РОССИЙСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

бесплатная горячая линия 8 800 777 32 63

Подписаться

Добрый день!
Мы будем рады вам помочь, на данный момент на сайте 94 юриста.

Какой у Вас вопрос? Опишите подобробнее вашу ситуацию.

Отвечаем в течении 15 минут

Размещая на сайте вопрос, комментарии, обсуждения, статьи Вы соглашаетесь с Правилами сайта и даёте согласие на обработку персональных данных.

Определение Гражданское дело 33-271/2017 Красноярский краевой суд

  • Движение по материалам дела
  • Номер Дела
    33-271/2017
  • Вид судопроизводства
    Гражданское дело
  • Инстанция
    Апелляция
  • Вид документа
    Определение
  • Категория гражданского дела
    2.127 - Споры, связанные с землепользованием -> Иные споры, связанные с землепользованием
  • Субъект РФ
    Красноярский край
  • Наименование Суда
    Красноярский краевой суд
  • Результат
    РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Судья
    Потехина Оксана Борисовна
  • Истец
    Абента А.А.
  • Ответчик
    Адм-я Каратузского р-на, Хайретдинов Ф.Р, ООО "Кварц"
  • Дата поступления
    02.01.2017
  • Дата решения
    01.03.2017
  • Движение по делу
    01.03.2017 10:30 Судебное заседание 07.03.2017 12:18 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 14.03.2017 12:18 Передано в экспедицию 23.01.2017 10:30 Судебное заседание

Судья Чугунников Е.В.     Дело № 33-271/2017

     А-127г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 марта 2017 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Тихоновой Ю.Б.

судей Шиверской А.К., Потехиной О.Б.

при секретаре Сакович Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по иску Абента АА к администрации Каратузского района, Хайретдинову ФР, Обществу с ограниченной ответственностью «Кварц» о признании недействительными результатов межевания земельного участка, признании незаконным постановления администрации Каратузского района Красноярского края о предоставлении земельного участка на правах аренды, признании недействительным договора аренды земельного участка, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета и об установлении границ земельного участка,

встречному исковому заявлению Хайретдинова ФР к Абент АА, Лалетину СО, администрации Каратузского района Красноярского края о признании недействительными акта согласования границ земельных участков, межевого плана земельного участка, постановления администрации Каратузского сельсовета о предоставлении земельного участка в собственность и свидетельства о праве собственности на землю

по апелляционной жалобе Хайретдинова Ф.Р.

на решение Каратузского районного суда Красноярского края от 26 октября 2016 года, которым постановлено:

«Иск Абента АА удовлетворить:

-признать недействительными результаты межевания земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного в с<адрес> с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 1260 кв.м. с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, и снять данный земельный участок с государственного кадастрового учета;

-признать недействующим со дня вынесения постановление администрации Каратузского района Красноярского края от <дата> <данные изъяты> о предоставлении Хайретдинову ФР в аренду сроком на <данные изъяты> земельного участка в <адрес> площадью 1260 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>

-признать недействительным договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от <дата>, по которому Муниципальное образование Каратузский район передало в аренду сроком на 49 лет Хайретдинову ФР земельный участок в <адрес> площадью 1260 кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, прекратив право аренды Хайретдинова ФР на указанный земельный участок;

-установить границы земельного участка в <адрес>, площадью 1804 кв.м., принадлежащего на праве собственности Абенту АА в характерных точках уточненного межевого плана от <дата>:

Обозначение характерных точек границы

Координаты X

Координаты Y

363706,47

363689,82

363684,33

363699,10

363691,00

363671,53

363669,00

363642,56

363630,76

363626,25

363626,10

363628,55

3636??????

363624,45

363623,93

363627,36

363627,00

363628,99

363629,47

363631,36

363633,83

363637,97

363645,31

363663,36

363706,47

97094,42

97105,94

97097,78

97087,20

97074,20

97087,72

97084,00

97045,10

97051,46

97037,79

97037,17

97036,03

97031,30

97032,18

97030,76

97028,38

97032,61

97032,78

97027,30

97026,50

97025,24

97030,88

97040,88

97032,07

97094,42

<данные изъяты>

В удовлетворении встречных исковых требований Хайретдинова Ф.Р. отказать в полном объеме».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Абент А.А. обратился в суд с иском к администрации Каратузского района Красноярского края, Хайретдинову Ф.Р., ООО «Кварц», мотивируя свои требования тем, что является собственником земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 2424 кв.м. с кадастровым номером в <дата> о чем имеется свидетельство на право собственности от <дата> В целях оформления земельного участка в соответствии с требованиями действующего законодательства, в <дата> он изготовил межевой план участка и обратился в филиал <данные изъяты> с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, однако решением органа, осуществляющего кадастровый учет, ему отказано в удовлетворении заявления, поскольку одна из границ его земельного участка пересекает границы смежного земельного участка с кадастровым номером , расположенного по <адрес>, межевание которого проводилось ранее. Вместе с тем, он более <дата> открыто владеет и пользуется своим земельным участком, который огорожен, ранее границы участка согласовывались с владельцем смежного участка Хайретдиновым Ф.Р. и не изменялись. С учетом уточнения исковых требований просил суд признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером , признать незаконным постановление администрации Каратузского района от <дата> «О предоставлении земельного участка на правах аренды для ведения личного подсобного хозяйства», признать недействительным договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от <дата>, заключенный между администрацией Каратузского района и Хайретдиновым Ф.Р., снять с государственного кадастрового учета спорный земельный участок и установить границы земельного участка с кадастровым номером согласно межевому плану истца от <дата>

Хайретдинов Ф.Р. обратился в суд со встречными исковыми требованиями к Абенту А.А. и Лалетину С.В. о признании актов согласования границ земельных участков и свидетельства о праве собственности на землю недействительными, мотивируя требования тем, что спорный земельный участок, принадлежащий Абенту А.А., ранее был предоставлен из земель <данные изъяты> в пользование <данные изъяты> на основании постановления Каратузской сельской администрации от <дата> Площадь указанного земельного участка составляла 1686 кв.м. <дата> между ним, как директором <данные изъяты> и Абентом А.А., была достигнута устная договорённость о передаче последнему вышеуказанного земельного участка. <дата> года к Хайретдинову Ф.Р. обратился инженер Лалетин С.А. с просьбой написать заявление об отторжении в пользу Абента земельного участка площадью 2424 кв.м. и подписать акт согласования границ земельного участка. Пользуясь доверчивостью Хайретдинова Ф.Р., Лалетин С.В. замежевал в пользу Абента земельный участок не площадью 1686 кв.м., а площадью 2424 кв.м., тем самым незаконно захватив территорию <данные изъяты> с расположенными на ней объектами недвижимости. О данном захвате земельного участка Хайретдинов узнал только при рассмотрении данного дела. Полагает вышеуказанный акт согласования границ земельного участка <дата> недействительным, поскольку к нему не прилагается план земельного участка. Постановление Каратузского сельского совета «Об изменении площади земельного участка ТОО «Металлист» имеет неоговоренные исправления и противоречия и является незаконным. Просил суд признать недействительными акт согласования границ землевладения от <дата>, постановление Каратузского сельского совета от <дата> «Об изменении площади земельного участка <данные изъяты> и свидетельства на право собственности на землю от <дата>, согласно которому Абенту А.А. принадлежит земельный участок площадью 2424 кв.м.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Хайретдинов Ф.Р. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принятое с нарушение норм процессуального и материального права. Полагает, что при рассмотрении дела было нарушено равноправие и состязательность сторон в судебном заседании. Указывает, что к материалам дела приобщена не заверенная копия свидетельства о праве собственности Абент А.А. на земельный участок по адресу: <адрес>, которая не соответствует подлиннику, однако судом ходатайство об истребовании подлинника указанного документа не было удовлетворено. Ссылается на то, что Абент А.А. обратился в Кадастровую палату с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости- земельный участок с кадастровым номером , кроме того указанный земельный участок только формируется, в связи с чем необходимо согласование местоположения границ земельного участка на местности с владельцами смежных земельных участков, однако согласования на местности не проводилось, при этом судом необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о проведении такого согласования на местности. Указывает, что не отрицает написание им заявления об отторжении от <данные изъяты> земельного участка площадью 2 424 кв.м. в пользу Абента А.А., при этом доверяя геодезисту Лалетину С.В. не понимал какой именно земельный участок и какой площадью передается, при этом имел намерение передать земельный участок площадью 1 686 кв.м, не желая передавать часть земельного участка на котором располагалось здание конторы. При подписании документов план передаваемого участка не видел. Границы предоставленного Абенту А.А. в собственность земельного участка в <дата> не изменялись. Суд не выяснял причины наложения спорных земельных участков, приняв в качестве доказательств голословные утверждения Абента А.А. и геодезиста Лалетина С.В. При этом именно Лалетин С.В. предложил ему взять в аренду свободный земельный участок, который как выяснилось впоследствии налагался на границы земельного участка Абента А.А. Указывает, что срок исковой давности для обращения в суд им не был пропущен, поскольку он узнал об отчуждении части земельного участка только в <дата>, когда был привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, а впоследствии в качестве ответчика.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ), выслушав представителя Хайретдинова Ф.Р.- Беляеву Л.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, Абента А.А., его представителя Дубинникову Г.А., полагавших решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Как правильно установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству на право собственности на землю от <дата> выданному Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Каратузского района Красноярского края, регистрационная запись от <дата> Абенту А.А. на праве собственности принадлежит приусадебный земельный участок из земель сельских населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства площадью 2424 кв.м., в <адрес>, часть участка общей площадью 40 кв.м. обременена правом других лиц производить ремонтные работы.

Указанный земельный участок предоставлен Абенту А.А. в собственность на основании постановления Каратузского сельского совета от <дата>, этим же постановлением на указанную площадь уменьшена площадь земельного участка, находящегося в производственной деятельности у <данные изъяты>

Данный земельный участок с кадастровым номером , состоит на государственном кадастровом учете с <дата> без установления границы в соответствии с требованиями земельного законодательства.

<дата> при оформлении землеустроительного дела по установлению границ земельного участка по адресу <адрес> <данные изъяты> предусмотрело в установленном порядке согласование границ земельного участка в с<адрес> с оформлением нового плана границ.

План границ земельного участка, оформленный <дата>., предусматривал изменение конфигурации участка с уменьшением его площади до 1826 кв.м. Новые границы земельного участка Абента А.А., уменьшенной площадью, были согласованы от т.10 до т.1 – <адрес> с генеральным директором <данные изъяты> Хайретдиновым Ф.Р.

Исходя из плана земельного участка Абента А.А. с кадастровым номером <данные изъяты> по <адрес> составленного и согласованного в <дата> следует, что от т.1 до т.4 - границы земель общего пользования, от т.4 до т.8 – границы земельного участка по <адрес> также принадлежащего Абенту А.А., от т.8 до т.10 границы земельного участка по <адрес>»), от т.10 до т.1 – границы земельного участка по <адрес> которые согласовал генеральный директор <данные изъяты> Хайретдинов Ф.Р.

<дата> Хайретдинов Ф.Р. обратился в администрацию Каратузского района с заявлением об утверждении и выдаче схемы земельного участка в с<адрес>

Администрацией Каратузского района утверждена и выдана схема земельного участка Хайретдинову Ф.Р., указанный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером , площадью 1260 кв.м. с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, после чего постановлением администрации Каратузского района Красноярского края от <дата> «О предоставлении земельного участка на правах аренды для ведения личного подсобного хозяйства» предоставлен Хайретдинову Ф.Р. в аренду сроком на 49 лет, по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от <дата>

По результатам межевания, проведенного кадастровым инженером Ивановым С.С. <дата> установлено, что данный земельный участок с кадастровым номером , а также земельные участки с кадастровыми номерами пересекают границы земельного участка Абента А.А. с кадастровым номером , границы которого были согласованы в <дата> со всеми смежными землепользователями. При этом, <дата> межевание проводилось в отношении земельного участка площадью 2127 кв.м. С учетом изложенного, решением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от <дата> было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка Абента А.А. с кадастровым номером

Поскольку при межевании <дата>. Абенту А.А. были установлены границы большей площадью (2127 кв.м.), относительно согласованной в <дата> (1826 кв.м.), при повторном межевании <дата>., границы земельного участка с кадастровым номером установлены площадью 1804 кв.м.

По результатам межевания <дата>. было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего Абенту А.А. полностью накладываются на земельный участок с кадастровым номером , предоставленным Хайретдинову Ф.Р. в аренду.

Решением Каратузского районного суда Красноярского края от <дата>, вступившим в законную силу <дата> и в силу ст.61 ГПК РФ имеющим преюдициальное значение при рассмотрении данного спора, отказано в удовлетворении исковых требований Хайретдинова Ф.Р. к Иванову С.С. и Абенту А.А. о признании незаконными результатов межевания и межевого плана от <дата> г. земельного участка по адресу <адрес>

При этом судом первой и апелляционной инстанции установлено, что границы земельного участка Абента А.А. с кадастровым номером длительное время имеют искусственное ограждение по согласованному в <дата> плану, смежные земельные участки с других сторон, прошли в установленном порядке процедуру межевания, а, значит, отсутствовала обязательность согласования границ с участием этих землепользователей, спорная граница <дата> была согласована с Хайретдиновым Ф.Р., а материалами дела, в том числе, пояснениями кадастрового инженера Иванова С.С., данными в ходе судебного заседания, подтверждается, что межевой план <дата> изготавливался, по согласованному в <дата> плану.

Разрешая заявленные требования Абента А.А. при приведенных установленных судом обстоятельствах, учитывая, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, предоставленный Хайретдинову Ф.Р. в соответствии с договором аренды от <дата>, фактически находится в границах земельного участка расположенного по адресу: <адрес> принадлежащего на праве собственности Абент А.А. с <дата>, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о признании недействительными результатов межевания земельного участка кадастровым номером , признании недействующим постановления о предоставлении указанного земельного участка Хайретдинову Р.Ф., и недействительным договор аренды указанного земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда как основанными на правильно установленных судом первой инстанции обстоятельствах дела при верно примененных нормах материального права.

В соответствии со ст. 28 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015 г.) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством на момент предоставления спорного земельного участка в аренду ответчику Хайретдинову Ф.Р., определялся ст.34 ЗК РФ (в редакции, действующей до 01.03.2015 г.), согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

В соответствии с п.1 ст.11.2 ЗК РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно п.4 ст.11.2 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до 01.04.2015 г.) образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки; не требуется такого согласия на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи (в случае образования земельных участков на основании решения суда).

Согласно ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п.п.1,2 ч.1, п.4 ч.2 ст.60, п.2 ст.62 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, самовольного занятия земельного участка, а действия, нарушающие права на землю, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, в том числе путем сноса незаконно возведенных зданий, строений, сооружений и освобождению земельного участка, на основании решения суда.

Согласно п.2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ).

В соответствии с п. 3, 5 ст. 1 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», здесь и далее в редакции на момент принятия судом решения, земельный участок как объект недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такой земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, существует после проведения его государственного кадастрового учета. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ч.5 ст.4 ФЗ РФ от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.7 указанного Закона к уникальным характеристикам земельного участка отнесены, в частности, его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и его площадь.

В силу ст. 16 названного Закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее - необходимые для кадастрового учета документы).

Согласно ст.22 ФЗ РФ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением должны быть представлены необходимые документы, в том числе, копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право заявителя на земельный участок и межевой план.

В соответствии с ч.1 ст. 38 указанного Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В силу ч.1 ст. 39 названного Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет) (ч.3 ст.39 Закона).

Согласно ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ранее учтенным объектом недвижимости является земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре, и такой объект считается объектом недвижимости, учтенным в соответствии с Законом о кадастре.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка

Согласно ст. 39 вышеуказанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности. Согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом. При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан: 1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; 2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; 3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности). При проведении согласования местоположения границ заинтересованные лица или их представители предъявляют кадастровому инженеру документы, удостоверяющие личность, документы, подтверждающие полномочия представителей заинтересованных лиц, а также документы, подтверждающие права заинтересованных лиц на соответствующие земельные участки (за исключением случая, если сведения о зарегистрированном праве заинтересованного лица на соответствующий земельный участок содержатся в государственном кадастре недвижимости).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Учитывая, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> предоставленный Хайретдинову Ф.Р. в аренду, образован из земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Абенду А.А. на праве собственности, без получения его согласия на это, а также без согласования с ним местоположения границ земельного участка с кадастровым номером оспариваемое Абентом А.А. постановление администрации Каратузского района Красноярского края является незаконным и нарушает права и законные интересы Абента А.А.

При таких обстоятельствах договор аренды земельного участка с кадастровым номером согласно ст. 168 ГК РФ является недействительной (ничтожной) сделкой, как противоречащей положениям п.4 ст.11.2, ст.34 ЗК РФ, и нарушающей права и охраняемые законом интересы третьего лица- Абента А.А.

Кроме того, в связи с нарушением указанных положений ЗК РФ при образовании земельного участка с кадастровым номером материалы межевания, на основании которых указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет являются недействительными, в связи с чем, сведения о данном земельном участке подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости.

С учетом установленных обстоятельств, правомерным является и вывод суда об удовлетворении иска Абента А.А. об установлении границ принадлежащего ему земельного участка в характерных точках уточненного межевого плана от <дата> г., поскольку имеется неурегулированный спор со смежным земплепользователем- Хайретдиновым Ф.Г.

При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что представленным в материалы дела свидетельством на право собственности на землю серии от <дата>. и постановлением Каратузского сельского совета от <дата>, подтверждено право собственности Абента А.А. на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>

Так, п.3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" устанавливалось, что каждому собственнику земельного участка выдается свидетельство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в регистрационной (поземельной) книге.

Свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством.

При первичном предоставлении земельного участка свидетельство выдается соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по решению местной администрации. При купле-продаже земельных участков и в других случаях перехода права собственности на землю свидетельство выдается указанным комитетом на основании договора купли-продажи (купчей) или иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю.

Документы, подтверждающие права собственности на земельные участки или права пользования земельными участками, выданные после вступления в силу данного Указа органами исполнительной власти и местного самоуправления без регистрации в районном (городском) комитете по земельным ресурсам и землеустройству, являются недействительными (абзацы первый, второй, четвертый, седьмой пункта 3 названного выше Указа N 1767).

В соответствии со статьей 64 Земельного кодекса РСФСР (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передавались по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" устанавливалось, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные статьями 14, 28, 29, 33 - 35, 55, 58, 64, 66, 68, 74, 80 и 94 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей", свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения".

В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" данный федеральный закон вводится в действие на всей территории Российской Федерации через шесть месяцев после его официального опубликования. Создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 1 января 2000 г.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по регистрации прав указанные полномочия осуществляются совместно Министерством юстиции Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерством государственного имущества Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике. Пункт 3 данного постановления указывал на то, что порядок взаимодействия учреждений юстиции по регистрации прав с территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, а также с другими органами определяет соответствующая межведомственная комиссия.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 112 "О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации" устанавливалось, что свидетельства на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", выданные после введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 г. N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются действительными.

Выдача свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав.

До начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав применяется ранее установленный порядок выдачи свидетельств на право собственности на землю и государственных актов на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.

Таким образом, при введении регистрации прав на недвижимое имущество государством устанавливался переходный период, в течение которого создавались учреждения, регистрирующие права на недвижимое имущество, вносящие сведения о них в единый реестр, до фактического начала деятельности которых сохранялся ранее действовавший порядок регистрации и учета прав на отдельные объекты недвижимости, в том числе на земельные участки.

При этом признавались ранее возникшие права на недвижимое имущество и сохраняли юридическую силу ранее выданные правоподтверждающие документы.

Основанием же для возникновения права на земельные участки, в частности для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с приведенными выше статьей 64 Земельного кодекса РСФСР и пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 являлся соответствующий акт местной администрации, а подтверждающим это право документом - свидетельство о праве собственности на землю, выданное соответствующим комитетом по земельным ресурсам и землеустройству.

Учитывая вышеприведенные нормы законодательства РФ, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о принадлежности на праве собственности указанного земельного участка Абенту А.А. соответствует приведенным выше нормам материального права о регулировании земельных отношений в условиях переходного периода, поскольку право Абента А.А. основано на актах органов государственной власти и местного самоуправления и подтверждено соответствующими документами, выданными уполномоченным государственным органом в период создания и начала деятельности регистрирующего органа, на которые Абент А.А. вправе был полагаться.

Кроме того, принимая во внимание вышеустановленные по делу обстоятельства, правомерными являются и выводы суда об отказе в удовлетворении требований встречного иска Хайретдинова Ф.Р. о признании недействительными акта согласования границ землевладения от <дата>, постановления Каратузского сельского совета от <дата> «Об изменении площади земельного участка <данные изъяты> и свидетельства на право собственности на землю от <дата>, согласно которому Абенту А.А. принадлежит земельный участок площадью 2424 кв.м.

Соглашаясь с такими выводами суда судебная коллегия учитывает, что оспариваемое свидетельство о праве собственности на выше указанный земельный участок оформлено в соответствии с требованиями действующего на тот момент земельного законодательства, постановление принято, а свидетельство выдано уполномоченным органом местного самоуправления, являются юридически действительными, в связи с чем, правовые основания для признания их недействительными отсутствуют.

Поскольку границы земельного участка истца установлены на основании межевого плана от <дата> который изготавливался по согласованному в 2006 году сторонами плану, оспариваемый Хайретдиновым Ф.Р. акт согласования границ землевладения от <дата> не имеет правового значения.

По существу все доводы апелляционной жалобы являются аналогичными тем, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка. Оснований для переоценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения, так как они не содержат оснований, предусмотренных статьей 330 ГПК РФ, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и на выражение несогласия с постановленным решением, содержат субъективное толкование правовых норм, однако выводов суда не опровергают, поэтому их нельзя признать убедительными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Каратузского районного суда Красноярского края от 26 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хайретдинова Ф.Р. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Комментарии

Выберите аватарку:

Выберите аватарку
Выберите аватарку

Ваше имя

Ваш e-mail

  • Эмоджи
  • Колобки
  • Стикеры
  • эмоджи 1
  • эмоджи 2
  • эмоджи 3
  • эмоджи 4
  • эмоджи 5
  • эмоджи 6
  • эмоджи 7
  • Стандартные
  • Психушка
  • Она и Он
  • Герои
  • Спортивные
  • стикер 1
  • стикер 2
  • стикер 3
  • стикер 4
  • стикер 5
  • стикер 6
  • стикер 7

Размещая на сайте вопрос, комментарии, обсуждения, статьи Вы соглашаетесь с Правилами сайта и даёте согласие на обработку персональных данных.

Консультация по Вашему вопросу

8 800 777 32 63



Гражданское дело 2а-123/2017 ~ М-96/2017

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Тишков Анатолий Николаевич

Гражданское дело 2а-118/2017 ~ М-90/2017

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Тишков Анатолий Николаевич

Гражданское дело 2а-22/2017 (2а-281/2016;) ~ М-299/2016

Решение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Летуновский Дмитрий Александрович

Гражданское дело 9а-8/2017 ~ М-36/2017

Определение город Москва Тамбовский гарнизонный военный суд Лосев Валерий Александрович

Гражданское дело 2а-89/2017 ~ М-39/2017

Решение город Москва Нижегородский гарнизонный военный суд Сидельников Максим Владимирович

Спросить быстрее, чем найти.
Отвечу на вопрос за 5 минут.
Спросить юриста! Быстрый ответ за 5 минут
Бесплатная горячая линия 8 800-777-32-63