Человеческий интеллект
Понятие человеческий интеллект включает в себя способность индивида к процессу познания, обучения, осмысления, решения разнообразных задач, приобретению опыта и умения применить полученные знания на практике.
На сегодня ведущей теорией, объясняющей формирование интеллекта, признана теория Пиаже. Он выделил несколько стадий в этом процессе в зависимости от возраста.
1 стадия сенсомоторная – когда у ребенка появляются первые рефлексы и навыки. В возрасте старше 12 месяцев дети начинают осознавать реальность окружающего мира, у них возникают первые собственные понятия. Характерна постановка цели и стремление ее достичь. Такое поведение говорит, что появляются первые признаки интеллекта.
2 стадия носит название «предваряющая операции». Ребенок младше 7 лет уже проявляет символическое интуитивное мышление, может выстроить решение определенной задачи, не применив на практике. Об окружающем мире сформированы очевидные понятия.
3 – это стадия конкретных операций. Достигая возраста 7-12 лет, ребенок начинает пользоваться своими собственными познаниями об окружающем мире, развивается способность производить четкие операции с определенными объектами.
4 стадия – стадия формальных операций. Дети после 12 летнего возраста формируют способность абстрактно, а затем формально мыслить, что характерно для созревшего интеллекта. Складывается собственный образ окружающего мира, накапливается информация.
Общество, несомненно, оказывает значительное влияние на интеллект человека посредством языка, межличностных взаимоотношений и т.д.
Кроме теории Пиаже была предложена концепция обработки информации. Всякая информация после попадания в человеческий мозг обрабатывается, сохраняется, преобразуется. По мере взросления улучшается способность переключать внимание, решать абстрактные задачи.
В начале 20 века для оценки интеллекта были разработаны различные варианты тестов. Для детей до 13 лет использовали тест Симона-Бине, позже усовершенствованный в шкалу Стенфорда-Бине.
Немецким психологом Штерном был предложен метод определения уровня интеллекта посредством коэффициента отношения интеллектуального возраста ребенка к его реальному возрасту (IQ). Одним из популярных методов остается метод, использующий прогрессивные матрицы Равена.
Эти методики не потеряли актуальности и сегодня. Нужно сказать, что согласно исследованиям, достаточно редко людям с высоким интеллектом, определенном при помощи тестов, удается полностью реализоваться в жизни.
Структура интеллекта
Современные психологи выдвигают разные теории относительно того, что умственные способности могут быть различной структуры: одни считают интеллект комплексом отдельных способностей мозга, другие придерживаются взгляда, что в основе интеллекта лежит единая общая способность мозга к умственной деятельности.
Промежуточное положение занимает теория «текучего» и «кристаллизованного интеллекта», основанная на том, что при решении различных задач надо либо приспосабливаться к новым условиям (текучий интеллект), либо пользоваться навыками и прошлым опытом (кристаллизованный интеллект).
Первый вид интеллекта генетически обусловлен и снижается после 40 лет, второй формируется под воздействием среды и от возраста не зависит.
Исследования доказывают, что интеллект индивида не только генетически запрограммирован, но и зависит от множества факторов – интеллектуального климата в семье, профессии родителей, расы, пола, обширности социальных взаимодействий в детстве, здоровья и питания, методов воспитания ребенка. Поскольку интеллект тесно связан с памятью, развитие последней формирует интеллект.
Айзенком была определена такая структура интеллекта: насколько интенсивны интеллектуальные операции, производимые индивидом, насколько он стремится найти ошибку и его настойчивость в этом процессе. Эти элементы положены в основу теста оценки IQ.
Спирмен считал, что в интеллект состоит из генерального фактора (G), других групповых качеств – механических, вербальных, вычислительных и специальных способностей (S), которые определяются профессией. А Гарднером была выдвинута теория множественности интеллекта, согласно которой он может иметь различные проявления (вербального, музыкального, логического, пространственного, математического, телесно-кинестетического, межличностный характера).
Виды интеллекта
Интеллект человека имеет много видов, каждый из которых поддается тренировке и развитию на протяжении всей жизни.
Видами интеллекта являются логический, физический, вербальный, творческий пространственный, эмоциональный, музыкальный, социальный, духовный. Каждый из них отвечает за различные процессы и развивается с помощью соответствующих занятий. Чем выше интеллект, тем дольше сохраняется работоспособность и жизнелюбие.
Уровни интеллекта
Как известно, уровень интеллектуального развития индивида оценивается при помощи специальных тестов IQ по шкале, которая имеет максимальную оценку в 160 баллов.
Примерно около половины населения земли обладает средним интеллектом, то есть коэффициент IQ находится в промежутке от 90 – 110 баллов.
Но при постоянных упражнениях его можно поднять примерно на 10 баллов. Около четверти землян обладают высоким интеллектуальным уровнем, то есть IQ больше 110 баллов, а остальные 25% имеют низкий интеллектуальный уровень с IQ менее 90.
Из людей высокого уровня интеллекта около14,5% набирают 110-120 баллов, 10% набирают 140 баллов и только лишь 0,5% людей являются владельцами интеллекта выше 140 баллов.
Поскольку оценочные тесты рассчитаны на разный возраст, взрослый человек с высшим образованием и ребенок могут показать одинаковый IQ. Уровень интеллекта и его активности, согласно выводам психологов, остается неизменным в течение всей жизни.
Интеллектуальное развитие детей до возраста 5 лет происходит идентично, затем у мальчиков начинает преобладать пространственный интеллект, а у девочек вербальные способности.
Например, известных математиков-мужчин гораздо больше, чем математиков-женщин. Уровень интеллекта различается и в разных расах. Для представителей афроамериканской расы он в среднем составляет 85, для европейцев 103, для евреев 113.
Мышление и интеллект
Понятия мышления и интеллекта очень близки. Если говорить просто, под понятием интеллекта подразумевается «ум», то есть свойство и способности человека, а вот процесс мышления – это «осмысление».
Итак, эти детерминанты соответствуют разным аспектам единого явления. Обладая интеллектом, обладаешь мыслительным потенциалом, а реализуется интеллект в процессе мышления. Недаром человеческий вид носит название «Homo sapiens» – человек разумный. И потеря разума ведет к потере сущности человека.
Развитие интеллекта
С давнего времени люди придумывали способы развития интеллекта. Это различные игры: ребусы, шахматы, головоломки, нарды. В 20 веке ими стали компьютерные интеллектуальные игры, которые тренируют память, повышают концентрацию внимания.
Значительно способствуют развитию интеллекта математика и точные науки, помогающие совершенствованию логического и абстрактного мышления, дедуктивных и аналитических способностей. Занятия точными науками приучают мозг к порядку, оказывают положительное влияние на структурирование мышления. Обогащение новыми знаниями, повышение эрудиции также стимулируют развитие человеческого интеллекта.
При помощи чего можно развить интеллект? Существует несколько вариантов. Например, согласно японской системе необходимо заниматься решением простых математических задач на время, читать вслух. Также очень полезно участвовать в тренингах, обучении, различных групповых играх.
В современном мире очень важно развитие эмоционального интеллекта – способности человека к осознанию и постижению своих эмоций и умению их генерации так, чтобы повысить интенсивность мышления и интеллектуального роста.
Эти данные развивают для улучшения регуляции собственного эмоционального состояния, а также умения влиять на окружающую обстановку, что осуществляет регуляцию эмоций других людей. Это, в свою очередь, служит залогом успеха в деятельности человека.
Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне. Все аспекты данного вопроса будут рассмотрены на сайте психологической помощи psymedcare.ru.
Что такое интеллект?
Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.
Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:
Психология интеллекта
Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:
- Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
- Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
- Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
- Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.
Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.
Уровень интеллекта
Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.
- Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
- Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.
Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.
Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.
Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:
- Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
- Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
- Высокий – стремление к модификации окружающей среды.
Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.
На уровень IQ влияют такие факторы:
- Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
- Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
- Здоровье.
- Страна проживания.
- Социальные факторы.
Виды интеллекта
Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.
Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:
- Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
- Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
- Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
- Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
- Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
- Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
- Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
- Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
- Творческий – создание нового, продуцирование идей.
Диагностика интеллекта
Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:
- Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
- Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
- Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
- Свободный тест Кеттела
Мышление и интеллект
Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.
Читайте так же: Как воспитать мальчика настоящим мужчиной
Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.
Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.
Как развить интеллект?
Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.
С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.
Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.
Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.
Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.
В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.
При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.
Что такое эмоциональный интеллект?
На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять стрессы.
Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:
- Понимание и проявление эмоций.
- Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
- Осознание собственных и чужих эмоций.
- Управление эмоциями.
Что такое социальный интеллект?
Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.
Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:
- Восприятие поведенческих сигналов.
- Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
- Понимание отношений.
- Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
- Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
- Предвосхищение поведения другого человека.
В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.
Интеллект ребенка
Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.
Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.
Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.
Три вида интеллекта
Любознательность не менее важна, чем интеллект
Идея того, что мы живем в сложном мире, подразумевает, что раньше жизнь никогда не была такой запутанной. Похоже, эта мысль находит широкую поддержку и основана, исходя из огромной скорости технологических изменений, а также на объеме информации, порождаемой нами (эти два фактора связаны друг с другом). И в то же время уже такие философы, как Лейбниц (XVII век) и Дидро (XVIII век) жаловались на информационную перегрузку. «Ужасающая масса книг», о которой они говорили, возможно, была лишь каплей в море по сравнению с тем, что окружает нас сегодня. Однако наш сегодняшний объем информации может выглядеть столь же незначительным в глазах будущих поколений.
В любом случае относительная замысловатость разных эпох не так уж важна для человека, который пытается справиться с ней в повседневной жизни. Поэтому, возможно, правильнее будет спросить не «Какое время более запутанно?», а «Почему некоторым людям удается лучше справляться с этой запутанностью?» Несмотря на то что сложность мира зависит от контекста, она также определяется склонностями того или иного человека. В частности, есть три главные психологические характеристики, которые влияют на нашу способность справляться с замысловатыми ситуациями.
Читайте так же: Нравятся ли мужчинам полные женщины
IQ. Большинство людей знает, что IQ — это коэффициент интеллекта и напрямую соотносится с умственными способностям. Но гораздо меньше тех, кто осознает или готов принять тот факт, что IQ на самом деле оказывает влияние на результат самой разной деятельности человека в реальном мире. Например, на эффективность работы или объективный карьерный успех. Главная причина этого в том, что более высокий уровень IQ помогает человеку учиться и решать новые проблемы быстрее. Сами по себе тесты IQ кажутся абстрактными и математическими, не связанными с проблемами реальной жизни, и в то же время они прекрасно предсказывают нашу способность справляться с запутанными ситуациями. По существу IQ лучше прогнозирует нашу эффективность в распутывании сложных задач, чем в решении простых.
Сложная обстановка гораздо плотнее наполнена данными, что создает бОльшую нагрузку на сознание и требует от нас больше интеллектуальных мощностей и усилий; мы не можем выйти из нее на автопилоте (или на мышлении системы по Дэниэлу Канеману, нобелевскому лауреату по экономике). IQ — это измеритель «мозга», подобно тому, как мегабайты или скорость процессора выражают количество операций, которые компьютер способен выполнить за единицу времени. Неудивительно, что есть существенная корреляция между IQ и рабочей памятью, нашей ментальной способностью справляться с разными участками временно необходимой информации в одно и то же время. Попытайтесь выучить наизусть номер телефона, одновременно спрашивая дорогу и держа в памяти список покупок, и вы получите неплохое представление о своем IQ. (К сожалению, исследования показывают, что тренировка рабочей памяти не улучшает нашей долгосрочной способности справляться со сложностями, хотя некоторые факты свидетельствуют о том, что она отодвигает деградацию интеллекта у пожилых людей согласно теории «пользуйся или потеряешь»).
EQ. EQ — эмоциональный интеллект, он касается нашей способности понимать, контролировать и выражать эмоции. EQ соотносится с ориентацией в сложном мире тремя разными способами. Во-первых, личности с более высоким EQ менее подвержены стрессу и беспокойству. Поскольку запутанные ситуации требуют находчивости, они почти наверняка вызывают стресс и беспокойство, но высокий эмоциональный коэффициент выступает в роли буфера. Во-вторых, EQ является главной составной частью навыков для межличностного общения. Это значит, что люди, у которых он выше, лучше оснащены для маневрирования в сложной организационной политике и продвижения по карьерной лестнице. В самом деле даже в современном мире, где все со всеми связаны, большинство работодателей больше всего гонится не за технической компетентностью своих сотрудников, но за «мягкими» навыками, особенно когда речь идет об управленческих или лидерских позициях. В-третьих, люди с более высоким EQ обычно более предприимчивы, поэтому они более активны в исследовании разных возможностей, берут на себя и воплощают творческие идеи. Все это делает EQ важным качеством в деле приспособления к неопределенной, непредсказуемой и сложной обстановке.
CQ. CQ расшифровывается как коэффициент любознательности и говорит о том, насколько у индивидуума «голодный разум». Люди с более высоким CQ более любопытны и открыты к новым переживаниям. Они находят удовольствие в неизведанном и быстро утомляются от рутины. Они генерируют много оригинальных идей и склонны к нон-конформизму. Коэффициент любознательности не так глубоко изучен, как IQ и EQ. Однако есть свидетельства, предполагающие, что он не менее важен в разрешении кризисных ситуаций, и вот почему. Во-первых, личности с более высоким CQ более толерантны к неоднозначности. Такой нюансированный, изысканный и внимательный к деталям стиль мышления проникает в самую суть замысловатого мира. Во-вторых, высокий коэффициент любознательности приводит к более значительному уровню интеллектуальных инвестиций и приобретения знаний с течением времени, особенно в сфере формального образования, например в естественных или гуманитарных науках (разумеется, здесь измеряется не исходная мощь интеллекта, как в IQ). Знания и навыки, как и опыт, переводят запутанные ситуации в категорию знакомых, поэтому CQ в конце концов становится инструментом, с помощью которого находятся простые решения сложных проблем.
IQ трудно повысить тренировкой, а вот EQ и CQ можно развить. Вспомните знаменитую фразу Эйнштейна: «У меня нет особых талантов, только страстное любопытство».
По материалам статьи международного эксперта по психометрии и психологическому профилированию
Виды интеллекта — классификация в психологии
Нам всем хочется чувствовать себя умными. И какое же бывает разочарование, когда пройдя тест на уровень интеллекта, неожиданно получаешь не слишком высокий балл. А вы не задумывались о том, что интеллект бывает разный? Согласитесь, пытаться определить, у кого выше уровень умственных способностей – у физика-теоретика или у художника, — так же невозможно, как решить, что вкуснее – шашлык на углях или клубничное мороженое.
Почему интеллект разный
Само понятие «интеллект» стало популярным в начале XX века. Именно тогда же появились и первые тесты. И одновременно с этим многие психологи заговорили о невозможности сравнения интеллекта людей исключительно количественным способом.
Интеллект – это совокупность качеств и свойств личности, определяющих способности к мыслительной деятельности. И как в любых других способностях, недостаток одних качеств может компенсироваться высоким уровнем развития других. Например, в общении с людьми не очень хорошее развитие речи может компенсироваться умением слушать, способностью сопереживать, сочувствовать, готовностью помочь и т. д.
Умственные способности, как и любые другие, проявляются в деятельности. Нельзя определить уровень интеллекта человека, если он просто лежит на диване. Известный психолог Дж. Гилфорд выделяет более 100 первичных мыслительных способностей, связанных с разными аспектами деятельности человека. И те, что определяют высокий уровень интеллекта в одной области, совершенно не нужны в другой, поэтому и не развиваются, а их низкий уровень даже незаметен. Так, вербальные способности, необходимые для педагога или писателя, малозначимы для математика. Для него важнее умение оперировать цифрами и логическое мышление.
К тому же люди отличаются не только уровнем умственных способностей, но и характером мышления. Мышление математика и художника разное, не хуже или лучше, а просто разное.
Есть еще и творческое мышление – совершено особый тип мыслительной активности, который считается высшим уровнем познавательных процессов и высоко ценится в любом виде деятельности. Но оно не вписывается ни в один тест интеллекта. Потому что тесты стандартизированы, а творческое мышление нестандартное, оригинальное, и человек, наделенный им, не может дать однозначного ответа на многие задания теста.
Виды интеллекта (по Г. Гарднеру)
Попытки составить классификацию интеллекта предпринимались с середины XX века, когда стало понятно, что умственные способности отличаются качественно, и нельзя стричь всех под одну гребенку. Классификаций много, но наибольшую популярность в психологии имеет теория Говарда Гарднера, который выделил 8 типов (или видов) интеллекта.
Логико-математический интеллект
Он связан с логическим мышлением и математическими способностями. Именно логика долгое время считалась основой умственных способностей вообще, и она определяет различные качества интеллекта:
- умение мыслить упорядоченно и выстраивать иерархические структуры понятий;
- способность оперировать цифрами, давать количественную оценку явлений;
- наличие дедуктивного и индуктивного мышления;
- владение основными мыслительными операциями в рамках формальной логики: анализом, сравнением, обобщением, синтезом;
- способность работать с базами данных, систематизировать и структурировать информацию;
- понимание графиков, схем и таблиц.
Те, у кого высокий уровень логико-магического интеллекта, достигают успеха в точных науках, в конструкторском деле, там, где требуется абстрактное и логическое мышление. Большинство стандартных тестов интеллекта оценивают в основном именно способности к логике.
Вербально-лингвистический интеллект
Вербальные способности или умение понимать и передавать информацию в речевой форме играют огромную роль в жизни человека. И умственное развитие ребенка напрямую связано с овладением речью. Еще в XIX веке было замечено,что глухонемые люди, не обученные специальному языку, по уровню интеллекта соответствуют 3-4-летнему ребенку.
Лингвистический интеллект предполагает наличие следующих качеств:
- способность к осмысленному восприятию и анализу звуков речи и их сочетаний;
- умение составлять речевые сообщения в соответствии с нормами и требованиями языка;
- владение письменной речью, умение писать связные, логичные тексты, в том числе литературного, публицистического и научного характера;
- умение правильно строить свою речь в соответствии с конкретной ситуацией: соблюдать правила речевого этикета, вести беседу, диалог, монолог, дискуссию.
В той или иной степени вербальный интеллект есть у всех психически полноценных, здоровых людей. Однако уровень его может сильно отличаться в зависимости от активности центра речи в головном мозге, от вербальных способностей и от речевых навыков, приобретенных не только в детстве, но и в старшем возрасте. Лингвистический интеллект очень динамичен и хорошо развивается. Правда, если ребенок по каким-то причинам не получил элементарные речевые навыки до 3-4 лет, то впоследствии это плохо скажется не только на вербальном интеллекте, но и на общем уровне умственных способностей.
Визуально-пространственный интеллект
В широком понимании это способность ориентироваться в пространстве, воспринимать и оценивать форму и размеры окружающих предметов и их удаленность друг от друга. Но эта способность включает в себя еще один важный аспект – она предполагает развитие образного мышления и всего, что с этим связано:
- умение создавать, фиксировать образы на уровне сознания и сохранять их в памяти;
- развитое воображение;
- способность воплощать образы в различных формах: рисунок, скульптура, конструирование, схема и т. д.
Этот вид интеллекта предполагает способность анализировать увиденное, делать выводы на основе именно визуальной информации. Если учесть, что в форме зрительных образов человек получает до 80 % всей информации из внешнего мира, то становится понятно, насколько важен этот тип интеллекта.
Натуралистический интеллект
Человек – часть физического мира. Его существование и благополучие во многом зависит от способности анализировать события, происходящие в этом мире. Умение быстро оценить обстановку, по мельчайшим признакам определять приближение природной катастрофы или стихийного бедствия, отличать съедобное от несъедобного, врага от добычи – все это натуралистический интеллект. И он сыграл огромную роль не только в адаптации, но и в эволюции человека.
В настоящее время высокий уровень натуралистического интеллекта обеспечивает успех не только в таких сферах, как сельское хозяйство, разведение животных и геология, но и, вообще в естественных науках: биологии, физике, химии и т. д.
Межличностный или интерперсональный интеллект
Мы являемся не только частью природного мира, но и часть социума. Поэтому наш успех и даже нередко само существование зависят от качества общения с другими людьми. Интерперсональный интеллект включает в себя следующие качества личности:
- умение строить взаимодействие с другими людьми;
- владение средствами вербальной и невербальной коммуникации;
- умение правильно воспринимать и понимать другого человека (социальная перцепция);
- способность работать в команде, подчиняться и руководить;
- организаторские способности.
Уровень развития интерперсонального интеллекта во многом определяет статус человека в обществе, его качества лидера. От этого типа умственных способностей зависит, кем вы станете: ведущим или ведомым, сможете ли сделать карьеру в социальной сфере, например, в менеджменте, политике и т. д.
Внутриличностный (интраперсональный) интеллект
Этот вид умственных способностей связан с самосознанием и включает в себя очень важные для человека качества:
- способность погружаться в свой внутренний мир, анализировать свои чувства, мысли, поступки;
- склонность к рефлексии как оценке своих поступков сквозь призму нравственных норм и традиций общества;
- готовность к одиночеству и даже потребность в нем как в важном условии творчества и самосовершенствования;
- умение формировать самооценку и ее адекватное восприятие, понимание своих сильных и слабых сторон, недостатков и достоинств.
Внутриличностный интеллект предполагает активность высшего уровня сознания, поэтому его иногда называют духовным. Возможно, сформировался этот вид мыслительных способностей на позднем этапе эволюции человека, и именно в нем личность проявляется как высшее духовное существо.
Музыкально-ритмический интеллект
Умственные способности человека предполагают умение анализировать не только звуки речи, но и звуки музыки, понимание мелодии и чувства ритма. Такому виду интеллекта, как музыкально-ритмический, обычно не придается серьезного значения. И действительно, без способности к глубокому анализу музыкального произведения вполне можно прожить и даже прослыть высокоинтеллектуальным человеком.
Однако есть люди, у которых в комплексе умственных способностей этот вид интеллекта занимает важное место. К ним относятся не только музыканты и певцы, но и актеры, педагоги, ораторы. Ведь способность воспринимать и передавать мелодию напрямую влияет на интонационность речи. Музыкальный интеллект включает в себя следующие качества:
- способность к анализу музыки, в том числе мелодичности, ритма, тембра, темпа и т. д.;
- умение воспроизводить мелодию на слух;
- оценка эмоционального характера и интонационности музыки;
- различение особенностей звучания разных музыкальных инструментов и различных тембров голоса (бас, баритон, сопрано, тенор и т. д.);
- умение придавать речи яркую интонационную окраской.
Несмотря на кажущуюся малозначимость этого вида интеллекта, ученые доказали, что музыкальные способности у наших далеких предков сформировались раньше вербальных. И дело тут не только в понимании музыки, но и в том, что долгое время общение основывалось не на членораздельных звуках, а на музыкальной интонации, передающей разнообразные чувства и состояния.
Да и в настоящее время музыкально-ритмический интеллект необходим для придания речи выразительности, для умения использовать вокальные возможности голоса в вербальном общении: убеждать, уговаривать, восторгаться, возмущаться, сомневаться и т. д.
Кинестетический (тактильный или телесный) интеллект
Это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения, движения. Необходимость чувствовать и понимать свое тело требуется не только в спорте, но и во многих видах предметной деятельности. Высокий уровень этого вида интеллекта проявляется в работе талантливых скульпторов, резчиков по дереву, виртуозных граверов и кузнецов. Без него не освоить привычных нам рукоделий, не научиться хорошо вязать и вышивать, работать с глиной или декоративным стеклом.
Когда человек сетует, что у него «руки не из того места растут», то он имеет в виду неразвитость кинестетического интеллекта. А формироваться эти умственные способности начинают в самом раннем детстве. Можно сказать, это первый вид интеллекта, который развивается у малышей. Поэтому детские психологи такое большое значение придают развитию мелкой моторики руки и вообще кожной чувствительности детей.
Эмоциональный интеллект
Виды интеллекта не ограничиваются классификаций Г. Гарднера, время от времени появляется описание еще одного вида. Это связано с многообразием проявлений умственных способностей человека. А может, мы продолжаем эволюционировать и постепенно обретаем все новые и новые способности? Так или иначе, но в последнее время все чаще говорят о таком виде интеллекта, как эмоциональный.
О важности этого вида интеллекта стали говорить сравнительно недавно – в конце XX века и тогда же начались его исследования в психологии. Эмоциональный интеллект можно определить как совокупность способностей человеку к эмоциональному познанию мира и других людей. Он включает в себя 3 аспекта:
- Умение воспринимать окружающее через призму эмоций, давать эмоциональную оценку событиям и явлениям, поступкам и другим людям.
- Способность понимать эмоциональное состояние других людей, анализировать его и строить свои отношения с окружающими на основании этого анализа. Проявляется эта сторона не только в понимании, но и в сочувствии, в эмпатии, то есть в способности переживать чужие эмоции.
- Способность управлять своими эмоциональными состояниями, сочетание высокого уровня эмоциональности и высокого уровня рационального контроля.
Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано. Совсем маленький ребенок в возрасте 6-8 месяцев уже способен понимать чувства взрослого и реагировать на улыбку улыбкой, а на нахмуренные брови слезами. Но до полноценного осмысления эмоций, а тем более до осознанного контроля их проявлений еще очень далеко. Этого уровня эмоционального интеллекта достигает не каждый взрослый.
Данный вид интеллект играет важную роль в жизни современного человека, он не только помогает строить отношения с окружающими, но и дает возможность избежать негативных последствий стресса, фрустрации и депрессионных состояний. Гармоничное сочетание эмоциональности и уравновешенности, экспрессивности и рациональности, умение регулировать сферу своих чувств – очень важные условия успеха в современном обществе. Поэтому многие психологические курсы предлагают программы по развитию эмоционального интеллекта.
Каждый из перечисленных видов интеллекта имеет свою специфику и требует особого подхода к процессу формирования. У каждого из них свои системы получения, обработки и хранения информации. Даже характер информации, с которой работает мышление в рамках того или иного интеллекта, совершено различный. Если говорить языком компьютерщиков, то у каждого интеллекта свои базы данных и операционная система.
Но это не мешает им гармонично сосуществовать в рамках одного сознания. Правда, высокий уровень развития всех видов интеллекта настолько большая редкость, что даже у гениев встречается не всегда.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.