Ямы на дорогах в нашей стране это не просто проблема. Это не только старая добрая традиция, но и полноценный бизнес. Если не будет проблем с дорожным покрытием, то куда денутся дорожники с их агрегатами, оборудованием и отмыванием огромного количества денег на километр дороги? В том то и фокус. Проблема еще и в том, что в нынешних реалиях избежать постоянного уничтожения дорожного покрытия просто не получится. Потому что дорожникам плевать на качество дороги, они заинтересованы в том, чтобы у них было больше работы. Ведь это деньги и притом немалые. Сегодня мы поговорим о качестве дорог. И о том что делать, если ваша машина буквально разваливается из-за марсианского рельефа дорог и дворовых площадок.
Что такое яма?
Ну начнем с того, что в РФ даже на яму есть некий государственный стандарт. В частности, это ГОСТ Р50597-93. В нем описываются жесткие технические требования к состоянию дорожного покрытия, которое должно быть соответствующего уровня.
Под дефектами в этом стандарте подразумеваются:
- Выбоины;
- Ямы;
- Торчащие люки;
- Выпирающие рельсы и т.д.
Естественно, по требованиям, в местах где огромная пропускная способность автомобилей и перегруженный трафик должен быть ремонт в течение 5 дней максимум.
Если же речь идет о повреждениях на придомовых территориях, то придется подождать до 10 дней. Главное тут знать то, что эти фантастически быстрые сроки устанавливаются в рамках государственного стандарта. Проблема в том, что некоторые ямы и пробоины могут быть во дворах или на дорогах уже годами. И никто ничего с этим не делает.
В чем проблема наших дорог?
Прежде, чем обсудить проблему локальной борьбы с ямами, нужно добраться до корня плохого состояния дорожного покрытия. Начнем с того, что почти каждую весну дорожное покрытие буквально"сползает" вместе со льдом и снегом. Так и образуются различные:
- Пробоины;
- Ямы;
- Траншеи поперек трассы и т.д.
Несмотря на то, что денежных средств на все это дорожное безобразие выделяется огромное количество, большая их часть просто не доходит даже до исполнителя.
При этом надо понимать, что проблемы с дорожным покрытием свойственны вообще всем странам. Просто у нас крайне большая территория и достаточно суровый климат. Именно этим пытаются оправдать тотальное разворовывание бюджета выделяемого на обеспечение дорожного полотна.
Но дело тут еще и в том, какая технология укладки дорожного полотна используется. И вот тут открывается достаточно много интересных моментов.
Опять-таки, идея введения системы "Платон" в связи с которой было столько скандалов, базировалась на том, что большегрузы являются основным "вредителем" крупных трасс, да и внутригородские дороги они сильно портят. Систему создали, деньги собрали. А где хорошие дороги рассказать всем забыли. В связи с чем, достаточно много скандалов и разбирательств, но на гражданском и общественном уровне.
О вреде который может быть причинен в общественном транспорте, можноп рочитать статью: Причинение вреда в общественном транспорте - как привлечь и взыскать за повреждения
Как укладываются дороги в РФ?
Начнем с того, что европейская технология укладки асфальтобетона начала использоваться в экспериментальной форме:
- В 1920 году;
- На постоянной основе в 1930 году.
На тот момент, принцип был достаточно простой. Автомобиль (обычный самосвал) выгружает смесь прямо в бункер асфальтоукладчика. Далее все происходит по следующему сценарию:
- Из бункера с помощью питателя смесь отправляю в шнековую камеру;
- Из камеры все это поступает на покрытие.
Ну а в конце организовывается уплотнение смеси с помощью трамбующего бруса, а потом уже с помощью виброплиты например.
Подчеркнем: эта технология появилась в 30-х годах прошлого столетия. И она является основной до сих пор. А уже спустя 10 лет (в 40-м году 20 века) в США появился способ укладки асфальтобетона.
Все дело в том, что Америка нуждалась в более скоростной схеме. При этом схема из самосвала и асфальтоукладчика дополняется еще перегружателями и подборщиками. При этом не образуется никаких существенных волн и как следствие, серьезных проблем.
Еще немного о зарубежном опыте
Кроме того, в Соединенных штатах используют нетканую синтетику прямо для дорог. Это может показаться фантастикой, но сродни всем тем рассказам о том, что немецкие автобаны резиновые, поэтому у них такие хорошие и скоростные дороги. Действительно, полимеры позволяют:
- Сократить огромное количество трещин;
- Замедлить образование ям и серьезных повреждений.
И технологически способов сделать хорошую дорогу достаточно много. Можно сколько угодно оправдываться плохим климатом и устаревшей системой и технологиями. Но текущая ситуация фактически такова, что мы (как государство) тратим огромное количество денежных средств на:
- Укладку нового асфальта;
- Обслуживание текущего покрытия;
- Прокладку новых магистралей.
Но все это уходит впустую, поскольку технологическая производственная цепочка остается прежней. А уж говорить о том бардаке, когда асфальт начинают укладывать на:
- Снег;
- Воду;
- Грунт.
И не стоит. Это просто катастрофическое наплевательское отношение местных властей и исполнителей вообще ко всему. Дело тут даже не в технологии. Просто укладывать асфальт на лужу не имеет смысла. Но некоторые "управленцы" в панике отдают такие безрассудные решения.
К слову сказать, имеющиеся нормы и требования не дают возможности дорожникам выждать хорошую погоду. И фактически, вопрос о том, можно ли укладывать или не укладывать верхний слой асфальта в снег или дождь не стоит. Его просто сваливают в лужи, а в итоге мы уже спустя некоторое время получаем не дорогу, а непонятное месиво. Это при том, что по бумагам отчитаются и отпилят от такого ремонта "как положено", и утащат по меньшей мере 10-15%. Это не шутка, ровно столько (по-минимуму) оседает в карманах на каждой асфальтоукладке или возведении дороги.
Способы воровства на дорогах
Начнем с того, что любая дорога это такой многослойный пирог из большого количества различных прослоек. Это не только поверхностный асфальт, но и:
- Битум;
- Гравий;
- Щебень;
- Песок.
Естественно, для каждой дороги есть собственные расчеты на толщине каждого конкретного слоя. И в ситуации, когда этот слой сокращается (а они урезаются чуть ли не полуметрами), то в чей-то карман уходит достаточно весомая денежная сумма.
По неподтвержденным общим данным из СМИ, только снижение слоя щебня на 10 сантиметров, позволяет сэкономить до 5-9 тыс. долларов за километр. Эти деньги можно отправить себе в карман. При этом, качество дороги ухудшается, равно как и ее долговечность.
Что до толщины слоя асфальта, то тут и говорить нечего. На нем воруют просто все и денег там можно "сэкономить" огромное количество. Но в регионах и крупных городах, где с финансированием все чересчур хорошо (да и так бывает), проще перекладывать асфальт чуть-ли не 2 раза в год.
Что тоже является некоторым превышением, так как хорошую дорогу должны обновлять 1 раз в 3 года (по установленным нормам). Но понятное дело, это никого кроме самих водителей не интересует. А их мнение редко у нас учитывается.
О штрафах за парковки, как можно оспорить, про это, можно прочитать статью: Обжаловать штраф за парковку — что нужно знать и делать
О манипуляциях и других способах воровства
Как показывает практика, дыр в дорожном контроле и самом процессе контролирования исполнителей еще больше. А значит, дорожникам открывается простор для:
- Манипуляций стоимостью;
- Игр с ручным и механизированным трудом.
Объясним на простом примере. На стройке одной из дорог был занят экскаватор, который копал какую-нибудь траншею в течение 3-4 часов. В нашем примере, стоимость часа работы экскаваторщика будет 1.5 тыс. рублей за 1 час. Просто для примера, здесь не так уж и важна достоверность, сколько сама схема увода денежных средств.
А вот в документах, руководство не станет указывать никакого экскаватора. Они подведут все так, что над этой траншеей трудилось не менее 6 человек, да еще и полную 12-часовую смену 2 дня кряду например. При условной оплате за смену в 1000 рублей. Опять-таки, эта цифра не претендует на достоверность.
Таким образом за фактическое рытье траншеи было оплачено 6 тыс. рублей. Но этим занималось руководство или бригадир участка например. А по бумагам рытье траншеи обошлось в 12 тыс. рублей. Естественно, лишние деньги окажутся у того, кто заполнял бумаги. И это одна из самых безобидных схем увода бюджета, ведь таких "траншей" будут десятки и сотни. И это мы еще не говорим о повальном воровстве материалов.
Кроме того, есть еще и способ с пересортицей. В частности, тут схема завязана на контролирующих организациях. Все дело в том, что именно им отдана задача выбирать материалы и их качество. Точнее, определять и поддерживать его. Вот только здесь есть огромный разрыв и кроется он вот в чем:
- Организация знает о том, как материал должен быть;
- Подрядчик-исполнитель знает о том, что на самом деле используется.
Улавливаете в чем тут суть? Единственный вариант контроля это выборные исследования по конкретным участкам дороги. И тут главное подсказать контроллеру нужный участок, чтобы он взял для лабораторных исследований то место, которое нужно подрядчику. А фактический состав дороги никто так и не узнает.
Здесь можно привести простой пример: для скоростной магистрали берется калиброванный песок. Это довольно дорогостоящий материал, который различается по качеству с карьерным песком. Но если использовать последний, то внешние различия будут не такими уж и значительными. И риск быть замеченными снижается, если контроллеру подсказали правильное место. Надо полагать, что исполнитель также получает часть денежных средств или как-то используется в попиле общего бюджета на дорогу.
Иначе зачем ему брать пробы с определенного участка. Ведь в ситуации, когда дорога начнет расползаться, именно на контроллера в первую очередь взвалится весь груз ответственности. Мы прекрасно знаем это на примере того абсурда, который творится у нас на судебных заседаниях по крупным событиям.
Когда в качестве ответственного привлекается не местное начальство контролирующих организаций например. А рядовые сотрудники на местах. А иногда и те, кто просто имеет недостаточно хорошую репутацию среди "своих". Как произошло с пожарным, который тушил один из торговых центров в Кемерово. Но это уже отдельный разговор, и эту тему мы тоже когда-нибудь обязательно затронем.
О проектировании дорог и схемах с подставными компаниями
Здесь кроется еще один способ в буквальном смысле "растащить" дорогу по кускам. Начинается все с главного подрядчика, который:
- Передоверяет часть задач суб. подрядчикам;
- Управляет ими только на бумаге.
Да и сами суб. подрядчики тоже существуют только на уровне документов. Естественно, стоимость их работ завышена и достаточно заметно.
На таких схемах умудряются зарабатывать даже прорабы. Информация из сети: на одной из строек за все время удалось отвести от строительства больше 25 млн. рублей. Причем сделал это один из прорабов на стройке. Надо полагать не без покровительства со стороны других. Но сумма все-равно потрясающая.
Ну и заканчивая с темой воровства, кратко о проектировании. Всем, кто занимался ремонтными работами известно, что они проводятся обычно в соответствии с:
- Проектом;
- Конкретными ТЗ (техническое задание).
Если на бумаге заложить все так, как выгодно и полезно, а не так как правильно, то не придется ничего разворовывать на месте. Так как отклонения от проекта отлично "выравниваются" хорошими денежными суммами. А всех кто пытается поднять шум, можно отправить в основание той самой дороги, которая стала предметом конфликта. И это кстати, не простая метафора, а вполне себе реальная судебная практика по уголовным делам.
О жарком времени и как двигаться на дороге, можно прочитать в статье: По закону ограничение движения в жару
Как бороться с ямами?
Разберемся с классификацией. Тут нам пригодится все тот же ГОСТ, который мы использовали в самом начале статьи:
- Крышки люка: не должно быть возвышений/просадок больше чем на 2 сантиметра;
- Яма: это выбитый кусок дороги больше 15 см. в длину (5 см. в глубину);
- Рельсы: не должны быть возвышения/проседания больше чем на 2 см. (если речь не о переездах).
Основным нормативном-правовым актам является ФЗ № 257. Кроме того, существует и дополнительная законодательная база, обязывающая непосредственного владельца дороги осуществлять ее ремонт.
С трассами и магистралями в этом плане все проще. Вы наверняка замечали специальные таблицы с названием исполнителя, обслуживающего определенный участок трассы. Что до городских условий, то тут все находится в руках местных властей. И ваших руках.
Как показывает практика, способов воздействия на местные власти у нас не так уж и много. Но это вовсе не означает что нужно наплевать на состояние дорожного полотна и убивать свой собственный автомобиль и его подвеску. Начнем с жалоб и претензий. Их можно рассылать в следующие ведомства:
- ГИБДД;
- В администрацию;
- В Росавтодор.
Это первый этап. Отсылать претензии и жалобы по вышеперечисленному списку нужно в ситуации, когда дорожное покрытие например недостаточной толщины. Или есть несоответствия по ГОСТу, основные требования которого описаны выше. В принципе, обнаружить проблему можно в любом городе, и наберется если не тысячу, то под сотню нарушений на одном километре застройки точно.
В вышеозначенные органы можно подавать жалобу не только в ситуации, когда есть проблемы с дорогой. Но даже и тогда, когда просто отсутствует видимая дорожная разметка например.
Кроме того, в РФ существует по меньшей мере 2-3 отдельных сервиса (вроде РосЯмы), куда можно подать соответствующую заявку. Но мы сейчас не об этом.
Для Москвичей тоже есть отдельный портал, который централизует сбор всех заявок. Но в нашем случае, подача претензии будет все-таки собственной инициативной группой. Или по одиночке. Но договориться с другими участниками не помешает, а таковых всегда найдется в достаточном количестве.
Мы рекомендуем привлечь к составлению претензий профессионального юриста. Который поможет составить бумаги так, чтобы все было правильно, а главное - обосновано по закону. Что до самой претензии, то ее можно отправить не только через почту. Но и принести самостоятельно в приемную. Главное, проследить за тем, чтобы она была зарегистрирована. Опять-таки, лучше всего собрать инициативную группу. И явиться в ее составе в местную администрацию, передавая претензии.
Это куда эффективнее, чем идти туда самостоятельно. Что до регистрации обращения, то оно обязательно. Но надо отметить одну особенность: даже мелкие чиновники редко позволяют себе выкидывать или "сливать" претензии. Им приходится отвечать на них, отрабатывая хоть часть своих обязанностей. В этом преимущество обращения в администрацию лично. Впрочем, и на почтовое отправление вам должны ответить. Если этого не случилось, то следует отправить жалобу в прокуратуру.
К прокуратуре применима тактика "единичных обращений". Т.е. вы не расформировываете группу единомышленников, но массово пишете претензии о том, что:
- Администрация проигнорировала обращение;
- Автодор и вовсе дал какую-то невразумительную отписку.
В крайнем случае, вы можете обратиться с исковым заявлением. Обычно, это используется в ситуации, когда например вы разбились на автомобиле потому, что он угодил колесом в яму, которая своей глубиной может достать до центра земли.
А в ситуации, когда ямы на дорогах становятся причиной ДТП со смертельным исходом, все вышеозначенные действия лишь необходимость. Перед тем, как начнется полноценное судебное разбирательство. Тут без юриста вообще не обойтись.
Заключение
Подытоживая все вышесказанное. Если за качеством дорог не будут следить граждане, то видимо, ничего хорошего у нас так и не получится. По крайней мере на данный момент. Но стоит понимать, что пока не поменяется технология и не будет исключено воровство, хороших дорог нам точно не видать.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Показать полностью