Вопрос по депортации после срока
Мой муж находится в исправительной колонии, после освобождения у него депортация из России в Казахстан на 6 лет. Мы уже 2 года в официальном браке и вскоре будет ребенок, можно ли до его освобождения отменить депортацию и куда подавать документы? В ФМС? И есть ли вообще основания для отмены депортации?
Ответ на вопрос по депорту
Обжалование и отмена возможна, только путем уведомления ФМС (полиция) и через суд.
ЕСПЧ: депортация иностранца после его освобождения из колонии не должна нарушать семейные ценности
Как пояснил ЕСПЧ, суды РФ формально подошли к рассмотрению жалобы иностранца на решение о его депортации и им не удалось достичь баланса между интересами различных лиц, включая несовершеннолетних детей заявителя.
По мнению одного из экспертов, если бы российские суды тщательно проработали каждый аспект, оценили и взвесили все доводы за и против, решение о депортации могло быть признано соответствующим Конвенции. Другой с сожалением отметил, что, пока национальные суды не научатся действительно оценивать все факторы, лежащие в основе дела, и не перестанут слепо следовать формальной логике «людей в погонах», ничего не изменится.
19 мая Европейский Суд вынес Постановление «Сингла против России» по жалобе гражданина Индии, депортированного из РФ после освобождения из мест лишения свободы, на разлуку с семьей.
Обстоятельства дела
В 1991 г. житель Индии Джитендер Кумар Сингла приехал в Россию для учебы в московском вузе. Спустя пять лет он познакомился с россиянкой Н.А., которая родила ему в 2006 г. и 2009 г. двух дочерей. Ни гражданская супруга мужчины, ни его дочери не поддерживали связи с Индией.
В ноябре 2013 г. Джитендер Кумар Сингла был приговорен к 5,5 годам лишения свободы за совершение преступления по ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Заявитель отбывал наказание в пенитенциарном учреждении, расположенном в Республике Мордовия. Его сожительница и дочери регулярно поддерживали связь с осужденным посредством переписки, телефонных звонков и свиданий.
В январе 2015 г. российские власти приняли решение о нежелательности нахождения Сингла в РФ. Согласно такому решению мужчина подлежал депортации сразу же после освобождения в случае отсутствия возможности покинуть Россию самостоятельно. Осужденный обжаловал решение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, указав, что его несовершеннолетние дочери и их мать не имели каких-либо связей с Индией, поэтому решение национальных властей нарушает его право на семейную жизнь. Тем не менее суд отказался удовлетворять жалобу, отметив, что оспариваемое решение было принято с учетом угрозы совершенного преступления против общественной безопасности.
В апелляционной жалобе в Мосгорсуд гражданин Индии указал на отсутствие оснований полагать, что угроза, которую он якобы представлял для общественности, перевешивает его право на уважение семейной жизни. Кроме того, он сослался на ошибку в судебном решении, согласно которой он был осужден за совершение особо тяжкого преступления, тогда как оно квалифицировалось как средней тяжести. Тем не менее вторая инстанция оставила в силе решение нижестоящего суда, отметив, что намерение заявителя жениться на матери его дочерей, его учеба в российском вузе и волонтерская деятельность в социальной помощи инвалидам не являются вескими основаниями для отмены предстоящей депортации. При этом апелляция признала факт наличия технической ошибки в решении суда первой инстанции относительно квалификации степени тяжести совершенного преступления.
В своей кассационной жалобе Джитендер Кумар Сингла безуспешно ссылался на то, что члены его семьи не могут последовать за ним на его родину, поскольку они не говорят на его родном языке и являются гражданами России, имеющими тесную связь именно со своей страной. Мужчина также указал на то, что он получил высшее образование в РФ, свободно говорит по-русски, имеет бизнес и недвижимость в России. Он утверждал об отсутствии судимости и административных правонарушений до вынесения обвинительного приговора и ссылался на регулярные визиты дочерей и сожительницы во время отбывания наказания. Кассационная инстанция, а впоследствии Верховный Суд не стали рассматривать жалобу.
27 июня 2016 г. Сингла был освобожден по УДО, на этот момент УФМС Республики Мордовия издало приказ о его депортации. Хотя освобожденный иностранец хотел уехать в Индию самостоятельно, ему не позволило сделать это ГУ ФССП России по г. Москве. В октябре 2016 г. Ленинский районный суд г. Саранска признал незаконным решение о депортации заявителя, так как в связи с УДО он был обязан оставаться в России для контроля сотрудником уголовно-исполнительной инспекции. В дальнейшем апелляция отменила судебный акт, признав решение о депортации законным. В сентябре 2017 г. Джитендер Кумар Сингла был депортирован на свою родину.
Рассмотрение дела в ЕСПЧ
В своей жалобе в Европейский Суд заявитель указал на нарушение ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, гарантирующей уважение частной и семейной жизни. По его мнению, вмешательство РФ в его права не было соразмерным и необходимым, а российские суды подошли формально к рассмотрению его заявления об оспаривании решения о депортации. В связи с этим он попросил ЕСПЧ присудить ему компенсацию морального вреда по усмотрению Суда и возместить судебные расходы на сумму в 7,8 тыс. евро.
В возражениях на жалобу Правительство РФ заявило, что государственное вмешательство в права заявителя носило законный, необходимый и соразмерный характер. Государство-ответчик отметило, что мужчина был осужден за 18 эпизодов преступления, которые нанесли существенный вред администрации г. Москвы. Российская сторона также сослалась на отрицательную характеристику заключенного в его личном деле мордовской колонии. Кроме того, национальное правительство утверждало о том, что заявитель не намеревался заключить брак со своей сожительницей, поэтому их нельзя считать супругами в рамках ст. 8 Конвенции, наличие детей не является основанием для отмены решения о депортации, а сам заявитель никогда не пытался получить гражданство РФ.
В ответ на правительственные доводы заявитель, в частности, указал, что российские власти не учли, что его сожительница и дочери, будучи гражданками РФ, постоянно сталкивались бы с серьезными трудностями при переезде в Индию.
После изучения материалов дела Европейский Суд отметил необходимость исследования вопроса о том, было ли вмешательство в права иностранца необходимым в условиях демократического общества. Для оценки степени такого вмешательства Страсбургский суд перечислил ряд критериев, среди которых, в частности, характер и тяжесть совершенного преступления; срок пребывания лица в стране; гражданство заинтересованных лиц; семейное положение, наличие детей, осведомленность супруга о правонарушении; трудности, с которыми может столкнуться семья в случае переезда в другую страну; прочные социокультурные связи со странами пребывания и назначения.
Кроме того, ЕСПЧ подчеркнул, что понятие «семья» в рамках ст. 8 Конвенции не ограничивается официальным браком и распространяется на фактические семейные связи лиц, живущих без официальной регистрации брачного союза. В целях же обеспечения наилучших интересов детей национальные власти должны обосновать решение о депортации их родителя более вескими основаниями.
Как посчитал Суд, национальные суды формально подошли к рассмотрению жалобы заявителя на решение о депортации. Не признавая наличие намерения мужчины вступить в брак с матерью его дочерей, они не исследовали иные важные обстоятельства, в частности наилучшие интересы детей, трудности, с которыми могла столкнуться семья заявителя при переезде в Индию, срок пребывания иностранца в России. Таким образом, российским судам не удалось достичь баланса между интересами различных сторон, включая детей, поэтому вмешательство государства в права заявителя было несоразмерным. В связи с этим ЕСПЧ выявил нарушение ст. 8 Конвенции, присудив заявителю 9,8 тыс. евро в качестве компенсации морального вреда и 2,5 тыс. евро для возмещения судебных издержек.
Эксперты прокомментировали выводы Суда
Директор Центра практических консультаций, юрист Сергей Охотин считает, что допущенное национальными судами нарушение ст. 8 Конвенции заключалось в том, что они не приняли во внимание соображения и принципы, разработанные Европейским Судом и применимые к названной категории дел. «ЕСПЧ в очередной раз обратился к оценке баланса общественно значимых интересов и права на семейную жизнь заявителя, при этом вопрос касался иностранного гражданина, осужденного за совершение уголовного преступления», – отметил он.
По словам эксперта, согласно российскому законодательству иностранец, отбывший наказание за совершение уголовного преступления, подлежит депортации. Вместе с тем, как и во всех других случаях, когда такое лицо подлежит выдворению (включая случаи отсутствия регистрации, совершения административных правонарушений, пребывания в России сверх пределов допустимого срока, других нарушений миграционного законодательства), всегда подлежит оценке и то, как такая мера повлияет на жизнь заявителя и его семьи.
«Данный аспект ст. 8 Конвенции достаточным образом проработан в практике Европейского Суда, а также широко применяется в национальных судах, когда защищаются интересы иностранных граждан, являясь, пожалуй, самым распространенным (но не безусловным!) основанием, по которому удается отменить решение о выдворении или депортации. При этом у многих иностранцев сложилось ошибочное впечатление, что наличие семьи из граждан РФ при любых обстоятельствах будет гарантией от их выдворения, что не соответствует действительности. Несмотря на множество случаев, когда нашему центру удавалось добиться отмены таких постановлений, есть случаи явных, намеренных злоупотреблений – когда просматривается явное неуважение иностранного гражданина к российским законам, когда никакие семейные связи не спасают иностранца от депортации», – полагает юрист.
По его мнению, если бы российские суды тщательно проработали каждый аспект, оценили и взвесили все доводы за и против, решение о депортации могло быть признано соответствующим Конвенции. «Также заслуживает внимания размер присужденной компенсации, когда заявитель оставил этот вопрос на усмотрение Суда. Кроме того, ЕСПЧ снизил размер возмещения судебных издержек до 2,5 тыс. евро, не отрицая при этом возможность возмещения затрат на представителей в национальных судах, но не указывая, какие расходы (на кого из названных представителей) и на какую сумму решено было снизить», – резюмировал Сергей Охотин.
Эксперт по работе с ЕСПЧ Антон Рыжов считает, что постановление встраивается в существующий пласт его практики, посвященной давней и непрекращающейся проблеме отношения российских властей к иностранным гражданам. «Речь идет о многочисленных делах, касающихся разрушения семейных связей из-за признания нежелательным присутствия того или иного чужеземца на территории нашего отечества. Эта нежелательность влечет выдворение человека из страны либо, когда он хочет попасть в РФ, запрет на его въезд», – отметил он. По словам юриста, в подобных процедурах бывают задействованы самые разные государственные структуры – ФСБ, миграционные службы, ФСИН, приставы или Минюст.
«Поводов навесить клеймо “нежелательности” у российских органов предостаточно. Например, это может быть в связи с нарушением иностранцем административного законодательства. Я сам нередко сталкиваюсь с такими делами как юрист, работающий с беженцами. Это также может быть в связи с уголовной судимостью – как, собственно, в рассматриваемом деле. Наконец, такое часто происходит по инициативе ФСБ, действующей якобы в интересах национальной безопасности, и тогда о реальных причинах подобной ограничительной меры не известно не только самому лицу (который при этом не судим, ни в чем не обвиняется, ни в чем не пойман), но зачастую даже и суду, который рассматривает жалобу на выдворение. Такие дела полностью засекречены, заседания проходят в закрытом режиме. При этом, как правило, решения о нежелательности либо бессрочны, либо накладываются на явно несоразмерные сроки (например, одному моему клиенту запретили въезд в РФ, где у него жена и два ребенка, на 25 лет; его дети уже заведут своих детей, когда он сможет к ним приехать)», – отметил эксперт.
Антон Рыжов добавил, что в таких ситуациях, как правило, российским властным структурам и судам совершенно все равно, если при выдворении человека рушится вся его семья. «Наличие в России детей, постоянного спутника жизни, работы, недвижимости, учебы – все это в глазах того или иного чиновника (судьи) не перевешивает насущную потребность поскорее убрать проштрафившегося иностранца из России. Конечно, есть исключения, ведь и преступления, совершенные иностранцами на территории РФ, бывают разными, иногда без такой меры не обойтись. Но всегда должен соблюдаться баланс, как подчеркивает в своих решениях ЕСПЧ. Для этого существуют более 20 критериев, которыми должны руководствоваться российские суды (эти критерии помимо прочего описаны в ключевом постановлении на данную тему «Самсонников против Эстонии»). Одним из главных критериев, кстати, является предпочтительное соблюдение интересов детей в подобных ситуациях. Заботой о детях обеспокоены и в нашем государстве, в том числе на самом высоком уровне, мы даже вставляем это в Конституцию; однако, видимо, в таких делах, как это, дети не главное. В целом, пока наши суды не научатся действительно оценивать все факторы, лежащие в основе дела, и не перестанут слепо следовать формальной логике «людей в погонах», ничего не изменится», – подытожил юрист.
Правовые нормы и разъяснение
Согласно ст.25.10 Федервльного закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физические и юридические лица, содействующие иностранному гражданину или лицу без гражданства в незаконном въезде в Российскую Федерацию, незаконном выезде из Российской Федерации, незаконном транзитном проезде через территорию Российской Федерации и незаконном пребывании (проживании) в Российской Федерации, а также транспортные или иные организации, осуществляющие международные перевозки и доставившие в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицо без гражданства, которые имеют неправильно оформленные документы либо не имеют установленных документов на право въезда в Российскую Федерацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных статьей 26 настоящего Федерального закона, может быть вынесено решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства при наличии оснований, предусмотренных частью первой статьи 27 настоящего Федерального закона, выносится решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию. В случае принятия решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию одновременно в отношении нескольких иностранных граждан и (или) лиц без гражданства такие решения могут быть оформлены путем составления единого документа с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) каждого иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято такое решение, гражданства (подданства) данного иностранного гражданина, а также реквизитов документов, удостоверяющих личность данных иностранных граждан или лиц без гражданства и признаваемых Российской Федерацией в этом качестве. Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)». При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, и их территориальными органами при осуществлении контроля за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства таких решений устанавливается совместными нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, не допускается, за исключением случая, если указанный иностранный гражданин или лицо без гражданства передается иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
Согласно п.п.3-8 Инструкция о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы (утв. приказом Минюста РФ от 20 августа 2007 г. N 171), решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029) может быть принято:
а) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящегося на территории Российской Федерации;
б) в отношении лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию;
в) в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящегося в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
При рассмотрении документов для подготовки распоряжений Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства следует учитывать следующие положения международных договоров и законодательства Российской Федерации:
а) гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству (ст. 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2031);
б) иные международные обязательства Российской Федерации по защите прав и основных свобод человека.
Администрация учреждения, исполняющего наказание:
а) при наличии указанных в законе оснований оформляет в отношении иностранного гражданина, осужденного за совершение умышленного преступления, за 6 месяцев до его освобождения, в том числе возможного условно-досрочного, либо в течение 3 дней после возбуждения ходатайства о досрочном освобождении по иным основаниям, предусмотренным законом, опросный лист (приложение 1), заключение о необходимости принятия решения о нежелательности его пребывания (проживания) на территории России (приложение 2) и направляет эти документы в установленном порядке в Федеральную службу исполнения наказаний (далее — ФСИН России) через ее территориальные органы вместе с копиями вводной и резолютивной частей приговора, других судебных решений, а также иных документов, на которые делаются ссылки в заключении;
б) знакомит под роспись осужденного иностранного гражданина с распоряжением Минюста России о нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации и приобщает копию указанного распоряжения к личному делу осужденного.
Территориальный орган ФСИН России:
а) утверждает заключение администрации учреждения, исполняющего наказание, заверяет печатью установленного образца и направляет документы в центральный аппарат ФСИН России;
б) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в учреждение, исполняющее наказание, для ознакомления осужденного.
Центральный аппарат ФСИН России:
а) обеспечивает контроль за территориальными органами ФСИН России в части сроков подготовки и качества исполнения ими представляемых документов;
б) проверяет наличие оснований, препятствующих принятию решения о нежелательности пребывания (проживания), при необходимости запрашивает дополнительные документы, в том числе заключения Федеральной миграционной службы о наличии либо отсутствии у лица российского гражданства;
в) по результатам рассмотрения документов, но не позднее чем за 3 месяца до предстоящего освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства направляет в Департамент международного права и сотрудничества Минюста России представление о необходимости принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 3) с приложением необходимых документов;
г) направляет копию распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в адрес территориального органа ФСИН России.
Департамент международного права и сотрудничества Минюста России на основе представленных ФСИН России документов:
а) готовит проект распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 4);
б) возвращает документы во ФСИН России для дополнительной проверки и подготовки необходимых документов;
в) в случае несогласия с представлением Федеральной службы исполнения наказаний готовит заключение по документам ФСИН России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства (приложение N 5) и представляет его в установленном порядке на подпись заместителю Министра, курирующему данное направление деятельности.
Таким образом, иностранные граждане, освобожденные из мест лишения свободы, подлежат депортации в обязательном порядке, там как из пребывания на территории РФ признается нежелательным.
Депортация и выдворение
Депортацией считается принудительный выезд иностранца из России в другое государство. Такой инструмент используют, когда иностранный гость утрачивает законное право на проживание в РФ. Мигрантов заставляют добровольно или принудительно под конвоем покинуть пределы страны. Депортация не считается наказанием за преступление, это, скорее, государственный метод воздействия на человека. Чтобы депортировать иностранца достаточно выполнения только одного условия: отсутствуют легальные основания для проживания в России.
Выдворение - это как раз вид наказания на нарушение российских законов, при этом не всегда проступки касаются только миграционного права. Такая процедура применяется, если, к примеру, иностранец пересек границу по поддельным документам, нарушил таможенные правила или совершил в России преступление, за которое полагается административное наказание.
В чем отличия депортации от выдворения?
Основные отличия юридического плана:
Депортация иностранных граждан из России - инструмент государственного воздействия, выдворение - вид наказания.
Выдворение происходит на основании судебного решения, которому предшествует рассмотрение дела об административном правонарушении. Решение о депортации принимает руководитель ГУВМ МВД, для вынесения которого достаточно только одного основания - у иностранца нет права находиться в России.
Решение о депортации исполняется в течение 5 дней, постановление о выдворении - с момента вступления его в законную силу.
Обжалование в суде возможно в разные сроки. Для решения о депортации дается 3 месяца с момента, когда мигранту стало о нем известно, для выдворения - в течение 10 дней с даты получения.
Депортация и основания для высылки
Депортация из России - принудительная высылка мигранта за пределы страны из-за потери иностранцев или лица без гражданства (апатрида) легальных оснований для проживания в РФ. Причинами такого перемещения иностранного гражданина зачастую становятся нарушения миграционного плана:
- Несвоевременный выезд из страны после окончания срока действия визы или периода безвизового проживания;
- Аннулирование ВНЖ, РВП, патента, разрешения на работу, которые подтверждали законность нахождения в РФ;
- Сокращение времени проживания в стране по ряду причин;
- Отказ в признании иностранца беженцем, утрата или лишение такого статуса;
- Незаконный въезд в страну (по поддельным документам);
- Нежелательное нахождение иностранного гостя в России.
Порядок депортации
Решение о депортации принимает ответственное лицо УВМ УМВД, о чем иностранца лично информируют и берут с него письменное обязательство покинуть Россию. Если добровольного исполнения решения не происходит, мигранта помещают в специализированный центр и его депортация происходит уже в принудительном порядке после судебного решения. Но это крайняя мера и к ней прибегают только, если иностранец никак не реагирует на предписание выехать из РФ.
Последствия депортации
Сама по себе депортация не влечет за собой серьезных юридических последствий. Исключением может стать категорический отказ мигранта покинуть пределы страны. Тогда его отправка происходит после судебного решения уже в принудительном порядке, когда сотрудники УВМ УМВД под конвоем сопровождают иностранца до транспортного средства заграничного следования.
Если же мигрант добровольно покидает Россию, то в дальнейшем он может вернуться, подготовив визу, соответствующую его целям визита. Еще проще, если визового режима как такого между странами нет. Но здесь стоит иметь в виду, что повторное нарушение миграционного законодательства приведет к более серьезным ограничениям и в дальнейшем такой иностранец лишится возможности попасть в РФ.
Оспаривание решения о депортации
Решение о депортации может быть обжаловано иностранцем в течение 3 месяцев с момента, когда ему стало об этом известно. Если дело дошло до суда и вынесено судебное решение о принудительной высылке иностранца из РФ, на обжалование отводится 10 дней.
Для оспаривания иностранец обращается в суд по месту проживания. По письменной просьбе исполнение решения о депортации может быть отложено на время судебного разбирательства. Если суд встанет на сторону истца, то решение о депортации удастся отменить. Допускается обжалование и без обращения в суд путем подачи заявления руководителю УВМ УМВД.
Отменить депортацию можно, если у мигранта есть весомые основания, чтобы остаться в России:
- Заключен брак с гражданином РФ, есть ребенок или родственники — граждане России;
- Мигрант трудится в России на легальных основаниях, есть патент или разрешение на работу, подписан трудовой договор;
- Иностранец является студентом российского вуза или другого образовательного учреждения;
- Иностранный гость проходит курс лечения в РФ;
- На момент депортации у мигранта были разрешительные документы (ВНЖ или РВП).
Кого нельзя депортировать?
- Под депортацию не попадают консульские и дипломатические сотрудники.
- Нельзя депортировать беженцев и иностранцев, только обратившихся за получением статуса беженца, временным или политическим убежищем.
- Запрещено депортировать людей, которые утратили статус беженца, но не могут вернуться на родину по независящим от них причинам: в их стране голод, эпидемия, идут военные действия, при возвращении грозит опасность жизни и здоровью из-за религиозных, расовых или политических преследований.
Выдворение и основания для выезда
Выдворение иностранных граждан за пределы РФ происходит в результате нарушения российского законодательства:
- Трудоустройство без патента или разрешения на работу;
- Несвоевременная постановка на регистрационный учет;
- Нарушение правил пересечения границы, транзитного проезда или пребывания в РФ;
- Несоответствие заявленной и фактической цели визита в страну;
- Отсутствие документов, подтверждающих право на проживание в РФ;
- Потеря документации о праве на проживание в РФ и несвоевременное ее восстановление;
- Уклонение от выезда из РФ после окончания допустимого срока проживания в стране;
- Совершение административного нарушения.
Выдворение происходит на основании постановления судьи или ответственного лица пограничной службы.
Процедура выдворения
Выдворение бывает двух видов:
- Добровольный контролируемый выезд. Осуществляется мигрантом самостоятельно, но под контролем УВМ УМВД. При уклонении на иностранца накладываются штрафные санкции и выдворение происходит уже в принудительном порядке;
- Принудительный контролируемый выезд. Чаще всего назначается рецидивистам — лицам, совершившим правонарушение второй раз за один год. До исполнения решения о выдворении иностранец находит в специальном центре.
Выбор того или иного вида зависит от серьезности нарушения, личности мигранта и определяется судьей.
Оспаривание выдворения
Обжаловать постановление о выдворении можно в судебном или административном порядке. Для судебного рассмотрения вопроса в течение 10 дней после получения постановления мигрант должен подать жалобу в суд. Отменить уже принятое решение получится, если удастся доказать, что выдворение из страны нарушает права иностранца и является вмешательством в его личную жизнь. В качестве доводов приводят факт наличия детей, супруга, которые являются гражданами России, постоянной работы и стабильного заработка.
Если постановление о выдворении принималось на границе ответственным лицом погранслужбы, то обжалование происходит путем подачи жалобы непосредственно руководителю этого ведомства.
Последствия выдворения
Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, как уже отмечалось, является специальным видом наказания. Помимо высылки из страны к иностранцу применяются и ограничительные меры. Это запрет на последующее посещение России на протяжении 5 лет — жесткая и безальтернативная санкция, ее нельзя заменить штрафом и не так просто оспорить или отменить. Но такая строгость со стороны государства продиктована недопустимостью игнорирования российского законодательства иностранными гостями. Выдворение, таким образом, решает задачи профилактики последующих возможных преступлений со стороны мигранта.
Если постановление о выдворении выносится во второй раз, то въезд в Россию закрывают уже на 10 лет. Одновременно с выдворением аннулируются и все разрешительные документы: ВНЖ, патент, разрешение на работу и так далее.
Естественно, что на протяжение этих 5-10 лет иностранец не сможет получить визу, разрешение на временное проживание, обратиться с заявлением о вступлении в гражданство. Дополнительные штрафные санкции при выдворении не применяются.
Оплата депортации и выдворения
Высылка из России осуществляется за счет:
- Самого мигранта;
- Приглашающей стороны, которая взяла на себя ответственность за иностранца;
- Посольства страны, из которой прибыл мигрант;
- Различных общественных организаций;
- Бюджетных средств РФ.
Запрет на въезд
Обычно запрет устанавливается ограничениями ГУВМ МВД, но и ряду других государственных ведомств также предоставлено такое право. Это Роспотребнадзор, Министерство юстиции, МВД, СВР России, ФСБ, Служба по финансовому мониторингу.
Есть два вида ограничения:
- Запрет на въезд РФ;
- Постановление о нежелательном пребывании иностранца в РФ.
Причины, которые привели в запрету, могут быть различными, но обычно они связаны с нарушением российского законодательства:
- Неоднократное уклонение от оплаты налогов;
- Два или больше проступков в год (штрафы из-за нарушений правил дорожного движения сюда тоже относятся);
- Предоставление подложных документов при въезде;
- Превышение сроков проживания в РФ;
- Непогашенная судимость в РФ и другой стране;
- Вынесено постановление о выдворении (въезд ограничен на 5 лет).
- Бывает, что ограничения накладываются по соображениям безопасности и в целях обороны страны.
Проверка запрета на въезд
Узнать о наличии запрета на въезд конкретного иностранца можно на официальном сайте МВД. Для формирования запроса нужно ввести в соответствующие графы ФИО, пол, дату рождения, гражданство и данные паспорта. Проверка проходит по списку нежелательных в России мигрантов, которым запрещен въезд в Россию. Материал носит ознакомительный характер и требует уточнения и проверки. Ответ на запрос приходит достаточно оперативно.
Возможные варианты:
- Запрет на въезд в РФ не установлен;
- Есть ограничение на въезд (указываются сроки — 3, 5 или 10 лет).
Проверить свой статус на сайте лучше заранее, еще до визита в Россию, это позволит избежать неприятной ситуации на границе.
Сроки запрета на въезд
Ограничения на 3 года ждут иностранца, если он:
- Незаконно находился в стране свыше 120 дней и больше;
- Минимум два раза привлекался в административной ответственности.
- Запрет на 5 лет возможен при следующих обстоятельствах:
- Неоднократное нарушение миграционного режима на протяжении года;
- Ведение незаконной трудовой деятельности (работа без разрешения или патента)
- Привлечение к административной ответственности два и более раза (штрафы по линии ГИБДД тоже считаются);
- Злостное нарушение миграционных правил.
Депортация или выдворение во второй раз ограничат въезд в РФ на 10 лет.
Снятие ограничения на въезд
Есть два варианта въехать в Россию: законный и не совсем. Первый подразумевает отмену запрета в правовом поле. Вторым часто пользуются нелегальные мигранты. Речь идет об отмене запрета на въезд в установленном законом порядке и получении нового паспорта иностранцем, которому ограничили возможность побывать в России на протяжении ближайших 5-10 лет.
Отмена судебного решения
Не всегда мигрантам удается снять наложенные ограничения до окончания их срока действия. Это невозможно сделать, если вступило в силу постановление о выдворении и оно не было своевременно обжаловано (или апелляция не изменила судебного решения). Но попытаться имеет смысл. Для этого нужно подготовить заявление и направить его в суд. Мотивировать просьбу о снятии запрета нужно существенными доводами. Суд может встать на сторону истца и снять запрет. Тогда вступившее в законную силу решение нужно передать в миграционную службу и можно въезжать в Россию.
Уловки мигрантов
Некоторые мигранты пользуются ухищрениями, чтобы снова попасть в Россию. Возвращаясь на родину, иностранец получает паспорт на новое имя и оформляет визу в РФ уже под другой фамилией. Для миграционной службы такой человек — это совсем другой мигрант, который не числится в ее базе как нарушитель, не занесен в черный список, его данных нет среди лиц, которым закрыт проезд в Россию. Если при пересечении российской границы ранее выдворенный иностранец использует измененные данные, то при установлении такого факта сотрудниками пограничной службы, этих граждан не пропустят в Россию и ограничат въезд уже и по новой фамилии. А если при пересечении границы мигрант использует фиктивные документы, то ему не только закроют въезд на 5-10 лет, но и могут привлечь к уголовной ответственности.
Как избежать депортации и выдворения?
Избежать депортации и выдворения можно при ответственном отношении к документам, подтверждающим легальность проживания в России. Своевременно продлевать визы, соблюдать сроки безвизового въезда, вовремя пролонгировать вид на жительство. И не забывать, что неоднократное и злостное нарушение российского законодательства приведет к выдворению и запрету на въезд в РФ в будущем.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.