Значение слова « Нигилизм »
В словаре Даля
ж. лат. безобразное и безнравственное ученье, отвергающее все, чего нельзя ощупать.
В словаре Ожегова
НИГИЛИЗМ, -а,м. (книжн.). Полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский н. (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания). || прил. нигилистический, -ая, -ое. Нигилистическое отношение к чему-н.
В словаре Фасмера Макса
нигили́зм
Надеждин (1829 г.), Н. Полевой и др. Широко распространилось благодаря книге «Отцы и дети» Тургенева с 1863 г.; см. Чижевский, ZfslPh 18, 383 и сл. До этого ср нем. Nihilismus у Ф. Якоби (1799 г.), затем у Ж. Поля, франц. nihilismе у Ж. де Метра, у которого его, возм., позаимствовал Чаадаев (Чижевский, там же; Алексеев, Сб. Соболевскому 413 и сл.); нигили́ст – из франц. nihilistе (Мерсье, 1801 г., затем В. Гюго, Прудон; см. Алексеев, там же).
В словаре Д.Н. Ушакова
НИГИЛИ́ЗМ, нигилизма, мн. нет, ·муж. (·книж. ).
1. Образ мыслей нигилиста (·ист. ).
2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм.
В словаре Энциклопедии
(от лат. nihil — ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). В русской публицистике 19 в.: у «охранителей» — бранная кличка; у революционных демократов — название участников демократического и революционного движения 60-х — нач. 70-х гг., отрицавших крепостнические традиции.
В словаре Словарь иностранных слов
1. Полное отрицание всего, полный скептицизм.
2. Течение русской общественной мысли 60-хагг. 19в., отрицательно относившееся к традициям, ус-тоям дворянского общества, к крепостничеству. Нигилистический — характеризующийся нигилизмом.
(от лат. nihil — ничто, ничего)
Термин «Н.» получил распространение после опубликования романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862), в котором главный герой Базаров назван нигилистом. До этого времени идеи Н. в журнальной полемике назывались «отрицательным направлением», а его представители — «свистунами» (см. «Свисток»). Подхваченный в условиях спада революционной ситуации реакционной публицистикой, термин «Н.» стал бранной кличкой и широко использовался в журнальной полемике, официальных правительственных документах и антинигилистических романах (А. Ф. Писемский «Взбаламученное море», Н. С. Лесков «Некуда», В. П. Клюшников «Марево» и др.) для дискредитации революционной идеологии и демократического движения. Противники приписывали Н. стремление к разрушению основ цивилизации, отрицание духовных ценностей, аморализм.
Почти исчезнувший из полемической литературы к концу 60-х гг. термин «Н.» позднее использовался в реакционной публицистике в моменты обострения классовой борьбы в применении к революционерам. Некоторые современные буржуазные авторы за рубежом неправомерно распространяют термин «Н.» на те формы русского освободительного движения, наследниками которых выступили большевики.
Лит.: Козьмин Б. П., Литература и история, М., 1969, с. 225—42; Новиков А. И., Нигилизм и нигилисты, Л., 1972, с. 34-117.
Найдено 5 определений термина Нигилизм
отлат. nihil — ничто) — отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п.
от лат. nihil — ничто) — отрицание общепризнанных культурных ценностей, идеалов, моральных норм; скептицизм. Термин стал общераспространенным благодаря роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму возможность познания истины; этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя. Ф. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у И.С. Тургенева, явление с переоценкой высших ценностей — тех, которые наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ф. Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.
лат. – ничто) – умонастроение, мировоззренческая позиция, выражающая тотальное отрицание любых и всяких норм, принципов, традиций и законов. существующих и принятых в обществе на данном историческом этапе. Нигилизм – это прежде всего отрицание духовных основ бытия. Нигилистическое сознание проявляется в разных формах: реализм, витализм, национал-социализм и др., обладающих разрушительной, а не созидательной силой. Нигилизм вызывает прерывание линий развития чего-нибудь. Это мировоззрение прямо противоположно христианству: оно вносит в сознание подозрительность, недоверие, ревность, зависть, гордость, нетерпимость, бунтарство и даже хулиганство. Нигилизм порождает неудовлетворенность собой, миром, обществом, Богом. Такое миропонимание, через грубое отрицание, влечет к насилию, «революционному террору», потворствует грубым страстям. Нигилизм – это духовный беспорядок. Слово вошло в обиход с романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», т.е. в 60-е годы XIX столетия. Как форма самосознания он был присущ более разночинной интеллигенции, разрушающей традиционные ценности русской жизни.
НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто)
от лат rahil — ничто) моральный, мировоззренч позиция, состоящая в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравств. и культурных ценностей, непризнание любых авторитетов
В зап филос. мысли термин «Н » ввел нем писатель и философ Ф Г Якоби Это понятие использовали мн зап -европ. философы С Кьеркегор источником H считал кризис христианства и распространение «эстетич. » мироощущения Ф Ницше употреблял это понятие в социально-культурном значении, понимая под H осознание иллюзорности и несостоятельности как христ. идеи над-мирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, к-рую считал бурж версией религ. веры О Шпенглер H называл черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», к-рый в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высш. расцвета M Хайдеггер рассматривал H как магистральное движение в истории Запада, к-рое конечным следствием может иметь мировую катастрофу
В рус. культуре 2-й пол 19 в нигилистами называли представителей радикального течения разночинцев-шестидесятников, отрицавших социальные устои крепостнич России и религ. идеологию, проповедовавших материализм и атеизм Впоследствии этот термин использовался для характеристики всех рев сил 60—70-х гг, к-рым приписывались вульгарный материализм, аморализм, анархизм
Понятие «Н » используется во мн сферах деятельности людей Познавательный Н (агностицизм) отрицает объективную истину, политический (анархизм)
— целесообразность гос. власти и полит орг-ций, правовой — необходимость законности и правопорядка, религиозный (атеизм) — религию, нравственный (имморализм) — общезначимое содержание морали и т. д. Н возникает вследствие разочарования в существующей духовно-идеологич.системе и распространяется на культуру вообще, включая ее общеисторические и общечеловеческие устои Нигилистич настроения усиливаются в кризисные, переломные фазы обществ.и индивидуального развития Формирование нигилистич мировоззрения обычно происходит в условиях отстраненности и отчуждения человека или социальной группы от жизни общества в целом
Носителем Н часто выступает молодежь, неадекватно реагирующая на обществ.изменения Н переходного возраста от детства к отрочеству, а затем к молодости и т и объясняется психол. особенностями каждой возрастной группы Личность подростка испытывает сильные потрясения, сталкиваясь с миром взрослых, к-рый не всегда соответствует дет представлениям о нем Не желая принимать реальность с ее негативными чертами, молодые люди пытаются защититься от нее с помощью Н Иногда Н является просто позой из-за желания выглядеть оригинально в глазах окружающих, но нигилистич взгляды могут стать превалирующими в нравств. позиции и послужить основой для формирования асоциальных качеств личности В своем крайнем выражении Н переходит в цинизм и аморализм
Найдено 6 определений термина НИГИЛИЗМ
лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры. Получает особое распространение в кризисные периоды общественного развития.
(от лат. nichil — ничто) — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. В России получил распространение после появления романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Становится популярным, особенно среди молодежи, в кризисные моменты истории.
от латинского — «ничто») — отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. В России термин получил распространение после появления романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.).
отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение, особенно среди молодежи, в кризисные моменты истории. Термин получил распространение в России после выхода романа И. Тургенева «Отцы и дети» (1862 г.). В русской публицистике XIX в. у «охранителей» — бранная кличка, у революционных демократов — название участников демократического движения 60—70-х гг. XIX в.
от лат. nihil — ничто, ничего), идея тотального отрицания, форма самосознания значительной части русской интеллигенции 1860-х.
Сформировавшись как слой безродный, бескорневой, лишенный понятия о настоящей духовной жизни, но наделенный безмерной интеллектуальной гордыней, интеллигенция стала главным разрушителем традиционных ценностей русской жизни. Нигилизм явился закономерным итогом отщепенства «образованного» слоя России от основ подлинно русского мировоззрения. При этом нравственное убожество нигилизма, отвергавшего религию, да и вообще всякую независимую этику и мораль (вот они — истоки «классового подхода к явлениям»), подменявшего моральные категории началами «пользы» и «удовольствия», — ничто перед жутью его практического применения.
Возрастая в лоне западничества, нигилизм воспринял в себя его худшие черты. Появившийся на исторической сцене разночинец (точнее сказать — «бесчинец», лишенный традиционных сословных связей в жизни) придал явлению еще более дикие формы. Началась, но меткому выражению протоиерея Георгия Флоровского, «роковая болезнь — одичание умственной совести». «Человеческая личность шире истины» — это безумное утверждение «народника» Н.К. Михайловского становится определяющим характер времени. Утрачивается сама потребность в Истине, теряется познавательное смирение перед действительностью, и в безбожной «свободе» человек являет собой жалкую картину средоточия разрушительных и гибельных страстей.
Все было бы не столь ужасно, если бы вождями нигилизма остались люди, подобные Чернышевскому и Добролюбову: недоучившиеся семинаристы, разгневанные разночинцы и разочаровавшиеся поповичи (а оба кумира «передовой общественности» вышли из духовного сословия) не являли собой серьезной опасности. Убогость их мировоззрения и скудость творческих возможностей вскоре породили бы ответную реакцию (что, кстати, и случилось, когда в конце века интеллигенция ударилась в богоискательство). Но, к несчастью, дело этим не кончилось, и нигилизм стал страшным орудием в руках настоящих изуверов-фанатиков.
Эти люди не строили никаких иллюзий. Они видели зло, всемерно потворствовали и сознательно служили ему. «Страсть к разрушению есть творческая страсть», — слова Михаила Бакунина говорят сами за себя. Нужно зажечь мировой пожар, разрушить старый мир, а для этого все средства хороши. Русь расчетливо и цинично звали к топору, предполагая (весьма основательно, как показала история) в хаосе страшного русского бунта достичь своих богоборческих целей.
Митрополит Иоанн (Снычев)
от лат. nihil — ничто, ничего) — термин, получивший широкое распространение в России в лит.-политич. полемике 60-х гг. 19 в. Введен в публицистику M. H. Катковым, взявшим его из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Использовался реакц. и консервативной журналистикой и авторами т. н. антинигилистич. романов (Н. С. Лесков, В. П. Клюшников, А. Ф. Писемский, P. M. Достоевский и др.) для дискредитации разночинной демократии, представители к-рой изображались как бездумные отрицатели, «игноранты», каких бы то ни было обществ. ценностей — нравственности, красоты, гражд. обязанностей, веры в положит. идеалы, объявлялись сторонниками вульгарного материализма в философии, аморализма в этике, анархич. отрицания иск-ва, проповедниками полового разврата. Н. представлялся как явление, лишенное нар. нац. почвы, как занесенное с Запада антипатриотическое поветрие. При изображении нигилистов представители антинигилистического лагеря стремились представить их людьми, мешающими осуществлению в стране социального и политического прогресса, вынуждающими правительство — посредством своих беспредельно радикальных требований — к ограничению политических свобод, способными на самые низкие поступки.
По преимуществу негативные, разрушительные, эти задачи не могли все же заменить конкретной позитивной политич. программы, столь необходимой особенно в условиях спада революц. ситуации. Т. н. раскол в нигилистах — резкая полемика между двумя гл. демократич. печатными органами «Современником» и «Рус. словом» в 1864-65 — явился ярким тому свидетельством и выражением насущной необходимости в разработке цельной программы рус. освободит. движения. К кон. 60-х гг. нигилистические настроения изживают себя: из общего лагеря разночинной демократии выделяются группы, с одной стороны, революционеров, с др. стороны, нек-рые бывшие нигилисты превращаются в проповедников либерального культурничества.
Нигилизм в России
Новую страницу в истории истолкования феномена «русский нигилизм» открыли в первые десятилетия 20 в. С.Л.Франк и Н.А.Бердяев. Франк в статье «Этика нигилизма» (сб. «Вехи», 1909) объявил «нигилистический морализм» основной чертой духовной физиономии русского интеллигента, первым русским нигилистом назвал Петра I, большевиков же охарактеризовал как выражение «универсального отрицания». Характеризуя русский нигилизм, Бердяев различал его узкий («эмансипационное умственное движение 60-х гг.») и широкий (течения мысли, отрицающие «Бога, дух, душу, нормы и высшие ценности») смыслы («Истоки и смысл русского коммунизма»). Считая русский нигилизм религиозным в основе своей феноменом, Бердяев, однако, определяет его истоки противоречивым образом, считая их то православными, то гностическими. Нигилистическая ментальность, заявленная в образах Базарова, Рахметова и др., трансформируясь в ходе исторического развития, продолжается в русском коммунизме, где она, в частности, приобретает некоторые черты богоборчества в духе вульгаризированного Ницше, напр. у М.Горького.
В.П. Визгин, В.Ф. Пустарнаков, Э.Ю. Соловьев
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 85-86.
Катков М. О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева. – «Русский вестник», 1862, № 7;
Гогоцкий С. Нигилизм. – Он же. Философский лексикон, т. 3. К., 1866;
Де-Пуле М. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. – «Русский вестник», 1881, № 11 ;
Цион И. Нигилисты и нигилизм. М., 1886;
Страхов Н.Н. Из истории литературного нигилизма 1861–65. СПб., 1890;
Алексеев А.И. К истории слова «нигилизм». – В кн.: Сборник статей в честь акад. А.И.Соболевского. Статьи по славянской филологии и русской словесности. М.–Л., 1928;
Воровский В.В. Базаров и Санин. Два нигилизма. – Соч., т. 2. М., 1931;
Степняк-Кравчинский С.М. Нигилизм. – Он же. Подпольная Россия. М., 1960;
Новиков А.И. Нигилизм и нигилист. Опыт критической характеристики. Л., 1972;
Достоевский Ф.М. Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах. – Собр. соч. в 30 т., т. 20. Л., 1980;
Козьмин Б.П. Два слова о слове «нигилизм». – Он же. Литература и история. Сб. статей. М., 1982;
Karlowisch N. Die Entwickelung des russischen Nihilismus. В., 1880;
Oldenberg K. Der russische Nihilismus von seinen Anfängen bis zur Gegenwart. Lpz., 1888;
Coquart A.Dmitri Pisarev (1840–1868) et idéologie du nihilisme russe. P., 1946;
Hingley R. Nihilists. Russian Radicals and Revolutionaries in the Reign of Alexander II (1855–81), 1967;
Lubomirski J. Le nihilisme en Russie. P., 1979.
Что означает слово «Нигилизм»?
Весь нигилизм в одном рисунке
В научный обиход термин ввел немецкий философ Фридрих Генрих Якоби (1743 — 1819) в изданной в 1799 году в Гамбурге книге «Sendschreiben an Fichte» (Гугл переводит название как «Послание к ели»).
Однако «жизнь» понятие приобрело благодаря другому философу, и тоже немцу, Ф. Ницше. Он обозначил «нигилизмом» разочарование части европейских интеллектуалов, те есть, людей имеющих возможность и способность к размышлению (большинству ведь было не до раздумий, они боролись за выживание) существующими порядками, осознание ими бессмысленности мира, крушение их мира ценностей.
Основные утверждения нигилизма
- Нет доказательств существования создателя или высшего разума
- Нравствености не существует
- Жизнь не имеет смысла, потому что правда у всех разная
Впрочем, ко времени Ницше (1844 — 1900) «нигилизм» прочно вошел в словарь русского языка. В 1829 году литературный критик Н. И. Надеждин в «Вестник Европы» (№1, 2) опубликовал статью «Сонмище нигилистов». Через 29 лет термин появился в книге «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни» казанского профессора В. В. Берви. Публицист, издатель, литературный критик, редактор газеты «Московские ведомости» М. Катков «обзывал» нигилистом другого литературоведа Дм. Писарева…
Но славу понятие завоевало благодаря роману И. Тургенева «Отцы и дети», в котором тема нигилизма — ведущая. Главный герой книги Е. Базаров, личность препротивная, не скрывает своего нигилизма, то есть отрицательного отношения не лишь к «язвам капитализма»: крепостническому строю, «бюрократизму и бездорожью», но вообще ко всему традиционному, что существует в человеческом обществе, чем люди веками жили и гордились: любви, поэзии, философским размышлениям, семейным ценностям, нравственным категориям — долгу, праву, обязанностям. Он проповедует всеобщее разрушение с целью строительства новой жизни, новых отношений. Причем, выражает Базаров свои мысли резко, бескомпромиссно, грубо, чем постоянно шокирует оппонента (ведь не мог же он проповедовать в пустоту) милейшего, добрейшего и благороднейшего Павла Петровича Кирсанова.
В советской школе Базарова, конечно, представляли героем положительным, хотя даже Чернышевский, уж на что революционер из революционеров, считал, что, рисуя портрет Базарова, Тургенев преследовал цели революционеров опорочить, скомпрометировать и высмеять.
Существует ли нигилизм сегодня?
- Это так называемый правовой нигилизм, когда законы человеческого общества нарушаются намеренно
- Это отрицание наследия предков, когда объявляется, что всё былое не верно, ошибочно, вредно
- Это скептическое отношение к нравственности, «закона джунглей» — прав тот, кто сильнее
- Это неверие в прогресс, конечное торжество добра, правды, справедливости
Для того, чтобы стать нигилистом, необходимо быть убежденным атеистом. В своих философских откровениях де Сад, еще не знакомый с самим термином, выступает как вполне сформировавшийся нигилист, бравирующий своим атеизмом. Хотя основоположником философского нигилизма принято считать М. Штирнера, но маркиз жил и писал раньше.
— Макс Штирнер
В нашей стране любят цитировать слова о русском бунте «бессмысленном и беспощадном», как слепой и стихийной ярости темного и невежественного народа. Трудно понять не менее бессмысленные и беспощадные философствования цивилизованного европейца, призывающие человечество к всеобщему уничтожению. Альбер Камю сказал: «Как только человек подвергает Бога моральной оценке, он убивает Бога в самом себе». [85. 166] Смеяться на могиле уничтоженного человечества не может просто человек. На это способен только демон. Философия Ницше появилась не на пустом месте. Альбер Камю считает, что именно Штирнер являлся его предтечей.
Другим человеком философия которого оказала разрушающее влияние на этику был – А. Шопенгауэр.
— Артур Шопенгауэр(1788—1860) — немецкий философ-иррационалист, тяготевший к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр оспаривал само понятие разума, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Интеллект, сам того не сознавая, функционирует не по своему рациональному плану, но по указаниям воли, которая признается единой энергетической основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Реальна только одна космически холодная сатанинская воля, которая проявляется во всем течении событий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, выступающее как представление. Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история бессмысленных метаний воли, когда она вынуждена пожирать самое себя, так как кроме нее ничего нет. Мир мыслился им как воля и представление. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя. Интуиция — это первый и важнейший вид знания. Весь мир рефлексии в конечном счете покоится на интуиции. По Шопенгауэру, истинно совершенным познанием может быть только созерцание, свободное от всякого отношения к практике и интересам воли.
Этика Шопенгауэра безотрадно пессимистична. Страдание присуще жизни неотвратимо. То, что называют счастьем, имеет всегда отрицательный, а не положительный характер и сводится лишь к освобождению от страданий, за которым должны последовать новое страдание либо томительная скука. Из признания доминирующей роли страдания следует сострадание в качестве важнейшего этического принципа. Противоборствующим состоянием духа, препятствующим страданию, является состояние полного отсутствия желания. Симптом этого — переход к полному аскетизму. Отрицание христианства и восхищение Буддой лежат в основе его этических взглядов.
— Фридрих Ницше (1844—1900) — немецкий философ, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма, иррационализма и ненависти к людям. Свое завершённое выражение этический нигилизм нашёл в философии Ф. Ницше, который «обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, явление, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это слово Ницше вкладывает следующий смысл: «нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремитья».
Ницше не любил Ч. Дарвина, но переносил его идеи о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. В человеке он подчеркивал биологическое начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения телесных образований, в первую очередь инстинктов. Каждый человек по-своему конструирует мир, исходя из своих индивидуальных особенностей: у каждого в голове — своя индивидуальная мифология в условиях его стадного бытия.
Ницше отвергает принципы демократии и исторического прогресса: он противопоставляет им любовь к судьбе; он отвергает также идеи равенства и справедливости как «разлагающие цельность человеческой природы». Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты» — тех «немногих», которые «имеют право» воплощать счастье, красоту и добро, господствовать над подавляющим большинством — серостью, которую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть «общественной пользой».
Ницшеанский образ «сверхчеловека» воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» — это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти».
После появления работ Ф. Ницше нигилисты, к какому бы движению они не примыкали, получили пророка, который подводил философскую базу под их разрушительные теории. Ницше узаконил в сознании людей не просто возможность, а необходимость использования насилия в качестве инструмента для достижения поставленных целей. Он обосновал закономерность использования «права сильного», тем самым открыв путь возвращения к первобытной, языческой морали.
Своим главным врагом он считает Иисуса Христа и христианство. Его отношение к Христу наполнено маниакальной ненавистью. Своё главное произведение, в котором он обрушивается на христианство, с демонической яростью, называется «Антихрист. (Проклятие христианству)». Это упоминание о присутствии в сознании Ницше демонологии не случайно, так как ещё в 1883 году в одном из писем Ницше пишет: «Угодно ли Вам услышать одно из новых моих имён? В церковном языке существует таковое: я есмь… Антихрист». [84. 49]Человек, объявляющий себя Антихристом, не делает этого спонтанно.
Бертран Рассел сумел разглядеть связь сатанизма Байрона и дьявольской воли Шопенгауэра с маниакальной ненавистью к Христу Ницше. Провозглашая себя Антихристом, то есть противником Христа, Ницше не скрывает и своего идеала. Вот что он пишет в своей работе «ECCE HOMO»: «Заратустра не оставляет здесь никаких сомнений; он говорит: познание добрых, «лучших» было именно тем, что внушило ему ужас перед человеком; …он не скрывает, что его тип человека есть сравнительно сверхчеловеческий тип, сверхчеловечен он именно в отношении добрых, добрые и праведные назвали бы его сверхчеловека дьяволом…»
Кто такие нигилисты и что такое нигилизм
Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что собой представляет нигилизм, что это простыми словами. Определимся с данным понятием, выясним, какого человека могут называть нигилистом. Поговорим о положительных и отрицательных сторонах нигилизма.
Определение понятия
Несмотря на то, что достаточно часто можно услышать слово нигилисты, не все знают, что оно означает. Походит с латинского языка, переводится, как «ничто». Это человек, который состоит в определенном течении, субкультуре, отрицает идеалы, нормы, принятые обществом. Нигилистов можно встретить среди творческих личностей, имеющих нестандартный тип мышления, о них можно услышать в источниках массовой информации, в литературных произведениях.
В разные исторические эпохи определение нигилизма имело несколько отличительные значения. Впервые о нем заговорили в средневековую эпоху, нигилизм рассматривался в качестве определенного учения, которое представлял папа Александр III. В Германии данный термин был использован писателем Якуби, который рассматривал его, как философское направление. Ницше был нигилистом, был убежден в несостоятельности христианского Бога, противился идеям прогресса.
На сегодняшний день можно найти, как приверженцев нигилизма, так и его противников. Кто-то в данном явлении видит патологическое состояние, и противостояние ему считает необходимым, кто-то является приверженцем этой идеи.
Нигилисты не верят в такие ценности, как искусство, любовь, природу. Однако, нравственность человека всегда основывается на таких понятиях. Каждый индивид обязан осознавать, что в окружающем мире присутствуют ценности, жить без которых не представляется возможным. А именно любовь к людям, к жизни, желание получать удовлетворение от своего существования, быть счастливым. Человек, увлекающийся нигилистскими взглядами, со временем может осознать ошибочность своих мнений, неправильность суждений.
Нигили́зм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры. В словарях определяется также как «отрицание», «абсолютное отрицание», «социально-нравственное явление», «умонастроение», то есть, очевидно, определение нигилизма и его проявление в разное время зависело от культурно-исторической эпохи, субъективно и контекстуально зависимо.
История появления термина
В Средние века существовало учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 году. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.
В западной философской мысли термин «нигилизм» (нем. Nihilismus ) ввёл немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. Это понятие использовали многие философы. С. Кьеркегор источником нигилизма считал кризис христианства и распространение «эстетического» мироощущения. Ф. Ницше понимал под нигилизмом осознание иллюзорности и несостоятельности как христианской идеи надмирного Бога («Бог умер»), так и идеи прогресса, которую считал версией религиозной веры. О. Шпенглер нигилизмом называл черту современной европейской культуры, переживающей период «заката» и «старческих форм сознания», который в культурах других народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. М. Хайдеггер рассматривал нигилизм как магистральное движение в истории Запада, которое может привести к мировой катастрофе.
Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:
- Нет (бесспорного) разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;
- Объективной нравственности не существует;
- Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.
Разновидности нигилизма
- Философская мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение (в крайней своей форме абсолютно отрицающая) общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры;
- Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
- Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
- Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
- Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
- Правовой нигилизм — порождённое социальной средой активное или пассивное отрицание обязанностей личности, а также установленных государством норм и правил.
Нигилисты в России
В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы», 1829 год) [1] . В 1858 году вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.
Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов». Огромное впечатление, произведённое романом «Отцы и дети», сделало крылатым и термин «нигилист». В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 года, — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!».
Таким образом, во второй половине XIX века нигилистами в Российской империи стали называть молодых людей, которые хотели изменить существовавший в стране государственный и общественный строй, отрицали религию, проповедовали материализм и атеизм, а также не признавали господствовавшие нормы морали (выступали за свободную любовь и т. п.). В частности, так называли революционеров-народников. Слово имело явную негативную коннотацию. Нигилисты изображались как лохматые, нечёсаные, грязные мужчины и утратившие всякую женственность женщины.
К концу 1860-х и началу 1870-х годов слово «нигилист» почти исчезло из русской полемической литературы, но стало употребляться в западноевропейской литературе как обозначение русского революционного движения; его приняли и некоторые русские эмигранты, писавшие на иностранных языках о русском революционном движении. В 1884 году была издана повесть Софьи Ковалевской «Нигилистка».
В настоящее время широко распространён термин «правовой нигилизм» — неуважение к праву. Он отражает широко распространённый феномен в правовой жизни российского общества. Его структурообразующим компонентом является идея, отрицающая легитимные социальные установки и несущая значительную идеологическую нагрузку, обусловленную не только тенденциями общественного развития и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.
Нигилизм в исследованиях психологов
Эрих Фромм предложил подходить к нигилизму как к одному из механизмов психологической защиты. Он считал, что центральной проблемой человека является внутренне присущее человеческому существованию противоречие между бытием «вброшенного в мир помимо своей воли» и тем, что он выходит за пределы природы благодаря способности осознавать себя, других, прошлое и будущее. Фромм утверждает, что развитие человека, его личности происходит в рамках формирования двух основных тенденций: стремления к свободе и стремления к отчуждению. Развитие человека идёт по пути увеличения «свободы», но не каждый человек может адекватно воспользоваться этим путём, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, и это приводит его к отчуждению. В результате человек теряет свою самость (или «Я»). Возникает защитный механизм «бегства от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции, деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтобы тот не разрушил его самого, нигилизм, автоматический конформизм.
Понятие нигилизм также анализируется В. Райхом. Он писал о том, что телесные характеристики (сдержанность и напряжённость) и такие особенности, как постоянная улыбка, пренебрежительное, ироничное и вызывающее поведение, — это остатки очень сильных защитных механизмов в прошлом, которые отделились от своих исходных ситуаций и превратились в постоянные черты характера. Они проявляются как «невроз характера», одной из причин которого и есть действие защитного механизма — нигилизма. «Невроз характера» — это тип невроза, при котором защитный конфликт выражается в отдельных чертах характера, способах поведения, то есть в патологической организации личности в целом.
Литература
- Фридрих Ницше — [nietzsche.ru/works/main-works/human/var-human/ Человеческое, слишком человеческое].
- Фридрих Ницше — [nietzsche.ru/userfiles/pdf/vola.pdf Воля к власти]
- Бабошин В. В. Нигилизм в современном обществе: феномен и сущность: автореф. дис. док. филос. н. Ставрополь, 2011. 38 с.
- Ткаченко С. В. [www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum6978/item6987.html Миф о правовом нигилизме как один из методов информационной войны.]
- Ткаченко С. В. [www.allpravo.ru/library/doc108p0/instrum6978/item6989.html Рецепция Западного права в России: проблемы взаимодействия субъектов] : монография. — Самара, 2009.
- Россинская Е. Р. [www.nbrilev.ru/Antikorrupup_ekspertiza_NPA_i_ih_proektov.htm Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и их проектов.] Составитель Е. Р. Россинская, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
- Гуляихин В. Н. Правовой нигилизм в России. Волгоград: Перемена, 2005. 280 с.
- Гуляихин В. Н. [e-notabene.ru/lr/article_240.html#13 Психосоциальные формы правового нигилизма человека] // NB: Вопросы права и политики. 2012. № 3. С. 108—148.
- Де-Пуле М. Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Университетской тип. М. Каткова, 1881. 53 с.
- Клеванов А. С. Три современных вопроса: О воспитании — социализм, коммунизм и нигилизм — о дворянстве по поводу столетия дворянской грамоты. Киев: тип. П. Барского, 1885. 66 с.
- Косыхин В. Г. Критический анализ онтологических оснований нигилизма: дис. док. филос. н. Саратов, 2009. 364 с.
- Пигалев А. И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. унив., 1991. 149 с.
- Нигилизм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- [revsoc.org/archives/2790 М. Инсаров. Нигилизм 1860-х и народничество 1870-х]
- [terme.ru Определение термина в Словаре по этике И. С. Кона (1981)]
- [bse.sci-lib.com Нигилизм в России XIX века]
- [feb-web.ru Статья «Нигилисты» в Литературной энциклопедии (т. 8., 1934 г.)]
- [window.edu.ru/library/pdf2txt/016/64016/34566/page32 Рыбакова Е. А. Зарождение и распространение нигилизма в России]
- [www.ng.ru/kafedra/2010-03-25/5_omnia.html Филатов В. В. Omnia ex nihilo. Фрагмент из книги «Сны воинов пустоты» // Независимая газета. № 58, 25.03. 2010]
- [old.russ.ru/krug/03litera-pr.html Илья Овчинников. Нигилизм : обзор литературы.]
- [www.yabloko.ru/Themes/History/frank-1.html С. Л. Франк. Этика нигилизма // «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», Москва, 1909 год]
- [www.yabloko.ru/win/Publ/Articles/berd-1.html Н. А. Бердяев. Духи русской революции. 1918 год.]
- [lit.lib.ru/r/ruchko_s_w/text_7869.shtml Ручко Сергей Викторович. Зарницы нигилизма.]
- [www.cofe.ru/apple/article.asp?heading=12&article=5082 Нигилистка — ЯБЛОКО]
Отрывок, характеризующий Нигилизм
Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.