Понятие порнографии в российском уголовном праве
В ст. ст. 242 и 242.1 УК РФ установлена ответственность за оборот порнографии и материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Количество уголовных дел по данной категории преступлений постоянно растет. Статистические данные в целом свидетельствуют о повышении активности правоохранительных органов в выявлении фактов незаконного оборота порнографических материалов.
За период с 2000 по 2009 г. количество уголовных дел по ст. 242 УК РФ увеличилось с 361 в 2000 г. до 2517 в 2010 г. Число лиц, осужденных за незаконное распространение порнографических материалов или предметов, за этот же период увеличилось с 80 в 2000 г. до 578 в 2010 г. Приведенные данные свидетельствуют о том, что лишь треть уголовных дел, возбужденных по ст. 242 УК РФ, заканчивается обвинительным приговором.
Количество зарегистрированных фактов изготовления и оборота материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (ст. 242.1 УК РФ) составило в 2004 г. 30, а в 2010 г. - 383. Число лиц, осужденных за совершение деяния, предусмотренного ст. 242.1 УК РФ, за этот же период увеличилось с 4 в 2004 г. до 107 в 2010 г.
Приведенные статистические данные свидетельствуют о том, что лишь незначительное количество уголовных дел, возбужденных по ст. ст. 242 и 242.1 УК РФ, заканчиваются обвинительным приговором, и одной из причин такого положения является отсутствие в российском законодательстве определения понятия порнографии. В свою очередь это обусловливает трудности доказывания по делам рассматриваемой категории, требует обязательного использования специальных познаний в области сексологии, искусствоведения, психологии.
В связи с этим актуальной научной проблемой ныне является разработка в рамках науки уголовного права и сексологии критериев (признаков) порнографических материалов или предметов.
Кроме того, об актуальности вышеназванной проблемы могут свидетельствовать и факты обращения с жалобами в Конституционный Суд РФ граждан, осужденных по ст. ст. 242 и 242.1 УК РФ.
Так, гражданин Лазарянц А.Э. в своей жалобе в Конституционный Суд РФ оспаривал конституционность ст. ст. 242 и 242.1 УК РФ в связи с тем, что в содержащихся в этих статьях понятиях "проституция" и "порнография" имеется, по его мнению, неопределенность, а также в связи с отсутствием в законе определения законных действий, связанных с порнографическими материалами или предметами.
С аналогичной жалобой в Конституционный Суд РФ обращались и гражданин В.А. Рогачев, осужденный за совершение преступления, предусмотренного п. "в" части второй ст. 242.1 "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" УК РФ, и его мать - гражданка Е.А. Рогачева, которые оспаривали конституционность данной нормы уголовного закона. По мнению заявителей, в связи с отсутствием в ней определения понятия "порнография" и критериев отнесения предметов к категории порнографических в правоприменительной практике допускается различное толкование указанного понятия, что привело к необоснованному осуждению В.А. Рогачева за действия, фактически не являющиеся преступлениями, и тем самым к нарушению прав, гарантированных ст. ст. 2, 49 (ч. 3), 50 (ч. 2) и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лазарянца А.Э. и жалобы гражданина Рогачева В.А. и его матери - гражданки Рогачевой Е.А., поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которым жалобы признаются недопустимыми. Однако следует обратить внимание, что Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалоб не по сути их содержания, а в связи с тем, что "разрешение подобных вопросов входит в компетенцию других судов".
Таким образом, вышеизложенное свидетельствует, что обозначенная в двух жалобах проблема, а именно отсутствие нормативного определения понятия "порнография" в ст. ст. 242 и 242.1 УК РФ, осталась без надлежащего рассмотрения.
Первая попытка определения понятия порнографии была предпринята на Парижской международной конференции, итогом работы которой явилось заключение 4 мая 1910 г. Соглашения о пресечении обращения порнографических изданий. Позже в текст этого международного соглашения были внесены изменения и дополнения Протоколом от 14 мая 1949 г. Участниками конференции было выработано следующее определение понятия "порнография": "Порнографией является все, что имеет непристойный характер, что расположением лиц, поз, рисунка обнаруживает специальное стремление породить нездоровые представления и своим содержанием выдает желание автора вызвать похотливые и развратные мысли".
Важным шагом в унификации законодательства разных стран об ответственности за действия с произведениями сексуального содержания была Международная конвенция по искоренению обращения и торговли произведениями бесстыдного характера, принятая в Женеве 12 сентября 1923 г. Однако понятия "бесстыдное произведение" в тексте Конвенции определено не было, хотя развернулась полемика вокруг не встретившего поддержки предложения французских и бельгийских депутатов включить в это понятие всякого рода издания, призывающие к производству аборта или содержащие пропаганду противозачаточных средств. И в названии Конвенции, и в основном тексте документа вместо слова "порнографических" было, как и прежде, использовано слово "непристойных". "Составители этого документа, - писал П.И. Люблинский, - предложили каждой стране придать термину то значение, которое ей покажется наиболее точным" . В дальнейшем, как и стоило ожидать, единообразного толкования и применения этого международного документа не получалось. В результате появилось множество определений и теорий порнографии.
Подобный подход характерен и для последующих международно-правовых актов по вопросам пресечения оборота порнографии . "В международных правовых актах, - справедливо отмечают А. Дьяченко и Е. Цымбал, - даже не делается попытки хотя бы в обобщенной форме определить понятие и признаки порнографии. Такая позиция законодателя понятна. На практике под порнографией понимают чрезвычайно широкий круг изображений и описаний сексуального характера, поскольку в общественном сознании не сформировалось ее единообразного понимания. Представляется... что это исключает возможность разработки общепризнанной дефиниции порнографии". По этому поводу Д.Г. Лоуренс в своем знаменитом произведении "Порнография и непристойность" писал: "На вопрос о том, что означают эти два слова, разные люди, естественно, ответят по-разному. То, что для одного порнография, для другого - усмешка гения".
См., напр.: Европейская конвенция о трансграничном телевидении ETS N 132 (Страсбург, 1989 г.); Европейская конвенция о совместном кинопроизводстве ETS N 147 (Страсбург, 1992 г.); Конвенция взаимодействия государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступностью от 2 апреля 1999 г. // СПС "КонсультантПлюс".
Дьяченко А., Цымбал Е. Подходы к регламентации нормативного определения порнографии // Уголовное право. 2004. N 4. С. 101.
Лоуренс Д.Г. Психоанализ и бессознательное. Порнография и преступность. М., 2003. С. 35.
В науке российского уголовного права имеются многочисленные определения порнографии, и различаются они в зависимости от того, в чем авторы, их предлагающие, усматривают общественную опасность этого негативного явления.
Так, по мнению А.Н. Игнатова, под порнографией следует понимать "грубо натуралистические, непристойные, цинично изображающие половую жизнь издания, имеющие своей целью нездоровое возбуждение полового чувства" <7>, "живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является грубо натуралистическое изображение анатомических и (или) физиологических подробностей сексуальной жизни" <8>.
<7> Игнатов А.Н. Квалификация половых преступлений. М., 1974. С. 247.
<8> Уголовное право России. Учебник для вузов. М., 2005. Т. 2. Особенная часть. С. 147 (автор главы - А.Н. Игнатов).
"Порнографическими материалами, - пишет В.В. Сучкова, - являются вульгарно-натуралистические и непристойные описания или изображения половых органов человека, полового акта (в том числе в извращенной форме), не имеющие научного или просветительского характера и не обладающие художественной ценностью. Порнографическим предметом является отделимая от других вещь, отдельный экземпляр, порнографически изображающий половой акт или половые органы" <9>.
<9> Сучкова В.В. Общественная нравственность в сфере половых отношений как объект уголовно-правовой охраны: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2004. С. 11.
Определения порнографии, предлагаемые российскими юристами, в учебной литературе и комментариях к Уголовному кодексу РФ практически однотипны <10>. В них указывается, что "порнография характеризуется непристойным, грубо натуралистическим, предельно циничным изображением половой жизни людей с целью вызвать похотливые желания и помыслы. Элементами порнографии являются сексуальные извращения, сексуальные контакты, сексуальные манипуляции и извращенное стимулирование непристойного", "порнография - это крайне непристойное, циничное изображение половых отношений, преследующее цель возбуждения половых инстинктов".
<10> См., напр.: Курс уголовного права. Особенная часть / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова. М., 2002. Т. 4. С. 441 - 442; Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.С. Комиссарова. СПб., 2008. С. 468.
Предлагаемые авторами диссертационных исследований определения порнографии, на наш взгляд, неполны и изобилуют оценочными категориями. Так, по мнению М.В. Денисенко, "под порнографией в уголовно-правовом смысле следует понимать непристойное, грубо натуралистическое детальное изображение сексуальных отношений, публично фиксирующее внимание потребителя информации на половых органах персонажей, систематически эксплуатирующее интерес потребителя к сексу с целью возбуждения и удовлетворения половой страсти" <11>.
<11> Денисенко М.В. Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2004. С. 9.
По мнению О.Ш. Петросяна, в целях разграничения понятий "порнография" и "эротика" необходимо внести изменения в ст. 242 УК РФ, дополнить ее примечанием, в котором целесообразно раскрыть дефиницию "порнография" как непристойное, грубо натуралистическое, циничное изображение сексуальной жизни, публично фиксирующее внимание потребителя информации на половых органах персонажей с целью возбуждения грубочувствительного полового влечения и удовлетворения половой страсти" <12>.
<12> Петросян О.Ш. Уголовная ответственность за изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних: Автореф. дис. ... к.ю.н. М., 2005. С. 9.
О.А. Булгакова предлагает классифицировать порнографию на легальную (разрешенную) и незаконную (запрещенную). По мнению О.А. Булгаковой, "легальная порнография охватывает собой описание или изображение "сексуального проникновения" (введение как полового органа, так и иных предметов в естественные полости другого лица с целью получения сексуального удовлетворения) и мастурбации. Такая порнография может находиться в гражданском обороте, правда, с известными ограничениями. Уголовно наказуемым должно признаваться только распространение легальной порнографии среди несовершеннолетних.
Запрещенная порнография, - продолжает автор, - это описание, а также изображение в статике или динамике реальных либо смоделированных сексуальных событий, в содержании которых присутствуют насилие (физическое и психическое), жестокое обращение, сексуальные оргии, сексуальные действия, относимые медициной к аномалиям психики, либо если в сексуальных сценах задействованы несовершеннолетние (лица до 18 лет). Запрещенные предметы или материалы порнографического характера находятся под уголовно-правовым запретом (уголовная ответственность наступает за любые действия с ними" <13>. Предложенная О.А. Булгаковой классификация порнографии на виды и их определения, на наш взгляд, имеют недостатки, основанием чему могут послужить следующие доводы. Во-первых, классифицировать "обычную порнографию" на виды нецелесообразно, так как это влечет еще большую сложность в установлении признаков этой дефиниции, а также при отграничении порнографии от других материалов или предметов, содержащих сексуальную информацию. Во-вторых, в предложенном автором определении "запрещенная порнография" одновременно содержатся признаки "обычной порнографии" и "детской порнографии", в частности, "если в сексуальных сценах задействованы несовершеннолетние (лица до 18 лет)". Несовершеннолетний возраст лица, участвующего в сексуальных действиях, на наш взгляд, является основополагающим признаком "детской порнографии".
<13> Булгакова О.А. Уголовная ответственность за распространение порнографических материалов или предметов: Автореф. дис. ... к.ю.н. Ставрополь, 2003. С. 9.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что все эти определения понятия порнографии нельзя в полной мере признать удачными. Они или неполны, или изобилуют оценочными категориями, такими как "непристойное", "циничное", "вульгарное", "натуралистическое", или включают полисемические признаки, допускающие их различное толкование, или содержат избыточные, лишние признаки.
Некоторые авторы рассматривают понятие и признаки порнографии в контексте сравнения с понятием "эротика", что, на наш взгляд, представляется предпочтительным. Следует отметить, что в российском федеральном законодательстве помимо термина "порнография" используются термины "эротика" и "эротический".
Например, в ст. 37 "Эротические издания" Закона РФ "О средствах массовой информации" сказано: "Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимаются периодические издания или программы, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу" <14>. Однако определение эротики федеральные законы не содержат.
<14> Федеральный закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-21 "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300; СПС "КонсультантПлюс".
По справедливому мнению Р.С. Джинджолии, порнография, "несомненно, граничит с эротикой в кино, литературе и т.д. Однако художественная эротика - это высокое искусство, воспевающее красоту и совершенство обнаженного человеческого тела. Эротика изображает секс, обращаясь не к биологической (физиологической) его стороне, однобоко, изолированно и в его психологическом и социальном аспектах, нравственном и эстетическом оформлении. Порнография обращена лишь к физиологическим потребностям человека, что исключает возможность признания ее искусством".
"Порнография, - продолжает автор, - это описание или изображение полового органа, полового акта и (или) половой аномалии в непристойном виде, осуществленное вопреки нравственным принципам эротического искусства, с нарушением требований научной сексологии и педагогики, способное вызвать извращенное сексуальное чувство" <15>.
<15> Джинджолия Р.С. Преступления против общественной нравственности // Правоведение. 2006. N 1. С. 209.
Полагаем, что предложенное Р.С. Джинджолией авторское определение понятия порнографии также имеет ряд недостатков. Р.С. Джинджолия в определении понятия порнографии использует оценочные признаки, такие как "непристойном виде", "извращенное сексуальное чувство". И как было по этому поводу отмечено выше, наличие оценочных признаков в определении понятия порнографии допускает их различное толкование, а следовательно, создает трудности для практического применения в правоохранительной деятельности. Определенное представление об описываемом предмете подобного рода дефиниции, конечно же, дают. Однако считать их настолько четкими и ясными, что с их помощью можно оценить любой предмет в понятиях "порнографический" либо "непорнографический", едва ли есть достаточно основания.
На наш взгляд, наиболее приемлемой по рассматриваемой проблеме является позиция А. Дьяченко и Е. Цымбала. По их мнению, подготовка общего определения порнографии "выглядит сомнительной из-за сложности самого предмета, который необходимо определить, а также вследствие существенных различий взглядов на порнографию среди специалистов. Предпочтительным представляется выделение критериев, совокупность которых характерна для любого порнографического материала" <16>.
<16> Дьяченко А., Цымбал Е. Подходы к регламентации нормативного определения порнографии. С. 102.
Кроме этого, А. Дьяченко и Е. Цымбал предложили примерный перечень критериев порнографических материалов или изображений, который может быть опубликован в виде методических рекомендаций.
Мы разделяем позицию А. Дьяченко и Е. Цымбала в той части, что подготовка общего определения порнографии выглядит сомнительной, и предпочтительным является выделение перечня критериев порнографических материалов или предметов. В то же время не можем согласиться с тем, что перечень критериев порнографии следует опубликовать в виде методических рекомендаций. Полагаем, что исчерпывающий перечень признаков (критериев) порнографии необходимо изложить в федеральных законодательных актах, что будет способствовать более эффективному противодействию незаконному обороту порнографии на всей территории России.
Законодательством субъектов РФ с учетом национально-культурных особенностей могут быть установлены и иные признаки (критерии) порнографии, но не ниже уровня, предусмотренного федеральным законодательством. Дело в том, что определение признаков (критериев) порнографии связано с оценкой нарушения действующих в обществе весьма специфических моральных норм. В отдельных регионах России немаловажным элементом воззрений на определенные ценности являются исторически сложившиеся национально-религиозные традиции и обычаи, которые могут обусловить расхождение в определении того, что пристойно или непристойно в изображении или описании интимных сторон жизни человека и, следовательно, в определении того, что следует считать порнографией.
Предлагаем определение порнографии изложить в следующей редакции.
Порнография - это продукция сексуального характера с участием лиц, достигших совершеннолетнего возраста, в которой содержится натуралистическое детальное изображение или описание:
- Половых органов, физиологических подробностей действий сексуального характера - как реальных, так и имитируемых между лицами одного или обоих полов;
- Групповых или насильственных действий сексуального характера;
- Девиантных вариантов сексуального поведения - зоофилии, некрофилии и т.п.
Законодательством субъектов РФ с учетом национально-культурных особенностей могут быть установлены и иные признаки порнографии, но не ниже уровня, предусмотренного федеральным законодательством.
Не относятся к порнографии материалы или предметы, содержащие сексуальную информацию и имеющие особую историческую, художественную или культурную ценность либо научное, образовательное или медицинское назначение.
Порнография как феномен массовой культуры
Культуролог и литературовед Г.Д. Гачев, сказал: «Эрос, как стихию, каждая эпоха и страна изгибает по-своему и пишет свои письмена его семенем и кровью. Вариантами Эроса (эротика, секс, допуски Эроса в поведении и слове, в сюжетах литературы и искусства, в архе- и стереотипах, в танце и песне…) можно описывать-характеризовать облик каждой цивилизации, национальной культуры, эпохи, стиля…»
В работе «Недовольство культурой» Фрейд рассмотрел культуру как систему запретов и ограничений выделив ее задачей скрепление общества, защиту его членов не только от опасностей из вне, но и от противоречий возникающих как в самом обществе так в отдельно взятом человеке. Однако цена этой защитной функции – наложение запретов и ограничений в том числе и на желание субъекта. Так с одной стороны человек создает культуру, но в то же время и культура создает человека и оказывает на него влияние. Отдельно взятый человек не чувствует себя в культуре свободным, не может ей полностью доверять поскольку находясь в ее ловушке испытывает вину за свои желания, так два аспекта культуры : защитный и ограничивающий порождают внутреннее противоречие в отдельно взятом субъекте.
Поскольку сама постановка запрета противоречит внутренней свободе человека – он будет стараться его нарушить, чтобы почувствовать себя живым.
Сексуальность является одной из наиболее регламентированных областей человеческой жизни, поэтому говоря о ней мы будем учитывать оба проявления культуры. Законы и запреты структурирующие сексуальность регламентируют как внешние так и внутренние ее формы. Но поскольку общество постоянно претерпевает изменения то с ним меняются и оценочные критерии и общественная мораль. Так например, роман Флобера «Мадам Бовари» в 19 веке считавшийся верхом неприличия сейчас признан классикой мировой литературы. Как социальный феномен эротика обусловлена логикой развития культуры.
В начале 20 века Фрейд совершил переворот в понимании сексуальности, сказав, что либидо (психическая энергия сексуального влечения) направляет не только эротическую любовь, но и дружбу, привязанность к идеям и идеалам, является своего рода клеем скрепляющим индивидов и находится в основе психической жизни отдельного человека, так и в основе самого общества. Сексуальные влечения не сводятся к гениталиям, в теле человека множество эрогенных зон и данная картография обусловлена его личной историей. Так эрогинизированной может оказаться любая часть тела, как в примере с истерией. Сексуальность является сферой психического и у человека она не зависит не столько от биологических особенностей, сколько от культуры и особенностей языковой среды в которую родился субъект. Сексуальность отделена от биологической функции продолжения рода, поскольку ввиду того, что человек рождается сильно неприспособленным к жизни, его психическое конструируется через отношения с другим, сексуальность человека не инстинктивна, она идет с приставкой – психо. М. Фуко так же рассматривал сексуальность как социальный конструкт полагая, что именно среда и культура оказывают влияние на биологическую сторону сексуальности.
В 20 веке случились другие и важные изменения: в западных странах произошел переход от договорного брака к браку по любви, поставив ребром вопрос о любви, удовольствии, сексуальности, новых ценностях и опорах, ведь если стороны окажутся не удовлетворены союз может распасться и если договорные отношения можно регулировать и четко очертить, то новая система ценностей отправляет каждого в собственное исследование своей системы ценностей.
Сексуальная революция Запада 60-70 годов, медицинские и психологические исследования так же оказала значительное влияние - во главу угла был поставлен отдельный человека и степень его удовлетворенности, жизнью социальной и личной.
Так, сейчас сексуальность уже не является тем запретным с чем боролась мораль 19 века, многое стало видимым, утратило свою сакральность. С одной стороны может выглядеть так, что человек сорвал запретный плод, но тем менее остался неудовлетворен. С сексуальной жизнью произошла десакрализация, и из процесса который был своего рода таинством стал одним из проявлений физиологического влечения. Человеку еще предстоит понять что с этим делать.
И тут мы подходим к порнографии как явлению массовой культуры 20 века. Ее можно условно определить как натуралистическое описание или изображение обнаженной натуры или сексуальной практики. Сложность разграничения порнографии и эротики в том, в обоих случаях могут быть изображены половые органы или сексуальная сцена. Однако эротика скорее порождает контекст, а не демонстрирует натуралистичность. Даже если мы возьмем знаменитую картину Гюстава Курбе «Происхождение мира» мы не сможем отнести ее к порнографии, поскольку за изображением стоит в данном случае фантазия наблюдающего, тогда как порнография возбуждает тело и ассоциативно связана с физическим удовольствием, то эротика пробуждает фантазию и связана с эстетическим и психическим. Эротика двусмысленна, она зародилась в лоне самой культуры, а порнография является продуктом массовой культуры. Эротика на грани допустимого, а порнография бросает вызов общественно приемлемому. Эротика пробуждает чувственный опыт, тогда как порнография пробуждает влечение к объекту. Но данные отличия поверхностны и со временем тоже претерпят изменения.
М. Фуко в «Истории сексуальности» подчеркивал, что для современного общества характерна форма сексуального самовыражения как «проговаривание секса», и порнография является одной из таких форм.
Сексуальный дискурс функционирует в виде литературы и фильмов, Ю.М. Лотман подчеркивал, что именно в массовой литературе в наибольшей степени отражены «средние литературные нормы эпохи», так можно помыслить, что литература и фильмы направленные на сексуальное возбуждение отражают интерес к сексу в современном мире.
Сегодня язык порно предстает скорее визуальной формой обращения, исключая метафоры и намеки, демонстрация исключающая речевой акт, является уже чем – то сказанным. Для образного восприятия необходима недосказанность, подходя к объекту вплотную исчезает дистанция без которой невозможна ни одна рефлексия. Появление перед взглядом запретного, прикосновение к запретному взглядом мыслится как обретение этого недоступного объекта и его восприятие сводится почти к механическому, характерному для объекта чисто функционального. Так порнография переходит из подглядывания в поле антиинтимности. Она демонстрирует фрагментарное восприятие непристойного тем самым разрушая ауру непристойности.
Ж. Бодрияр говорил о порнографии: «Лицо, не важно какое, здесь неуместно, так как нарушает непристойность и восстанавливает смысл там, где все нацелено на его уничтожение… Во всем этом нет места соблазну – не знает его порнография, моментальное производство половых актов, жестокая актуальность удовольствия, эти тела лишены соблазна, взгяд пронизывает их насквозь и увязает в пустоте».
В чем особенность современной порнографии. Выступает ли она рефлексией порнографии 1960- 1970 годов? Той ретро-порнографии где актеры не были только носителями маркеров пола. Современное порно отказалось от повествовательной последовательности, актеры выглядят довольно глянцево и безлико. Стало модно начинать и завершать фильм разъяснениями актеров объясняющими что все все в фильме не настоящее – боль, слезы, ненависть, страх, отвращение. На самом деле все довольны друг другом. Так рушится сценарная иллюзия имевшая место в старых фильмах, исчезает художественность.
Относительно порнографии существуют разные, порой диаметрально противоположные мнения.
Так одно из мнений о появлении порнографии как массового явления в том, что на раннем этапе в странах запада (Америка, Европа) порно существовало на волне общественного и политического протеста, будучи связанным с появлением секса в «дискурсе повседневности». Российский киновед Ю. Гладильщиков полагает, что в начале видеопродукция для взрослых была деятельностью романтической, революционной, бросающей вызов запретам и ограничениям. Так волна культуры «для взрослых» конца 1960х – начала 1970 г.г. была не просто плодом сексуальной революции, с отражала общую познавательную потребность. Постепенно порно трансформировалось в индустрию, став частью массовой культуры Запада. По мнению ряда авторов порно стало представлять собой механизм, техническую машину вытеснившую машину желания и из формы протеста само вписалось в капиталистический дискурс, став конвеерным производством, со своими номинациями, актерами, режиссерами, бизнес планами, пройдя процесс интеграции в отторгаемое общество. Так на Западе возник новый сегмент экономики – «сексуально ориентированный бизнес», механическое производство, что привело к деперсонификации порно как такового. Так журналист и исследователь современной культуры Ричард Коллис подчеркнул: «Порнография – это большой бизнес.. Порно не противостоит современным стандартам общества. Оно является стандартом современного общества». И Кроме этого демонстрирует адаптивный потенциал и хоть ввиду масштабности рынка тенденции расплывчаты, тенденция к виртуализации не вызывает сомнений. Согласно данным Porn Huba около 25% их пользователей – женщины.
С точки зрения психоанализа, если сексуальное или эротическое демонстрирует прямое изображение полового акта, то зритель отождествляет себя с одним из его участников. В порно индустрии большая часть изображений обращена к мужскому субъекту, идентифицирующему себя с активным участником, а женщина представала как объект видения, — это явление получило название «m_a_l_e_ _g_a_z_e_» («мужской взгляд»). Во втором случае, если прямого изображения сексуального акта нет, то зритель распознает в изображенных объектах партнеров по воображаемым сексуальным отношениям. В третьем случае мы имеем дело с завуалированным, аллегорическим эротическим изображением, которое требует не идентификации, а расшифровки и для неподготовленного зрителя не имеет связи с эротикой как в изобразительном искусстве то зрителю отводится роль подглядывающего, вуайера, что привносит дополнительное удовольствие от разглядывания.
Вернемся к «m_a_l_e_ _g_a_z_e_». Почему женщина смотрит условно мужской контент? Можно предположить, что женщина может моделировать мужской взгляд. Ведь вся европейская парадигма до недавнего времени строилась на мужском доминировании. Мужественность ассоциировалась с успехом. Так можно помыслить, что взять на вооружение практики унижения – своего рода освоить путь к успеху. Но если взглянуть шире – порно одна из редких визуальных индустрий, где женщине уделяется основное внимание, тогда как мужчина всего лишь служит служебным агрегатом. В порно женщина демонстративно любит свое тело. Речь о той же идее успеха, но при этом происходит перераспределение доминантной и субдоминантной позиции. Славой Жижек ставит под вопрос теорию о «m_a_l_e_ _g_a_z_e_» говоря о том, что и мужчина и женщина хотят видеть как женщина получает удовольствие.
Современная репрессивная сторона общества отныне выражена в запрете на проявление желания, не в религиозной морали, а в призыве «Наслаждаться» в представлении, что все дозволено, что все можно купить и продать. Призывом наслаждаться самому глядя на наслаждение других. Произошел своего рода запрет запрета, казалось бы что плохого в том, что меня принуждают наслаждаться, разве это запрет? А принуждение в том, что если сегодня ты не наслаждаешься – то ты ничего не стоишь. Так санкционируя наслаждение общество отказывает желанию субъекта. Поскольку желание связано с нехваткой, оно конституировано в нехватке, тогда как призыв наслаждаться это призыв взять все, не думать, не выбирать, только потреблять. Бернар Стиглер пишет: влечения отклонены от своих целей и направлены на искусственные потребности – потребности, которым не удается конституировать никакого желания». Субъекту отказано в воображении поскольку за него уже все вообразили – осталось только потребить. Современные отношения строятся во многом на отсутствии отношений – не привязываться, либидо должно служить потреблению и наслаждению от него. Зависимость капитализма заключается не в привязанности к объектам, а в привязанность к самому процессу потребления. Потребитель должен быть готов с энтузиазмом инвестировать либидо в новый объект. Желающий, мыслящий, говорящий субъект бесполезен для маркетинга. Произошло переключение с желания на влечение смерти, которым характеризуется капиталистическая либидинальная экономика – это экономика навязчивого повторения. Если мы посмотрим на лица порноактеров мы увидим в них не удовольствие (снятие напряжения), мы увидим боль, ненависть, напряжение, ярость, гримасы – наслаждение. Там главенствует не Эрос, а Смерть. Лакан проводит принципиальное различие между наслаждением и удовольствием, отмечая что наслаждение находится по ту сторону принципа удовольствия.
Согласно принципу удовольствия психика стремится к наименьшему уровню напряжения, тогда как наслаждение выступает крайней степенью удовольствия, порой достигающего предельного, невыносимого уровня возбуждения в этом смысле находится по ту сторону, там где Фрейд обозначил принцип навязчивого повторения.
Наслаждение всегда бессознательно, оно совпадает с ростом напряжения, оно не дано в ощущениях, оно состоит в поддержании или резком увеличении напряжения. И проявляется в опыте воздействующем на психику и тело субъекта, состояние переживаемое в критических ситуациях, в момент готовности принять вызов, перешагнуть некий порог, моменты когда тело испытывается на прочность, пример бессознательной боли которая проявляется через импульсивные действия.
Пример: Качающийся на качелях человек, он расслаблен приятным укачиванием движения качелей – это удовольствие. Но например если он захочет испытать до какой предельной точки он сможет раскачаться даже рискуя упасть – тогда появляется наслаждение. Сестрой наслаждения является действие, тогда как сестра удовольствия – образ. В момент наслаждения тело все берет на себя, тогда как субъект не говорит и не думает.
С точки зрения концепции наслаждения тело является чистым напряжением, наслаждением концентрированным в том или ином органе.
Лишь тело способно испытывать наслаждение. Наслаждение тела может проявляться как услада чувств, от тонких изощренных форм до полного пресыщения, так наслаждение можно испытывать от щекотки, через острое ощущение от боли , как блаженство, экстаз вплоть до ужаса. Чистое наслаждение передать невозможно, субъект испытывает его вне знания об этом.
Так в порно индустрия призывает наслаждаться дает иллюзию бесконечной череды оргазмов, а Интернет - пространство и средство наслаждения – стоит посмотреть цифры просмотров порнографических роликов.
Секс все чаще ставится на повестку дня и спокойно обсуждается как товар в магазине. Можно было бы ожидать, что снятие запрета на сексуальность, расширение спектра эротических возможностей и возможностей для исследования фантазий откроет «беспрецедентную эпоху эротического возрождения».
Доступная, анонимная и бесплатная порнография приобрела огромную аудиторию.
В чем особенность в такой доступности? Дело в том, что до эпохи Интернета, субъекту приходилось прикладывать усилие для того, что бы достать видео или изображение, ему приходилось изобретать, искать стратегии для привлечения взгляда Другого. В цифровом формате, доступ можно получить по одному клику, без регистрации, бесплатно. А кроме этого, порой даже не нужен запрос, баннерная реклама появляется сама и это даже не разрешение и снятие запрета, а вторжение, принуждение и провокация.
Невозможно не отметить особенность того, что видео на кассете или журнал –имеют окончание. Интернет предлагает пользователю другие видео, найденные по метонимическим связям с его запросом. Так хештеги в поиске обозначают признак искомого объекта, его характеристику (цвет волос, кожи, конкретная сексуальная практика).
Порнография уже не несет статус извращения, она направлена на получение прибыли, глобализирована и включена в механику капиталистического дискурса.
Глобальное распространение порнографии не может не повлиять на режим сексуальности. Мастурбирующий субъект освобожден от необходимости производить фантазии, он пользуется готовыми фантазиями, уже придуманными за него. Поэтому, вопреки ожиданиям, это может привести к стандартизации и утрете изобретательности. «Цифровые фантазии готовые к употреблению довольно скудны, несмотря на кажущееся разнообразие». Сценарии довольно незатейливы: прелюдия, последовательность стереотипных действий, демонстрация оргазма.
Современная порнография процветает там, где отсутствует половой акт, потому что,
говорит нам Дж. А. Миллер, «только отсутствие отражает это увлечение, последствия которого мы наблюдаем в нравах молодого поколения, стиле сексуальных отношений: разочарование, жестокость, упрощение (банальность).»
Порнография востребована там, где есть отсутствие, полового акта или субъективности другого. Возникает «семантическая пустота», появляются сопутствующие симптомы, торможение при встрече с телом другого, когда одинокое наслаждение прерывается, или тревога, когда объект приближается слишком близко. Порно - невозможность посмотреть в лицо наслаждения, которое при этом затребовано.
Порно или нет, определяет только экспертиза
Точная формулировка порноконтента мало имеет отношения к делу, потому что какая бы четкая формулировка не была, она все равно будет подвергаться экспертизе. Практика так идет, и я считаю, что это совершенно правильно, что когда возникает квалификация такого сложного дела, как порнография, только так кажется, что все знают, что такое порнография. Когда доходит до вынесения решений по этим вопросам, в том числе, до лишения свободы, то возникает вопрос, в данном случае это порнография или может даже произведение искусства? Мы знаем примеры шедевров художественной литературы, которые можно трактовать и так, и так. Поэтому я практически убежден, что никакой точной формулировки быть не может. Я вам даже больше скажу, был такой эксперимент, когда Чеченская республика считала себя независимой, там был разработан собственный проект Уголовного кодекса, и в нем статья об изнасиловании была написана со всеми подробностями, что называется, ее практически невозможно было использовать.
Я смотрел законопроект Мизулиной, и мне там показался сомнительным еще один момент. То, что в законопроекте преступления, касающиеся детской порнографии, пытаются признать преступлениями против человечества. Я не понял, с точки зрения юридической техники, зачем это, и как все это будет реализовано. Это история, был Нюрнбергсий трибунал, и тогда впервые была разработана такая конструкция, когда военные преступления, связанные с массовым истреблением человечества, в первую очередь, гражданского населения, применение оружия, которые приводили к массовым разрушениям, были признаны преступлениями против человечности. Была введена новая правовая категория – преступления против человечности, они не имеют срока давности. И вот сексуальные преступления против несовершеннолетних в этом законопроекте, который внесен в Государственную думу, предлагают признать преступлениями против человечности, чтобы у них не было срока давности. Если мы хотим рассмешить весь правовой мир, то да, это можно сжелать. Но ведь есть соответствующие конвенции, которые четко описывают, что такое преступления против человечности.
Я не хочу быть неправильно понятым, что я против того, чтобы привлекали к ответственности педофилов. Но привлекать надо разумно, грамотно, а не признанием этих преступлений как военных.
Уголовная ответственность за распространение материалов порнографического характера
В главе 25 Уголовного кодекса Российской Федерации сформулированы нормы об уголовной ответственности за незаконное распространение порнографических материалов или предметов (ст. ст. 242, 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Порнография - непристойное, грубо натуралистическое, циничное изображение, словесное описание или демонстрация половой жизни людей. Главный признак порнографии заключается в том, что порнографическая продукция не имеет художественной и научной ценности, в отличие от произведений искусства, изображающих эстетическую красоту человеческого тела.
Порнографическими материалами могут быть кино- и видеофильмы, печатные издания, изображения, фотографии, т.е. живописные, графические, литературные, музыкальные и иные произведения, основным содержанием которых является изображение анатомических или физиологических потребностей сексуальных отношений. Порнографическими предметами могут быть статуэтки, макеты половых органов и т.п.
Определение характера материалов, то есть являются ли они порнографическими или нет, осуществляется на основе заключения соответствующих экспертиз (искусствоведческих, литературоведческих, сексологических и других).
Уголовная ответственность за незаконное распространение порнографических материалов или предметов предусмотрена ст.242 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Распространение – это доведение в нарушение установленных правил или без соответствующего разрешения до сведения других лиц порнографических материалов или предметов. Незаконная торговля, т.е. реализация порнографических материалов и предметов иным лицам за определенную плату лицом, не имеющим лицензии, в запрещенных местах, в нарушение порядка торговли, в том числе продажа несовершеннолетним и т.п., также расценивается как незаконное распространение.
По ч.1 ст.242 Уголовного кодекса Российской Федерации за распространение порнографической продукции законодателем установлена уголовная ответственность в виде штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо принудительных работ на срок до 2-х лет, либо лишения свободы на тот же срок.
По ч. 2 ст.242 ответственность усилена в случае, если виновный, достигший 18-летнего возраста, распространяет порнографическую продукцию среди несовершеннолетних либо приобщает, вовлекает несовершеннолетних в оборот такой продукции. В данном случае предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет либо без такового.
Особо квалифицированный состав этого преступления предусматривает повышенную ответственность по ч.3 ст.242 в случаях совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), или с извлечением дохода в крупном размере. В этом случае уголовная ответственность предусматривает лишение свободы на срок от 2 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо без такового.
Ответственность за распространение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних предусмотрена ст. 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В указанной статье содержится примечание, раскрывающее сущность материалов и предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. Так, под данными материалами понимаются материалы и предметы, содержащие любое изображение или описание в сексуальных целях: полностью или частично обнаженных половых органов несовершеннолетнего; несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера; полового сношения или иных действий сексуального характера, совершаемых в отношении несовершеннолетнего или с его участием; совершеннолетнего лица, изображающего несовершеннолетнего, совершающего либо имитирующего половое сношение или иные действия сексуального характера.
Данное примечание также подчеркивает, что не являются материалами и предметами с порнографическими изображениями несовершеннолетних материалы и предметы, содержащие изображение или описание половых органов несовершеннолетнего, если такие материалы и предметы имеют историческую, художественную или культурную ценность, либо предназначены для использования в научных или медицинских целях либо в образовательной деятельности в установленном федеральным законом порядке.
За распространение материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних законодателем установлена уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 8 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо без такового.
По ч. 2 ст.242 наступает ответственность за совершение вышеуказанных действий в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста; группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с извлечением дохода в крупном размере; с использованием средств массовой информации, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет). Согласно санкции указанной статьи предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 3 до 10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового.
Чем отличается порнография от эротики
С самого начала надо развеять миф. Эротика и порнография - это не специфические области, подчиняющиеся только своим законам. Как виды искусства и не искусства они оперируют соответствующими приемами
Вообще всю сексуально направленную продукцию можно условно разделить на три категории. Порнография, эротика и произведение искусства.
Порнография призвана возбуждать и только. Эротика – это стимул к сотворчеству. А произведение искусства – полифонично. То есть порнография – это дешевая проститутка. Эротика – девушка вашей мечты. А произведение искусства – это сосуд, и от вас зависит, чем вы его наполните. Так, “Калигулу” можно смотреть только из – за порнографических сцен. И тогда для вас это будет – порнография. Можно увидеть разложение Римской Империи – и тогда это будет уже совсем другое.
Мыльные же оперы и дешевые дамские рассказы принадлежат к разделу “Порнография”.
“Порнография – (от греч. pornos – развратник). Откровенное описание сцен разврата, отрасль литературы, рассчитанная на низменные инстинкты и вкус. Порнографию не следует смешивать с натурализмом, с серьезным изображением порока, без возбуждающих пикантных подробностей.” Обратите внимание – “рассчитанная на низменные инстинкты и вкус” Что мы и видим в мыльных операх и дамских романах. Только в данном случае порнографической атаке подвергается не половая сфера, а интеллектуальная. Что, впрочем, не умаляет вредности воздействия. Предлагается откровенная “жвачка”, которая насилует мозг, напичкивая его теми самыми “пикантными подробностями”, легко возбуждающими и легко утомляющими. Огромные пошлые груди красотки с дешевой картинки стоят в одном ряду со специфическим приемом “узнавания родства” в мыльных операх. К тому же разряду относится и рекламная продукция, направленная на возбуждение чувства голода, некомфорта и т.д.
“Искусство показывает нам иллюзорность действительности, порнография же, как всякое лжеискуссво, напротив, стремится все иллюзорное, елико возможно приблизить к действительному. Это ей тем более необходимо, что она стремится не передать нам отвлеченное переживание, а вызвать реакцию порядка скорее физиологического. Бутафорский окорок вызовет в зрителе чувство голода вернее, чем окорок, нарисованный великим художником.” (В.Ходасевич) Иными словами, настоящее искусство пытается нам показать, что реальное – прекрасно. Превращает реальность в сказку. На обычные вещи позволяет взглянуть с другой точки зрения. Порнография же нереальное (например, чью – то фантазию об огромных грудях) пытается, как можно больше приблизить к реальности. Отсюда – повышенная натуралистичность порнографических картинок. “Как всякая бутафория, всякое описательство, порнография одним из главных средств изобразительности полагает максимальное приближение к реальности в пластике, накоплению фактов и документацию – в словесности.” То есть порнография пытается использовать как можно больше преувеличенных фактов. Так, в изображении она всегда оперирует суперразмерами, суперкрасками и повышенным натурализмом, герои порнографических рассказов всегда “мускулистые”, “с оттопыренным задом”, “Сисками, вываливающимися из платья” и т. п.
А иначе нельзя. Порнография направлена на то, чтобы мгновенно возбуждать и не оставлять ничего более. Кроме головной боли и желания получить новую порцию “пищи”. Порнография напоминает кусок импортной колбасы, полностью состоящей из красителей, вкусозаменителей, синтетических волокон и т.п. Она наносит огромный вред организму, но возбуждает вкус и желание “есть” до бесконечности. Это одно из главных свойств порнографии – вам все время хочется “Еще!”. Взгляд не может задержаться на одной картинке или одном рассказе. Потому что они не имеют смысла. Весь смысл – в поглощении новой и новой продукции. Причем скоро наступающее “привыкание” к определенному типу картинок или рассказов провоцирует чувственную прогрессию. То есть – желание все большего и большего… Так от скромных картинок вы переходите к более откровенным, потом – к извращениям. И этот процесс может продолжаться до бесконечности.
Порнографические произведения обычно до боли и слез однообразны. Так что можно взять начало от одного рассказа, середину от другого, конец от третьего – и никто не почувствует разницы. Следите за экспериментом: “Они встретились в парке. Он – мускулистый брюнет, джинсы так и обтягивали его пружинистый зад…” (насчет пружинистого переда указаний не было, но, видимо, тоже все было обтянуто как надо) “Она походила на молодую лошадь…” (какое богатство сравнений!) “Ее тело так и горело непрерывным огнем желания – крепкие высокие груди хотели разорвать узкую блузку.” (прямо какие – то хищные груди, ребята). “Под миниюбкой задорно оттопыриватся крепкий зад, так и напрашивавшийся на то, чтобы его хлопнули” (какой жизнерадостный зад!). “Первые капли дождя упали ей на нос. Он слизал каплю с ее носа, и они слились в страстном поцелуе” (хорошо, что не птичка ей на ноздри капнула!) “Она обхватила руками его горячий ствол!” (колбасу, винт, грозное орудие, стручок гороха) Обычно горячий ствол появляется без расстегивания брюк. Такое ощущение, что все герои порнорассказов так и ходят с высунутыми наружу членами и задранными юбками. “Он вошел в нее, и она содрогнулась” (чего они так трясутся все?). “Дальше все было как в божественном сне… Они кончили вместе несколько раз” (Так вот что богу – то по ночам снится! Главное, кончить вместе и несколько раз! Меньше трех раз – это эротика!)
Обычно порнографические рассказы не блещут изысканностью стиля. Им это и не нужно – они направлены не на вас, а на то, что ниже пояса. Поэтому можно допускать стилистические, грамматические и прочие ошибки. Композиция обычно придумана только для того, чтобы как – то прилично свести все к тому самому. Она висит как рваная одежка на сцене полового акта. “Направить воображение читателя или зрителя так, чтобы возбудить в нем прямое, беспримесное эротическое чувство, – вот основная цель порнографии, равно словесной, как изобразительной. Подчиняясь неизбежному закону экономии, она должна сосредоточить усилия на этой основной цели и, следовательно, должна стремиться к тому, чтобы, елико возможно, отстранить от читателя и зрителя все посторонние мысли и впечатления”
В эротике – половой акт не самоцель, а лишь средство, при помощи которого раскрывается внутренний характер героя. То есть вам интересно то, что за человек, а не как он спит. Однако именно это КАК раскрывает лучше всего, – какой он человек.
Сцена любви – лучшая форма для воплощения внутреннего характера человека. В порнографии наоборот. Ей не нужен человек как таковой. Обычно порнорассказы не описывают лица героя. Зачем? Не сам человек, не его проблемы не волнуют ее. Человек выступает как кусок мяса, способного к половому акту. Фактически порнографии нужна лишь форма, оболочка человека. Содержание не важно. Если эротика использует форму для выявления содержания,. то порнография просто имеет человека. То есть попросту насилует, накинув на все его чувства и чаянья грязный мешок из – под картошки.
Порнография всегда пытается грубо воздействовать на сознание – вас просто пытаются изнасиловать. Нет, это не агрессивные возбуждающие позы девушек с открыток и не сцены насилия в рассказах. “…никакой эротический факт, будучи изображен словесно или пластически, не сообщает произведению порнографического характера” Это нахальный захват вашего и только вашего сознания. Вам не только не дано права выбора, вам просто не дают мыслить. Обычно порнографический сюжет полностью завершен и вы не можете вставить ни слова. С первого момента вас ведут за собой, не позволяя оторваться, спекулируя на ваших чувственных инстинктах.
Эротика же чуть – чуть приоткрывает грань, позволяя фантазировать и развивать тему. Это бесконечное наслаждение, обусловленное структурой твоего сознания. В данном случае тебя не насилуют. Ты сам – активный участник действия. Эротическая картинка дает только определенный “толчок” мышлению, а уже эротический сюжет вы додумываете сами. Как неинтересна полностью голая женщина, так неинтересен законченный сексуальный сюжет, картинка, не дающая загадки. Человек должен быть не созерцателем, а с – творцом. Для утонченных эстетов лучше, чтобы загадка не была разгадана никогда. Закон массового искусства требует, чтобы загадка все – таки была разрешена, она не должна, быть, слишком, трудной, чтобы, читателя или зрителя она не утомила. В то же время трудность загадки не должна быть такой, чтобы зритель и читатель не чувствовал себя дураком. Если вы сумеете удержаться на этой грани, у вас получится что – то типа “Секретных материалов”, построенных на блестящем приеме: герой и героиня не разу за фильм не спали друг с другом, однако удерживается постоянное таинственное эротическое напряжение. Впрочем, не отягощенное излишними умствованиями.
Такую “серединную” эротику и демонстрируют большинство мужчин и женщин, когда флиртуют. В роли загадки обычно выступает женщина (хотя не всегда). Такая эротическая загадка не должна длиться долго, иначе люди просто теряют к ней интерес. Игра принимает настоящую глубину, когда загадка не разгадана. Однако удержать это состояние в фазе эротики довольно трудно. Обычно она имеет тенденцию выродится в пошлость (большинство “дамских” журналов) или в нечто, претендующее на эстетизм с элементами извращения и садизма (“эротика” от новомодных журналов типа “ОМ”).
Вы добрались до середины статьи. Что ж, у вас неплохие шансы (в том случае, если вам еще хочется читать дальше).
Откровенная же “порнуха” рассчитана на людей, пользующихся дешевым и доступным средством удовлетворения. Для человека, не понимающего разницы “Венера – дорогая, но не эффективная порнография, а непристойная фотография – дешевое и эффективное искусство” Такой человек видит порнографию везде.
Сделать из любого сюжета порнографичный – проще простого. Для этого не надо особого ума и художественных способностей. Достаточно иметь определенную цель – все свести к “тому самому”. Для примера возьмем известную книжку о В. И. Ленине. Несколько несложных манипуляций превращают этот безобидный опус в порнографическое чтиво. И такой эффект получается не из – за извращенности вашего покорного слуги, а из – за полной антихудожественности и творческой порнографичности самой книги: “Вот с розовой грудкой сидит снегирь. Вот еще один с розовой. А вот прилетел и третий – с красной, как знамя, грудкой. Приметил его Владимир Ильич. И снегирь был неглупый – сообразил, что Ленину именно он больше других понравился.”
“Часа в четыре ночи мы, утомленные, но возбужденные стали расходиться из Смольного. Я предложил Владимиру Ильичу поехать ко мне ночевать. (…) Я насторожился. Слышу, как почти бесшумно встал он с кровати, тихонько приоткрыл дверь, подошел ко мне…(…) – Зря, вы, батенька, выпроваживаете меня. Все равно ничего не выйдет: я не уйду. Сейчас эта работа самая важная. (…) С Владимиром Ильичем было очень легко и хорошо. Он был внимателен и каждого из нас спрашивал: А вы, товарищ, не устали? (…) Когда Ленин кончил (…), струнный оркестр сыграл Интернационал!”
Вот так. Практически ничего не пришлось исправлять. Текст сам говорит за себя. А написать эротическое произведение – намного труднее. Помнится, на первых порах это не удавалось даже Пушкину. Однако он сумел достичь вершин – “Гаврилиада” имеет достаточно вольный сюжет, однако она эротична, а не порнографична.
Ага. Вот вы и пришли к кульминации статьи. Читайте о самом главном. У людей с порнографическим типом мышления не хватит сил прочитать статью даже до середины. Они требуют мгновенного ошеломляющего удара на сознание, к тому же не длящегося долго. Остальное – скучно. Поэтому если вам уже кажутся утомительными фразы длиннее двух слов, а от полотен художников вас тошнит (слишком много деталей), читать вы можете только “Репку” – и то до появления внучки, то примите соболезнования – вы попали под влияние порнографичного мышления. Такое мышление обычно напоминает сознание идиота. Накопление ярких впечатлений без переработки и осознания. Вам хочется, чтобы вас превращали в идиота?! Нет? Тогда читаем дальше.
Все зависит от восприятия зрителя. Вот несколько мифов о порнографии.
Почему мне пытаются навязать эту порнушку?
Никто ничего вам не может навязать. Все зависит от вас. Если вы хотите видеть порнографию – она для вас существует даже в фонарном столбе и старушке на углу. Если вы имеете вкус, даже в супер порнографичном сюжете для вас найдется слово или маленькая точка высокого искусства. Помните, что эротика всегда – Non Finito. Порнография – Finito. Эротику вы создаете сами, а порнография пытается отнять у вас свободу и превратить в наркомана. Выбор за вами.
Порнография – это все, что связано с нетрадиционным сексом
Ни один, даже самый вольный или извращенный сюжет только своим фактом не может свидетельствовать о порнографии. Поэтому, когда вам говорят – “Этот фильм – порнография, потому что в нем сцены садизма…”, это значит лишь то, что ваш собеседник полный болван. На самом деле типичными представителями порнографического “искусства” являются упоминавшиеся выше мыльные оперы и всяческие “безобидные” романы типа “Любовь бешеного слепого комбата” (в мужском и женском вариантах). Пропагандируют низкий вкус, рассчитаны на людей с сознанием типичного идиота, не умеющего воспринимать и преобразовывать информацию. Для такого человека – чем больше груди – тем лучше, чем больше крови – тем приятнее, чем примитивнее сюжет – тем занимательнее. Вы ведь не станете давать трехлетнему ребенку “Евгения Онегина” С него хватит и “Колобка” в упрощенном изложении. На таком уровне остается сознание типичного потребителя порнопродукции. Наркотическое привыкание к порнографии – всегда следствие предрасположенности.
Порнография не зависит от половых пристрастий. Сюжет о гомосексуализме может быть более чем эротичен, не содержа ни капли порнографии. Сам факт нетрадиционной любви – не факт порнографичности сюжета. Другое дело, что от художника в этом случае требуется повышенное мастерство. На “скользких” темах очень легко сорваться в пошлость. И зритель тоже должен быть предельно осторожен, воспринимая такое произведение. Очень легко наделить порнографичностью сюжет, например, “Пира” Платона, где воспевается гомосексуальная любовь.
Порнография – это всегда грубые позы, слова и действия.
Нет, порнография не всегда оперирует грубыми методами и откровенностью. По – поросячьи розовый и миленьких дамский журнальчик более порнографичен, чем крутой мужской журнал.
Мужчина суперэротичен, когда говорит грубости
Мужской тип разговора – бесцветный и графический., берущий свое начало в клозетных беседах учеников старших классов, низводит секс на нижайшую ступень общефизического знаменателя. Их грубость и порнографичность используется только для того, чтобы привлечь противоположный пол. Это своеобразная игра – как бы женщина не реагировала на откровенные и грубые замечания в свой адрес, ей все равно приятно внимание в свой адрес. На это и рассчитаны все мужские грубости. Кроме того, словесная порнография рассчитана больше на женщин. Так как мужчины словам не придают практически никакого значения. Но умеют ими пользоваться лучше женщин. Так же как женщины готовы были бы отказаться от непрактичной, но сексуальной одежды, но – не могут. Потому что это средство общения. И этим средством общения они используются лучше мужчин. Подумайте, насколько порнографичной может быть простая одежда, если она направлена на прямое сексуальное воздействие. Что носить и как носить – это ведь тоже эротика и порнография. Если вы не умеете носить выбирать и носить одежду, то вполне можете быть истолкованы как девица с обложки, призванная возбуждать и больше ничего. Мини юбка, которая полностью открывает все “прелести” равнозначна мужскому: “Трахни меня!” Грубо? Конечно. Но именно это вы сказали на языке, понятном мужчинам. Конечно, хотелось бы, чтобы с вами разговаривали по – другому. Например: “Любимая, давай поговорим о поэзии…” Но для этого надо и самой говорить на языке вкуса и эстетики, а не на языке порнушки. Одежда ничего не должна скрывать, но в то же время ничего не должна открывать. Одетая женщина должна казаться раздетой. А обнаженная – одетой. Как этого достичь?
Интуиция… Только интуиция…
Кстати, мужчины вовсе не грубые скоты, и их не очень – то привлекают куски обнаженного мяса. Если спросить любого представителя мужского пола, что он предпочитает в визуальном смысле, то выбор в большинстве случаев падает на профессиональные фотографии из “Плейбоя”, “Пентхауза” и т.п. В красоте и привлекательности они обычно понимают даже лучше женщин. Вы ведь всегда знаете, что бы вам хотелось услышать от мужчины. А он хорошо знает, что бы он хотел увидеть. Почему же вы думаете, что его мечты менее романтичны, чем ваши? Предельное обнажение женщин, впрочем, как и предельная грубость мужчин – это ничто иное, как способ преобразовывать мечты.
Вы прочитали всю статью. Не согласны. Кое – что бы исправили… Есть что добавить? Что сказать, вас не заманишь “порнушкой”, потому что вы способны мыслить. Значит, вы эротичны и способны чувствовать настоящую любовь.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.