная квартира № 48 общей площадью 53,1 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.

По договору найма служебного жилого помещения от 17 декабря 2013г. квартира, в отношении которой возник спор, была предоставлена Четвертному А.О. и членам его семьи - жене Четвертной Л.К., сыновьям – Четвертному О.А. и <ФИО>3, в которую они вселились и проживают в настоящее время (л.д. 10-13).

Согласно поквартирной карточке, паспортам ответчиков и свидетельству о регистрации по месту жительства перечисленные лица, а также внук нанимателя - <ФИО>5, <дата> года рождения, зарегистрированы в спорном жилом помещении по месту жительства (л.д. 37-43, 38-65).

В соответствии с пунктом 19 договора в случае расторжения или прекращения договора в связи с окончанием срока службы наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение. В случае отказа освободить жилое помещение граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации (л.д. 12-14).

Приказом ФГКУ «1 Отряд Федеральной противопожарной службы по Карачаево-Черкесской Республике» от 29 февраля 2016г. №... Четвертной А.О. уволен из федеральной противопожарной службы по пункту «ж» части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (по достижению предельного возраста). На день увольнения выслуга лет Четвертного А.О. в календарном исчислении составила 19 лет 08 месяцев 27 дней, в льготном исчислении 20 лет 05 месяцев 17 дней (л.д. 15).

Четвертной А.О. принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья с 26 февраля 2016г. (л.д. 76-77).

Приходя к выводу об отсутствии оснований для выселения ответчиков из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что спорное жилое помещение не является служебным, Четвертной А.О. имеет выслугу более 10 лет, состоит на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2010 года, до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, которую до настоящего времени не получил.

Между тем судебная коллегия находит, что судебное решение принято с нарушением норм материального права и согласиться с указанными выводами суда нельзя по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, и служебные жилые помещения.

В соответствии со статьёй 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Частью 1 статьи 102 ЖК РФ установлено, что договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим кодексом основаниям.

Как указано в части 1 статьи 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3)    члены семьи работника, которому было предоставлено служебное
жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4)    инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

В соответствии с частью 3 статьи 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Отказывая в удовлетворении иска о выселении семьи Четвертных из служебного жилого помещения, закреплённого за истцом на праве оперативного управления, суд первой инстанции руководствовался ч. 1 ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» в редакции на момент постановки ответчика на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (01.07.2010г.), пунктами 27 и 28 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 897, в силу которых сотрудник, имеющий выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет, не может быть выселен из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Между тем установленный данным положением порядок распоряжения жилыми помещения не распространяет своё действие на жилые помещения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий либо федеральной противопожарной службы.

При вынесении решения суд не принял во внимание, что отношения, связные с обеспечением жилыми помещениями граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной инспекции, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (часть 1 статьи 1 данного закона).

В пункте 3 статьи 8 данного закона предусмотрено, что сотрудник, которому предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключает с федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, его территориальным органом либо учреждением договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда в порядке и на условиях, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. В указанном договоре определяется порядок предоставления, оплаты, содержания и освобождения жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Пунктом 4 статьи 8 указанного федерального закона предусмотрено, что категории сотрудников, которым предоставляется жилое помещение специализированного жилищного фонда, и порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013г. №217 утверждены Правила предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно пункту 3 Правил специализированное жилое помещение предоставляется сотруднику для временного проживания с даты заключения служебного контракта на период его действия в целях создания необходимых жилищно-бытовых условий при исполнении им служебных обязанностей по месту службы.

Пунктом 15 Правил установлено, что истечение срока действия служебного контракта или его расторжение, получение в установленном порядке жилого помещения в населённом пункте по месту службы или получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения являются основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения. Сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение в день, следующий за днем прекращения срока действия договора найма специализированного жилого помещения, за исключением случая получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. В случае получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения сотрудник и проживающие совместно с ним члены его семьи, в том числе бывшие, обязаны освободить специализированное жилое помещение не позднее 3 месяцев со дня её получения.

Таким образом, поскольку на Четвертного А.О., относящегося к сотрудникам противопожарной службы, распространяются указанные Правила, согласно которым расторжение служебного контракта является основанием для прекращения договора найма специализированного жилого помещения, то применение судом к спорным правоотношениям типового положения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. № 897, является ошибочным.

Ссылка суда первой инстанции на невозможность выселения ответчика и членов его семьи из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения в связи с его нахождением на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях с 2010г., не имеет правового значения, поскольку спорное жильё является служебным, было предоставлено в пользование Четвертного А.О. и членов его семьи для временного проживания в нём на период прохождения им службы, на момент разрешения судом спора Четвертной А.О. в служебных отношениях с истцом не состоит.

Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 07 марта 2017г. по делу № 15-КГ 16-11 по иску Главного управления МЧС России по Республике Мордовия к Родькину И.Ф., Родькиной О.В., Родькиной К.И. о выселении из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Кроме того, не свидетельствует о наличии у Четвертного А.О. и членов его семьи права пользования служебным жилым помещением после прекращения служебного контракта и тот факт, что на момент прекращения служебного контракта им не получена единовременная социальная выплата на приобретение или строительство жилья.

При этом, право Четвертного А.О. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сторонами не оспаривается; оно сохраняется за ним в силу ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012г. № 283-ФЗ, предусматривающей, что право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Судебной коллегии ответчиками также не представлено доказательств того, что Четвертной А.О. и члены его семьи относятся к категории лиц, указанных в части 2 статьи 103 ЖК РФ, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Довод ответчика о том, что спорная квартира не имеет статус служебного жилого помещения, признается судебной коллегией несостоятельным, по следующим основаниям.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 03 февраля 2014г. право оперативного управления на спорное жилое помещение зарегистрировано за Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике (л.д. 16).

При этом, в п. 2 Правил предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации предусмотрено, что специализированный жилищный фонд органов (учреждений) состоит из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях, находящихся в федеральной собственности и закрепленных на праве оперативного управления за органами (учреждениями).

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2010г. № 179 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации" установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.

Согласно п. 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. № 868 (в ред. на момент издания приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России от 26.03.2014г.), региональный центр МЧС России осуществляет в установленном порядке руководство спасательными воинскими формированиями МЧС России, подразделениями федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России, пожарно-спасательными, поисково-спасательными, аварийно-спасательными формированиями, центром управления в кризисных ситуациях регионального центра МЧС России и иными подразделениями и организациями МЧС России, подчиненными региональному центру МЧС России (далее - подчиненные подразделения), а также главными управлениями МЧС России по субъектам Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Согласно приложению №2 к данному приказу в той же редакции в число подчиненных Северо-Кавказскому региональному центру МЧС России подразделений входит и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике.

В соответствии с подп. 4 п. 11 вышеуказанного Положения региональный центр МЧС России осуществляет в установленном порядке функции по управлению закрепленным государственным имуществом.

Следовательно, в рамках предоставленных полномочий Северо-Кавказский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий издал приказ от 26 марта 2014г. №... об отнесении к служебному (маневренному) фонду жилых помещений (квартир), находящихся в оперативном управлении главных управлений МЧС России Северо-Кавказского федерального округа, Северо-Кавказского регионального центра МЧС России, Северо-Кавказского регионального поисково-спасательного отряда МЧС России, в том числе и спорное жилое помещение.

Таким образом, материалами дело подтверждено, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью, относится к специализированному жилищному фонду в системе МЧС России и имеет статус служебного жилого помещения.

Судебная коллегия также отвергает довод ответчика о том, что отсутствие в едином государственном реестре прав на недвижимость сведений о регистрации жилого помещения в качестве служебного, свидетельствует об отсутствии у него данного статуса в связи со следующим.

Согласно абз. 3 п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006г. № 42, предусмотрено, что решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Вместе с тем государственная регистрация является актом признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество, в связи с чем, отсутствие государственной регистрации статуса жилого помещения как служебного не может свидетельствовать об отсутствии такового статуса, поскольку основанием для отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду является принятое в установленном порядке решение органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, каковым в данном случае является МЧС России и его региональные центры, а не государственная регистрация данного решения.

При этом, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора тот факт, что статусом служебного спорное жилое помещение наделено после заключения между сторонами спора договора найма служебного жилого помещения, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит. Следовательно, нельзя признать, что спорная квартира предоставлена ответчику и членам его семьи на условиях договора социального найма. Тем более, требований об оспаривании договора найма служебного жилого помещения сторона не заявляла.

Довод ответчика в письменных возражениях о том, что настоящий иск заявлен ненадлежащим истцом – военным прокурором Черкесского гарнизона не может быть принят во внимание, поскольку истцом – Главное управление МЧС России по КЧР настоящий иск поддержан.

Таким образом, судебная коллегия находит, что оспариваемое решение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для его отмены и вынесении нового решения об удовлетворении требований военного прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Отменить решение Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики от 18 октября 2016 года по гражданскому делу по иску военного прокурора Черкесского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике, к Четвертному А.О., Четвертной Л.К., <ФИО>3, Четвертному О.А. и <ФИО>34 об освобождении служебного жилого помещения.

Принять по настоящему делу новое решение.

Удовлетворить исковое заявление военного прокурора Черкесского гарнизона, действующего в интересах Российской Федерации и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Карачаево-Черкесской Республике, к Четвертному А.О., Четвертной Л.К., <ФИО>3, Четвертному О.А. и <ФИО>5 об освобождении служебного жилого помещения.

Выселить Четвертного А.О., Четвертную Л.К., <ФИО>3, Четвертного О.А. и <ФИО>5 из служебного жилого помещения – квартиры № 48 <адрес> без предоставления другого жилого помещения.

Мотивированное определение составлено 27 марта 2017г.

Председательствующий:

Судьи:

Комментарии

Выберите аватарку:

Выберите аватарку
Выберите аватарку

Ваше имя

Ваш e-mail

  • Эмоджи
  • Колобки
  • Стикеры
  • эмоджи 1
  • эмоджи 2
  • эмоджи 3
  • эмоджи 4
  • эмоджи 5
  • эмоджи 6
  • эмоджи 7
  • Стандартные
  • Психушка
  • Она и Он
  • Герои
  • Спортивные
  • стикер 1
  • стикер 2
  • стикер 3
  • стикер 4
  • стикер 5
  • стикер 6
  • стикер 7

Размещая на сайте вопрос, комментарии, обсуждения, статьи Вы соглашаетесь с Правилами сайта и даёте согласие на обработку персональных данных.

Консультация по Вашему вопросу

8 800 777 32 63



Гражданское дело 2а-123/2017 ~ М-96/2017

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Тишков Анатолий Николаевич

Гражданское дело 2а-118/2017 ~ М-90/2017

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Тишков Анатолий Николаевич

Гражданское дело 2а-22/2017 (2а-281/2016;) ~ М-299/2016

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Летуновский Дмитрий Александрович

Гражданское дело 9а-8/2017 ~ М-36/2017

Определение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Лосев Валерий Александрович

Гражданское дело 2а-89/2017 ~ М-39/2017

Решение город Москва Нижегородский гарнизонный военный суд Сидельников Максим Владимирович

Спросить быстрее, чем найти.
Отвечу на вопрос за 5 минут.
Спросить юриста! Быстрый ответ за 5 минут
Бесплатная горячая линия 8 800-777-32-63