Как это работает?
Начнем с того, как сдают машины в автоломбард. Обычно такие кредитные организации предлагают 2 вида услуг:
- Без стоянки автомобиля (в качестве залога используется ПТС).
- Наличные с постановкой на стоянку.
Во втором случае всё предельно просто и понятно. Вы хотите получить денежные средства в виде займа. За это вашу машину заберут. Но не навсегда, а только до тех пор, пока вы не выплатите за нее кредит. Имущество (а автомобиль это одна из его разновидностей) всё это время будет находиться у кредитора.
И особенность залога ПТС в том, что такие кредиты обычно начинаются с 6 процентов, но не годовых, а в месяц. Т.е. условно говоря, номинальная ставка по такому залоговому займу (с ПТС) начинается с 72 процентов годовых. Не самое дешевое удовольствие.
Если же мы говорим о постановке машины на хранение, то это обычно 3-5 процентов в месяц. Естественно, ставка под ПТС выше. Хотя бы за счет того, что накладываются дополнительные риски. Кредитор имея автомобиль на стоянке может бояться лишь удачного стечения обстоятельств, когда на стоянку рухнет какой-нибудь метеорит или машину просто угонят. Последнее легко пресечь. А вот когда машина остается у заемщика, риски увеличиваются непропорционально:
- Повреждения.
- Аварии.
- Разбор авто и его перепродажа (да, среди заемщиков тоже бывают мошенники) и т.п.
В общем и целом, автоломбарды работают хуже чем банки. В том плане, что хуже для себя. Потому что они не проверяют заемщика по всем базам. Обычно на то, чтобы взять такой кредит, достаточно часа-двух. И всё, вам выдают наличные денежные средства на руки.
Да и требования к документации прямо скажем минимальные. Заемщику нужны регистрационные документы и паспорт. Никаких поручителей обычно не требуют. Подтверждать доход тоже обычно не надо.
Скажем сразу, что рано или поздно эти послабления исчезнут. Когда большая часть ломбардов просто исчезнет. По причине того, что у них накопится критическая масса невозвратов. Так начиналась эпоха онлайн-МФО. Когда небольшой займ выдавали просто по скриншотам паспорта, и ничего особо не проверяли. После того как этим воспользовались особо сообразительные ребята, МФО просто закрывались пачками. Потому что процент невозврата был космический. А большая часть таких клиентов еще и были поддельными. Начинались суды, с клиента снимали обязательства по договору, а МФО терпели убытки.
Скорее всего, с автоломбардами будет аналогичная ситуация. Это вопрос лишь времени.
Интересно и то, что на момент размещения публикации автоломбарды еще и сами занимаются своим продвижением. А самостоятельных материалов о таком бизнесе крайне мало. Что никак не раскрывает все подводные камни. А там их, поверьте нам, очень много. И чаще всего страдает именно заемщик, а не кредитор.
О "плохих" и "хороших"
Мы специально внесли эту терминологию в кавычки, так как сдавать авто в ломбард это вообще не самая лучшая идея. Лучше попытаться найти какое-нибудь банковское предложение, под залог имущества. Чем связываться с автомобильными ломбардами. Но если вы уже на этом пути, нужно знать о том, что условно все такие организации делятся на:
- Белые.
- Черные.
Белые обычно составляют полноценный договор займа. После этого составляется отдельный контракт для залогового имущества. После этого автомобиль в официальном порядке вносят в реестр залогов движимого имущества. Да, такой действительно существует. Внесение ТС в реестр подразумевает работу с официальным нотариусом.
Так как рано или поздно мошенники научатся работать с документами и "прикармливать" нотариусов, мы рекомендуем вам всю сделку проводить с участием собственного юриста. Не того, который был предложен компанией. А именно с участием специалиста, которого вы нашли самостоятельно. Чтобы потом не оказалось, что юрист которого пригласили сотрудники компании-лицо заинтересованное.
Черные ломбарды работают по иной схеме. Они могут предложить вам договор купли-продажи. Сам процесс подписания могут еще и снимать на видеокамеру или телефон. Кроме того, в дополнение к такому договору будет идти еще одно соглашение. Оно устанавливает возможность обратного выкупа машины.
Небольшой спойлер: подписав документы подобного характера вы почти 100-проценто утратите возможность выкупа автомобиля. Только потеряете огромные деньги. Но об этом чуть позже. На такие договоренности обычно соглашаются или очень необразованные и наивные граждане, или те, кому нужны деньги прямо "позарез". Мошенники это прекрасно понимают, и эксплуатируют это вовсю.
Как обычно заключают договор?
Обычно человек попадает на официальный сайт или в приложение, и оформляет заявку там. Анкета может быть достаточно вместительной. Именно по этой информации специалист ломбарда будет оценивать первичный лимит для предоставления кредита. После этого придется:
- Отправиться в офис или представительство.
- Пройти оценивание.
- Заключить договор кредитования.
Если всё прошло гладко, то денежные средства выдаются в день подписания договора. Если средства по договору зачислят через 10-14 дней, откажитесь от подписания такого договора. Далеко не факт, что денежные средства вообще кто-то вам предоставит.
Главное преимущество автомобильных ломбардов в том, что они выдают деньги оперативно. Всё, на этом преимущества заканчиваются и начинается огромный список с перечислением недостатков.
Да, еще они не проверяют кредитную историю. Что является положительным фактором для многих. Вот только почему вы решили, что такие неблагонадежные заемщики могут рассчитывать на нормальные условия? Фокус в том, что обычно это последняя попытка человека выправить свою финансовую ситуацию. И если уж до этого дошло, то будьте уверены, ломбард заложит все риски в кредит. Оттого такая сумасшедшая процентная ставка. Если вы условно берёте кредит под залог ПТС, то за 1.5 года вы выплатите одними только процентами аналогичную сумму средств. И это помимо тела самого займа.
В нормальных (официальных) автоломбардах не устанавливают 150% переплаты в договоре. И скрытых платежей там тоже нет. А еще там устанавливаются достаточно пластичные условия кредитования. Есть возможность досрочного погашения (без встроенных комиссий и штрафов). Отсутствуют скрытые платежи и т.п. Но это в идеале. На практике конечно всё немного по-другому.
Как получить обратно машину из автоломбарда?
Начнем с вопроса использования автомобиля. Вы сдали его кредитору на стоянку. Сможет ли он пользоваться автомобилем? По действующему законодательству (196 Федеральный закон) не сможет. Поэтому проверяйте автомобиль, его внешний и внутренний вид очень внимательно. Любые следы использования нужно немедленно фиксировать. В договоре с ломбардом должны зафиксировать даже единицы пробега. Этот же показатель нужно указывать в акте приема-передачи. Учитывается и расстояние до самой площадки, где находится автомобиль.
Перед тем как вы сдаете автомобиль в ломбард нужно:
- Проверить все технические узлы и оценить их состояние (желательно зафиксировать).
- Сверить все номера и показатели (и тоже зафиксировать).
Если вы подписываете акт приема-передачи, значит вы автоматически снимаете всю ответственность с ломбарда. Поэтому, не торопитесь подписывать документы. Сначала всё проверьте, и удостоверьтесь в том, что машина находится в первозданном виде.
Законодательный регламент
Основным нормативно-правовых актом является всё тот же 196 ФЗ, который регулирует деятельность ломбардов как отдельного явления. Еще регуляция отдана:
- ГК РФ (по первой части, 209 статье).
- 51 ФЗ.
В законах четко прописаны основные правила работы с имуществом, которое отдано в ломбард. Например если вы не погасили кредит полностью в установленный срок, то с момента просрочки вам дается еще 1 месяц льготного периода. Автомобильный ломбард не имеет права повышать процентную ставку в течение этого времени. Нельзя перегонять ТС на другие стоянки, требовать плату за стоянку, ухудшать условия содержания и даже штраф накладывать запрещено.
По закону устанавливается еще и 2-месячный срок по контрактам хранения. Правда по договору хранения ломбард уже может затребовать компенсации затрат. Клиент может продлить договор сотрудничества, на практике ломбарды обычно пытаются избежать подобных пролонгаций.
Да, право реализации у ломбарда на имущество, в случае непогашения займа действительно есть. Это регламентировано всё тем же 196 ФЗ. Но зарегулировали там всё. Вплоть до того, что продать машину какому-то Васе с соседней улице сотрудники ломбарда права не имеют. Продать ТС можно будет только через аукцион или любой другой вид публичных торгов. В законе устанавливается актуальность этого правила, при превышении стоимости имущества в 30 тыс. рублей. В большинстве случаев автомобиль по-умолчанию проходит это требование.
Многие ломбарды рекомендуют клиенту застраховать автомобиль. Упаковывается это в отдельную услугу, которая может увеличить процент по займу. Или вовсе требуется как отдельная выплата. Ирония в том, что права у них на это нет. Федеральное законодательство четко устанавливает обязательство страхования залогового имущества на ломбард. Грубо говоря, они должны страховать машину за свой счет. И на тот период, пока машина будет у них находиться. Перекладывать страховку на заемщика вообще запрещено. Это к вопросу о манипуляциях на незнании действующих законов.
Но и это еще не всё. Некоторые пытаются свалить повреждения автомобиля из-за неправильного хранения на владельца. Грубо говоря, человек не захотел докупать услугу какого-нибудь ВИП-хранения, это его проблемы. И то, что с автомобиля поползла краска уже через 4-5 месяцев хранения, тоже проблема заемщика. Он ведь "гад такой" не стал брать услугу ВИП-хранения.
На деле, тут уместно отсылаться к 358 статье Гражданского Кодекса. Кредитор несет материальную ответственность (полную) за повреждения или утрату машины. Ответственность за ненадлежащее хранение ТС ложится на автоломбард, а не на заемщика.
Первое правило: никогда не подписывайте акт приема-передачи без осмотра машины. Подписанием такого документа вы снимаете любые потенциальные претензии и ответственность ломбарда. А потом через суд будет проблематично что-то доказывать. Лучше предотвратить эту проблему заранее, чем потом возиться с судебными инстанциями.
Срок возврата денег не прошел, но машину перепродали
Это прямое нарушение законодательства. Даже если это прописано в договоре. Придется:
- Обращаться в суд.
- Признавать часть договора недействительной.
Проблемы с продажей кредитных автомобилей вообще характерны даже для наших банков. Давайте разберем один простой пример 5-летней давности.
У нас есть заемщик, который взял себе иномарку за 800 тыс. рублей. Только 250 из них он заплатил личными средствами. Всё остальное человек взял в кредит на 36 месяцев у банковской организации. Естественно, в банке предусмотрели условие, по которому заемщик не может продать автомобиль до окончания договора. Т.е. до тех пор, пока кредит не будет погашен полностью. Если подобное условие нарушалось, то банк мог выставить требование о досрочном погашении всего кредита.
Заемщик наплевал на установленное требование. Он просто продал машину другому человеку. Тот в свою очередь зарегистрировал авто как положено, и даже взял оригинал ПТС-ки. И вот тут началось самое веселье.
В банке узнают о сделке, выставляют требование об оплате долга через суд. Дополнительным требованием будет возврат автомобиля у второго покупателя. Для погашения долга.
Ирония в том, что второй покупатель не знал о кредите. Он пытался признать залоговое соглашение недействительным. Подал соответствующий иск. Суд по первой инстанции удовлетворил все требования банка. Машину отобрали. В иске второму владельцу было отказано.
Апелляция же пошла по другому маршруту. Согласно 352 статье Гражданского кодекса, залог прерывается после приобретения имущества человеком, который не знает про обременение.
Веселье только начиналось. Потому что банковские юристы дошли до Верховного Суда Российской Федерации. Там отменили акт апелляции по части взыскания. Конфликт пошел по второму кругу.
Мы неспроста привели этот пример. Потому что даже в ситуации с банками и вроде бы официальным кредитованием, разные судебные инстанции принимали диаметрально противоположные решения. Одни решают машину взыскать (хоть покупатель и не знал о залоге, кредитах и т.п.). В ГИБДД спокойно зарегистрировали машину. Апелляция восстанавливает "справедливость" аннулируя требование об изъятии машины. Но тут в дело вступает Верховный суд, и возвращает всё на круги своя. Но уже с дополнительными разъяснениями.
Теперь представьте, что будет происходить в ситуации с ломбардом. Да, законодательство четко устанавливает правила. Но продать вашу машину могут и раньше, уповая на то, что до суда вы просто не доберетесь.
Обманули в автоломбарде с ценой машины
Чтобы это доказать, придется проводить независимую оценку. Сразу скажем о том, что нужно:
- Искать оценщиков из другого субъекта.
- Готовиться к оспариванию решений по первой инстанции.
Кстати, суд может и не принимать во внимание вашу независимую оценку. У них всегда найдется возможность провести собственную оценку, которая и будет учитываться в процессе решения конфликта.
Взыскание вреда из ломбарда придется подкреплять доказательствами. С их сбором и легализацией вам может помочь профессиональный юрист. Процесс этот скажем сразу, не самый быстрый. Особенно если разрешение спора с автоломбардами происходит где-нибудь в глубокой провинции. Где автоломбард может быть "повязан" с другими сторонами решения конфликта. Поэтому готовьтесь к апелляциям. По-другому в России вопросы обычно не решаются. Но свои права нужно отстаивать.
О черных автомобильных ломбардах
Отдельной "вехой" истории является обратный лизинг. Некоторые компании именующие себя ломбардами используют эту схему в качестве рабочей. На деле, это простой способ обмануть клиента, забрать кучу денег и машину в придачу. Всё предельно просто:
- Машину у вас компания вроде как "выкупает".
- Оформляется лизинговый договор.
- Вы пользуетесь автомобилем и дальше, а также получаете сумму "выкупа" на руки.
Идеальная схема. И волки сыты, и овцы целы. Вот только овцой в данной схеме сделают вас. И съедят даже не поперхнувшись. Предложив такой договор, что вы не сможете от него отбиться даже если будете следовать всем установленным правилам.
Обратный лизинг это полу-криминальная схема. И в последние годы она используется мошенниками очень активно. Будьте предельно аккуратны, и не соглашайтесь на подобные сделки. Иначе, вернуть машину потом будет проблематично. А деньги еще сложнее.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.