Введение
Вообще, бумажные дневники до сих пор остались в некоторых учебных заведениях. С ними, у многих связаны интересные воспоминания. И вместе с тем, сейчас все постепенно переводится на электронную версию. Все дело в том, что с помощью электронных дневников удается:
- Сохранить успеваемость в первоначальном виде;
- Донести до родителей наличие плохих отметок у ученика.
Все-таки возни с бумажными дневниками куда больше, чем с электронными. Все-таки заполнять их нужно вручную. Расставляя расписание и т.п.
С электронным дневником все куда проще. А если в школе меняется расписание, то подстроить его и интегрировать с системой электронных дневников быстрее.
Для чего вообще все это нужно?
Вообще, электронный дневник сложно назвать одним-единственным документом. Это скорее, целая информационная система, где хранят:
- Информацию об успеваемости всех учеников;
- Другие учебные показатели.
Основной задачей вместе с тем, остается все-таки учет того, как школьники справляются с учебной программой и материалами. Кстати , по аналогии с бумажными дневниками, тут используется еще учет посещаемости и общая успеваемость. Но главной задачей системы электронных дневников является все-таки информирование. С информацией в подобных системах могут ознакомиться не только родители, но и сами ученики. Данные подаются в такой форме, что можно проверить не только результат пройденного обучения, но и его ход.
С точки зрения образовательного учреждения, все это позволяет значительно упростить документооборот в организации. Да и нагрузка (административная) на конкретное учебное учреждение сильно снижается.
Более того, в некоторых системах интегрируются полноценные социальные сети. Образовательная организация может развернуть полноценную новостную ленту, а преподаватели получают возможность публиковать короткие заметки. По поводу событий, случившихся в классе например. Удобство для преподавателя состоит в том, что теперь не нужно соотносить записи из дневников с журналами. Фактически, преподавателям приходилось предусмотреть сразу несколько моментов:
- Проверить заполнение;
- Собрать для расстановки оценок по четвертям и т.п.
При этом, собрать дневники со всех тоже не всегда получалось. Попробуйте проконтролировать класс в 30 человек. Некоторые из них просто не хотят сдавать дневник, зная что туда поставят.
А схема с потерей дневника знакома пожалуй каждому, кто читает эту статью. Чего только не приходилось вытворять с дневником, лишь бы родители не добрались до страницы с плохими отметками:
- Выдирание страниц;
- Вывод оценок;
- Потеря дневника и т.п.
Более того, у ученика всегда была возможность саботировать требование учителя привести родителей в школу. Даже если это писали на 10 страницах подряд, дневник просто терялся, а потом заводился новый.
Сейчас же, у школьников куда меньше свободы в этом плане. Из электронного дневника страницы не повыдираешь, в этой информационной системе установлена практически прямая взаимосвязь преподавателя с родителями. Наверняка находились "особые умельцы", которые взламывали эти БД на этапе их становления и внедрения. Но сейчас, таких прецедентов все меньше и меньше.
Но не нужно путать электронные дневники и журналы. Это немного разные вещи.
В чем различия?
Вообще, сервис на котором базируются эти системы обычно один. Так удобнее контролировать всю работу. Но электронный журнал нужен все-таки для других задач. Это своеобразный инструмент, который позволяет решать сразу несколько задач:
- Контролировать успеваемость;
- Контролировать посещаемость;
- Увеличивать компетентность ИКТ среди персонала школы и т.п.
Кроме того, сам учебный процесс становится почти прозрачным. Так как видно всё до последнего показателя. Более того, с помощью электронного журнала можно еще и категоризировать учебно-методический материал. Он не только хранится и накапливается, но еще и сортируется так, как этого требует руководство.
Через систему электронного журнала можно проверять объемы педагогической и учебной нагрузки. Иными словами, функций и возможностей у него достаточно. Кроме того, все заинтересованные сотрудники всегда могут проверить информацию по ходу обучения.
В этом сравнении, дневник является не более чем выборкой данных. Производится она из базы данных журнала. И уже там можно брать информацию по конкретному ученику. Можно сказать, что электронный дневник является удобным инструментом для выборки данных по конкретному ученику из журнала. Но не более того. Доступ ученика к дневнику может быть и не обязателен, но вот родителям эта функция крайне полезна
И вместе с тем, давайте попробуем разобраться с тем, для чего он вообще нужен ученикам и родителям. По крайней мере, именно так позиционируют дневники разработчики.
Использование учителями и учащимися
С тем, как выглядит электронный дневник школьника мы разберемся чуть позже. А пока давайте рассмотрим основной функционал. Практическое удобство в том, что теперь не нужно:
- Записывать домашнее задание;
- Записывать меняющиеся предметы.
Все данные будут меняться динамически, стоит только ответственному сотруднику получить указ поменять расписание например. Вся информация в электронном дневнике актуализируется. И от учебника она не зависит. Плюс к тому, в этом кроется дополнительное удобство для учащихся, отсутствующих по болезни. Не нужно обзванивать одноклассников, чтобы узнать, чего там задали на пятницу например. Все задания уже есть, нужно только зайти на страничку и авторизоваться.
Обычно ученику предоставляется еще и дополнительная статистика:
- Рейтинг успеваемости;
- Отслеживание оценок за полгода например.
Сомнительная польза для ученика, на самом деле. Потому что далеко не все вообще интересуются учебой. Преимущества в основном для родителей. Которые теперь могут не верить в то, что ничего не задавали. Обмануть их таким образом теперь не получится. Кроме того, родителям доступны и другие возможности:
- Постоянный доступ ко всем данным по успеваемости;
- Контроль посещаемости;
- Общение с преподавателем и другими сотрудниками;
- Получение извещений о предстоящих мероприятиях.
Раньше, организация родительского собрания для учителя была целой эпопеей. Если номера телефонов не собраны, то родителей могли и не уведомить о том, что планируется собрание. Разумеется, если ученик подозревает, что на собрании ничего о нем хорошего не скажут, то он просто потеряет дневник и все. С электронной системой подобный фокус не сработает.
Проверять успеваемость можно не только с домашнего компьютера. Но и со смартфона например. Большая часть представленных в РФ систем доступна и через обычный браузер. А значит, можно получить доступ даже со смартфона.
Плюс к тому, далеко не всегда удается получать актуальную информацию о том, что будет проводиться в школе. Родители чаще всего заняты на работе круглыми сутками. Как раз для этого и нужны уведомления в системе электронных дневников. Вы не пропустите ничего, ведь все данные по планирующимся мероприятиям доступны из личного кабинета.
С посещаемостью - отдельная история. Порой попадаются столь внимательные родители, что факт прогула обнаруживается ими через полгода с момента "загула" учащегося. Обычно, все это происходит следующим образом:
- Ученик начинает прогуливать;
- У учителя нет контактов родителей;
- Дневники и записки тщательно прячутся.
А в итоге, родители случайно встречаются с преподавателем. И оказывается, что ребенок не ходит на какие-нибудь уроки больше 2 месяцев например. С электронным дневником подобный фокус не сработает. Проверить прогулы можно даже в ситуации, если вы сутками обогащается уран. Смартфоны с доступом в интернет сейчас есть у всех.
Плюс к тому, в некоторых личных кабинетах доступен даже диалог с преподавателем. Нельзя сказать, что доступен преподаватель 24/7. Все-таки это не техническая поддержка сотового оператора. Но связаться с классным руководителем обычно можно меньше чем за пол-дня.
Для учителей преимущества этой системы тоже очевидны:
- Можно в любой момент времени отправить сообщение родителям любого ученика;
- Можно проводить рассылки уведомлений о важных мероприятиях.
Кроме того, система электронных дневников помогает составлять рейтинги учащихся. А в отдельных ситуациях, через подобные ИС можно даже организовывать консультации и дополнительные занятия.
Да и аналитика того, как работает образовательное учреждение всегда под рукой.
О достоверности и взломах
А вот теперь мы подобрались к самой интересной теме. По умолчанию, возможность самостоятельной редактуры оценок ограничивается разработчиками:
- На уровне учетных записей;
- На уровне привязки к конкретному ПК.
Но, о человеческий фактор может разбиться любая вещь, кажущаяся идеальной. Предположим, что учитель спокойно заполнял оценки в системе. И внезапно ему позвонили, надо срочно выйти на крыльцо школы. Он случайно забывает закрыть окно редактуры оценок, ведь выйдет он всего на 5 минут.
А в это время, пара учеников случайно зайдет в учительскую. Потом заметит, что открыто интересное окно на ПК. И начнут редактировать оценки всему своему классу. И вот тут начнется ад и Израиль. Потому что придется заново переделывать всю работу, перепроверяя оценки.
А иногда, преподаватель может и не заметить "интервенцию" сразу. Тогда обнаружат намного позже, и виновников придется еще поискать. Ведь идентифицировать организаторов "диверсии" можно только по камерам. А они не всегда стоят в учительской. Для системного администратора же, все изменения по оценкам будут выглядеть так, словно они сделаны самим учителем из его учетной записи. Искать учеников таким образом не получится.
Учитывая то, что большая часть персонала уже имеет предпенсионный, а иногда и пенсионный возраст, обучить их пользованию системой не всегда представляется возможным. Рано или поздно преподаватель попросит ученика настроить ему что-то на ПК. А тот в свою очередь, наткнется на окно с доступом к электронному журналу. И описанный нами выше сценарий вновь повторится
Опять-таки, неподготовленность преподавательского состава порой отражается и в паролях. Ставятся самые простые комбинации, ломающиеся простым подбором. Нужно понимать еще и то, что не всегда системы разработанные за хороший бюджет в итоге оказываются полостью взломоустойчивыми. У вас нет гарантий от того, что:
- Ваш ребенок не обнаружит дыру в системе;
- Ни в коем разе этой брешью не воспользуется.
Правоприменительная практика по таким случаям взлома пока не наблюдается, но стоит помнить о том, что есть отдельная статья УК РФ (272), предусматривающая наказание за подобные деяния.
Что до способов взлома, то это может быть что угодно. В этом плане, вряд ли в школе найдется полноценный взломщик, пишущий отдельные скрипты для удаленного доступа к системе. Скорее всего это будет какой-нибудь вирус на вставленной в учительский компьютер флешке.
Говоря о достоверности, то это опять-таки ответственность тех, кто будет заполнять журнал. Если к заполнению журналов в электронной форме подходят ответственно, то проблем не возникнет. Но, если собирать неофициальную статистику по специализированным сообществам и форумам школьной направленности, то открывается весьма пессимистичная картина:
- Оценки часто выставляют неправильно;
- Заполняют информацию из рук вон плохо;
- Порой, плохая отметка появляется на пустом месте.
А все потому, что внесение данных по оценкам перекладывают на плечи самых низкоквалифицированных работников. Или на классное руководство. И все бы ничего, но социалистической ответственности у таких работников нет.
Соответственно, за это еще никто и не платит. У нас и так полно неквалифицированных кадров, которые даже за деньги не могут ничего сделать хорошо. Разумеется, не очень то стремятся сделать свою работу хорошо те, кто заполняют оценки.
Вообще, это проблема всего нашего образования в целом. Пока не введут десяток систем эффективности оценки работы, ничего толкового не будет. А после того как введут, появятся новые проблемы. Потому что придется потихоньку высекать часть персонала. Если считать всех людей лишь по эффективности и производительности, то преподавать в школах просто будет некому. Замкнутый круг.
Опять-таки, оспорить неправильно поставленную оценку не так уж и просто, как кажется поначалу. Но эта проблема актуальна только для родителей тех учащихся, которые идут на пресловутую "золотую медаль".
Как зарегистрироваться в электронный дневник школьника?
Давайте рассмотрим на примере одной АИС (Образование). После того, как весь клас будет зарегистрирован, каждому выдадут карту регистрации. В ней указывают:
- ФИО ответственного (преподаватель);
- Логин и пароль;
- Параметры доступа;
- Дату регистрации и т.п.
С этим и так все понятно. Но как зайти на электронный дневник школьника? Ну тут все предельно просто. После регистрации вы можете нажать кнопку "Вход". После чего вас перенаправят на страницу авторизации. Там нужно будет ввести:
- Логин;
- Пароль.
Фокус в том, что эта АИС предоставляет отдельный доступ для ученика. А значит, он сможет поменять пароль от личного кабинета. Сославшись на то, что это сайт сломался. И если вы плохо разбираетесь в том, как все это устроено, поймете в чем подвох вы не сразу.
Поэтому, для вышеозначенной АИС (автоматизированная информационная система) есть специальная система ЕСИА. Если говорить простым языком, то вы можете получить доступ в личный кабинет через Гос. Услуги.
Портал госуслуг электронный дневник школьника
Через портал Гос. Услуг сейчас можно работать с большей частью учреждений в РФ. Поэтому, привязать учетную запись к электронному дневнику будет рационально. Так, вам даже не придется постоянно вспоминать пароль от АИС. После того как вы авторизовались через Гос. Услуги, вам открывается профиль. В нем:
- Информация о среднем балле;
- ФИО;
- Дату и т.п.
Для удобства навигации, слева находится бар с несколькими вкладками. Это не только дневник, но и оценки. А также информация о школьных мероприятиях. Отдельная вкладка есть для просмотра домашнего задания.
Во вкладке дневник вы можете смотреть не только проставленные оценки, но и фамилию учителя например. Плюс к тому, в верхней части раздела можно выбрать конкретную дату. И посмотреть, что было задано и какие отметки есть там.
Более того, в указанной АИС есть расписание не только на неделю, но и на месяц. Тут вы можете проверять, количество уроков. Если что-то поменяется, то это обязательно попадет в систему. Если персонал вашей школы ответственно занимается заполнением и внесением всех изменений.
Во вкладке "Сводная" например, можно просматривать все оценки за четверть и т.п.
Заключение
Вне всякого сомнения, подобные АИС только ужесточают контроль. Теперь не получится прогуливать уроки, оставаясь без наказания месяцами. Да и страницы из такого дневника не вырываются. И вместе с тем, до идеала пока далеко. Так как заполняют эти базы данных, все те же несовершенные люди.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.