Что такое субсидия в РФ
Субсидия - это пособие, предоставляемое физическому лицу, бизнесу или учреждению, обычно правительством. Обычно это в форме наличного платежа или снижения налога . Субсидия, как правило, предоставляется для снятия какого-либо бремени, и часто считается, что она отвечает общим интересам общества, направляемая на продвижение общественного блага или экономической политики.
- Субсидия - это прямой или косвенный платеж физическим или юридическим лицам, обычно в форме денежного платежа от правительства или целевого снижения налогов.
- В экономической теории субсидии могут быть использованы для компенсации рыночных сбоев и внешних факторов для достижения большей экономической эффективности.
- Однако критики субсидий указывают на проблемы с расчетом оптимальных субсидий, преодолением невидимых затрат и предотвращением того, чтобы политические стимулы делали субсидии более обременительными, чем они выгодны.
Субсидия и бюджетный кодекс РФ
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ следует различать два вида субсидий:
- субсидия — межбюджетный трансферт, предоставляемый в целях софинансирования расходных обязательств нижестоящего бюджета;
- субсидия — денежные средства, предоставляемые из бюджетов и внебюджетных фондов юридическим лицам (не являющимся бюджетными учреждениями) и физическим лицам.
Основные свойства субсидии
Основные свойства субсидии:
- безвозмездная передача средств (возможен возврат средств);
- целевой характер;
- софинансирование (на условиях долевого финансирования).
Таким образом, субсидию отличает то, что:
- субсидии выделяются на строго определенные цели;
- средства предоставляются безвозмездно. Возврат требуется только в том случае, если деньги были потрачены не на выделяемые нужды;
- выплаты могут производиться не только из государственного бюджета, но и из бюджета регионов.
Горячая линия по субсидиям в России
Министерство социальной политики анонсировало старт "горячей телефонной линии", на которую можно направлять жалобы о незаконном получении гражданами субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и других социальных выплат.
"Нам нужно наладить обратную связь. В этом месяце у нас открылась, впервые в государстве, "горячая телефонная линия", на которую можно пожаловаться, на которую можно предоставить информацию о неправомерном получении социальной поддержки", - цитирует УНИАН начальника Директората семьи и социальной поддержки Минсоцполитики Виталия Музыченко.
В министерстве подчеркивают, что после получения информации от граждан по указанным адресам будут проведены проверки.
"Внедрение такой телефонной линии, которая действует в рабочие часы, дает любому гражданину, имеющему информацию, что кто-то незаконно получает государственную социальную помощь, любую, или что к нему применялись меры со стороны органов социальной защиты населения, органов социальной поддержки, которые не соответствуют нормам действующего законодательства, возможность донести эту информацию", - уточняет Музыченко.
По словам чиновника, сейчас из бюджета тратится значительное количество средств на оплату незаконно полученных субсидий, поскольку государство не отработало эффективную систему контроля получателей данной социальной помощи.
Номер "горячей линии" - 0800502757, также заработал онлайн реестр получателей субсидии - subsidii.ioc.gov.ua, который позволяет по адресу посмотреть, получает ли помощь, тот кто там зарегистрирован.
В Минсоцполитики уверяют, что при создании системы контроля использовали эффективный европейский опыт.
Документы для оформления субсидии
Напишите заявку на получение субсидии, заполните декларацию о составе семьи и доходах. Доход семьи для субсидий может быть объявлен как за год, так и за шесть месяцев - на ваш выбор. Если вы арендуете дом, то предоставьте аренду. Сотрудники аудита социального обеспечения проверяют, насколько доход и информация, указанная в заявке, соответствуют реальной ситуации. Это делается с помощью таких услуг, как пенсионный фонд и фискальное подразделение государственной службы. Скрывая достоверную информацию о доходах и раскрывая этот факт, гражданин теряет субсидию. Кроме того, к арендатору подан иск, ему придется возместить государству двойную сумму ранее выплаченной субсидии. Сумма дохода включает в себя все полученные вами средства: заработную плату, пенсионные выплаты, алименты, пособия, прибыль от бизнеса, предоставление жилья и земли в аренду, семейный доход любого происхождения и банковские проценты от размещенных средств.
Теперь процедура подачи документов в отдел социального обеспечения была улучшена и упрощена, субсидия автоматически пересчитывается. Если состав семьи и размер дохода не изменились, и личный счет был составлен для того же арендатора, что и раньше, тогда нет необходимости связываться с сотрудником социального обеспечения, предоставлять новые справки или писать второе заявление.
Что из себя предоставляет субсидия
Субсидия принимает форму платежа, предоставленного прямо или косвенно принимающему физическому или юридическому лицу. Субсидии, как правило, рассматриваются как привилегированный вид финансовой помощи, поскольку они уменьшают сопутствующее бремя, которое ранее было наложено на получателя, или способствуют конкретным действиям путем предоставления финансовой поддержки.
Субсидия обычно поддерживает определенные сектора экономики страны . Он может помочь борющимся отраслям путем снижения нагрузки на них или стимулировать новые разработки, предоставляя финансовую поддержку усилиям. Часто эти области не получают эффективной поддержки в результате действий общей экономики или могут быть подорваны действиями в конкурирующих экономиках.
Прямые и косвенные субсидии
- Прямые субсидии - это те, которые связаны с фактической выплатой средств конкретному лицу, группе или отрасли.
- Косвенные субсидии - это те, которые не имеют заранее определенной денежной стоимости или связаны с фактическими денежными затратами. Они могут включать такие действия, как снижение цен на необходимые товары или услуги, которые могут поддерживаться государством. Это позволяет приобретать необходимые предметы по текущему рыночному курсу , что приводит к экономии средств тех, кому предназначена субсидия.
Примеры субсидий
Существует много форм субсидий, предоставляемых правительством. Двумя наиболее распространенными видами индивидуальных субсидий являются социальные выплаты и пособия по безработице . Цель этих видов субсидий - помочь людям, которые временно страдают от экономических проблем. Другие субсидии, такие как субсидируемые процентные ставки по студенческим кредитам , предоставляются, чтобы побудить людей продолжить свое образование.
С принятием ряда социальных законов, многие граждане получили право на получение субсидий на медицинское обслуживание в зависимости от дохода и размера домохозяйства. Эти субсидии предназначены для снижения расходов на медицинское страхование. В этих случаях средства, связанные с субсидиями, направляются непосредственно в страховую компанию, которой причитаются страховые взносы, что снижает сумму платежа, требуемую от домохозяйства.
Субсидии для бизнеса предоставляются для поддержки отрасли, которая борется с международной конкуренцией, которая снизила цены, так что отечественный бизнес не приносит прибыли без субсидий. Исторически, подавляющее большинство субсидий в Соединенных Штатах было направлено на четыре отрасли: сельское хозяйство, финансовые учреждения , нефтяные компании и коммунальные предприятия.
Дискуссия по поводу субсидий
Существуют различные причины предоставления государственных субсидий: некоторые из них являются экономическими, некоторые - политическими, а некоторые основаны на теории социально-экономического развития .
Теория развития предполагает, что некоторые отрасли нуждаются в защите от внешней конкуренции, чтобы максимизировать внутреннюю выгоду. Технически говоря, свободная рыночная экономика свободна от субсидий; введение человека превращает его в смешанную экономику . Экономисты и политики часто обсуждают преимущества субсидий и, соответственно, степень, в которой экономика должна быть смешанной.
Экономисты, выступающие за субсидии, утверждают, что субсидии отдельным отраслям жизненно необходимы для поддержки бизнеса и создания рабочих мест, которые они создают. Другие экономисты считают, что силы свободного рынка должны определить, выживает ли бизнес или нет; в случае неудачи эти ресурсы выделяются для более эффективного и выгодного использования. Они утверждают, что субсидии этим предприятиям просто поддерживают неэффективное распределение ресурсов.
Субсидии и экономика государства
Экономисты, которые продвигают смешанную экономику, часто утверждают, что субсидии оправданы для обеспечения социально оптимального уровня товаров и услуг, что приведет к экономической эффективности. В современных неоклассических экономических моделях существуют обстоятельства, когда фактическое предложение товара или услуги падает ниже теоретического уровня равновесия - нежелательного дефицита, который создает то, что экономисты называют провалом рынка .
Одной из форм исправления этого дисбаланса является субсидирование товара или услуги, которая недопоставляется. Субсидия снижает затраты производителей на доставку товара или услуги на рынок. Если будет обеспечен правильный уровень субсидирования при прочих равных условиях, то рыночный сбой следует исправить. Другими словами, в соответствии с общей теорией равновесия , субсидии необходимы, когда сбой на рынке вызывает слишком мало производства в конкретной области. Теоретически они вернут производство на оптимальный уровень.
Есть много товаров или услуг, которые якобы обеспечивают то, что экономисты называют положительным внешним эффектом. Положительная внешность достигается всякий раз, когда экономическая деятельность дает косвенную выгоду третьей стороне.
Однако, поскольку третья сторона не принимает непосредственное участие в принятии решения, действие будет осуществляться только в той степени, в которой оно непосредственно приносит пользу непосредственно вовлеченным лицам, оставляя потенциальные социальные выгоды на столе. Многие субсидии применяются для поощрения действий, которые создают положительные внешние эффекты, которые иначе не могли бы быть предоставлены на социально оптимальном пороге. Противоположностью такого рода субсидий является налоговая деятельность, которая создает негативные внешние эффекты.
В некоторых теориях развития утверждается, что правительства менее развитых стран должны субсидировать отечественную промышленность в зачаточном состоянии, чтобы защитить ее от международной конкуренции. В настоящее время это популярный метод, применяемый в Китае и различных странах Южной Америки.
Минусы субсидий
Экономисты свободного рынка опасаются субсидий по разным причинам. Некоторые утверждают, что субсидии излишне искажают рынки, мешая эффективным результатам и отвлекая ресурсы от более продуктивного использования к менее продуктивному. Аналогичные опасения исходят от тех, кто полагает, что экономический расчет слишком неточен, а микроэкономические модели слишком нереалистичны, чтобы когда-либо правильно рассчитать влияние провала рынка. Другие полагают, что государственные расходы на субсидии никогда не были такими эффективными, как утверждают правительственные прогнозы. Они утверждают, что затраты и непредвиденные последствия применения субсидий редко стоят того.
Другая проблема, указывают антагонисты, заключается в том, что субсидирование помогает коррумпировать политический процесс. Согласно политическим теориям о регулятивном захвате и получении ренты , субсидии существуют как часть нечестивого союза между крупным бизнесом и государством. Компании часто обращаются к правительству, чтобы защитить себя от конкуренции. В свою очередь, предприятия делают пожертвования политикам или обещают им выгоду после их политической карьеры.
Даже если субсидия создается с благими намерениями, без какого-либо заговора или стремления к себе, она увеличивает прибыль тех, кто получает выгодное обращение, и, таким образом, создает стимул для лоббирования ее продолжения, даже после того, как потребность или ее полезность заканчиваются. Это потенциально позволяет политическим и деловым интересам создавать взаимную выгоду за счет налогоплательщиков и / или конкурирующих фирм или отраслей.
Всегда ли субсидии эффективны
Существует несколько различных способов оценки успеха государственных субсидий. Большинство экономистов считают субсидию неудачной, если она не может улучшить общую экономику. Политики, однако, могут все еще считать это успехом, если это помогает достигнуть другой цели. Большинство субсидий являются долгосрочными неудачами в экономическом смысле, но все же достигают культурных или политических целей.
Пример этих конкурирующих оценок можно увидеть в экономический кризис. Правительство Российской Федерации попробовала установить минимальные цены на сельскохозяйственную продукцию, тем не менее рыночная экономика дала обратный толчок. Их политическая цель состояла в том, чтобы остановить падение цен на продовольствие и защитить мелких производителей сельскохозяйственной продукции. В этом смысле субсидия была успешной. Но экономический эффект был совсем другим. Искусственно завышенные цены на продукты питания снизили уровень жизни потребителей и заставили людей тратить на них больше, чем они могли бы. Те, кто находился вне сельскохозяйственной отрасли, были в худшем экономическом выражении.
Иногда как экономические, так и политические результаты субсидирования указывают на неудачу. В 2012 и 2013 годах Министерство энергетики выделило более 60 миллиардов рублей в виде субсидий для возобновляемых (не на основе нефти) видов энергии. Министерство энергетики ожидало, что цены на нефть будут продолжать, расти, а возобновляемые источники энергии могут замедлить зависимость от нефти. Однако компании-получатели не смогли получить прибыль, и цены на нефть упали в 2014 году.
С точки зрения прагматичной политической экономии, субсидия является успешной с точки зрения ее сторонников, если ей удается передать богатство своим бенефициарам и внести свой вклад в переизбрание своих политических покровителей. Сильнейшими сторонниками субсидий, как правило, являются те, кто прямо или косвенно извлекает из них выгоду, и политический стимул «принести домой сало» для получения поддержки от особых интересов является мощной приманкой для политиков и политиков.
Таким образом, эффективность государственных субсидий хотя и практически бесспорна, тем не менее не всегда государственные субсидии помогают разрешить все проблемы. Более того, государство далеко не всегда обязано выплачивать подобные субсидии, а это означает, что надеяться на них 100% вероятностью не стоит. Но опять-таки повторимся, что некоторые государственные субсидии являются очень даже эффективными и необходимыми для населения страны, его организаций, фондов, предприятий и т. д.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.