- Движение по материалам дела
-
Номер Дела33-4597/2017
-
Вид судопроизводстваГражданское дело
-
ИнстанцияАпелляция
-
Вид документаОпределение
-
Субъект РФСамарская область
-
Наименование СудаСамарский областной суд
-
РезультатРЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
-
СудьяЧеркунова Л. В.
-
ИстецГрачева В.С. , Прокурор г. Жигулевска в интересах Грачевой Веры Сергеевны
-
Ответчикадминистрация городского округа Жигулевск
-
Третье лицоМинистерство социально-демографической политики Самарской области
-
Дата поступления22.03.2017
-
Дата решения04.04.2017
-
Движение по делу04.04.2017 14:40 Судебное заседание 10.04.2017 15:02 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судья: Никонова Л.Ф. Гр. дело № 33-4597/2017
АПЕЛЛЯЦИОННЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2017 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Хаировой А.Х.,
судей – Черкуновой Л.В., Панковой М.А.,
при секретаре – Татариновой Г.Ю.,
с участием прокурора – Гуляевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Жигулевск Самарской области на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 06 февраля 2017 г., которым постановлено:
«Исковые требования прокурора г. Жигулевска, предъявленные в интересах Грачевой В.С., удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск предоставить Грачевой В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм, на состав семьи 1 человек».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Черкуновой Л.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Жигулевска обратился в суд с иском в интересах Грачевой В.С. к Администрации городского округа Жигулевск Самарской области о предоставлении жилого помещения по договору найма из специализированного жилищного фонда. В обоснование требований прокурор указал, что Грачева В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.
На основании заявления постановлением администрации городского округа Жигулевск Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Грачева В.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. В связи с тем, что до настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено, прокурор просил обязать Администрацию городского округа Жигулевск Самарской области предоставить истцу жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Администрация городского округа Жигулевск Самарской области просит отменить решение суда и принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что администрация выполнила возложенные на нее законом обязанности в отношении истца, после поступления денежных средств из федерального бюджета истец будет обеспечена жильем.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, считающего решение законным и обоснованным и не подлежащим изменению либо отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями статьи 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статьи 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с частью 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 г.) дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частями 4,5 статьи 2 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД установлено, что органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно части 9 статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.
Статьями 5,6,8 Закона Самарской области от 05.03.2005 № 77-ГД (в редакции от 29.12.2012 г.) «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» предусмотрено, что органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Из материалов дела видно, что Грачева В.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Родители Грачевой В.С. – мать ФИО1 и отец ФИО2 решением <данные изъяты> лишены родительских прав в отношении дочери.
Постановлением мэра городского округа Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Грачева В.С. передана в приемную семью ФИО3 (договор о приемной семье заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ.).
Грачева В.С. зарегистрирована по адресу: <адрес>, общей площадью жилого помещения 56,5 кв.м., что подтверждается справкой о составе семьи, выданной МБУ МФЦ от ДД.ММ.ГГГГ. Из указанной справки также следует, что в данном жилом помещении зарегистрированы помимо Грачевой В.С. еще 7 человек, в том числе лишенные родительских прав родители истца ФИО1 и ФИО2
Согласно представленным выпискам из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. Грачевой В.С. принадлежит ? доля в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м., на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом <данные изъяты>.
Постановлением администрации городского округа Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ. № индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, на основании акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ., признан непригодным для проживания.
Постановлением администрации городского округа Жигулевск Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ Грачева В.С. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда.
До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также нормы действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора, связанных с предоставлением Грачевой В.С. жилого помещения на условиях специализированного найма.
В решении правильно указано на несостоятельность доводов ответчика относительно полномочий по обеспечению истца жилым помещением.
Как следует из ч.2 ст.1 Закона Самарской области от 28.12.2012 №135-ГД (в редакции от 10.04.2013 г.) «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При таких обстоятельствах суд правильно указал, что Администрация городского округа Жигулевск Самарской области в данном случае является надлежащим ответчиком по указанному делу. Органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органов местного самоуправления.
Ссылка ответчика на недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не может являться основанием для отказа в иске.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилого фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение принятого решения и предусмотренных статьей 330 ГПК РФ судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 06 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа Жигулевск Самарской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи: