Что такое трудовая книжка
Это важный документ, без которого сложно устроиться на работу. По сути, в этом документе находится вся информация о взаимоотношениях работника с работодателем. Там и фиксируются любые изменения, которые связаны с этими взаимоотношениями. Если работник увольняется либо его увольняют, то запись об этом регистрируется в трудовой книжке под подпись самого работника, и трудовая книжка выдаётся ему лично в руки. А при поступлении на работу, запись об этом также фиксируется в трудовой книжке, и её передают в отдел кадров.
При потере трудовой книжки, работнику с последнего места его работы обязаны дать дубликат его трудовой книжки. Для этого ему просто нужно написать заявление, в котором он просит о выдаче ему этого дубликата. Сложность представляет восстановление всех записей в трудовой книжке. Чтобы восстановить их, нужно иметь доказательства того, что работник когда-то работал в данных организациях, то есть нужны документы, которые подтверждали бы факт работы работника в тех или иных организациях, а также содержащие сведения о длительности его работы там. Трудовая книжка может быть утеряна по разным причинам, но вариантов её утраты только 2:
Что делать если трудовую книжку потерял работодатель
Бывает так, что работник, проработавший в определённой организации определённое количество времени, при увольнении, когда ему нужно забрать трудовую книжку, чтобы устроиться на другую работу (или для будущих пенсионеров – чтобы получать на основе этой книжки пенсию) сталкиваются с тем, что их трудовая книжка была утеряна. А утеряна она была именно из-за работодателя. В такой ситуации работодатель должен взять на себя обязанности по восстановлению трудовой книжки работника. Работодатель должен дать работнику дубликат его потерянной трудовой книжки в 15-дневный срок.
При невыполнении работодателя данной обязанности, работник, утерявший по его вине трудовую книжку, может обратиться в трудовую инспекцию за компенсацией работодателем ему ущерба. А в случае, если работник не может устроиться на новую работу из-за того, что работодатель с последнего места работы потерял его трудовую книжку, работник вправе подать заявление в суд о взыскании неустойки за каждый день задержки выдачи дубликата, сумма которой соразмерна среднему заработку. Это прописано в ст. 234 Трудового кодека РФ: «Работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться». При этом в качестве одной из причин этого в той же статье указана задержка выдачи трудовой книжки работодателем.
Что делать если трудовую книжку потерял работник
Такие случаи тоже часто встречаются. Работник из-за своей неосмотрительности теряет свою трудовую книжку. От этого возникает масса проблем. Тут тоже работник должен написать заявление с просьбой о выдаче ему дубликата утерянной трудовой книжки. Заявление должно быть написано на имя работодателя с его последнего места работы. Этот дубликат работодатель должен выдать работнику в 15-дневный срок. Это прописано в пункте 31 ПП РФ «О трудовых книжках». Если, опять же, работодатель отказывается от выполнения своей обязанности, то он несёт ответственность в соответствии с законодательством.
То есть из всего вышеизложенного получается, что неважно кто виноват в утере книжки, в обоих случаях восстановить её, дать дубликат сможет только работодатель.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.