МАРГИНАЛ — [фр. marginal побочный, предельный, написанный на полях] соц. человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими л. социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо … Словарь иностранных слов русского языка
Маргинал — Из статьи «Миграция населения и маргинальная личность» (1928) американского социолога Роберта Парка (1864 1944). Так он назвал человека, который в результате миграции «живет в двух различных культурных группах». От англ. слова marginal 1.… … Словарь крылатых слов и выражений
маргинал — сущ., кол во синонимов: 4 • изгой (10) • личность (37) • маргинальная личность (2) … Словарь синонимов
МАРГИНАЛ — (от лат. margo, inis край) англ. marginal; нем. Marginal. Человек, находящийся на границе различных соц. групп, систем, культур, испытывающий влияние их норм, ценностей и т. д., противоречащих друг другу. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
маргинал — а, м. marginal, e adj.,> нем. Marginal побочный, находящийся на краю. 1. Человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между классами, социальными группами, утративший социальные связи и не приспособившийся к новым условиям… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Маргинал — м. 1. Тот, кто утратил прежние социальные связи, находится на периферии своей социальной среды, не приспособился к новым условиям жизни и не имеет устойчивого социального статуса; изгой. 2. Тот, кто находится на грани общества (бомжи, бездомные,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Маргинал — (от лат. margo, marginis край, межа) в искусстве: автор, придерживающийся резко индивидуальной, отличающейся от общепринятой, творческой стратегии; смесь талантливого чудака и (не)добровольного изгоя; мастер неподражаемой своеобразности; художник … Альтернативная культура. Энциклопедия
маргинал — маргин ал, а … Русский орфографический словарь
маргинал — (от фр. marginal побочный, предельный, написанный на полях) человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими либо социальными группами, утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни; лицо … Этнопсихологический словарь
маргинал — (2 м); мн. маргина/лы, Р. маргина/лов … Орфографический словарь русского языка
Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».
Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.
Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».
Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.
В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены. [2]
Маргиналы (примеры)
- Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»
- Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:
Производные понятия и примеры словоупотребления
- Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
- Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.
Индивидуальная и групповая маргинальность
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Последствия маргинализации
Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.
Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.
Смотреть что такое «Маргинальный» в других словарях
МАРГИНАЛЬНЫЙ — (от латин. margo, inis край). Относящийся до краев, краевой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МАРГИНАЛЬНЫЙ [фр. marginal побочный] второстепенный, периферийный, несущественный, незначительный (напр … Словарь иностранных слов русского языка
МАРГИНАЛЬНЫЙ — 1. МАРГИНАЛЬНЫЙ, ая, ое. Книжн. 1. Не имеющий существенного значения; второстепенный. Данное явление носит маргинальный характер. // Неосновной, незначительный. М ая группа. Эти признаки являются маргинальными. 2. В социологии: находящийся за… … Энциклопедический словарь
маргинальный — побочный, незначительный, маржинальный Словарь русских синонимов. маргинальный прил., кол во синонимов: 7 • краевой (9) • … Словарь синонимов
маргинальный — ая, ое. marginal, e adj. 1. Написанный на поле. Мак. 1908. Написанный на полях книг, рукописи. БАС 1. 2. Второстепенный, периферийный, несущественный, незначительный (напр., не относящийся к фундаментальным или концептуальным положениям науки).… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Маргинальный — близкий к пределу, почти убыточный. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
МАРГИНАЛЬНЫЙ — (от французского marginal, латинское margo край, граница), находящийся на границе двух сред; человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы (маргинальная личность, маргинал). Нередко употребляется как… … Современная энциклопедия
МАРГИНАЛЬНЫЙ — (от франц. marginal побочный на полях), незначительный, несущественный, второстепенный; промежуточный … Большой Энциклопедический словарь
МАРГИНАЛЬНЫЙ — МАРГИНАЛЬНЫЙ, маргинальная, маргинальное (книжн.). Представляющий собою маргиналии; написанный на полях книги, рукописи. Маргинальная поправка, заметка. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
Маргинальный — ( от лат., край) означает противоположный центральному, краевой, рубежный, граничный. Маргинальный не значит периферийный (провинциальный, отсталый), периферийность есть частный случай маргинальности.Граничный энергоинформационный обмен… … Геоэкономический словарь-справочник
маргинальный — ая, ое; лен, льна, спец. 1) полн. ф. Написанный на полях, расположенный с края чего л. Сложные проблемы дешифровки встают при изучении маргинальных рисунков бездонного кладезя символики (Даркевич). 2) Побочный, не основной, периферийный,… … Популярный словарь русского языка
Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. Margo — край) — человек, находящийся на границе раздела различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т. д.
Маргинальная группа
Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой они возникают, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей. Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику.
Маргинальность — «пограничность», промежуточность положения индивида или социальной группы в социальной структуре общества. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям. Маргиналы, утрачивая прежние духовные ценности, испытывают трудности приобщения к чуждой им городской культуре, ненавидят мир, в который попали.
Индивидуальная маргинальность
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» ( Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.
Групповая маргинальность
Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение. Весьма показательным явлением групповой маргинальности является появление в социуме групп маргиналов характерной чертой обособления которых являются психические и сексуальные отклонения — т.наз «сексуальные меньшинства». Эти группы объединяются в организованные сборища по направлению идентификации: гомосексуалисты, скотоложцы, некрофилы и проч.
Маргинал или изгой общества
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Кто вообще такие маргиналы, если по-простому говорить? Люди, которые по собственному желанию не захотели быть частью общества, или их выгнал социум?
Или это те люди, которые просто стоят возле компании сбоку? Такое нашумевшее слово, но не все точно знают, что это понятие за собой несёт. Скажу больше. Значение этого слова довольно расплывчатое. Многие понимают когда и к кому его можно применить, но вот определения его дать не смогут. А вот мы с вами попробуем.
Маргинал – кто это такой?
Термин пришел к нам в язык из латинского. Там было слова «margo», которое означало «край, граница, грань» (маргинал, соответственно это «находящийся на краю либо уже за гранью»).
Этот термин получил распространение в 20-е годы ХХ века. Тогда это слово обозначало человека, который имеет статус эмигранта в Америке и не мог социализироваться в новом для себя обществе. Он покинул свою страну, свою семью, свою работу и привычный уклад жизни, чтобы поменять на что-то новое. Их не адаптацию к уже сложившемуся в штатах социальному поведению называли маргинализацией.
В общем смысле, маргинал — это человек волей или неволей вышедший за рамки установленных правил (его вытолкнули или он сам к этому пришел). Например, в социальном плане — находящий вне своей социальной группы человек. По сути, это изгой.
Но типов (причин) маргинализации много — социальные неудачи, финансовый крах, религиозный изгоизм, этический, политический, физический (болезнь, инвалидность). Они отражают причины, по которым люди стали изгоями.
У нас это слово почему-то (на мой взгляд, ошибочно) стало полным синонимом слову люмпен, изначально обозначающим человека из самых низов рабочего класса (переводится оно, как лохмотья). Сейчас люмпенами называют бродяг, нищих и прочих «опустившихся»людей. Их, конечно же, тоже можно отнести к «изгоям», но это все же частный случай маргинальности (финансовой).
Толковый словарь тоже неоднозначно передает значение этого слова:
- маргинал – это асоциальный объект, который находится вне групп (социальных, экономических, политических…);
- «маргинал» — слово, которое описывает человека, не участвующего в деятельности людей, собранных по интересам или целям;
- человек, которого по какой-то причине изъяли из группы (изгой).
Такие люди испытывают стресс (что это?), эмоциональное напряжение, имеют повышенную чувствительность к внешнему миру. Часто переживают неопределённость в самосознании, поскольку ни к кому не относятся и не знают, как себя идентифицировать. Часто формируют враждебные отношения с другими людьми, если удаётся с ними пересекаться и общаться.
Признаки того, что человека можно отнести к маргиналу:
- разрыв связей, которые были до рокового жизненного поворота: духовные, финансовые и, самое главное, социальные;
- нет постоянного места жительства, привязанности к чему-то;
- агрессивность к миру вокруг;
- иногда начинают развиваться психические болезни или отклонения, поскольку такая ситуация в жизни не является благоприятной;
- наличие собственных ценностей, правил и эталонов.
Причины и типы маргинальности
В зависимости от того, какие факторы и в какой области спровоцировали личность (что это такое?) стать более маргинальной, выделяют разные типы. Социальный маргинал мог пытаться подняться в соответствующем «лифте» вверх. Но при этом застрял между этажами: не стал на статус ни выше, ни ниже. Поэтому выпал из всех групп.
Похожей причиной может послужить желание человека достигнуть непосильно высокого уровня. Из-за этого он может поставить на карту всё и проиграть. От чего оказывается не в промежуточном состоянии, а падает на самый социальный низ.
Финансовый фактор несёт за собой «экономических отбросов общества». Это может случиться из-за потери работы, невозможности длительное время найти новою, кражи имущества, большой траты последних денег на лечение. Во время экономического кризиса в стране количество маргиналов значительно растёт.
Политический рождается тогда, когда люди не успевают адаптироваться и менять своё мышление под:
- политический кризис;
- перемену общественных норм;
- перемену государственных норм;
- смену режимов.
Этническая сторона – после переезда человека в другую страну, к иному народу и этносу. Особенно если не по собственному желанию, а как беженец. Чем сильнее отличается менталитет, тем сложнее социализироваться и быстрее личность становится маргиналом.
Один из вариантов, когда семья переезжает в более успешную страну, имеет деньги и возможность устроиться. Но при этом их не воспринимают дружелюбно из-за цвета кожи, волос. Поскольку это изменить нельзя, семья не может обрести какой-то статус среди нового этноса (а отсутствие статуса — это и есть маргинальность).
Религиозный изгой – человек, который верит в высшую силу, но не может отнести себя к уже существующим верованиям. Поскольку они не до конца соответствуют представлению о боге. Так могут выглядеть атеисты или агностики на фоне всех остальных религиозных людей.
Биомаргиналы
— кто это? Это те, кто имеет дефект или проблемы со здоровьем: СПИД, инвалидность, хроническое соматическое заболевание. Они не могут быть полезной ячейкой общества, поэму часто находятся за бортом. Им не уделяют внимание, не заботятся, часто обходят стороной.
Маргинал — это значение негативное или позитивное?
Любые жизненные аспекты и ситуации можно рассмотреть с полярных точек зрения: позитивной и негативной. Маргинальность не является исключением.
Плюсы:
- Из-за своей индивидуальности и отличительных черт, человек может развиваться и мыслить вне «стадного» движения. Ведь часто такими людьми становятся и художники, и учёные. Поэтому могут привнести ценный и новый поворот в историю общества.
- Опять же из-за своей особенности они могут придумать бизнес, до которого не «дотумкали» другие люди.
- Маргинальные личности более гибкие и не привязанные к чему-то. Поэтому им легче двигаться к цели: переехать в другой город, пойти на новую работу.
Минусы:
- Негативная сторона маргинальности заключается в том, что она часто возникает на фоне революций, войн, неблагополучных условий в стране.
- Сложно поддержать собственный комфорт и удовлетворить базовые потребности.
- Развивается склонность к действиям вне закона – становятся опасными для окружающих.
Какая разница между ними и люмпенами?
Люмпены и маргиналы – это синонимы, или совсем разные между собой понятия? Первое слово ввёл Карл Маркс для обозначения отдельного социального слоя общества (тех, кто ходит в лохмотьях). К ним относились нищие, бродяги, люди с асоциальным поведением и те, которые нарушали закон.
Это члены общества, которые не имеют никаких ценностей материальных, у которых своя мораль и они не признают социальные нормы. По сути, это каста. Как правило, не имеют никакой собственности. Зарабатывают либо случайными подработками, либо попрошайничеством, либо грабят.
По мне, так люмпены это частный и весьма радикальный пример маргинализации. Он не показателен, ибо отражает только одну ипостась (финансовую).
Маргинальные слои общества вовсе не обязательно будут носить обноски и просить милостыню. Они вполне могут зарабатывать себе на жизнь. Просто они «откалываются от коллектива» и ведут «свою игру» (в социальной области, в политической, религиозной и так далее).
Значение слова «маргинал»
- Маргина́л, маргина́льный челове́к, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. д.
В современном русском языке это слово ошибочно употребляется как синоним понятия люмпен (деклассированный элемент).
1. человек, не признающий общепринятых моральных норм и правил поведения
2. социол. человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур, испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т. п., но не принимающий их полностью
Предложения со словом «маргинал»:
- Так, или примерно так, на свет появляется ещё один маргинал.
- Вчерашний маргинал сделался реальной кандидатурой.
- Этакий маргинал, плюющий на всех и вся — на родителей, друзей, государство — и живущий в своё удовольствие.
- (все предложения)
Сочетаемость слова «маргинал»
Цитаты со словом «маргинал»:
- Интеллектуалы всегда были носителями рационализма, а предприниматели могли ими стать.
Предложения со словом «маргинал»:
Так, или примерно так, на свет появляется ещё один маргинал.
Вчерашний маргинал сделался реальной кандидатурой.
Этакий маргинал, плюющий на всех и вся — на родителей, друзей, государство — и живущий в своё удовольствие.
Значение слов «маргинал» и «маргинальность» в современном мире?
Значение слов «маргинал» и «маргинальность» в современном мире преобразилось до неузнаваемости. Впрочем, это не удивительно. Мир стремительно меняется прямо на наших глазах и на смену старым стереотипам приходят новые понятия, часто диаметрально противоположные старым.
Что такое маргинальность и кто такие маргиналы? Какие новые категории людей стали относить к маргиналам в современном мире. Чем маргинал отличается от всех остальных представителей социума, и почему он имеет такой статус, об вы узнаете из статьи.
Что означает слово «маргинал»? Происхождение слова.
Итак, маргинал — это кто? Данный термин вошел в обиход еще в 1928. Его сформулировал социолог из США Роберт Парк. Он считал, что маргиналом можно назвать человека, который занимает некое промежуточное и неопределенное положение между городским жителем и жителем сельской глубинки.
Культура такого субъекта не сформирована, он не может вписаться в незнакомые для него условия жизни в другом месте. Его модели поведения не принимаются обществом, и он для них никто иной как дикарь, не умеющий себя вести среди людей.
Сам термин берет начало от слова «margo», что в переводе с латыни означает «край». Поэтому маргиналы – это те, кто живет на самом краю, грани социума, и не вписывается в общепринятые нормы взаимодействия между людьми.
Что из себя представляет маргинальность по Роберту Парку?
Маргинаальность — это понятие социологическое. Оно означает пограничное, промежуточное положение людей между социальными группами. Это определенным образом влияет на психику таких людей (маргиналов).
Ранее это слово носило резко отрицательный оттенок в обществе. Роберт Парк считал таких людьми крайне обидчивыми, агрессивными и сконцентрированными только на себе. Кроме этого к их числу он относил тех, кто совершал преступления, не имел своего жилья, был алкоголиком и наркоманом.
Одним словом, это были люди самых бедных и низших слоев общества. Важной особенностью маргиналов было отрицание всех норм и правил в обществе. Они не имели никаких обязательств, нарушали правила взаимодействия между людьми.
Категории людей, которые относятся к маргиналам в современном обществе
В современном мире понятия «маргинальность» и«маргинал» утратили свое первоначальное резко отрицательное значение. Маргиналами теперь называют тех представителей общества, образ мышления и образ жизни которых значительно отличается от образа жизни основной массы людей.
Постепенно смысловое наполнение данного термина очень сильно поменялось. Когда-то это были представители самого дна общества. Теперь все иначе. Теперь в сети и средствах массовой информации нередко можно встретить множество статей, посвященных слову «маргинал» в элитном его смысле, например, «маргинальная культура», «маргинальная литература», «маргинальное мировоззрение». Сейчас маргиналом может быть и безработный, и миллионер.
Если говорить простыми словами, то маргиналами сейчас называют всех, кто не вписывается в социально «правильное» поведение.
Маргиналами можно назвать:
- бродягу без жилья и работы;
- путешественника, уехавшего искать смысл жизни Тайланде, Индии, Тибете;
- хиппи, который отрицает иерархию общества;
- фрилансера и любого «свободного художника», не привязанного к работе и живущего в дороге;
- отшельника, живущего вдали от общества;
- мультимиллионера, образ жизни которого крайне отличается от большинства людей.
Классификация маргинальных групп в социологии
В социологии подразделяют маргиналов на несколько групп, к ним можно отнести:
- Этнических маргиналов, в основном это мигранты.
- Есть маргиналы биологические, это те, кто имеют определенные физические или же умственные возможности.
- Есть маргиналы по возрасту, это поколение, с которым связь в социуме практически утеряна.
- Есть маргиналы социальные, как правило, это те, кто не вписывается в социальную структуру из-за своего образа жизни.
- Выделяют также экономических маргиналов, они либо самые бедные, либо не имеют вообще работы.
- Есть политические, те люди, которые применяют методы политической борьбы не одобряемой социумом.
- Кроме этого, существуют и религиозные, это те, кто имеют веру не совпадающей с признанной в социуме.
- И последние – криминальные элементы, преступники.
Надеюсь, статья Вам помогла узнать, маргинал это кто? Как преобразилось значение слов «маргинал» и «маргинальность»? И что эти слова означают теперь в нашем современном мире.
Классический пример маргинала — Джеффри Лебовски, герой культового фильма «Большой Лебовски» (1998)
Если до конца хотите проникнуться этой темой, рекомендую пересмотреть знаменитый культовый фильм братьев Коэн «Большой Лебовски» (1998). Главный герой этого фильма — классический маргинал. Всеми любимого пацифиста Джеффри Лебовски — можно назвать классическим маргиналом современного мира.
Маргинальность Маргинал
Я обожаю маргиналов, у них жизнь и сознание незамутненное,
они не участвуют в этой нашей запрограммированной жизни.
Я сам пытался стать маргиналом, но уже поздно было.
Я стою на краю,
Хотя нет, лишь на грани.
Не переиграть мне роль свою,
Не изменить и землю под ногами.
Я маргинал, для вас я аномален,
Я нигилист, а значит инфернален.
И мной общественный режим нарушен,
Но ваши мнения лишь просто тлен!
Маргинальность как качество личности – склонность значительно отличаться от большинства своим поведением, взглядами на действительность, внешностью; находиться вне или на границе своей социальной среды, различных социальных групп, систем, культур, быть в какой-то степени изгоем и испытывать влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей.
Если верить биографам маргинальной Марлен Дитрих, она была равнодушна к сексу, но очень падка на восхищение своей особой — цветы, комплименты, все чувственные виды поклонения нужны были ей постоянно. Поскольку поклонники требовали секса, она спала с ними, смирившись с этой нудной потребностью человечества, но скучала в процессе. Видимо, поэтому она не знала так называемой верности и изумлялась сценам ревности, которые устраивал очередной любовник, когда она, еще не расставшись с ним, позволяла затащить себя в следующую постель, гарантирующую необходимую порцию восхищения. Даже всемирная слава не насытила её чудовищного аппетита — поклонение нужно было ей, как воздух, до старости, которую она провела, валяясь в постели и читая журналы.
Антиподы — ненасытная Дитрих и скрывшаяся от славы Грета Гарбо, — о которых мечтали миллионы мужчин по всему миру, никого не любили — физиологически не были к этому способны, но оплодотворили романтическими чувствами колоссальное количество душ.
Маргинальность (marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
Современное значение слово получило в 1928 году благодаря американскому социологу Р. Парку (1864-1944). Маргиналами согласно Парку являются люди, потерявшие связь со своей средой обитания, кругом общения, но не примкнувшие к другой и другому, то есть те, кто находится как бы на краю, на границе культурного общества. В первой трети ХХ века в Америке маргиналами становились сельские жители, оказавшиеся в городах и не смогшие найти в них себе применение, люди, длительное время не имевшие работы, эмигранты, отправившиеся в США за счастьем, но не нашедшие его. Постепенно, однако, понятие «маргинал» приобрело более широкий смысл: Маргинал — ассоциальный человек, образ жизни которого отличается от общепринятого в обществе.
Маргинальность — термин, при помощи которого в социологии обозначают переходный, структурно неопределенный статус того или иного индивида или социальной группы. Соответственно, люди, которые по каким-то причинам не примыкают или не могут примкнуть к тому или иному слою общества, называются маргиналами. Понятие маргинальности тесно связано с социальной мобильностью, так как любой человек, переходящий из одного слоя в другой, на какой-то момент обязательно становится маргиналом, что обычно связано с болезненными психологическими переживаниями. Обычно состояние маргинальности не является длительным, хотя существуют вынужденные или сознательные маргиналы (бомжи, алкоголики, разного рода радикалы и т. д.), которые находятся в нем длительное время.
Для маргиналов характерно враждебное отношение к общественному мнению, неудовлетворённые амбиции, себялюбие, повышенная чувствительность, некоторая тревожность.
Маргинальность – это ни достоинство, но и не недостаток. Это ни хорошо и ни плохо. Это просто никак у всех, это по-другому. Это некоторый разрыв со своей социальной средой. Это путь, когда отвергаются принятые в обществе ценности и традиции. Это попытка утвердить собственную систему норм.
К маргиналам относятся люди, которых невозможно отнести к определённой социальной группе, они как бы зависают на границе отличных между собой групп, а посему ощущают на себе их противонаправленное влияние.
Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.
Сталин считал себя человеком русской культуры, отодвинув свое грузинское (по другой версии — осетинское) происхождение; Иван Грозный ощущал себя потомком древнеримского императора Августа (Цезарь, видимо, не казался ему особо легитимным) и легендарного римского героя Пруса, а не русским — лапотность происходящего вокруг, наверное, раздражала его бесформенностью.
Даже Чарльз Дарвин, совершивший революцию в естествознании, проявлял некоторую маргинальность. В 1874 году Чарльз Дарвин сказал своему другу, директору Королевского ботанического сада Джозефу Гукеру, что никогда не научится работать на пишущей машинке, которую только что начал выпускать «Ремингтон». Но его сын Френсис молод и может решиться на любой опасный эксперимент. Мозг шестидесятипятилетнего Дарвина, всего несколько лет назад закончившего «Происхождение человека» и продолжавшего писать научные книги, работал еще в полную силу, но человек, совершивший один из самых радикальных переворотов в естествознании, воспринимал как опасный эксперимент работу на пишущей машинке, ставшей общим местом массовой культуры ХХ века.
Жившие в советскую эпоху, по сути, уже являются маргиналами. Писательница Надежда Венедиктова высказывает на этот счёт любопытное мнение: «Привычка жить наедине с двумя эпохами, отслеживая их аромат и выверты, сформировалась уже после сорока — развал советской империи и резкий кувырок из одной общественной формации в другую подарил редкую и драгоценную возможность сидеть сразу на двух исторических стульях. И при этом активно ерзать, запуская нос и пальцы во многие трещины, идущие не только по фасаду.
Со временем каждую из эпох удалось приручить — во всяком случае, есть ощущение интима, и они уравновесились до равнозначных живых пространств, каждое из которых подсвечивает другое и позволяет познавать в сравнении, заодно совершенствуя мою позицию маргинала — никому не принадлежать полностью, даже себе, чтобы сохранять хотя бы гипотетическую возможность объективного восприятия жизни. Чёрт его знает, достижимо ли оно на самом деле, но попробовать стоит. Обдуманный флирт с эпохами совпал по времени с долго нарабатывавшимся умением осознавать свою жизнь почти ежесекундно — как говаривал в таких случаях Бердяев, я постоянно трансцендирую; правда, выяснилось, что это занятие требует слишком много энергии, поэтому приходится регулярно сачковать, чтобы не выпасть в осадок раньше времени. Особенно приятно дрейфовать между собой и человечеством, утопая в его яростном многообразии».
Социологи выделяют следующие основные виды маргинальности:
1) собственно социальная маргинальность (например, группы, которые порвали связь с прежним слоем, но еще не присоединились к новому слою);
2) экономическая маргинальность, которая сводится в основном к феномену безработицы, как вынужденной, так и намеренной (в последнем случае безработный живет на деньги, выплачиваемые ему в качестве пособия государством или иными структурами);
3) политическая маргинальность, при которой индивидов не устраивают существующие формы политической жизни;
4)религиозная маргинальность, при которой человек находится вне конфессий и не может совершить выбор в пользу одной из них.
Как утверждает философ Энвер Измайлов, люди не принимают ничего от маргинала. То есть вместо того чтобы исполнять обязанности, вместо того, чтобы находиться внутри ситуации и быть вместе, человек, идущий по пути духовного развития, как бы отделяет себя, он особенный, «белая кровь», голубая, точнее, но в любом случае нечеловеческая, то есть она такая… «духовная». И люди это воспринимают как маргинальность, это, по сути, и есть маргинальность. Поэтому когда человек устойчив в духовном мировоззрении, то эта устойчивость заключается в том, что он преобразует мир, в котором он живёт: его семья, общество, в котором он находится, работа, — там все одухотворяется. Не потому, что он там всем, так сказать, проповедует, не обязательно. Нужно говорить, конечно, о Боге, о философии, но нужно говорить тогда, когда уже есть «кредит доверия», когда человек уже понимает, что вы не маргинал, что у вас есть свой путь, который оберегает вас от страданий.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.