Зачем кришнаиты поют одну и ту же песню: Харе Кришна
Вы, наверное, видели, как по городу ходит строем группа из 10-20 человек с барабанами, одетая в разноцветные светлые одежды и поющая непрерывную песню "Харе Кришна Харе Рама".
В Екатеринбурге они ходят каждую неделю, поэтому я вижу их часто. Интересное наблюдение: самые молоденькие девушки у них идут перед строем, а женщины постарше занимаются раздачей литературы и листовок за пожертвования.
Как-то раз я пришел к ним в гости (исключительно как исследователь). Около двух часов мне пришлось сидеть на полу, так как у них не принято сидеть на стульях или лавочках. В народе их называют кришнаитами, сами же они себя именуют Обществом Сознания Кришны (или движением сознания Кришны).
внутреннее пространство кришнаитского дома в Екатеринбурге
После продолжительного монолога главного гуру, он предложил спеть легендарную песню-мантру Харе Кришна, текст таков:
Харе Кришна Харе Кришна
Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама
Рама Рама Харе Харе
Повторение мантры происходит с ускорением и большое количество раз. Это оказывает гипнотический и медитативный эффект, что весьма веселит и повышает настроение.
Но зачем её нужно петь?
После я спросил гуру, зачем они поют эту песню. Он ответил, что произношение этого текста вслух очищает физический мир от всего скверного, облагораживает пространство.
Таким образом, пение песни является магическим ритуалом, само произношение уже имеет какое-то влияние, не смыслы, а звук. Однако сам текст песни также повторяет имена трех индийских божеств - Хара (Радха), Кришна, Рама. То есть песня также является гимном, воспевающим богов.
Как действует Маха-мантра «Харе Кришна»: исследования ученых и мнения эзотериков
Приветствую, друзья, на портале обучения и развития. Сегодня поговорим о воздействии довольно известной мантры «Харе Кришна» на тело и сознание человека, причем не только с религиозной и эзотерической, но и чисто практичной и научной точек зрения. Также мы рассмотрим исследования маха-мантры «Харе Кришна» и узнаем, как изменилась жизнь тех, кто участвовал в экспериментах, связанных с этой мантрой.
Наверное, сложно найти человека, который не встречал на улицах города этих немного странных людей, которых все называют «Кришнаитами» и которые ходят в оранжевых простынях, поют песни, а самое главное всегда веселы и никогда не унывают. В чём секрет этого позитива, порой граничащего с безумием? Может быть, всё дело в их мантре, которую они, согласно наставлениям их учителя, Шрилы Прабхупады, повторяют в среднем от двух часов в день.
Как же действует Маха-мантра? Уже давно многие ученые мира учёные мира заинтересовались таким удивительным явлением, как звук. И многие исследования показывают, что звук может влиять на человека. Даже более того, каждый может сам убедится в этом.
Например, рок и другая агрессивная тяжёлая для сознания музыка оказывает угнетающее воздействие. Поначалу, напротив, даже может ощущаться эйфория, но затем, как правило, наступает состояние опустошения и апатии. В эзотерике кстати существует мнение, что рок может разрушать чакры и даже в некоторой степени повреждать всё энергетическое тело человека.
Ну и тот факт, что существуют частоты опасные для здоровья человека и даже те, которые приводят к летальному исходу – это уже научно доказанный факт. Поэтому однозначно звук может служить как грозным оружием, так и лекарством.
(Кстати эту информацию вы также можете узнать и из видео на нашем канале в озвучке хороших дикторов с профессиональным видео монтажем, так что выбирайте, что вам проще читать или смотреть и поехали дальше…)
Содержание
- Звук как лекарство
- Маха-мантра «Харе Кришна»: в чём секрет?
- Исследование «Харе Кришна» мантры учеными
- Исследование Кришнаитской мантры в Америке
- Что думают о Мантре «Харе Кришна» эзотерики и практики
- Использование мантры в других религиях и учениях
Звук как лекарство
По мнению эзотериков, помимо деструктивного воздействия, звук может быть и лекарством. Самый простой эксперимент, который каждый может провести у себя дома – взять два одинаковых комнатных растения, создать для них одинаковые условия (полив, свет и т. д.) и одному из них говорить каждый день что-нибудь приятное, а обращаясь к другому – ругаться, говорить какие-нибудь неприятные обидные слова.
По прошествии нескольких недель, а то и дней разница между этими растениями будет уже очень заметной. Скорее всего, растение, которому говорили приятные слова – будет иметь более здоровый и цветущий вид, чем его «товарищ». Сотни ученых и многие тысячи энтузиастов проводили подобные эксперименты и всегда с одним и тем же результатом. Сила как позитивного, так и негативного воздействия конечно может отличатся, но по факту она всегда есть.
Таким образом, звук также может лечить. Исследования с водой также подтверждают, что вода может запоминать звук и реагировать на него. Произнесение тех или иных словесных формул или звуков над водой с последующей моментальной заморозкой показывают, что в зависимости от воспроизведённого звука кристаллы льда складываются в те или иные узоры. И в случае с какой-то негативной информацией – это уродливые изображения, а в случае с позитивной – красивые узоры.
Широко известный фокус со змеёй и флейтой объясняется именно силой звука, которая может воздействовать на сознание, в данном случае – сознание змеи. Очарованная звуками флейты опасная ядовитая змея становится безобидной, впадая в транс. Это яркий пример того, как с помощью звука можно воздействовать на сознание.
К примеру, классическая музыка способна влиять на наше настроение и самочувствие. Многие любители классической музыки отмечают, что она оказывает позитивное воздействие на тело и сознание.
Маха-мантра «Харе Кришна»: в чём секрет?
Откуда же произошла эта мантра, приобретшая мировую популярность? Исследования ученых в области мантры показывают, что первое упоминание этой мантры встречается в древнем писании «Калисантарана-упанишаде», где сказано, что повторение этой мантры позволяет вырваться из круговорота рождения и смерти, освободиться от не благой кармы и от негативного влияния окружающей среды.
В тексте сказано, что эта мантра, если повторена 35 миллионов раз, полностью освобождает человека от всей его кармы. В традиции вайшнавизма, где практикуется данная мантра существует наставление начитывать её по 16 «кругов» в день, где один круг составляет 108 раз. При такой скорости начитки, чтобы начитать 35 миллионов – понадобиться более 50 лет! То есть, практически вся сознательная жизнь.
Что же вынуждает последователей вайшнавизма посвящать реально чуть ли не всю свою жизнь повторению этой мантры? В своё время даже различные учёные и исследователи также задавались вопросом воздействия мантры «Харе Кришна» на тело и сознание человека.
Исследование «Харе Кришна» мантры учеными
Первое масштабное исследование мантры «Харе Кришна» было проведено в 1982-ом году в Московском Институте биологических полей. Научно-исследовательской деятельностью руководил некто академик А.Г. Спиркин. Суть эксперимента была простой – людей разделили на две группы: первая группа повторяла на протяжении трёх дней случайную звуковую вибрацию, а вторая группа – мантру «Харе Кришна». Спустя три дня состояние людей в обеих группах имело кардинальные различия.
Уже в процессе эксперимента, участвовавших в нём подвергали обследованию с помощью различных медицинских приборов и просто визуально отслеживали их состояние. Спустя несколько часов эксперимента было обнаружено, что у тех, кто повторял случайные звуки, наступило угнетение сознания, психика стала заторможенной, возникло состояние апатии и прострации.
И, напротив – у тех, кто повторял мантру «Харе Кришна» было отмечено улучшение многих психофизических показателей. На физическом уровне улучшились показатели мозга, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. На психическом уровне было отмечено улучшение настроения, памяти, остроты восприятия действительности и так далее.
Но самое интересное, у тех, кто повторял мантру «Харе Кришна» всего лишь на протяжении трёх дней по два часа ежедневно произошла синхронизация полушарий головного мозга. Практически у всех людей доминирует либо одно полушарие, либо другое и это определяет развитость одних функций и черт характера и отсутствие или недоразвитость других.
Результаты исследований действия Маха-мантры показали, что люди с гармонично функционирующими полушариями мозга встречаются крайне редко. И именно это явление учёные могли наблюдать в той группе людей, которые повторяли мантру «Харе Кришна», за три дня у них синхронизировалась работа обоих полушарий. Насколько стабильным был этот эффект выяснить не удалось, так как длительное наблюдение за этими людьми не проводилось.
Также у испытуемых была отмечена нормализация сердцебиения, а приборы, которые фиксируют биополе человека, показали, что оно у них практически полностью восстановилось и даже усилилось по сравнению с начальными данными. Активизировалось мышление и восприятие, а также замедлилось дыхание.
Стоит отметить, что даже во время глубокого сна наше дыхание замедляется примерно на 12%, в случае же с теми, кто повторял мантру «Харе Кришна» – их дыхание замедлилось на 20%.
Существует такой приём: чтобы успокоиться в стрессовой ситуации, нужно медленно и глубоко подышать. То есть, с замедлением дыхания замедляются психические процессы и это позволяет успокоиться. Замедляя дыхание на 20%, мантра оказывает мощное успокаивающее воздействие на организм человека и его психику.
Исследование Кришнаитской мантры в Америке
Следующими, кто взялся на исследование популярной мантры стали психолог Дэвид Вулф и его коллеги из Государственного Университета Флориды. Там в 1996-ом году они также провели исследование воздействия мантры «Харе Кришна» на организм человека.
В эксперименте приняли участие 93 человека, которые были поделены на три равные группы. Первым делом участники прошли все необходимые тесты, для определения их психологического состояния на данный момент, а также других качеств личности.
Затем участников первой группы просто попросили прийти снова через месяц, участников второй группы попросили в течение месяца по 20 минут в день повторять мантру «Харе Кришна», а участников третьей – также по 20 минут в день повторять другую мантру.
Спустя месяц все 93 участника эксперимента снова прошли тест. В первой и третьей группе показатели практически не изменились. А вот результаты второй группы насторожили учёных.
У участников второй группы на 10% снизилась уязвимость перед стрессами, существенно снизился уровень депрессии – почти на 20 % и напротив уровень оптимизма по данным психологических тестов – увеличился почти на 10%. И такие результаты – всего за месяц двадцатиминутного повторения мантры.
Помимо сухих статистических данных, участники второй группы поделились своим наблюдениями, некоторые из них избавились от вредных привычек, перестали употреблять алкоголь и курить.
Также практически все участники второй группы отметили, что весь этот месяц они были в приподнятом настроении, у них гармонизировались отношения с окружающими, повысилась самооценка, их не одолевала депрессия. А некоторые отметили, что им удалось избавиться от страхов и фобий, которые мучали их на протяжении долгого времени.
Что думают о Мантре «Харе Кришна» эзотерики и практики
Позитивно о данной мантре высказываются и многие компетентные специалисты в области эзотерики, психологии, медитации и ведической культуры. К примеру, Александр Хакимов – философ, востоковед, специалист по ведической культуре, отмечает положительное воздействие мантры на жизнь и сознание человека. По его словам, в зависимости от количества повторений мантры – можно получить конкретные результаты.
К примеру, если повторять мантру 108 раз в день – это позволит на тонком интуитивном уровне различать правду и ложь. Повторение же данной мантры в количестве четырёх «кругов», то есть четыре раза по 108 позволит решить материальные проблемы.
И возможно дело тут вовсе не в мистическом воздействии Маха-мантры на так называемую реальность – не исключено что просто повторение «Харе Кришна» мантры улучшает деятельность мозга и сознания, что приводит к тому, что человек начинает нестандартно смотреть на вещи и находит решения в казалось бы безвыходных ситуациях и ответы на вопросы, на которые не мог ответить долгое время.
По мнению эзотериков, действие мантры позитивное при ее повторении. Повторение мантры повышает осознанность, что позволяет человеку быть более эффективным и совершать меньше ошибок. Этим и объясняется чудесное разрешение материальных проблем вследствие повторения мантры.
Дальнейшее увеличение количества повторений уже позволяет получить некий духовно-мистический опыт. По словам Александра Хакимова повторение мантры в количестве 8-ми «кругов» позволяет пережить соприкосновения с высшей реальностью и ощутить трансцендентный экстаз и радость.
Повторение же мантры в количестве 16-ти кругов запускает процесс трансформации личности человека и изменению его характера в лучшую сторону. Такое количество повторений, по словам Хакимова, способно раскрыть в человеке дремлющие таланты, кардинально изменить его сознание и поменять судьбу человека.
Александр Хакимов утверждает, что в этом случае воздействие на сознание будет настолько мощным, что перемены в жизни могут быть весьма стремительными, поэтому начинать сразу с 16-ти «кругов» он не рекомендует.
Хакимов отмечает, что для большего эффекта нужно не просто механически повторять мантру, а осознавать её смысл и концентрироваться на нём. Мантра содержит не только имена Бога, которые переводятся как «Всерадующий» и «Всепривлекающий», также существует и более конкретный перевод мантры: «Всепривлекающий и Всерадующий Господь! Прошу, позволь мне преданно служить Тебе».
Концентрация на смысле мантры (возможно для каждого он будет понятен по своему) позволит действительно изменить своё сознание в лучшую сторону и как следствие – поменять свою жизнь. По крайней мере, это довольно интересный опыт и каждый может провести такое исследование.
Возможно, мнение Александра Хакимова можно счесть предвзятым, ведь известно, что он принадлежит к вайшнавской традиции и естественно о мантре «Харе Кришна» будет отзываться исключительно положительно. Однако, данная мантра популярна не только среди вайшнавов.
Использование мантры в других религиях и учениях
К примеру, Алексей Трехлебов, специалист по изучению славянской культуры, в своих лекциях неоднократно повторял, что также практиковал мантру «Харе Кришна» и добился неплохих результатов. В частности также отмечает, что по субъективным ощущениям произошла синхронизация полушарий головного мозга. Напомним, что к таким же выводам пришли учёные Московского Института биологических полей.
Что же говорит о позитивном действии маха-мантры «Харе Кришна» сам основатель вайшнавской традиции, благодаря которой и приобрела известность эта мантра? Основатель вайшнавизма, Шри Чайтанья Махапрабху утверждал, что повторение мантры даёт восемь «чудесных благ»:
- Противоядие от Кали-юги (Кали-югой в ведической культуре называется период упадка и безнравственности в развитии человеческой цивилизации, согласно Ведам, именно в такую эпоху мы сейчас живём),
- Очищение сердца от пагубных стремлений.
- Обуздание чувств.
- Наделение трансцендентным знанием о мироустройстве и законах мироздания.
- Освобождение от последствий негативной кармы.
- Искреннюю веру в Бога
- Освобождение из круговорота рождения и смерти
- Любовь к Богу.
Таким образом, существует множество различных мнений и свидетельств относительно той мантры, как от фанатично-религиозных, так и до вполне научно-обоснованных. Но как всегда есть лишь один способ достоверно убедиться эффективности или бесполезности мантры «Харе Кришна» именно для вас – это конечно приступить к практике и попробовать всё это самому, а не просто доверять с чужих слов.
Как говорится «доверяй, но проверяй», так что если не боитесь попробовать, то пишите в комментариях именно свои впечатления и ощущения от подобной практики, которую действительно многие называют самой эффективной из всех возможных в наше время, особенно если вы принадлежите к последователям других духовных традиций или тем более, если вообще не принадлежите ни к каким.
Интересно будет собрать непредвзятую статистику и проверить или же наоборот опровергнуть результаты независимых ученых по Харе Кришна мантре проведенных в разных уголках мира. Лично нам интересно это снова предвзятые и не очень достоверные научные данные либо же реальный научно подтвержденный по всем правилам факт, что конечно многих людей навело на большие размышления…
На этом наши рассуждения о воздействии маха-мантры «Харе Кришна» подошли к концу. Многие исследователи в области эзотерики провели немалое количество экспериментов, с помощью результатов которых можно понять ее позитивное действие на человека. У каждого из нас есть возможность на себе испытать действие этой мантры и все же подтвердить его или опровергнуть.
Ну и конечно оставайтесь на портале обучения и саморазвития и заходите чаще у нас ещё много информации о разных религиях, влиянии религии на людей, секретах религии, а также смотрите видео на нашем ютуб канале о загадках рождения и жизни Кришны, Иисуса и конечно же о медитациях в том числе для самых начинающих.
Общество сознания Кришны — секта или нет?
Одной из наиболее активных сект, действующих сейчас на территории России, является “Общество сознания Кришны”. Его навязчивые торговцы стали привычным явлением на улицах, его радиопередачи звучат в эфире, его рекламные ролики крутятся по телевидению, его руководители заседают в различных общественных и государственных комитетах, активно лоббируя интересы “Общества”. Одна из структур ОСК — “Пища жизни” даже получала государственные фонды для распространения идоложертвенной пищи.
При этом ОСК совершенно не выносит критики, болезненно реагируя на любое не стопроцентно положительное высказывание в свой адрес. Одним из любимых приемов отечественных кришнаитов является призывание себе на помощь индуизма и всего индийского народа. Стоит газете опубликовать статью, скажем, о сомнительных способах выкачивания денег из населения членами ОСК, как немедленно в редакцию поступает гневная отповедь: все верующие кришнаиты-вайшнавы принадлежат к древней ведической традиции совместно с 500-600-800-(возможны варианты)-миллионной армией индуизма, статьей был оскорблен весь индийский народ и будущее индийско-российских отношений теперь поставлено под угрозу. Затем по тому же адресу направляется второе письмо, приблизительно такого же содержания, но написанное уже каким-нибудь “своим” индусом, занимающимся public relations 1 для ОСК, а после этого льется поток возмущений от рядовых кришнаитов.
Методика проверенная; часто сектантам удается запугать редакцию, и та более не помещает критических материалов о них. Таким образом, кришнаитам очень выгодно выставлять себя “для внешних” традиционной индийской религией.
Вот, например, строки из письма, адресованного руководством ОСК Патриарху Алексию II. Обратите внимание на тот недопустимый тон, с которым Вайдьянатх Дас — воспринявший индийское имя и титул молодой москвич, президент центра “Обществ сознания Кришны” в России, обращается к первоиерарху нашей Церкви:
“Есть основания полагать, что значительную — если не ключевую роль в <…> процессах нагнетания напряженности, принявшей масштабы социального бедствия и повлекшей за собой человеческие жертвы среди тех самых россиян, которым Ваше Святейшество желает мира, сыграло «Определение о псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», данное Архиерейским Собором в 1994 г. «Определение…», по сути, объявило войну перечисленным в ней организациям. К сожалению, в их число по непонятным причинам попало и Общество сознания Кришны (ОСК), представляющее древнюю монотеистическую традицию бхакти — любви к Богу. Текст «Определения…» настолько насыщен отрицательным эмоциональным зарядом, что даже миротворческий призыв, которым оно заканчивается, видимо, не способен оказать ощутимого влияния <…>
Не оспаривая права Православной Церкви давать оценку религиозным явлениям, исходя из собственных канонических установок, мы тем не менее считаем, что приведенные выше оценки выдают предвзятость или поверхностное знакомство, во многих случаях не соответствуют истине, нарушают этические нормы и законы нашей страны, а иногда даже приводят к кровопролитию. Несомненно, это наносит урон репутации и авторитету Церкви, «служащей Истине Божией и стремящейся стать примиряющей и объединяющей силой».
Мы полагаем, что многие изложенные факты не были известны Вашему Святейшеству. Мы допускаем, что Архиерейский Собор не имел возможности достаточно внимательно изучить текст «Определения…» до его принятия <…>
Таким образом <…> просим Ваше Святейшество пересмотреть существующее ныне отношение Православной Церкви к движению Кришна-бхакти <…> и принять меры, необходимые для устранения недоразумений, порождающих бессмысленное напряжение в данной сфере религиозной жизни России…”.
Итак, общее направление оказываемых ОСК методов давления достаточно четко очерчено в этом письме; правда, в случае с нашей Церковью вся кришнаитская грозная риторика, как и ожидалось, оказалась выстрелом вхолостую.
По совокупности причин ОСК нельзя отнести к классическому традиционному индуизму. Наверное, самый решающий аргумент — слова самого основателя секты Бхактиведанты Свами Прабхупады, сказанные им в момент откровенности:
“Пытаясь вписать движение сознания Кришны в соответствующий историко-культурный контекст, многие люди отождествляют его с индуизмом. Но это заблуждение <…> Существует ошибочное мнение, будто бы движение сознания Кришны представляет собой индуистскую религию <…> Иногда индийцы, живущие как в самой Индии, так и за ее пределами, думают, что мы проповедуем индуистскую религию, но это не так <…> Движение сознания Кришны не имеет ничего общего ни с индуизмом, ни с какой-либо другой религиозной системой <…> Люди должны понять, что движение сознания Кришны не проповедует так называемую индуистскую религию” 2.
Это заявление окончательно расставляет все точки над i. После недвусмысленных слов непогрешимого божественного гуру и основателя любые заявления кришнаитов об их принадлежности к индуизму недействительны.
Но если не индуизм, то что? Движение сознания Кришны часто называют неоиндуизмом; точнее было бы назвать его псевдоиндуистским синкретическим религиозным движением теософского толка, соединяющим элементы различных религий, что типично для неоязыческого движения New Age. Я попытаюсь доказать это утверждение на примере использования идеологами ОСК христианских образов.
Ни один кришнаит не может вести разговора о своей вере без постоянного использования христианских образов и концепций, что неопровержимо доказывает несамостоятельность, вторичность идеологии кришнаизма: аутентичная религиозная система способна говорить о себе в собственных терминах. О кришнаизме этого не скажешь. И это не случайно: для создания идеологии своей секты, рассчитанной на проповедь в христианском мире (индуизм в принципе не принимает прозелитизма) Прабхупада широко использовал образы и концепции христианства. Само собой разумеется, что он их в корне извратил, но это лишь подтверждает вторичность созданной им идеологии.
Для примера рассмотрим вкратце учение Прабхупады об отношениях человека с Богом. Он учит, что человек — это его душа (духовное тело), в то время как физические тела для нашей личности никакого значения не имеют. Такой взгляд типичен для восточной религии. Но Прабхупада идет дальше; согласно его учению, наши духовные тела происходят от Кришны и соотносятся с ним, как дети с отцом. Вот этой идеи в классических восточных религиях уже не найти, это очевидное заимствование из христианства.
Но, сформулировав новую для индуизма и знакомую потенциальному западному адепту идею, Прабхупада заявляет, что наши отношения с Кришной не должны навсегда оставаться отношениями отца с сыном. Ведь сын может только выпрашивать подачки у отца, а это унизительно. Эти изначальные отношения сына и отца нужно изменить на отношения эротические; любить Кришну больше, чем мы любим отца, мать или детей; желать его, как любовница вожделеет близости со своим возлюбленным 3. Мы должны стремиться забыть обо всем в объятиях Кришны. Только так мы можем обрести спасение и получать вечное наслаждение от ласк Кришны, женой которого можем навечно стать.
Диана умирала в больнице без лекарстваПодробнее
Вот так, заимствовав христианскую идею для привлечения адептов, Прабхупада затем от нее отказывается. Точно так же сатанисты берут молитву “Отче наш”, чтобы прочитать ее наоборот, или воруют в храме распятие, чтобы затем повесить его вниз головой.
Эклектичность вероучения и мироощущения ОСК иллюстрируется распространяемой российскими кришнаитами статьей Джайадвайты Даса “Являются ли преданные Харе Кришна идолопоклонниками?” с подзаголовком “Старшие члены Международного общества сознания Кришны пытаются решить этот вопрос, объясняя тождество Господа и Его Божества”, то есть наряженных, омытых, умащенных и накормленных статуй.
Автор статьи определяет идолопоклонничество как “покло-нение придуманной форме Господа”, в то время как “Вер-ховный Господь, как в Библии, так и в других писаниях наставляет нас не запечатлевать плоды нашей фантазии в дереве или камне, выражая таким образом почтение нашим неправильным представлениям”. Например, евреи поклонялись идолу — золотому тельцу — на Синае.
Дальше следует интересный логический поворот. Бог не безличен! — с апломбом восклицают кришнаиты. Но если Он — Личность, то Он имеет “имя, форму и другие свойства, присущие личности”. Отрицать это — “признаки ограниченного и не совсем здравомыслящего ума”.
“Если Бог — это Верховная Личность, Верховный Отец, Он должен обладать всеми качествами, присущими личности. Иначе почему же тогда эти качества проявляются в его сыновьях? <…> Итак, если Бог имеет личную форму, то какова она? <…> Если мы хотим узнать о личных качествах Бога, мы должны обратиться непосредственно к Нему Самому, то есть к явленным писаниям. Также мы можем узнать о Нем от осознавшей себя святой личности или духовного учителя. Главным признаком таких святых учителей, как например Иисус Христос, является то, что они всегда говорят, основываясь на Святых Писаниях и ссылаются на Писания, чтобы подтвердить свои слова. Они никогда не придумывают ничего нового.
Хотя писания Запада всегда указывают на то, что Бог является личностью, они очень кратко описывают Его форму, качества и царство. Если же мы хотим узнать более подробную информацию о Боге, мы должны обратиться к Ведическим Писаниям движения Сознания Кришны (эти писания не имеют никакого отношения к Ведам. — А. Д.). Такие книги, как «Бхагавад-Гита», «Шримад-Бхагаватам» и другие научные (! — А. Д.) произведения впервые были составлены и записаны около пяти тысяч лет назад (“Бхагавад-Гита” была написана в во II–III вв. по Р. Х., а “Бхагавата-Пурана”, как правильнее называть книгу “Шримад-Бхагаватам”, — вIV–VI вв. — А. Д.).
Движение сознания Кришны обращается ко всем людям: если вы действительно хотите понять Бога в Его полной славе, как Верховную Личность Бога, то тогда вы должны обратиться к этим Писаниям, потому как нигде более вы не найдете такого подробного описания Его имени, формы, качеств, деяний и обители <…> Его трансцендентный образ самый привлекательный во всех трех мирах — Его глаза подобны лепесткам лотоса, а тело Его цвета грозовой тучи (вспомним, что надревних иконах бесы изображались иссиня-черными — А. Д.). Он настолько привлекателен, что красотой Своей превосходит тысячи Купидонов (!— А. Д.) <…>
Следует заметить, что это произведение не является плодом воображения, подобно творениям поэтов и художников. Во многих Ведических произведениях содержится это всеохватывающее описание Бога. Веды также дают нам имя Господа — Кришна, и описывают во всех подробностях Его качества, игры, окружение и обитель. И, что наиболее важно для решения вопроса, касающегося идолопоклонничества, они рассказывают о Его форме. Божества Кришны, находящиеся <…> в храмах сознания Кришны, не плод воображения. Они были сделаны в строгом соответствии с указаниями Вед. Божества — это не идолы. Когда мы смотрим на Божество Кришны, то, что мы видим, — это действительно облик Господа <…> [Отсюда] выдуманная форма Бога ничто иное как идол, тогда как авторитетная форма Господа это Сам Господь, который, в своей трансцендентной форме Божеств принимает наше служение и все больше открывает Себя нам…”.
Приведенное построение в точности следует действительно древнему логическому закону, называемому порчный круг, когда аргументом при доказательстве служит доказываемое.
Кришнаитская статья, вначале говорившая о “божественном учителе Иисусе Христе”, который даже был “сыном Божиим”, заканчивается суровым предупреждением для всех нас:
“Поэтому для того, кто отвергает заключение Ведических Писаний и рассматривает Божества как деревянный идол, для того Кришна навсегда останется идолом. Писания говорят, что такой человек осквернен демоническим сознанием”.
На этом примере хорошо видна методология использования христианских образов “Обществом сознания Кришны”: начав со ссылки на Библию, кончают тем, что любой христианин, воспринимающий Библию как Слово Божие, “осквернен демоническим сознанием”.
В других утверждениях “Общества сознания Кришны”, связанных с Христом и христианством, показанный выше алгоритм повторяется. Вот диалог Прабхупады с неким “отцом Эммануилом Юнгклауссеном, монахом-бенедиктинцем Найдералихского монастыря”, опубликованный в книге “Наука самосознания” (Бхактиведанда Бук Траст. Б/м, 1991), с. 145–153.
“Шрила Прабхупада: Что означает слово «Христос»?
Отец Эммануил: «Христос» происходит от греческого слова «кристос», означающего «помазанник».
ШП: «Кристос» — греческий вариант слова «Кришна» <…> Когда Иисус говорил: «Отче наш, сущий на небесах, да святится имя Твое», — под именем Бога он подразумевал «Кришта» или «Кришна» <…> «Христос» — это вариант произношения имени «Кришта», а «Кришта» — это вариант произношения имени «Кришна», имени Бога <…> Как бы вы ни называли Бога — «Христос», «Кришта», или «Кришна», в конце концов вы обращаетесь к одной и той же Верховной личности Бога» <…> Фактически нет разницы — Кришна или Христос, имя одно и то же…”.
Эта мысль Прабхупады очень важна: ведь на наше утверждение о том, что аутентичная религиозная традиция определяет себя в собственных категориях, можно было бы возразить, что ранние христиане использовали для проповеди термины и концепции греческой философии. Однако никто из них не мог и помыслить, что Христос и Зевс, или, скажем, Христос и Ваал —одно и то же; такие утверждения исходили только от лже-учителей, создателей гностических сект.
Посмотрим, как Прабхупада развивает свою мысль:
“Практика бхакти-йоги (любовного служения Богу) подразумевает, что человек освобождается от всевозможных внешних самоотождествлений типа «индус», «мусульманин», «христианин» и тому подобного и просто служит Богу. Мы создали христианскую, индуистскую и мусульманскую религии, но когда мы придем к религии без внешних определений, в которой не будем считать себя ни индусами, ни христианами, ни мусульманами, тогда сможем говорить о чистой религии, бхакти”.
Характерно, что Прабхупада заявляет о необходимости отказа от всех существующих религий и перехода к новой синкретической мировой религии. Таким образом, ОСК становится в один ряд с теософией, рериховской агни-йогой и прочими неоязыческими культами движения New Age, “новой эры”.
Когда католический монах вполне резонно спрашивает, за-чем Прабхупада прибыл со своей проповедью в западные христианские страны, в рассуждениях Прабхупады появляется интересный логический поворот.
“ШП: Проблема в том, что христиане не следуют заповедям Бога. Вы согласны?
ОЭ: Да, в значительной мере вы правы.
ШП: В чем же тогда смысл любви к Богу, которую проповедуют христиане? Если вы нарушаете волю Бога, где же ваша любовь? Поэтому мы пришли учить людей тому, что значит любить Бога: если вы любите Его, вы не можете не повиноваться Его воле. Если же вы не повинуетесь Ему, то у вас нет настоящей любви <…> Поэтому движение сознания Кришны необходимо, чтобы научить людей так возродить в себе забытую любовь к Богу. Виноваты не только христиане, но и индусы и мусульмане и все остальные. Они навесили на себя ярлыки «христианин», «индус», «мусульманин», но не повинуются Богу”.
Далее Прабхупада поясняет, что христиане главным образом виновны в нарушении “первой (!) заповеди Христа” “не убий”, так как они содержат бойни и убивают животных для пищи. Никакие возражения, что эта Моисеева заповедь относилась к людям, а не к животным, на главного идеолога кришнаизма не действуют, и он с завидным упорством повторяет это вновь и вновь. Вот так “Общество сознания Кришны» с его историей разрушенных семей, искалеченных судеб, вымогательства, контрабанды, торговли наркотиками и оружием, насилия, растления детей и убийств, взялось учить мир любви к Богу.
И в заключение диалога Прабхупада требует:
“Если вы захотите сотрудничать с нами, идите в церкви и повторяйте «Христос», «Кришта», или «Кришна» <…> Мы говорим с вами как с представителем христианской церкви. Вместо того, чтобы держать церкви закрытыми, почему бы вам не отдать их нам? Мы бы постоянно воспевали там святое имя Бога”.
Итак, Прабхупада утверждает, что Христос и Кришна — это одно и то же, только кришнаизм лучше (вспомним введенный Честертоном емкий термин хрислам), так как лучше исполняет заповеди Христовы. Но действительно ли Прабхупада думает, что Христос и Кришна идентичны? Ответ мы найдем в статье “Иисус Христос был гуру”, помещенной сразу же после вышеприведенного диалога (с. 154–155). Прабхупада готов признать Христа “представителем Бога” и “духовным учителем — гуру”, то есть поставить на один уровень с собой. А в диалоге с Джоном Ленноном Прабхупада говорит о том, действительно ли равнозначно повторение имен Иисуса Христа и Кришны:
“Джон Леннон: Я хочу спросить, повторение «Господи Иисусе, Господи Иисусе, Господи Иисусе» даст какой-либо результат?
Прабхупада: Господь Иисус говорит, что он — сын Божий. Он не Бог, а Его сын. В этом смысле между сознанием Кришны и христианством нет разницы. Между Богом и сыном Бога не может быть ссор. Иисус говорил: «Любите Бога», а Кришна, Верховная Личность Бога, говорит: «Любите Меня». Это одно и то же. Если вы скажете: «Любите меня», — и ваша жена скажет: «Любите моего мужа», — разницы в ваших словах не будет” (Там же, с. 194; выше он говорил о том, что безразлично, чье имя воспевать,Христа или Кришны — А. Д.).
А вот утверждения ученика Прабхупады, укрывшегося за псевдонимом Сатьяраджа Дас, автора брошюры “Так написано в Библии?» (пер. с англ.; русское издание “Йамуна Пресс Компани”. Б/м, 1992). Задача автора, сформулированная им в начале брошюры, идентична той, которую декларировали Блаватская, Рерихи, Алиса Бейли и прочие пророки и апостолы New Age:
“Показать гармонию, существующую между Библией и более древними ведическими текстами Индии (читай — произведениемПрабхупады “Бхагавад-Гита как она есть”. — А. Д.). Суть послания Библии и Вед одна <…> Это послание было явлено различным людям в соответствии с временем, местом и обстоятельствами; в связи с этим детали могут быть различными. Но суть остается той же — просто передается она в соответствии со способностями аудитории. Например <…> в элементарной математике человека учат, что большие числа нельзя вычитать из меньших <…> Однако в старших классах мы узнаем, что вычитание больших чисел из меньших возможно: результатом будут отрицательные числа (читателю пока не сообщается, является ли Библия “арифметикой”. — А. Д.). Аналогично, пророки и мудрецы открывают религиозные истины избирательно, ради блага и постепенного просвещения своих слушателей. В отдельных небольших деталях один пророк может осуждать какую-либо деятельность, в то время как другой, следующий иной традиции, поощряет ее. Таким образом, люди разных культур могут постепенно прогрессировать в соответствии со своими возможностями. Откровение приходит постепенно. И высшим откровением является понимание того, что религия едина, ибо Бог един” (с. 3).
В этом своем “великом открытии” автор не оригинален: он лишь повторяет один из тезисов оккультистов всех мастей и направлений. А вот и другой из таких тезисов:
“Codex Sinaiticus, самый ранний существующий греческий манускрипт Нового Завета, находится сейчас в Британском музее. Интересно, что этот манускрипт был написан в 331 году после Рождества Христова — через шесть лет после Никейского Собора. Манускриптов, написанных до этого собора, не сохранилось. Почему это интересно? Потому, что история показывает: на том соборе все было переделано — так же, как и на всех последующих (? — А. Д.). Никто не знает, что представляло собой христианство до этого Вселенского Собора (! — А. Д.). И вряд ли кто-то узнает, поскольку христианская традиция не сохранилась, подвергшись изменениям и упадку” (с. 37).
Комментарии к утверждениям этого библеиста и экклезиолога излишни. Но придерживающийся таких убеждений человек не может ссылаться на Библию, коль скоро она является подлогом и фальшивкой, а между тем вся брошюра пытается доказать истинность кришнаизма, используя для этого библейские стихи, что не вполне логично. Естественно, автор “доказывает” свои утверждения, либо искажая слова Писания и вырывая их из контекста, либо приводя тексты, не имеющие никакого отношения к его постулатам. Например, он заявляет, что истинность учения Прабхупады подтверждается словами Христа: “Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди” (Ин 14:15).
О степени осведомленности автора свидетельствует такой факт: стремясь доказать, что Библия предписывает вегетарианство, он обвиняет авторов стандартного английского перевода Писания (так называемый “перевод короля Иакова” — 1611 г.) в подлоге: они, дескать, встречающееся повсюду в Библии слово пища переводили как meat ‘мясо’. Увы, автор не знает истории своего языка: в XVII в. слово meat как раз и значило ‘пища’, а мясо тогда переводилось как flesh. Так что обвинять переводчиков “Библии короля Иакова” в подлоге — это все равно, что уверять, что древние москвичи, назвавшие главную площадь своего города Красной, были тайными большевиками.
Таким образом Сатьяраджа Дас “доказывает”, что Иисус Христос принципиально никогда не ел мяса. Правда, как вспоминает он сам, остается еще рыба. Но на это наш ученый кришнаит приводит прямо-таки головокружительный аргумент:
“«Рыба» — другое слово Библии, часто переводимое неверно. Имеется в виду не существо, живущее в воде, но символ, с помощью которого ранние христиане могли узнавать друг друга. Это был секретный знак, необходимый в эпоху преследования, до признания христианства государственной религией. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем <…> Он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на Его выдающейся жизни. Возможно, что это одна из причин, по которой лишь десятая часть Его жизни записана в канонических писаниях. Опущена большая часть из Его первых 30-ти лет” (с. 10–11).
Не могу не привести еще и выдающееся историческое открытие нашего автора.
“При изучении ранней истории Церкви становится ясным, что ее отцы-основатели (! — А. Д.) признавали вегетарианский идеал. Можно изучить историю их жизни: Тертуллиан, Плиний (! — А. Д.), Ориген, св. Иоанн Златоуст — этот список можно продолжать и продолжать. А обет вегетарианства, которому следовали эти христианские отцы, может подсказать нам многое из того, что мы прочитали бы в Библии до ее переработки на различных Вселенских соборах <…> С наступлением эпохи императора Константина (4-й век) христиане-вегетарианцы вынуждены были оставаться в подполье — поскольку Константин был мясоедом. К тому же, он был маньяком, и книги по истории христианства (? — А. Д.) изобилуют рассказами о том, как он вливал расплавленный свинец в горло христианам-вегетарианцам за избранную ими диету” (с. 8–9).
Глава про то что Библия учит реинкарнации, вновь начинается со сколь общего для оккультных книг, столь и голословного утверждения: “В 553 г. н. э., при обстоятельствах, до сих пор остающихся тайной, византийский император Юстиниан (на Втором Константинопольском Соборе) приказал изъять учение о реинкарнации из христианских писаний” (с. 15).
Возникает резонный вопрос: почему же учения о реинкарнации тогда нет в упоминаемом нашим автором Codex Sinaiticus, написанном в 331 г.? А если они уже были изъяты из Библии на Первом Вселенском соборе, то что же тогда осталось изымать Юстиниану? Но Сатьяраджа Дас не утруждает себя деталями и вдохновенно пересказывает доказательства переселения душ, ускользнувшие от свирепого ока цензоров Юстиниана. “Хотя их немного, они весьма убедительны”, — уверяет он. Но наш автор опять не делает великих открытий: он приводит все те же много раз опровергнутые толкования все тех же мест из Нового Завета (отождествление Иоанна Предтечи с пророком Илией и вопрос учеников Христа о грехах слепорожденного: кто согрешил — он или его родители), на которые ссылаются все без исключения оккультисты. Думаю, нет смысла вновь приводить ответы на эти абсурдные утверждения.
Другие попытки ученика Прабхупады соединить Библию и кришнаизм столь же смехотворны. Сатьяраджа Дас воспроизводит слова апостола Павла (2 Тим 3:16): “Все писание богодухновенно…”. По мнению кришнаита, “здесь ясно сказано, что должно быть принято любое истинное Писание <…> даже если оно не описывает деяния Иисуса. Поэтому все христиане должны признавать «Бхагавад-Гиту»” (с. 30). Все остальные аргументы автора не более убедительны.
Так все-таки, зачем же автору требуется насиловать текст Писания, которое он все равно не считает авторитетным? Какой смысл написания его брошюры? Точно такой же, как и в творениях его учителя, и выражен он в последних строках:
“Ясно, что иудейско-христианская традиция, в современном виде ее, не дает нам ясной картины Абсолютной Истины. Но дает намек. Для искренних искателей здесь рекомендуется ведическая литература, переведенная и прокомментированная Его Божественной Милостью А. Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой. Эти книги не только развеют любой шторм, созданный с словесным жонглированием библеистов (несебя ли он имеет в виду? — А. Д.), но и выведут вас из шторма на сияющий свет нового дня” (с. 38).
Итак, приводимое в начале брошюры заявление, что автор стремится доказать идентичность Библии и “ведической литературы”, отброшено как уже не нужное. Автор считает, что привел читателей к цели и его “трансцендентальное лукавство” сыграло свою роль. Можно идти к “следующему уровню” откровения.
Из вышесказанного очевидно, что учение “Общества сознания Кришны” — это типичный для постмодернистской эпохи эклектизм оккультно-теософского толка, вписывающийся в парадигму New Age. Как и любое подобное новообразование, оно делает заявку на создание новой мировой религии.
В итоговом документе Международного христианского семинара “Тоталитарные секты в России” (1994 г.) говорится:
“Мы, люди, знающие христианство не извне и имеющие серьезный опыт знакомства с иными религиями, свидетельствуем, что любая попытка создания «синкретической мировой религии» есть не что иное как антихристианская инициатива. Всякий, исповедующий христианство, знает, что оно, будучи полнотой Истины, не нуждается ни в каких дополнениях, более того — всякая попытка дополнить христианство может его только исказить. Мы предупреждаем, что если какая-то религиозная или «культурологическая» группа говорит о себе, что нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или «эзотерическим» культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не «всепримиряющее учение», а очередная секта, которая пытается насадить тот или иной псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству”.
Это определение полностью подходит к “Обществу сознания Кришны”. Следовательно, включение этой секты в решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (1994 г.) “О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме”, гласящее о том, что “все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви”, было совершенно правильным и обоснованным.
Закончу фразой из статьи с кришнаитского сайта в Интернете. Думаю, что она подводит итог данного очерка, будучи одновременно и его материалом, и выводом:
“Как сказал Шрила Прабхупада: «Если слепой поведет слепого, то оба они упадут в яму»”.
Что представляет собой Общество сознания Кришны на самом деле?
Несколько десятилетий назад в жизнь россиян вошло такое неоднозначное явление, как кришнаизм. Поначалу последователи этого движения тайно собирались друг у друга дома небольшими группами. Советский Союз не очень-то жаловал религию вообще – ни традиционную православную, ни новоявленную индийскую.
Но постепенно число кришнаитов в России значительно возросло. И настолько, что теперь по всей стране стали возводиться ведические храмы, а на улицах любого города можно встретить танцующих и поющих людей в ярких восточных одеждах с книгами и сладостями в руках.
Как это объяснить? Угрожают ли масштабы этого движения мирным гражданам России? Кришнаиты – это тоталитарная секта или безобидная религия? Кто такой Кришна на самом деле? И чем отличаются те, кого зовут кришнаитами, от остальных?
Большинство людей, проживающих на территории нашей страны, твердо и безоговорочно убеждены в том, что кришнаизм опасен. Несведущие в данном вопросе граждане передают из уст в уста страшилки о «сектантах в индийской одежде»: кришнаиты не едят мяса, рыбы и даже яиц, они забивают головы своих адептов странным чужеземными словами, они зомбируют их непонятными мантрами, они странно выглядят, улыбаются и почему-то кружатся в танце прямо на улицах, а в пищу они, конечно же, подсыпают наркотики.
Со стороны, возможно, все это выглядит именно так. Действительно, ведь кругом серьезные озабоченные лица, а тут вдруг странное безудержное веселье! Разве такое может быть? Вот и думает народ, что этих людей точно заманили в секту и накормили наркотическими средствами.
На самом деле, все, кто называет кришнаизм сектой, просто не знает истории вопроса. Это очевидно. Такие люди даже не догадываются о том, что неуважительно отзываются о самом древнем знании на Земле – ведическом учении.
Движение сознания Кришны – а, если использовать более точный термин, гаудия-вайшнавизм – это ветвь индуизма, одной из мировых религий. В том виде, в каком мы наблюдаем данное течение сейчас, его принес на Запад А.Ч. Бхактиведанта Прабхупада – инициированный проповедник индийского происхождения. Именно он зарегистрировал в Соединенных Штатах Америки в середине ХХ века Международное общество сознания Кришны (ИСККОН).
Люди, выступающие против кришнаизма, утверждают, что первыми его последователями были в основном асоциальные элементы американского общества – наркоманы, хиппи, алкоголики. Это чистая правда. Однако при этом почему-то не упоминается тот факт, что упомянутые люди после встречи с Прабхупадой резко изменили свой образ жизни и отказались от вредных привычек. Более того, они по сей день пропагандируют отказ от любых видов интоксикаций - спиртных напитков, курения, кофе и даже черного чая. Ничто не должно мешать разуму человека постигать Бога.
Все кришнаиты твердо убеждены в том, что Бог един, а путей к Нему много. По каким-то своим личным причинам они приняли Бога в образе Кришны, но это не значит, что последователи гаудия-вайшнавизма выступают против Будды, Христа или Аллаха. Напротив, представители данного религиозного движения очень дружелюбно относятся к приверженцам других конфессий.
Кришнаит и секта – это несовместимые понятия. В данной религии нет даже намека на тоталитаризм или деструктивность, так как кришнаиты ратуют за ненасилие, трепетно относясь даже к братьям нашим меньшим. По этой причине, кстати, они и не употребляют в пищу продукты животного происхождения, стараются не носить натуральную кожу и меховые изделия.
Когда организм не обременен тяжелой токсичной пищей, сознание человека прояснется. И ему становится легче установить связь со Всевышним. И для этого не нужны никакие психотропные средства. Вот почему вегетарианцы-вайшнавы действительно чувствуют свою связь с тем, кого они называют Господом Кришной.
Вся ведическая культура построена на служении Богу и людям. Последователи этой религии убеждены, что именно таким образом мы можем полюбить все сущее и приблизиться к своему Создателю. Вот почему они стараются применять полученные знания на практике – безвозмездно помогают другим, распространяют ведические книги, пропагандируют вегетарианство как норму жизни цивилизованного человека.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.