Регулятивные нормы позволяют сделать перелёты с использованием авиатранспорта максимально безопасными. Каждое государство определяет воздушное пространство в пределах нахождения своих земель, как часть собственной территории, на которой действующим является законодательство именно этой страны. Для авиатранспорта предусмотрены специальные взлётно-посадочные площадки и ангары для нахождения вне рабочего времени, для пилотов установлен целый ряд нормативно-правовых актов, регулирующих их деятельность в части управления воздушным транспортом, а для пассажиров во время перелёта существует ряд правил поведения, задаваемых нормативной базой в аналогичном порядке.
РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАЧАЛА ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК
Регулирование всех авиаперевозок на территории России, и аналогичный перевозок, осуществляемых за её границей, в масштабах нескольких государств, осуществляется согласно нормам Воздушного Кодекса Российской Федерации. Исходя из содержания статьи 101 названного нормативного акта законодательства, в качестве международной рассматривается та перевозка, хотя бы одно из мест посадки которого расположено на территории иной страны. Регулирование перелётов целиком освещаются 11-й главе действующего Кодекса.
Помимо ВК РФ, порядок пассажирских перевозок в пределах Российской границы авиакомпаниями стран зарубежья, регулируются соглашениями межгосударственного уровня. Россия является действующим участником более, чем сотни таких международных договоров и соглашений. Основой в части определения содержания для заключения подобных соглашений служит Конвенция о международной гражданской авиации, проведённая в Чикаго ещё в 1944 году. Согласно конвенции, международный договор транспортного сообщения определяет права и обязанности каждой из его сторон. Исполнителями таких обязанностей и фактическими обладателями соответствующих прав от лица государств-участников договора выступают находящиеся на их территории предприятия авиационной направленности.
Условия пассажирских авиаперевозок были определены в Конвенции для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок. Конвенция была проведена в Варшаве, в 1929 году, а её сторонами выступило подавляющее большинство государств с развитой либо развивающейся на этапе проведения самой конференции авиационной промышленностью. Определённые дополнения и коррективы спустя несколько десятилетий были внесены в установленные конвенцией нормы Гаагским протоколом от 1955 года. Всеми странами, которые ранее приняли участие в Варшавской конвенции, Гаагский протокол был ратифицирован. Таких стран насчитывалось более 100
Для Российской Федерации нормы Варшавской конвенции стали актуальны с 1934 года, а Гаагского протокола – с 1957 года, когда страна официально стала их участником. До настоящего времени данные нормы определяют множество моментов, которые касаются авиаперевозок: стандарты для транспортировочных документов, требования к содержащейся на транспорте документации, требования к техническому состоянию авиатранспорта, законодательную ответственность, закреплённую за человеком, который является управляющим воздушным транспортом, перед пассажирами, перевозку которых он осуществляет. Полный перечень прав всех участников авиаперевозки также разъясняется конвенцией и протоколом и являются обязательными для России.
Ввиду небезопасности такого вида перевозок, особый акцент установленные международными актами правила делают на ответственности пилота, управляющего воздушным транспортным средством. Водитель авиатранспорта должен будет претерпеть неблагоприятные для него последствия, вплоть до уголовного наказания, в случае, если его действия повлекли за собой:
- наступление смерти пассажира;
- получения телесного повреждения - в пропорциональной зависимости размера и вида ответственности от степени тяжести повреждения;
- уничтожение либо повреждение ценных грузов, перевозимых пассажирами;
- иные негативные последствия, предусмотренные конвенцией;
Правила Варшавской конференции и Гаагского протокола действуют даже в том случае, когда одно из государств, на территории которого будет произведена промежуточная посадка авиатранспорта, не является их участником, а начальный и конечный пункты маршрута расположены в одной и той же либо нескольких странах-участниках.
Все вопросы, связанные с правилами конференции и протокола – проблемы с возмещением стоимости, привлечением к установленной законом ответственности одной из сторон, решаются в судебном порядке конкретного государства, которое является их участником, путём обращения граждан таких государств в суд.
Также, в целях дополнения Варшавской конвенции, 18.09.1961 года была унифицирована ещё одна конвенция, проведённая в Гвадалахаре. Данная конвенция посвящена дополнению правил об осуществлении авиационной транспортировки, касающихся тех должностных лиц, которые согласно содержания договора перевозки не выступают в качестве перевозчика.
Последней конвенцией, унифицирующей правила осуществления межгосударственных авиационных перевозок, стала подписанная 28.05.1999 года в канадском городе Монреаль.
ВНУТРЕННЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК: ЗАКОНЫ, НОРМАТИВНО ПРАВОВЫЕ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, ИНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Спорные моменты регулирования в части авиационной сферы, в частности, доставки пассажиров посредством воздушных рейсов определяются также, в первую очередь, уже упомянутыми: конвенцией, подписанной в Варшаве и дополняющим её протоколом, подписанным в Гааге. Однако эти мероприятия определили общий порядок проведения перевозок, размещения транспорта, распределения прав и обязанностей участников и ответственность, которая может наступить для каждой из сторон в случае нарушения прав других участников и собственных обязанностей. Конкретизировали все указанные правила и нормы законодательные акты государств-участников.
В Воздушном Кодексе РФ такие нормы представлены в виде статей, каждая из которых содержит описание и порядок действий, обязательных для пассажиров, обслуживающего персонала (экипажа) и пилота (перевозчика) воздушного судна. По всей территории России в части всех ситуаций,которые связаны с доставкой пассажиров авиационными транспортными средствами, Воздушный кодекс будет законодательным актом, имеющим высшую юридическую силу. Всего в ВК РФ содержится 18 глав и 137 статей. В части, касающейся пассажирских перевозок, необходимо смотреть следующие главы:
- 1 глава – содержит перечень общих норм и принципов, разъяснение тематической терминологии;
- 3 и 4 главы – разъясняет все нормы, установленные государственными органами по регулированию авиации в Российской Федерации;
- глава 6 – определяет месторасположение участков, предназначенных для взлёта и посадки авиатранспорта
- глава 7 - закрепляет положение всех участников перевозки;
- глава 8 - содержит полный перечень прав и обязанностей представителей экипажа;
- глава 9 – отражает основные принципы работы предприятий, принадлежащих к авиационной сфере;
- глава 10 – рассматривает процесс и специфику самого полёта на авиационном транспорте;
- глава 12 – рассказывает о нормах безопасности в авиационных перевозках;
- * глава 13 – ознакамливает с порядком осуществления поисковых и спасательных операций в условиях наступления чрезвычайных ситуаций;
- *глава 14 – определяет порядок проведения мероприятий по расследованию инцидентов, связанных с нарушением авиационных норм, закреплённых в настоящем Кодексе, а также иных нормативно-правовых актах, регулирующих отношения в данной сфере;
- *глава 15 – содержит полный свод правил о перевозке пассажиров;
- глава 17 – раскрывающая виды и формы установленной законом ответственности для должностных лиц, осуществлявших управление летательным транспортным средством, если ими было допущено нарушение установленных действующим Кодексом норм, а также правил, установленных иными нормативно-правовыми актами, регулирующими их профессиональную деятельность;
Помимо непосредственно ВК РФ, в России правила авиаперевозок и комплекс обязательств и прав их участников определяется ещё рядом официальных государственных документов:
- федеральные законы РФ – документы, устанавливающие и регулирующие ключевые положения в части организации, финансирования и прочих моментов, непосредственно касающихся авиации;
- указы Президента РФ – призваны решать текущие вопросы в области авиации, однако могут касаться и долгосрочных решений, как, к примеру, указы Президента об обязательности страхования пассажиров ( от 07.06.1992 года) и о поддержке авиационной промышленности со стороны государства ( от 13.06.1996 года);
- постановления и распоряжения Правительства РФ (выступают в качестве аналогии указов Президента в случае отсутствия таковых, до настоящего момента Правительством РФ принято уже более 16 распоряжений и 21 постановления в части регулирования вопросов, связанных с авиацией );
- федеративные сборники и своды правил в части авиации – подобные документы имеют широкое распространение и довольно узкую специфику направленности. Федеративные документы могут издаваться, к примеру, Министерством транспорта;
- подзаконные нормативные акты – как правило, также представляющие собой правовой перечень;
- иные документы, касающиеся авиаперевозок и имеющие юридическую силу – например, закон о защите прав потребителя;
Немаловажным нормативно-правовым актом, который содержит положения, касающиеся обязательств в области пассажирских перевозок, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В главе 40 настоящего Кодекса отражены позиции государства, обязывающие водителей и прочий персонал транспортных средств, в том числе воздушных, действовать в полном соответствии со своими служебными обязанностями во время перевозки пассажиров и грузов, а также в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, независимо от наличия и степени вины представителя персонала.
ДЛЯ КОГО НЕОБХОДИМО ЗНАНИЕ ПРАВИЛ АВИАПЕРЕВОЗОК
Все перечисленные в статье нормативно-правовые акты обязательны, как минимум, для детального ознакомления, для всех сотрудников авиационных компаний страны. Это не только повышает уровень их правовой грамотности и позволяет привести компетенцию каждого должностного лица в полное соответствие с требуемой согласно его обязанностям, но и делает любое обращение граждан за услугами авиакомпании действительно обоснованным и взвешенным решением. Регулярно осуществляются государственные проверки знания сотрудниками авиакомпаний своих обязанностей и содержания нормативных документов. Если будет установлено, что кто-либо из должностных лиц не владеет данным материалом либо владеет им не в полной мере, такое лицо может быть временно отстранено от исполнения своих обязанностей.
Для простых граждан знание законодательства, регулирующего сферу деятельности авиационных компаний, не является необходимым. Тем не менее, такие познания могут стать полезны, если дело дойдёт до судебного разбирательства касательно ущемления либо нарушения прав гражданина авиакомпанией. Вдобавок, знание нормативной базы несомненно подчеркнёт общий уровень развития человека.
Большинство документов, направленных на регулирование воздушных перевозок, находятся в открытом доступе для ознакомления на тематических веб-сайтах в сети Интернет. Воздушный кодекс и Гражданский кодекс любой желающий может приобрести в книжных магазинах страны в печатном виде