С другой стороны, в современной высшей школе остро стоит вопрос подготовки квалифицированных, конкурентоспособных, компетентных, ответственных кадров, готовых к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Высокие требования современного общества к специалистам, работающим в сфере оказания услуг, в условиях конкуренции на рынке труда и стремительно развивающихся новых технологий, способствуют поиску новых путей и условий профессиональной подготовки. Известно, что профессиональное самосознание, профессиональная идентичность будущего специалиста формируется в первую очередь в период профессиональной подготовки (обучения в вузе). Исследователи подчеркивают значение профессиональной идентичности в мотивации поиска работы по специальности, успешном вхождении в профессиональную деятельность, быстрой адаптации к новым условиям деятельности, и в итоге более полной реализации личностного потенциала в профессиональной сфере.
Волонтерская практика
И одним из возможных способов решения данной проблемы может стать организация волонтерской практики в вузе. В течение первых лет обучения начинающий психолог может сориентироваться, в каком правлении ему стоит специализироваться, с какими клиентами ему интереснее работать, где лежит сфера его профессиональных интересов.
Важным моментом при обсуждении идеи создания будущего Клуба явилось соблюдение принципа добровольности участия студентов — волонтерская работа не должна была стать обязательной частью для получения зачета или экзамена по какой-либо дисциплине (по практике, например). В то же время, она не должна становится и возможной формой замены каких-то практических учебных заданий, так как это тоже может исказить мотивацию участников. Например, получение зачета, а не сам по себе интерес к волонтерской работе.
Индивидуальное решение студента об участии, формирование самостоятельного замысла — вот, что было важно для концепции волонтерской службы. Отдельными задачами стало информирование об организации клуба и привлечение заинтересованных студентов. С этой целью было проведено анкетирование на разных курсах. Наибольшее количество желающих, как и ожидалось, было среди студентов младших курсов — около 35 % отметили, что эта работа была бы им интересна. На первое собрание в начале учебного года пришло около 40 человек. Однако затем их количество значительно уменьшилось, так как инвестировать свое время и силы в бесплатную работу волонтера оказались готовыми далеко не все.
Как известно, в основе этого подхода лежит опора на деятельность и ее рефлексию, организованные при помощи педагога/психолога. Выстроенные специальным образом общение и взаимодействие психолога и ребенка позволяют сохранять субъектную позицию участников и помогают справляться с трудностями, не давая прямых подсказок или образцов, организуют деятельность ученика и ее рефлексию, не подменяя при этом его рассуждений анализом его действий педагогом. Освоение этих принципов взаимодействия с ребенком уже на младших курсах представляет особую ценность при подготовке психолога-консультанта, так как позволяет сформировать базовые профессиональные навыки, а главное — определенную профессиональную позицию, которая задаст студенту изначально угол зрения для восприятия и освоения всего учебного процесса.
На основе собственной деятельности, а не с чужих слов, он сможет почувствовать, что такое сотрудничество, как оказывать помощь, усиливая собственные возможности ребенка, а не превращая его в зависимого и несамостоятельного. Волонтер психолог в социальной сфере отличается от волонтера другой профессии тем, что понимает и учитывает механизмы оказания помощи человеку, испытывающему какие-либо трудности. Соблюдение принципов сотрудничества оказывается важным, будь то консультирование школьников с трудностями в обучении, или групповые занятия с детьми с расстройствами аутистического спектра. Студенты, принимавшие активное участие в волонтерской работе в течение года, и оказывавшие практическую помощь детям, смогли в сжатые сроки освоить основные принципы РДП.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.
18.06.2017 15:28:58