Хотя минимальная заработная плата в нашем государстве значительно увеличилась за последние годы, она все еще остается значительно ниже уровней, наблюдаемых в Европе.
Однако, работа в России насчитывает много вакансий высокого уровня, которые включают зарплату, значительно превышающую минимальную зарплату.
С января две тысячи девятнадцатого года минимальная зарплата в нашей стране увеличилась до 11 280 р. в месяц, с 11 163 р. во второй половине две тысячи восемнадцатого года.
Низкая минимальная зарплата отражает экономику, которая значительно сократилась в период между две тысячи четырнадцатого – две тысячи семнадцатого годов. По-прежнему существуют опасения относительно роста ВВП, так как около четырнадцати процентов людей живут в бедности, согласно официальной государственной статистике.
Однако у рабочих России, живущих в крупнейших городах, есть некоторое утешение , поскольку местные органы власти могут устанавливать собственную минимальную зарплату. Таким образом, уровень минимальной зарплаты в таких городах, как Москва и Санкт - Петербург, значительно выше, чем во многих других регионах.
Старая система
Старая система установления минимальной заработной платы была унаследована от коммунистической эпохи. Он основывался на единой общенациональной минимальной заработной плате, которая была дифференцирована по регионам и профессиям через громоздкую систему коэффициентов. Уровень минимальной заработной платы был определен правительством с церемониальными ролями для парламента и социальных партнеров. Реформа, начатая в 2007 году, исключила все коэффициенты, предоставив регионам право устанавливать минимальную заработную плату выше федерального минимума посредством трехсторонних соглашений на региональном уровне. Реформа не была всеобъемлющей в том смысле, что процедуры установления минимума на федеральном уровне остались без изменений. Таким образом, новая система представляет собой смесь законодательно установленной минимальной заработной платы на федеральном уровне и коллективных соглашений на региональном уровне. Параллельно с реформой установления минимальной заработной платы правительство реформировало систему оплаты труда в государственном секторе, что ослабило связь между минимальной заработной платой и заработной платой в государственном секторе. Эти изменения уменьшили финансовое бремя и риски увеличения минимальной заработной платы и вызвали ряд щедрых увеличений минимальной заработной платы. Более того, низкий уровень минимальной заработной платы стал политически неприемлемым в период экономического роста.
О нормах оплаты труда, можно прочитать статью: Нормы оплаты труда - с чего складываются и какой есть расчет
Что необходимо знать о минимальной зарплате
Реальная федеральная минимальная заработная плата удвоилась за период менее двух лет. Однако из-за исключения региональных коэффициентов в северных регионах произошли умеренные изменения как номинальной, так и реальной минимальной заработной платы, тогда как другие регионы столкнулись с шоковыми изменениями в нормативной среде. В 2009 году минимальная заработная плата достигла уровня 40–50% средней заработной платы в регионе с низкой заработной платой по сравнению с 15–20% до реформы. Однако увеличение доли получателей минимальной заработной платы было небольшим и недолговечным даже в депрессивных регионах, что позволяет предположить, что регионы - возможно, за некоторыми исключениями - довольны текущим уровнем федеральной минимальной заработной платы. В более богатых регионах есть возможность платить больше, чем минимальная заработная плата федеральной заработной платы без негативных последствий для занятости.
Многие из регионов воспользовались введением региональных минимальных уровней заработной платы. В начале 2013 года региональные минимумы заработной платы существовали в 62% всех российских регионов, но охват был ограничен частным сектором в половине этих регионов. Таким образом, щедрость региональных минимумов во многом популистская, поскольку большинство низкооплачиваемых работников работают в муниципальных учреждениях.
Минимальная зарплата
Минимальная заработная плата определяется как выплачиваемая в месяц. Минимальная заработная плата рассчитывается для работы в нормальных условиях с соблюдением установленной (месячной или почасовой) нормы труда. Бонусы и другие дополнительные выплаты, в том числе за сверхурочную работу, работу во вредных, особенно опасных условиях, в особых географических условиях и с повышенным риском для здоровья, а также бонусы к годовщинам, за изобретения и предложения по рационализации, другую финансовую помощь не включены в минимальная заработная плата. С мая 2018 года размер минимальной заработной платы был повышен до уровня прожиточного минимума для трудоспособного лица во втором квартале 2017 года. С января 2019 года минимальная заработная плата будет соответствовать уровню федеральной прожиточного минимума для трудоспособного лица во втором квартале прошлого года.
Прожиточный минимум в 2019 году
Минимальная заработная плата в России пересматривается каждые шесть месяцев, и по каждому из трех последних обзоров произошел значительный рост.
При последнем повышении минимальная заработная плата достигла 11 280 р. в январе 2019 г. вырос на 117 р. с момента последнего обзора в мае 2018 года.
Этот рост связан с ростом почти на 2000 р. месяц в середине 2018 года, когда правительство заявило, что получателям с более низким доходом будет на 43% лучше.
Минимальная заработная плата в России в час
Исходя из средней 40-часовой рабочей недели, минимальная заработная плата в России в час может быть оценена примерно в 70,50 р.
О чем говорит закон
Согласно Конституции РФ каждый имеет право на получение заработной платы, которая будет выше федеральной минимальной заработной платы. В России существует два уровня минимальной заработной платы: федеральный и региональный. Федеральная минимальная заработная плата регулируется Федеральным законом «О минимальной заработной плате» от 19. июня 2000 года номер 82-ФЗ. Региональная минимальная заработная плата устанавливается Региональными трехсторонними соглашениями между профсоюзами, ассоциациями работодателей и местными органами власти (например, Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 31.октября 2015 года).
О том как оплачивается больничный лист, можно узнать из статьи: Оплата больничного листа - изменения в законодательстве
Прожиточный минимум в разных регионах России
Несмотря на федеральную минимальную заработную плату в России, фактические уровни существенно различаются по стране в соответствии с соглашениями с местными органами власти.
Крупные города, такие как Москва и Санкт - Петербург и регионы со значительными природными ресурсами, получают самую высокую заработную плату в России, в то время как самая низкая средняя заработная плата, как правило, выплачивается в таких регионах, как Северный Кавказ и Южная Сибирь.
Прожиточный минимум в Санкт - Петербурге
Минимальная заработная плата в Санкт - Петербурге составляет 17 000 р. Эта заработная плата была установлена в начале 2018 года и знаменовала значительный рост в 1000 руб. По сравнению с предыдущим уровнем в 16 000 р.
Любые работодатели в Санкт - Петербурге (кроме финансируемых государством) должны платить минимальную заработную плату, если у них нет соглашения с профсоюзами.
Прожиточный минимум в Москве
Минимальная заработная плата в Москве в настоящее время составляет 18 781 р. в месяц самая высокая в России.
Согласно отчету, опубликованному в декабре 2018 года, средняя зарплата квалифицированного рабочего в Москве составила около 65 000 р.
Условия оплаты труда в России
Хотя минимальная заработная плата в России значительно ниже, чем в Европе, работники имеют определенные права на щедрые отпуска и сверхурочную заработную плату в России.
Работникам, работающим в выходные дни, обычно предоставляется дополнительный выходной день, или в некоторых случаях вместо этого они имеют право на двойную заработную плату в течение дня. С точки зрения сверхурочной работы, первые два часа сверхурочной смены должны оплачиваться в полтора раза, а любые последующие часы - в два раза.
Согласно Трудовому кодексу РФ, полная рабочая неделя не должна превышать 40 часов. Некоторым группам работников (например, студентам, инвалидам и одиноким родителям) разрешается работать неполный рабочий день или временно, а в некоторых случаях их заработная плата доплачивается из государственного фонда социального страхования .
В дополнение к оплачиваемым выходным дням в России (включая 10 дней между Новым годом и Рождеством) российским сотрудникам, работающим полный рабочий день, предоставляется 28 дней оплачиваемого отпуска каждый год, если они выполняют свои обязанности в течение шести месяцев. В то время как сотрудники, как правило, могут выбирать количество дней для отпуска по предварительному запросу, обязательным является один 14-дневный перерыв в работе.
Как рассчитывается прожиточный минимум
Сумма прожиточного минимума в России определяется исходя из стоимости потребительской корзины, рассчитанной в соответствии с потребностями людей определенной возрастной и социальной группы. Конкретные суммы устанавливаются государственным бюджетом на срок от 1 до 6 месяцев, поэтому прожиточный минимум в нашем государстве меняется несколько раз в год.
Размер прожиточного минимума каждый код утверждается правительством РФ и высчитывается как на одного человека, так и отдельно для основных социальных и демографических категорий граждан. Для расчета сумм прожиточного минимума применяется следующее распределение: дети, трудоспособные лица, пенсионеры и инвалиды (нетрудоспособные).
О том, как могут сократить на работе, можноп рочитать в статье: Сокращение на работе как оно проходит по закону
Реформа
В 2007 году правительство России при поддержке социальных партнеров инициировало реформу механизма установления минимальной заработной платы. Реформа преследовала несколько целей, но одной из основных задач было повышение уровня жизни и дифференциация реальной минимальной заработной платы по российским регионам с учетом различий в заработной плате, ценах, стоимости жизни и финансовых возможностях бизнеса. Реформа также имела целью переложить финансовое бремя повышения минимальной заработной платы с федерального на региональные бюджеты. Изменения в политике минимальной заработной платы были результатом изменений в политических «вехах», которые произошли после 2000 года, и тенденции к усилению государственного вмешательства в экономику. Низкий уровень минимальной заработной платы стал неприемлемым по политическим причинам в период экономического роста. Кроме того, российские профсоюзы и организации работодателей постепенно стали более влиятельными, особенно на региональном уровне.
Наконец, высокие цены на нефть и профицит бюджета позволили увеличить заработную плату работников государственного сектора, которые составляют большинство получателей минимальной заработной платы в России. Увеличение минимальной заработной платы было облегчено реформой установления заработной платы в бюджетном секторе. Пилотные реформы были проведены в нескольких регионах в 2005–2007 годах, тогда как широкомасштабная реформа началась в 2008 году. Единая тарифная шкала была отменена в декабре 2008 года заменена на более гибкую систему, отделенную от минимальной заработной платы. В новой системе заработная плата определяется коллективными договорами, местными и иными правовыми актами, устанавливающими базовый оклад, выплатами по уровням квалификации, компенсациями и бонусами. Кроме того, учреждения могут разрабатывать и применять свои собственные системы оплаты труда в пределах заданного общего фонда заработной платы. Руководители бюджетных организаций получили гораздо большую гибкость в определении численности заработной платы и численности занятых.
До 2007 года российская модель установления минимальной заработной платы была высокоцентрализованной, поскольку регионы были полностью лишены возможности влиять на ее уровень. После реформы 2007 года все российские регионы были наделены полномочиями определять собственную минимальную заработную плату в регионе, при условии, что минимальные региональные уровни должны быть установлены выше федерального минимума. Это развитие соответствовало международному опыту, показывающему, что централизованная модель не учитывает специфику региональных экономик. Большие страны с огромными территориями очень часто используют децентрализованный механизм определения минимальной заработной платы и, следовательно, имеют множественные минимумы заработной платы.
Реализация реформ требует активного сотрудничества между местными органами власти и социальными партнерами на региональном уровне, поскольку в настоящее время размер регионального минимального уровня заработной платы устанавливается с согласия всех сторон: региональных ассоциаций работодателей, профсоюзов и местных органов власти. Очень важным аспектом процесса является соглашение между сторонами о минимальном размере заработной платы, что является приемлемым для большинства местных работодателей. Это означает, что одним из ожидаемых последствий реформы является укрепление социального партнерства на региональном уровне. Региональная минимальная заработная плата более гибкая, чем федеральная минимальная, по нескольким причинам. Во-первых, региональные социальные партнеры уполномочены не только устанавливать новый минимум, но и «замораживать» минимальную заработную плату в регионе при ухудшении экономических условий. Во-вторых, работодатели в сложной финансовой ситуации могут отложить введение нового минимального уровня заработной платы, отправив уведомление региональной трехсторонней комиссии. Тем не менее, следует подчеркнуть, что местные власти очень часто используют административные ресурсы, чтобы избежать оппортунистического поведения со стороны работодателей.
Одновременно с введением региональных минимумов был изменен порядок расчета минимальной заработной платы. Это было сделано, чтобы нейтрализовать возможное негативное влияние быстрого повышения минимальной заработной платы. До 2007 года это была базовая тарифная ставка, которая не должна быть ниже минимума, и все компенсации и бонусы выплачивались сверх минимальной заработной платы. Внедрение нового подхода к расчету минимумов может быть объяснено особенностями формирования заработной платы в России. Во многих других странах различные системы премирования используются довольно часто как часть тенденции децентрализации установления заработной платы в последние годы. Например, в Финляндии платежи по результатам были довольно распространенными, особенно в частном секторе, где в первой половине 2000-х годов 43% фирм или рабочих мест использовали некоторую форму оплаты по результатам и около 95% тех, кто был охвачен бонусом Систематически получил бонус. В России использование переменной заработной платы встречается гораздо чаще, и доля премий в заработной плате намного выше, чем в других странах. По данным статистики, доля тарифной заработной платы в 2005 году составляла 43%. Анализ отраслевых коллективных договоров также показывает, что доля нетарифной заработной платы составляла 40–50%. Таким образом, если использование региональных минимумов привело к увеличению минимальной заработной платы (по крайней мере, во многих частях страны), изменения в определении минимальной заработной платы были направлены на подавление ее роста.
Заключение
В экономической литературе не уделяется большого внимания возможному влиянию различных типов механизмов установления минимальной заработной платы. Более ранние результаты показывают, что минимальная заработная плата, установленная правительством, постоянно ниже минимальной заработной платы, установленной посредством коллективных переговоров.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Показать полностью