Сегодня в системе ФСИН России насчитывается 214 следственных изоляторов, в которых содержится 98 301 человек (по данным на 1 октября 2019 года), в том числе порядка 9 000 осужденных в отрядах хозяйственного обслуживания.
СИЗО были образованы сравнительно недавно (1963 г.) в результате длительного процесса, который проходил по пути их постепенного выделения в самостоятельный вид учреждения. Но при этом правовой статус СИЗО так и не приобрел четкого определения, в результате чего при исполнении наказания в них возникают некоторые проблемы.
Во-первых, осужденные остаются в СИЗО на основании решения начальника учреждения, в то время как суд назначил этим лицам отбывать наказание в исправительной колонии общего режима. Такая процедура противоречит положению, закрепленному в ч. 4 ст. 58 УК РФ, согласно которому изменение вида исправительного учреждения осуществляется судом. Кроме того, формирование отряда по хозяйственному обслуживанию находится в прямой зависимости от усмотрения и воли администрации учреждения, на которые можно оказать влияние со стороны заинтересованных лиц. Это и происходит порой на практике, в результате чего в СИЗО трудятся осужденные, которые по своим правовым критериям (отсутствие факта отбывания лишения свободы, назначенный срок лишения свободы) не подходят для зачисления в отряд хозяйственного обслуживания. Для усиления гарантий законности представляется необходимым на законодательном уровне закрепить за судами право принимать решение об оставлении осужденных в СИЗО по основаниям, предусмотренным ч. 1 ст. 74 УИК РФ.
Во-вторых, для осужденных, оставленных в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, предусмотрены условия отбывания наказания, установленные для исправительных колоний общего режима. Но СИЗО является учреждением закрытого типа; соответственно, реализовать в полной мере режим исправительных колоний общего режима в нем невозможно. В результате порядок отбывания наказания в отрядах хозяйственного обслуживания регламентируется рядом бланкетных норм, которые не могут отразить его специфику, заключающуюся в значительном ужесточении элементов режима:
- осужденные, выполняющие работы по хозяйственному обслуживанию, содержатся в общих камерах (в исправительных колониях общего режима осужденные проживают в общежитиях);
- большую часть времени осужденные вынуждены проводить на территории режимной зоны учреждения, в закрытых помещениях и изолированных зданиях, что связано с характером выполняемых работ;
- лицам, выполняющим работы по хозяйственному обслуживанию и отбывающим наказание в облегченных условиях, крайне редко разрешается проживать и работать за пределами СИЗО под надзором администрации (ч. 3 ст. 121 УИК РФ).
Кроме того, в СИЗО прогрессивная система отбывания наказания представлена без строгих условий. Лицо, признанное злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, этапируется в исправительную колонию общего режима.
Оставление и отбывание в СИЗО осужденных к лишению свободы – неординарная и пока не основанная на приговоре суда увеличивающая объем право ограничений мера принуждения, которая требует своего усовершенствования. Следует отметить, что для большинства лиц, совершивших преступления, СИЗО – первый этап отбытия срока лишения свободы, а также – своеобразные ворота системы, через которые весь спец контингент проходит в исправительные учреждения.
Правовое положение осужденных, отбывающих наказание в СИЗО, в научной литературе освещено не так полно, как правовое положение осужденных, отбывающих наказание в исправительной колонии или в тюрьме. Современное видение правового статуса осужденного сводится к тому, что никаких других право ограничений не должно быть, кроме самого факта изоляции от общества.
Более правильной является реализация принципа дифференциации исполнения наказания, связанная с созданием различных условий отбывания наказания в исправительной колонии одного вида. Главным основанием дифференциации при этом является поведение осужденного в период отбывания наказания. В исправительных колониях общего режима существует три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие (ст. 120 УИК РФ). При отбывании наказания в СИЗО невозможно создать строгие условия отбывания наказания. Осужденные, оставленные в СИЗО для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, в случае злостного совершения нарушения режима отбывания наказания, переводятся для отбывания наказания в ИК. В СИЗО имеются обычные и облегченные условия содержания осужденных. Следственному изолятору как учреждению закрытого типа сложно воспроизвести режим учреждения полузакрытого типа в его наиболее мягком варианте. Как справедливо замечает Е.В. Нечаева, возникает противоречие в применении указанного института, способом устранения которого, по мнению Е.В. Нечаевой, должно стать восстановление трехступенчатой системы условий содержания осужденных в СИЗО. В этом случае, если осужденный будет признан злостным нарушителем режима, то он должен переводиться в колонию общего режима на строгие условия в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 78 и ч. 3.4 ст. 120 УИК РФ. Подобный механизм позволил бы в еще большей степени индивидуализировать процесс исправления осужденных, не прибегая к переводу в колонию общего режима. Одной статьи недостаточно, чтобы охватить весь круг вопросов регулирования жизнедеятельности осужденных, отбывающих наказание в следственном изоляторе. Законодателем делается отсылка к статьям Уголовно-исполнительного кодекса, которые регулируют порядок и условия отбывания наказания в исправительной колонии общего режима. Но следственный изолятор – это не колония.
Высокая степень трудоустроенности контингента, несомненно, относится к положительным сторонам отбывания лишения свободы в следственных изоляторах. Средний срок наказания у осужденных в следственном изоляторе заметно ниже, чем в колонии. Лица, отбывающие наказание в СИЗО, допускают значительно меньше нарушений режима, чем находящиеся в колониях. К ним применяется больше поощрений (например, освобождающихся условно-досрочно из СИЗО в полтора-два раза больше, чем по отбытии срока; в колониях количественное соотношение этих групп, освобождающихся прямо противоположное). Но необходимо отметить и отрицательные моменты. К таковым в первую очередь относится наличие сверхурочных работ.
Вопросы функционирования следственных изоляторов порождают сложности, связанные с исполнением уголовных наказаний в виде лишения свободы. Отсюда возникает необходимость разработки правовых и организационных вопросов по совершенствованию деятельности СИЗО как исправительного учреждения.
ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ
Решение ВС РФ г. Москва от 02.09.2014 г Дело №АКПИ 14-865.
Ресин А.И., осужденный к пожизненному лишению свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 191 Инструкции, ссылаясь на то, что данное положение позволяет администрации следственного изолятора распространять требование о проведении свиданий через разделительную перегородку на свидания с адвокатами (защитниками) в следственном изоляторе, что затрудняет или делает фактически невозможным совместное с адвокатом ознакомление с материалами уголовного дела, совместную работу с юридически значимыми документами, ограничивая тем самым конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.
Условия содержания осужденного в следственном изоляторе при необходимости участия его в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и предоставления ему свиданий определены статьей 77 УИК РФ, которой предусмотрено, что в указанных случаях осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Право осужденного, привлекаемого в качестве подозреваемого (обвиняемого), на свидания осуществляется также в порядке, установленном указанным федеральным законом.
В удовлетворении заявления Ресина А И о признании недействующим пункта 191 Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 13 июля 2006 г. № 252-дсп, отказать.
Список литературы
1. Бабкин Л.М., Булатецкий С.В., Родин А.Е. Прокурорский надзор за соблюдением законности в следственных изоляторах // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 1. С. 38-40.
2. Барабанов Н.П. Правовой механизм обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26. № 1. С. 29-38.
3. Горбач Д.В. Особенности организации режима в следственных изоляторах России // Юридическая наука и практика. Самара, 2017. С. 101-106.
4. Зубков А.И. Проблемные вопросы применения меры пресечения в виде заключения под стражу и функционирования следственных изоляторов. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.
5. Клименко Т.М., Лаверычева С.А. Проблемы правоприменения наказания в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в следственном изоляторе // Общество и право. 2017. № 4 (62). С. 9-13.
6. Кравцов Д.А. Выявление и устранение детерминант возникновения угроз криминологической безопасности обвиняемых, содержащихся в следственных изоляторах, как одна из основных задач следователя // Вестник Академии Следственного комитета Российской Федерации. 2017. № 4 (14). С. 87-90.
7. Нечаева Е.В. Условия отбывания наказания в виде лишения свободы в следственных изоляторах. // Актуальные проблемы и перспективы деятельности следственных изоляторов в России. Материалы международной научно-практической конференции (24–25 мая 2007 г.). М., 2007.
8. Разумова Е.М., Хабибулин Д.А. Социально-коммуникативная компетентность подследственных с разным сроком нахождения в следственном изоляторе // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 428-430.
Порядок предоставления осуждённым, отбывающим наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, длительных свиданий
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях разъясняет
В соответствии с частью 1 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.
Осужденным женщинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, а также осужденным мужчинам, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет и являющимся единственным родителем, за исключением осужденных, указанных в части 3 статьи 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, могут предоставляться дополнительные длительные свидания с ребенком в выходные и праздничные дни с проживанием (пребыванием) вне исправительного учреждения, но в пределах муниципального образования, на территории которого расположено исправительное учреждение, если это предусмотрено условиями отбывания ими лишения свободы в исправительном учреждении (часть 2.1 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии.
Количество длительных свиданий зависит от условий и вида исправительного учреждения, в которых осуждённые отбывают наказание.
Так, осуждённые, отбывающие наказание в колонии общего режима в облегчённых условиях имеют права на шесть длительных свидания в течение года, в обычных условиях – четыре длительных свидания в течение года, в строгих условиях – три длительных свидания в течение года (статья 121 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Осуждённые, отбывающие наказание в колонии строго режима в облегчённых условиях имеют права на четыре длительных свидания в течение года, в обычных условиях – три длительных свидания в течение года, в строгих условиях – два длительных свидания в течение года (статья 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Осуждённые, отбывающие наказание в колонии особого режима в облегчённых условиях имеют права на три длительных свидания в течение года, в обычных условиях – два длительных свидания в течение года, в строгих условиях – одно длительное свидание в течение года (статья 123 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Осуждённые, отбывающие наказание в тюрьме в обычном режиме имеют права на два длительных свидания в течение года, в строгом режиме – одно длительное свидание в течение года (статья 131 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В порядке поощрения осуждённому может быть предоставлено дополнительное длительное свидание.
Осуждённые, отбывающие наказание в колониях-поселениях, могут иметь свидания без ограничения их количества (пункт «а» части 1 статьи 129 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления осуждённым длительных свиданий регламентирован разделом 14 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295.
Как закреплено пунктом 71 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, разрешение на свидание дается начальником исправительного учреждения или лицом, его замещающим, по заявлению осужденного либо лица, прибывшего к нему на свидание.
Длительные свидания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками предоставляются по документам, подтверждающим их родство (свойство) с осужденными.
Согласно пункта 73 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, воспользоваться правом на предоставление свидания осужденный может сразу же после распределения из карантинного отделения в отряд. Длительное свидание предоставляется в порядке общей очереди. Последующие свидания предоставляются по истечении периода, равного частному от деления двенадцати месяцев на количество свиданий данного вида, полагающихся осужденному в год.
Объединение свиданий либо деление одного свидания на несколько не допускается.
Лица, прибывшие на свидание с осужденными, после разъяснения им администрацией исправительного учреждения порядка проведения свидания сдают запрещенные к использованию в исправительном учреждении вещи, деньги и ценности на хранение до окончания свидания младшему инспектору по проведению свиданий под роспись в специальном журнале. После чего одежда и вещи граждан, прибывших на свидание, подлежат досмотру. В случае обнаружения запрещенных вещей администрация исправительного учреждения принимает меры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае отказа лица, прибывшего на длительное свидание, от досмотра длительное свидание не предоставляется, однако ему может быть предоставлено краткосрочное свидание.
При нарушении прибывшими или осужденным установленного Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений порядка проведения свидания оно немедленно прекращается.
На длительные свидания разрешается проносить продукты питания (за исключением всех видов алкогольной продукции и пива), а также вещи, не относящиеся к категории запрещенных вещей.
Каким-либо образом вмешиваться в законную деятельность администрации исправительного учреждения (например, дать указание о предоставлении осуждённому длительного свидания) прокурор не правомочен.
Порядок направления и получения осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей
Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях разъясняет
Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей регламентировано статьей 90 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее, УИК РФ), согласно положениям которой порядок их получения и досмотра определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
Непосредственно положения о порядке приема и получения осужденными к лишению свободы посылок, передач, бандеролей закреплены в разделе 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 N 295 (далее, ПВР ИУ).
Осужденным к лишению свободы разрешается получение посылок, передач и бандеролей в количестве установленном законодательством для каждой категории осужденных (в зависимости от режима исправительного учреждения и условий отбывания наказания в исправительном учреждении). Например, осужденному, отбывающему наказание в строгих условиях исправительной колонии строгого режима, положено получение в год не более 2 посылок или передач и 2 бандеролей. В тоже время осужденный, отбывающий наказание в облегченных условиях исправительной колонии общего режима, имеет возможность получить 12 посылок или передач и 12 бандеролей в течение года.
Отдельно законодателем выделена категория осужденных женщин и лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, а также колониях-поселениях, которым не ограничено количество получаемых посылок, передач и бандеролей.
Между предыдущей и последующей посылками, передачами и бандеролями выдерживается период, равный частному от деления двенадцати месяцев на общее количество посылок (передач и бандеролей), полагающихся осужденному в год (без учета полученных в порядке поощрения). При переводе осужденного из одних условий содержания в другие периодичность получения следующих посылок, передач, бандеролей исчисляется от даты получения последней на предыдущих условиях содержания.
При направлении посылки, бандероли либо формировании передачи гражданам необходимо помнить, что для исправительных учреждений законодательно установлен перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать. Данный перечень утвержден приложением № 1 к ПВР ИУ. При уведомлении родственников (по выбору осужденного) о прибытии осужденного к месту отбывания наказания указанный перечень направляется вместе с уведомлением, также с ним возможно ознакомиться непосредственно в помещениях приема передач для осужденных, оборудованных в исправительных учреждениях, либо нормативных документах правовых баз.
При этом необходимо помнить, что переданные запрещенные вещи, администрацией исправительного учреждения будут изъяты и помещены на склад исправительного учреждения до момента освобождения осужденного, а за передачу либо пересылку вещей (предметов) ограниченных в обороте (наркотические средства, психотропные вещества и т.п.) предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Лицо, доставившее в исправительное учреждение передачу, заполняет и подписывает заявление. В заявлении в обязательном порядке делается собственноручная запись передающего лица о том, что в передаче не содержится запрещенных предметов и передача комплектовалась им лично либо в его присутствии. Для принятия передачи у лица, её доставившего при себе должен быть паспорт, либо иной документ удостоверяющий личность.
Родственникам осужденных или иным лицам, прибывшим в исправительное учреждение, сотрудниками администрации разъясняется, что вместо посылок, передач, бандеролей они имеют возможность приобрести через магазины исправительных учреждений продукты питания и предметы первой необходимости с целью последующей передачи осужденным. В этом случае указанные лица подают заявление в двух экземплярах, в котором перечисляют количество и вес продуктов питания и предметов первой необходимости для передачи осужденным, и оплачивают их стоимость.
Выдача вложений посылки, передачи или бандероли производится осужденному под роспись не позднее одних суток после их приема.
Существует особенность направления осужденным к лишению свободы лекарственных средств и предметов медицинского назначения.
Так, посылки, передачи и бандероли с данными препаратами будут переданы не непосредственно осужденным, а направлены в медицинские подразделения исправительного учреждения для последующего применения при лечении соответствующего осужденного. При этом, прием данных препаратов будет осуществлен лишь при наличии медицинского заключения (рецепта) выписанного на конкретного осужденного, при отсутствии данного заключения препараты будут сданы на склад исправительного учреждения на общих основаниях с запрещенными предметами. При передаче осужденным посылок, передач и бандеролей с медицинскими препаратами в соответствии с медицинским заключением их количество не будет включено в общее количество положенных осужденным посылок, передач и бандеролей.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.