Функции и задачи сборов
Выполнение функций и задач, возложенных на органы местного самоуправления, невозможно без надлежащего финансового обеспечения. Основным источником поступлений местных бюджетов должны стать собственные доходы, в том числе местные налоги и сборы. Поэтому повышение роли именно местных налогов и сборов и увеличение их доли в составе доходов является главным направлением укрепления местных бюджетов и расширение финансовой автономии соответствующих территорий.
С учетом особенностей каждого региона, государство, путем правового регулирования налоговых и бюджетных отношений, предоставляет местным органам самоуправления право вводить местные налоги и сборы (обязательные платежи), которые в пределах своей компетенции также имеют право применять льготные ставки, полностью отменять местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков и предоставлять отсрочки в их уплате.
Местные органы самоуправления по каждому платежу разрабатывают и утверждают положение, которым определяется порядок уплаты и перечисления в местный бюджет налогов, сборов (обязательных платежей).
Роль местных бюджетов
Сегодня вопрос децентрализации бюджетной системы нашего государства выходят на первый план, ведь финансовая децентрализация является одной из фундаментальных условий независимости и жизнеспособности органов местной власти: децентрализация процессов принятия решений увеличивает возможности участия местных властей в развитии подконтрольной ей территории; децентрализация способствует эффектному обеспечению общественными услугами путем тщательного согласования расходов органов власти с местными налогами и предпочтениями.
Но реализация законодательно закрепленного права каждого административно-территориального образования на экономическую самостоятельность невозможна без наличия у каждого органа власти собственного бюджета и права его составления, утверждения и исполнения без вмешательства извне. А это значит, что каждый орган власти должен обладать своими финансовыми источниками, достаточными для организации управления экономикой и социальной сферой на своей территории. Одновременно с этим он должен обладать относительной самостоятельностью в управлении налогами и другими обязательными платежами, которые поступают в соответствующий бюджет.
Поэтому именно местным бюджетам, как основной финансовой базе органов местного самоуправления, принадлежит особое место в бюджетной системе нашего государства. Важная роль отводится местным бюджетам и социально-экономическом развитии территории, ведь именно из местных бюджетов осуществляется финансирование учреждений образования, культуры, охраны здоровья населения, средств массовой информации. Именно из местных бюджетов осуществляются расходы на социальную защиту и социальное населения.
Таким образом, сегодня с особой остротой встает проблема выработки действенного механизма, который бы определил новые принципы формирования местных бюджетов, четкое разграничение функций и полномочий всех уровней власти. При этом вопросы бюджетной политики, налогообложения и межбюджетных отношений должны рассматриваться и решаться комплексно, поскольку они тесно взаимосвязаны, и ни один из этих элементов не может быть реформированным без учета двух других.
Эти и другие вопросы, связанные с финансовой самостоятельностью местных органов власти не является новым. Однако многие из них ждут своего практическое решение. Именно это обстоятельство обусловило потребность в изучении процесса формирования и исполнения местных бюджетов, роль планирования в процессе использования средств и этапов прохождения бюджетного процесса на местном уровне.
Поэтому, учитывая сложность но не однозначность исследуемой проблемы, существуют вопросы, требующие углубленного изучения, а именно:
- составление местных бюджетов в современных условиях;
- вопрос разграничения доходов между государственными и местными бюджетами;
- проблемы горизонтального финансового выравнивания.
Актуальность проблемы местных бюджетов.
Что такое местные сборы
Вся система финансирования производственной и социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки рабочей силы, коммунально-бытового обслуживания населения, осуществление мероприятий по благоустройству, обеспечению санитарного и экологически чистой окружающей среды и ряда других мероприятий, осуществляется через местные органы власти. Именно местные налоги и сборы должны составлять основную доходную статью бюджеты территориальных общин городов, поселков, сел и их объединений и направляться на поддержку и развитие местной инфраструктуры.
Существование местных налогов и сборов отвечает в первую очередь интересам территориальных общин, от имени которых действуют органы местного самоуправления, поскольку такие платежи являются исключительно их финансовой базой. Исходя из этого, целью введения местных налогов и сборов является обеспечение местных органов власти средствами, необходимыми для осуществления их задач и функций, находящихся в их самостоятельном распоряжении и концентрируются в соответствующих бюджетах.
Местные налоги и сборы - это налог, начисляемый и взимаемый местным органом власти. Местный налог обычно взимается в виде налогов на имущество и используется для финансирования широкого спектра гражданских услуг. Сумма местных налогов может широко варьироваться от одной юрисдикции к другой.
Местные налоги и сборы - обязательные платежи, которые устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами согласно законодательству, справляются в пределах соответствующих административно-территориальных единиц и зачисляются в их бюджеты.
Местные органы самоуправления по каждому платежу разрабатывают и утверждают положение, которым определяется порядок уплаты и перечисления в местный бюджет налогов, сборов (обязательных платежей).
Плательщиками местных налогов и сборов являются юридические и физические лица, независимо от форм хозяйствования и собственности, осуществляющих деятельность на территории страны и определены плательщиками согласно базе налогообложения.
Необходимая информация
Закономерность функционирования местных финансов заключается в том, что основным средством формирования доходов местных органов власти являются местные налоги и сборы. Они являются составной частью налоговой системы государства и призваны отвечать интересам органов местного самоуправления, поскольку оцениваются как самостоятельный источник доходов местных бюджетов.
Внимание к местным налогам и сборам связано с тем, что данный вид налогообложения должен выступить важным источником формирования доходов местных бюджетов в части собственных доходов. Именно они призваны укреплять местные бюджеты, расширять их финансовую автономию.
Повышение результативности финансовой деятельности государства предусматривает коренную перестройку налоговой системы и совершенствования такого важного его инструмента как местные налоги и сборы.
Но в местном налогообложении существует ряд нерешенных проблем. Прежде всего институт местных налогов и сборов находится в стадии установки, о чем свидетельствует их незначительная доля в доходах местных бюджетов. Во-вторых, практика взимания местных налогов и сборов в России за последние годы выявила много недостатков, которые предопределения нерешенностью как чисто теоретически проблем, так и неопределенностью многих технических процедур - механизма исчисления, приоритетов в предоставлении льгот, планирование местных налогов и сборов.
Что необходимо знать о местных сборах
Одним из основных параметров успешного развития государства является эффективная и действенная система местного самоуправления. Для обеспечения выполнения своих функций, создания надлежащего жизненной среды для населения общины, органы местного самоуправления должны иметь достаточные финансовые ресурсы, основу которых составляют средства соответствующих бюджетов.
Одним из важных источников доходов бюджетов органов местного самоуправления считаются местные налоги и сборы. Повышение роли местных налогов и сборов и увеличение их доли в собственных доходах местных бюджетов является одной из главных задач финансово-бюджетной политики государства.
Наиболее важный фактор, на который следует обратить внимание, является четкое соблюдение законодательных процедур при установлении местных налогов и сборов. Безусловно, главным документом в этой сфере является НК РФ, которым регулируются все отношения, которые возникают в области взимания налогов и сборов.
Список местных налогов и сборов предписывается статьей 15 НК РФ. В этой же статьи определено, что местные советы в обязательном порядке определяют единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и уплаты за землю). По налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, сбора за места для парковки автомобилей, туристического сбора, то местным советам предоставлено право решать вопрос об их установления, исходя из имеющейся базы.
Предусмотренные законодательством государства местные налоги и сборы не играют существенной фискальной роли, а те общегосударственные налоги, традиционно зачисляются в доходную часть местных бюджетов, не отнесенные к местным.
Итак, современная система налогообложения местными налогами и сборами в России в первую очередь не ответ общепризнанным мировой практикой критериям самодостаточности и экономической целесообразности. Местные налоги и сборы, их ставки не учитывают реальных возможностей плательщиков. Это негативно сказывается на соблюдении принципов единства, полноты, достоверности, гласности, прозрачности бюджетного устройства государства в целом.
Все это убеждает, что реорганизация системы налогообложения местными налогами и сборами должна быть направлена прежде всего на обеспечение финансовой базы местного самоуправления, является одним из важнейших условий эффективной деятельности территориальных общин и созданных ими органов местного самоуправления. Наполнение сельских, поселковых, городских бюджетов из-за роста роли местных налогов и сборов должно быть приоритетным.
Таким образом, совершенствование системы местных налогов и сборов, рост их фискальной роли как фундаментального направления укрепления местных бюджетов будет способствовать повышению эффективности региональной фискальной политики, стимулировать социально-экономическое развитие регионов России. Эффективное использование института местных налогов и сборов является важным способом укрепления всей финансовой системы государства.
Экономическая сущность доходов местных бюджетов и источников их образования
Как в частности экономическая категория, доходы местных бюджетов выражают сферу экономических отношений общества, которая связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов регионального уровня и используется местными органами власти для обеспечения текущих и перспективных задач развития региона.
Российским законодательством предусмотрено, что доходы местных бюджетов формируются за счет собственных, определенных законом источников и закрепленных в установленном законом порядке общегосударственных налогов, сборов и других обязательные платежей. Доходы местных бюджетов районных советов в городах формируются в соответствии с объемами полномочий, определяются соответствующими городскими советами. В доходной части местного бюджета отдельно выделяются доходы, необходимые для выполнения своих полномочий, и доходы, необходимые для обеспечения выполнения делегированных законом полномочий органов исполнительной власти.
Сегодня на формирование местных бюджетов существует две точки зрения. Сторонники одного из них считают, что местные бюджеты должны формироваться "снизу", то есть, обеспечив потребности конкретной административно-территориальной единицы, избыток средств передавать в вышестоящих бюджетов. Сторонники другой точки зрения считают наоборот, утверждают, что необходимо в первую очередь обеспечить общегосударственные потребности, то есть местным бюджетам оставлять только для обеспечения минимальных потребностей, и при наличии средств - распределять их между двумя соответствующими административно-территориальными единицами.
Условия
Для достижения оптимальной обеспеченности общегосударственного и местных бюджетов и пропорциональности между ними должны быть соблюдены следующие условия:
- Единство бюджета и государственного плана экономического и социального развития.
- Обеспечение каждого бюджета устойчивыми доходами, которые тесно связаны с экономической, социальной и экологической ситуацией региона.
- Сбалансированность каждого бюджета независимо от объемов закрепленных за ним доходных источников.
- Заинтересованность государственных и местных органов власти в успешном выполнении планов общегосударственных доходов (налоговых и неналоговых) на территории конкретного региона.
- Обеспечение равномерности поступлений средств и устранения любых задержек из-за несовпадения сроков осуществления расходов и получения доходов.
Местные налоги по форме установления их и по способу зачисления в местные бюджеты также делятся на 3 группы:
- первая группа: прямые и косвенные местные налоги, которые почти во всех странах вводятся местными органами власти и полностью поступают в их бюджеты. Прямыми налогами в этой группе является промышленный налог, налоги на недвижимое имущество физических лиц, на землю, автомобили, профессию и т. Косвенными налогами в этой группе являются индивидуальные и универсальные местные акцизы на потребление предметов широкого потребления и других ресурсов;
- вторая группа: налоги, устанавливаемые местными органами власти как надбавки к общегосударственным обязательным сборам;
- третья группа местных налогов наибольшая. Среди них: налоги на занятие торговлей, на собак, на развлечения, на зрелища, на владение транспортными средствами, на торговлю спиртными напитками.
Основную роль в странах с развитой рыночной экономикой играют имущественные местные налоги, в первую очередь на недвижимое имущество физических и юридических лиц и на землю.
Налог на имущество
Российский налог на имущество уплачивается владельцами по максимальной ставке 2% от стоимости имущества, в зависимости от стоимости имущества, определенной на 1 января:
- Ниже 300 000 рублей: 0,1%
- 300 000–500 000 рублей: 0,1–0,3%
- 500 000+: от 0,3% до 2%
Налог на недвижимость в России уплачивается ежегодно как часть вашей налоговой декларации. Более подробная информация о российском налоге на имущество разъясняется российским налоговым органом.
Существует небольшая разница, когда речь идет о земельном налоге в России. Любой владелец земли и находящегося на ней имущества платит российскую налоговую ставку, установленную местными властями, хотя ставка обычно устанавливается в размере 0,3% от стоимости земли, независимо от того, используется ли земля в жилищных или сельскохозяйственных целях. Для землепользования, отличного от сельскохозяйственной, жилой или коммунальной инфраструктуры, может применяться ставка налога в размере 1,5%. Процесс оплаты аналогичен налогу на имущество.
Место и роль местных налогов, сборов (обязательных платежей) в общем развития государства
Как правило, местные налоги и сборы (обязательные платежи) не играют решающей роли в формировании консолидированного и местных бюджетов. Они выступают как дополнительные источники финансирования, дополняющие над хождение от общегосударственных налогов, сборов (обязательных платежей) в Государственный и местные бюджеты. Переход регионов на местное самоуправление и самофинансирование требует создания соответствующей системы финансирования регионального хозяйства. Объективно возрастает роль и значение системы местных налогов, сборов (обязательных платежей) в современных условиях.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.