- Движение по материалам дела
-
Номер Дела2-17/2017 (2-1200/2016;) ~ М-1098/2016
-
Вид судопроизводстваГражданское дело
-
ИнстанцияПервая инстанция
-
Вид документаРешение
-
Категория гражданского дела2.178 - Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
-
Субъект РФУдмуртская Республика
-
Наименование СудаУвинский районный суд
-
РезультатИск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
-
СудьяБорисов Владимир Тимофеевич
-
Истецпрокурор Вавожского района УР
-
ОтветчикАдминистрация МО "Вавожский район" , МОУ "Каменноключинская ООШ"
-
Третье лицоУправление народного образования Администрации МО "Вавожский район"
-
Дата поступления30.09.2016
-
Дата решения19.01.2017
-
Движение по делу30.09.2016 16:31 [И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде 30.09.2016 17:00 [И] Передача материалов судье 30.09.2016 17:02 [И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению [И] Иск (заявление, жалоба) принят к производству 05.10.2016 11:45 [И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 05.10.2016 16:54 [И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания 01.11.2016 16:00 [И] Предварительное судебное заседание [И] Назначено судебное заседание 25.11.2016 16:00 [И] Судебное заседание [И] Рассмотрение дела начато с начала ((!) Привлечение соответчика или соответчиков) 19.01.2017 16:00 [И] Судебное заседание [И] Вынесено решение по делу (Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН)
Дело №2-17/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2017 года село Вавож
Увинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Борисова В.Т.
при секретаре Т.
с участием старшего помощника прокурора Вавожского района Титова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора *** УР в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению *** основная общеобразовательная школа обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе; Министерству образования и науки Удмуртской Республики выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** основная общеобразовательная школа учебниками в срок до ***,
у с т а н о в и л :
Прокурор Вавожского района УР в защиту интересов неопределенного круга лиц первоначально обратился в суд с исковыми требованиями
к Муниципальному общеобразовательному учреждению *** основная общеобразовательная школа обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
к Администрации МО «***» выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** основная общеобразовательная школа учебниками в срок до ***.
Свои требования мотивирует тем, что в ходе прокурорской проверки в МОУ *** ООШ выявлено, что оснащенность учебной литературой на учебный год составляет 93%. Не хватает учебников по следующим дисциплинам: изобразительное искусство 11, искусство 5, физическая культура 25, технология 24, ОБЖ 1. Всего не хватает 66 экземпляров учебников.
Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона от *** N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закона) в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Частью 1 статьи 35 Закона предусмотрено бесплатное предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.
В силу пункта 2 части 3 статьи 28 указанного Закона установлено, что к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Пунктом 25 Федерального государственного стандарта начального образовательного учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от *** N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" образовательные учреждения самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечить оснащение образовательного процесса.
Кроме того, пунктом 24 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от *** N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета Удмуртской Республики на 2016 год (Приложение 7 к Закону Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год") расходы на обеспечение общеобразовательных учреждений учебниками по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего, основного общего и среднего общего образования 8 000 тыс.руб.
В случае недостаточности финансирования именно школа должна принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию школьных библиотечных фондов, формировать перечень закупаемых учебников, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников, и т.п.).
Таким образом, МОУ *** ООШ установленная законом обязанность по оснащению учебного процесса не исполнена, что влечет негативные последствия в виде ограничения прав учащихся на бесплатность и доступность образования.
Согласно ч. 2 ст. 35 Закона обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Согласно Уставу образовательного учреждения учредителем является Администрация МО «***», которая в пределах установленных действующим законодательством осуществляет финансирование деятельности образовательного учреждения.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, в том числе и гражданско-правовую.
Согласно ст.12 ГК РФ присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав.
Предъявление настоящего заявления прокурором вызвано необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе граждан, имеющих малолетних детей, чьи права и законные интересы бездействием образовательной организации поставлены под угрозу.
Таким образом, с учётом указанных обстоятельств, прокурор вправе защищать интересы детей в судебном порядке.
Определением суда от *** к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки УР.
В судебном заседании прокурор уточнил заявленные к ответчикам требования, просит:
обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение *** основная общеобразовательная школа обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе;
обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** основная общеобразовательная школа учебниками в срок до ***.
Суду прокурор пояснил, что иск поддерживает по доводам, изложенным в заявлении. С момента подачи искового заявления ситуация с приобретением учебным учреждением учебников и финансированием на их приобретение денежных средств не изменилась. Срок исполнения решения уточнен в целях реальной возможности для его исполнения ответчиками.
Ответчик Министерство образования и науки Удмуртской Республики, извещенное о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в представленном отзыве на требования прокурора просит рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчики- Муниципальное общеобразовательное учреждение *** основная общеобразовательная школа и Администрация муниципального образования «***», извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направили, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.
С учетом мнения прокурора, представителя УНО Администрации МО «***» - 1, действующей на основании доверенности, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.
Ответчик МОУ *** ООШ представило возражение, в котором указывает, что в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от *** ***- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 3 ч. 2. ст. 3 Закона Удмуртской Республики от *** ***-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования», а также с п. 12 Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики к полномочиям Министерства образования и науки Удмуртской Республики относится обеспечение государственных гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на приобретение учебников и учебных пособий, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Удмуртской Республики.
Министерством образования и науки Удмуртской Республики и Администрацией муниципального образования «***» *** заключено соглашение о направлении субвенций из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования в 2016 году на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, на что было выделено 829 600,00 рублей на приобретение учебников общеобразовательными организациями ***.
На основании данного соглашения МОУ *** ООШ был заключен договор поставки на приобретение учебников.
Согласно ч. 1 ст. 35 Федерального закона от *** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательными организациями бесплатно предоставляются обучающимся за счет бюджета Удмуртской Республики и местного бюджета в пределах федеральных государственных образовательных стандартов не только учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.
Следовательно, не считает обоснованным заявление прокурора о бездействии МОУ *** ООШ, выразившееся в непринятии необходимых мер, направленных на обеспечение в полном объеме учащихся учебниками.
Закупка учебников и учебных пособий для обеспечения общеобразовательных организаций с *** осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от *** № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В соответствии с ч. 10 ст. 21 Федерального закона от *** № 44-ФЗ план-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансовохозяйственной деятельности.
Учреждение принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде) лимитов бюджетных обязательств.
Учреждению запрещается принимать действующие обязательства, превышающие годовые объемы расходов, утвержденные в сметах доходов и расходов.
На основании вышеизложенного просит суд продлить срок до *** для полной укомплектованности библиотечного фонда образовательного учреждения.
Ответчик Министерство образования и науки УР направило отзыв на исковые требования прокурора, в которых указывает, что иск не признает в силу следующего.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в силу пункта 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от *** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ).
В целях реализации Федерального закона № 273-ФЗ в Удмуртской Республике принят Закон Удмуртской Республики от *** ***-РЗ «О реализации полномочий в сфере образования». Согласно пункту 3 части 2 статьи 3 названного Закона Удмуртской Республики к полномочиям Правительства Удмуртской Республики в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим государственное управление в сфере образования.
Приложением 5 Закона Удмуртской Республики от *** ***-РЗ «О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике» предусмотрена Методика расчета субвенций бюджетам муниципальных районов (городских) округов из бюджета Удмуртской Республики на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях, согласно пункту 1 которой субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях предназначены для обеспечения финансовых расходов, в том числе, на приобретение учебников и учебных пособий.
Статьей 21 Закона Удмуртской Республики от *** ***-РЗ «О бюджете Удмуртской Республики на 2016 год» утверждено распределение субвенций из бюджета Удмуртской Республики бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике на 2016 год (таблица 1 Приложения 18), в силу пункта 3 названного распределения сумма субвенций для муниципального образования «***» составляет 150 834,2 рубля.
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения ***ш между Министерством образования и науки Удмуртской Республики и муниципальным образованием «***» о направлении субвенций из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования в 2016 году на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (далее - Соглашение) названная субвенция направляется, в том числе, на учебники в сумме 829600,0 рублей.
В силу пункта 1.2 Соглашения Администрация муниципального образования «***» обязуется принять названную субвенцию и использовать ее по целевому назначению, определенному Соглашением.
Согласно реестру платежных документов по состоянию на *** до контрагента «***» Министерством образования и науки Удмуртской Республики доведены бюджетные средства в целях осуществления вышеназванных переданных государственных полномочий в сумме 151 621 900,0 рублей, из них на учебники – 1383,5 тыс. рублей.
В связи с вышеизложенным финансовые обязательства Министерства образования и науки Удмуртской Республики по предоставлению субвенций муниципальному образованию «***» по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях предназначены для обеспечения финансовых расходов, в том числе, на приобретение учебников и учебных пособий, выполняются в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, нарушения финансовой дисциплины не допускаются.
Представитель третьего лица УНО Администрации МО «***» - 1 требования прокурора к Министерству образования и науки УР и МОУ *** ООШ поддержала.
Суду пояснила, что с учебные учреждения приобретают учебники, установленного образца, за счет субвенций, выделяемых Министерством образования и науки УР на основании Соглашения с Администрацией МО «***» о направлении субвенций из бюджета Удмуртской Республики. На приобретение учебников по Соглашению выделялась сумма в размере 829 600,00 рублей, которая является недостаточной для укомплектованности учебниками всех школ района, в том числе МОУ *** ООШ. К примеру, только по *** школе на их приобретение требуется примерно 2,5 мл. рублей. Все полученные по соглашению средства использованы по целевому назначению. Справка УНО *** от *** о состоянии оснащенности МОУ *** ООШ учебниками является актуальной, субвенции на приобретение учебников в бюджет района не поступали, образовательные учреждения их за счет иных средств не приобретали. Как правило, школы соглашаются с теми суммами, которые выделяются им на приобретение учебников, полагая, что дополнительные деньги им все равно не дадут. В связи с тем, что после получения денежных средств необходимо время для выполнения процедур, связанных с определением поставщика и осуществлением закупки необходимых учебников, необходимо время, она просит продлить срок по заявленному к образовательному учреждению требованию до ***.
Выслушав пояснения прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 43 Конституции Российской Федерации предусматривает право каждого на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от *** № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Статьей 18 Закона об образовании установлено, что в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в целях обеспечения реализации образовательных программ формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки, обеспечивающие доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
Предоставление обучающимся по основным образовательным программам в пользование на время получения образования учебников и учебных пособий осуществляется на бесплатной основе (ст. 35 Закона об образовании).
Частью 4 ст. 18 Закона об образовании предусмотрено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, выбирают учебники из федерального перечня рекомендованных учебников, а учебные пособия - из числа книг, выпущенных организациями, входящими в специальный перечень.
Порядок формирования федерального перечня утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от *** ***.
Согласно п.26 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ *** от ***, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать укомплектованность учебниками, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, языках обучения и воспитания. Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы основного общего образования;
не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы основного общего образования.
Положениями п. 3 ч.1 ст. 8 Закона об образовании определено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного образования в муниципальных общеобразовательных организациях, включая расходы на приобретение учебников и учебных пособий, отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере образования и науки на территории Удмуртской Республики, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
В пункте 41 Положения о Министерстве образования и науки Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства УР от *** *** указывается, что министерство обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Удмуртской Республики.
Таким образом, действующее законодательство гарантирует право обучающихся на бесплатное обеспечение учебниками и учебными пособиями по основным образовательным программам в пределах федеральных государственных стандартов, и эта обязанность обеспечения учебниками и учебными пособиями лежит на МОУ Каменноключинская ООШ за счет субвенций предоставленных на эти цели Министерством образования и науки Удмуртской Республики.
В соответствии с Уставом МОУ *** ООШ образовательное учреждение является юридическим лицом, имеет статус муниципального казенного образовательного учреждения, осуществляющего реализацию основных образовательных программ начального общего, основного общего образования.
Как установлено в судебном заседании, библиотечный фонд школы не укомплектован 66 учебниками: изобразительное искусство – 1, изобразительное искусство – 4, изобразительное искусство – 4, изобразительное искусство – 2, физическая культура – 1, физическая культура – 1, физическая культура – 3, физическая культура – 3, технология – 1, технология – 5, технология – 5, технология – 2, технология – 5, технология – 1, технология – 2, технология – 2, технология – 1, основы безопасности жизнедеятельности – 1, физическая культура – 5, физическая культура – 3, физическая культура – 4, физическая культура – 3, физическая культура – 2, искусство – 3, искусство – 2.
Укомплектованность образовательного учреждения учебниками и учебными пособиями составила 93 % от необходимого объема, что подтверждено ответом УНО Администрации МО «***», признано представителем УНО *** и ответчиками не оспаривается.
Представитель третьего лица УНО Администрации МО «***» пояснила, что денежные средства на приобретение учебников для обеспечения учащихся бесплатными учебниками предоставляются за счет субвенций, предоставляемых по Соглашению, заключенному между Министерством образования и науки УР и Администрацией МО «***».
Как следует из Соглашения ***ш от ***, из бюджета Удмуртской Республики в бюджет Муниципального образования «***» в 2016 году на обеспечение государственных гарантий реализации прав учащихся на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования предусмотрена сумма в размере 123 708 000,00 рублей, в том числе на учебники 829 600,00 рублей.
Ответчик в лице Министерства образования и науки УР считает обязательства по финансированию МО «***» на приобретение образовательными учреждениями района учебников и учебных пособий по состоянию на *** выполненными. В подтверждение ссылается на реестр платежных документов о доведении МО «***» бюджетных средств в сумме 151 621 900,00 рублей, из которых на учебники 1383,5 тыс. рублей.
Судом установлено, что МОУ *** ООШ на приобретение учебников были выделены денежные средства в сумме 40 400,00 рублей, на которые образовательное учреждение приобрело у ООО *** учебники по договору поставки *** от ***.
Однако, несмотря на приобретение учебников и учебных пособий их потребность, как установлено судом, в образовательном учреждении сохраняется по настоящее время.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Министерством образования и науки УР не была исполнена установленная действующим законодательством обязанность по обеспечению МОУ *** ООШ учебниками и учебной литературой по всем учебным предметам основной образовательной программы, что нарушает права учащихся муниципального образовательного учреждения на общедоступное и бесплатное образование, несовместимо с задачами общеобразовательных программ.
МОУ *** ООШ по причине недофинансирования также не исполняет свои обязанности по обеспечению бесплатными учебниками и учебными пособиями учащихся образовательного учреждения.
Таким образом, исковые требования прокурора к Министерству образования и науки УР и МОУ *** ООШ суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Ответчик МОУ *** ООШ в своем возражении и представитель УНО Администрации МО «***» в судебном заседании просят продлить срок по заявленному к образовательному учреждению требованию до ***.
Суд считает, что срок обозначенный прокурором до *** является реальным и достаточным для исполнения, как образовательным учреждением, так и министерством в части финансирования до ***, поскольку в противном случае это ведет к нарушению прав учащихся МОУ *** ООШ в текущем учебном году на получение гарантированного государством полноценного образования в образовательном учреждении.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования прокурора Вавожского района УР в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение *** основная общеобразовательная школа» обеспечить до *** полную укомплектованность библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики выделить денежные средства на обеспечение в полном объеме учащихся Муниципального общеобразовательного учреждения *** основная общеобразовательная школа учебниками в срок до ***.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Увинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Полный текст решения в окончательной форме изготовлен 24 января 2016 года.
Председательствующий судья В.Т.Борисов
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***
***