Ямы на дороге. Когда можно взыскать компенсацию за повреждение транспортного средства
Даже аккуратные водители время от времени попадают в ямы, которые в избытке существуют на дорогах по всей территории РФ. Как итог — пробитое колесо, гнутый или разбитый обод, разбитая подвеска. Большинство водителей в этой ситуации вызывают эвакуатор и оплачивают ремонт самостоятельно.
Если автомобиль пострадал из-за ямы на дороге, можно получить полную компенсацию полученного ущерба, хотя это и сложнее, чем при стандартном ДТП.
Нормативы на допустимые размеры ям на дороге
Как это ни удивительно, но максимально возможный размер ям на дороге определен ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками)".
Согласно пункту 5.3 "Требований к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", есть ограничения для повреждений покрытия, которые считаются нормой. По сравнению со старым ГОСТ требования к дорожникам по поводу качества покрытия ужесточились.
Максимально возможные длина и глубина повреждений дорожного покрытия в новом документе остались прежними — 15 см и 5 см соответственно. Требование же к ширине заменили на площадь — максимально допустимая 0,06 м2. Если провести простой расчет, то выходит, что максимальная ширина допустимой ямы теперь — 40 см, тогда как в старом стандарте было 60.
Срок устранения таких дефектов должен составлять от 1 до 12 суток — время зависит от категории дороги.
Если автомобиль попал в яму больше по размеру, чем указано в документе, есть все шансы получить с дорожных служб полную компенсацию полученного ущерба.
Первоочередные действия при повреждении автомобиля из-за ямы на дороге
К оформлению ДТП, в котором пострадал автомобиль из-за некачественного дорожного покрытия, нужно отнестись с особым вниманием.
Доказательства нужно собрать сразу же после аварии: они помогут выиграть дело в суде или получить полную компенсацию от страховой компании.
К сожалению, самостоятельное оформление ДТП в этом случае невозможно: в аварии участвовал только 1 автомобиль. Поэтому нужно вызвать сотрудников ГИБДД — с мобильного по номеру 102, который действует по всей территории РФ.
Когда сотрудники ГИБДД приедут, стоит проследить, чтобы сотрудник обязательно на схеме ДТП зафиксировал яму:
- ее размер;
- глубину;
- форму.
В документе обязательно должно быть помечено, что заграждений или знаков о ямах рядом с местом ДТП не было.
Будет очень полезно, если кто-то из свидетелей происшествия оставит пострадавшему или сотрудникам ГИБДД свой телефон, выступив свидетелем на стороне потерпевшего.
Возмещение ущерба
Сотрудник ГИБДД, вызванный на место аварии, выпишет дорожной службе, ответственной за содержание дороги, штраф (ст. 12.34 КоАП).
Также виновные должны будут полностью возместить ущерб хозяину автомобиля, пострадавшего в ДТП из-за ямы, или страховой компании, в которой застрахован истец.
Как и куда обращаться
Виновнику плохого состояния дорог нужно будет отправить досудебную претензию с требованием возмещения ущерба. К претензии приложить акт независимой экспертизы, протокол ДТП и фотографии, которые сделаны незадолго после аварии.
Дорожные службы неохотно идут на досудебное урегулирование дел, поэтому нужно готовиться к тому, что справедливых выплат придется добиваться через суд.
С требованием о возмещении ущерба можно обратиться:
- в муниципалитет — если ДТП случилось на городской улице или в районе поселка или села;
- в районную администрацию — в том числе отвечает за повреждения дорог;
- в дорожные службы, обслуживающие данный участок.
Чтобы определить, какая именно организация обслуживает данный участок, нужно набрать номер местного ГИБДД и спросить у них название компании.
Как правило, после составления акта о ДТП можно сразу обращаться в суд.
Параллельно к роли ответчика можно привлечь администрацию города или района, если ДТП произошло вне границ населенного пункта.
Необходимые документы и доказательства
В суд необходимо будет предоставить:
- свидетельские показания;
- фотографии с места происшествия;
- результаты независимой экспертизы с полным перечнем полученных автомобилем повреждений и суммы ремонта;
- протокол ДТП.
Те же документы потребуются и страховой компании, если у автомобиля была полная страховка КАСКО.
Куда направить жалобу на плохое состояние дорог
Жалоба в любую инстанцию должна содержать доказательства — фотографии поврежденного дорожного покрытия и окрестностей вокруг, а также свидетельские показания. Жалобу можно направить:
- в муниципалитет;
- в районную администрацию;
- ГИБДД;
- если результатов нет — в Роспотребнадзор;
- если проблема так и не решена - последней инстанцией становятся прокуратура и суд.
Коллективная жалоба будет рассмотрена быстрее, поэтому всегда стоит привлекать свидетелей как к ДТП, так и к оценке состояния дороги.
В этом случае и шансы получить компенсацию при ДТП и вероятность быстрого ремонта участка дороги возрастают многократно.
Водитель влетел в яму и попал на ремонт. Его оплатят городские власти
Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого — насчитали 125 тысяч рублей.
Другой бы на его месте расстроился и заплатил. Но этот водитель не стал мириться с плохими дорогами и пошел по судам. Решения были противоречивые, но и мужчина оказался не промах. В итоге дошел до Верховного суда и теперь понятно, как отсудить у местной администрации или дорожных служб деньги за ремонт автомобиля.
Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.
Почему водитель решил, что виновата дорожная служба?
Водитель ничего не нарушал. Он не превышал скорость, не обгонял и не делал опасных маневров. Размеры выбоины на дороге были больше максимально возможных по стандартам.
п. 3.1.2 ГОСТ Р 505597-93 о размерах ям на дороге
Никаких предупреждений и ограждений рядом не было. Хоть мост и освещался, но, по словам водителя, заметить яму было сложно.
На дороге не должно быть глубоких ям. Или дорожные службы должны предупредить водителей об опасности, чтобы можно было заранее заметить ограждение и объехать яму. Если власти об этом не позаботились, пусть компенсируют ущерб. Они же выбрали дорожную службу — значит, и отвечать должны вместе с ней.
Почему дорожная служба отказалась платить?
Власти и нанятая ими коммунальная служба решили, что водитель должен был смотреть на дорогу. Мост же освещался, а что еще надо. Вот ехал бы мужчина аккуратнее, смог бы вовремя заметить яму.
Водитель говорит, что не видел и не мог видеть выбоину из-за того, что перед ним ехал другой автомобиль. Но это только слова, а доказательств нет. Нет доказательств — нет и компенсации. Пусть ремонтирует машину за свой счет и ездит внимательнее.
Что сказали суды?
Администрация должна назначить ответственных за ремонт и содержание дорог. Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они следят, чтобы дороги соответствовали стандартам.
Если на дороге есть опасность, об этом нужно предупредить пешеходов и водителей. Например, выставить ограждение или предупреждающий знак возле ямы. Но этого на мосту не было.
Если дорогу не содержат в порядке, коммунальные службы несут за это ответственность по закону и договору.
ст. 296 ГК
Если на дороге была выбоина — это ненадлежащее содержание. Если о ней не предупредили водителей — это нарушение (п. 13). Если машина въехала в яму и нужно платить за ремонт — это повод требовать компенсацию. Водитель не виноват.
Он получит возмещение расходов на ремонт, экспертизу и госпошлину — всего 130 тысяч рублей. Эти деньги ему выплатит организация, которая отвечает за ремонт дорог. Если у нее не хватит денег, то ответит администрация. Работника, которые отвечает за ремонт дорог, нужно оштрафовать на 2200 рублей в пользу государства.
Для того чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за яму на дороге, нужны такие условия:
- Наличие ущерба.
- Вина причинителя.
- Его противоправные действия.
- Связь этих действий с ущербом.
Администрация не исполнила свои обязанности по содержанию дороги — она виновата. Но ведь и водитель якобы не соблюдал ПДД. Он должен был учесть интенсивность движения и снизить скорость в опасном месте. Он не доказал, что не мог заметить и объехать яму. Тот факт, что перед ним ехала другая машина и поэтому выбоина была не видна, ничего не доказывает.
ст. 65 ГК об обязанности доказывания
По мнению суда, водитель обязан представить доказательства, что он не мог заметить выбоину. Как он должен был это сделать — непонятно. Судебная коллегия решила, что раз таких доказательств нет, то и компенсации не будет. Решение районного суда о выплатах отменили.
Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. Решение областного суда незаконное.
Лицо, которое причинило вред, не будет нести ответственность, если докажет, что его вины не было. Это дорожная служба должна доказать, что не виновата. Так работает закон.
Ссылаться на п. 10.1 ПДД тоже неправильно. Водитель должен следить за дорогой и объезжать ямы, но только если он может их заметить. Но городские власти и дорожная служба не позаботились о том, чтобы предупредить о выбоине, и не смогли доказать, что не виноваты.
Итог. Решение областного суда отменили. Дело будут пересматривать с учетом выводов Верховного суда.
Неужели все так просто?
Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.
Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка. А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным. Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.
Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.
Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.
Машину можно сильно повредить даже из-за небольшой выбоины. Но если она хоть на сантиметр меньше лимита по госту, суд выиграть будет сложно.
Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.
Как получить компенсацию за ремонт из-за ямы на дороге?
Следите за дорогой, предупреждениями и знаками. Все-таки эту обязанность водителей никто не отменял.
Если машина попала в яму, вокруг которой не было ограждения, действуйте так:
- Вызовите ГИБДД для оформления обстоятельств ДТП.
- Постарайтесь найти свидетелей или хотя бы снимите дорогу, машину и яму на телефон или видеорегистратор. Если свидетели не смогут дождаться ГИБДД, запишите их контакты.
- Проследите, чтобы сотрудник ГИБДД замерил яму и записал данные в протокол. Потом их сравнят с лимитом: от этого зависит ответственность дорожных служб.
- В протоколе должны быть отметки о том, что вокруг выбоины нет знаков и ограждений.
- В протоколе не должно быть ссылки на то, что вы нарушили п. 10.1 ПДД. Это станет зацепкой для дорожных служб и может свидетельствовать о вашей вине. Из-за одной строчки в протоколе можете лишиться компенсации. Даже если сотрудник так напишет, укажите, что не согласны: ехали с разрешенной скоростью, смотрели на дорогу, но заметить яму не могли и объехать бы не успели.
- Оцените ущерб. Это должен сделать не знакомый автомеханик, а оценщик с лицензией.
- Узнайте, кто отвечает за участок дороги с ямой, и напишите этой организации претензию. Предложите компенсировать ущерб без суда, но будьте готовы к тому, что так просто деньги вы не получите. Никаких звонков и визитов — только официальная переписка.
- Найдите грамотного юриста и идите в суд. Требуйте компенсацию ремонта, судебных расходов и экспертизы.
- Даже если за дорогу отвечает коммунальная служба, сразу привлекайте местные власти к субсидиарной ответственности. Пусть отвечают за ущерб вместе: так для вас надежнее. Заодно заплатят штраф в пользу государства и в следующий раз будут тщательнее следить за дорогами.
Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто
Если автомобиль сломался из-за попадания в яму на дороге, водителю необходимо обратиться в местную администрацию и узнать, какая организация отвечает за качество дороги. Затем автолюбитель оценивает ущерб и направляет претензию ответственному лицу с требованием о его возмещении. Если ответа не поступит, или водителю откажут, то следует обращаться в суд с иском. Главное в подобной ситуации - правильно зафиксировать размер ямы и характер повреждений.
Ямы и ГОСТ
С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году - 33 %. То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП. Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.
Что делать, если попал в яму
Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.
Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД. В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку. Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.
Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.
На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:
- участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
- ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
- положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков;
- размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).
Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского.
Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины.
На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог.
Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП. В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего. Но эксперт отмечает: "Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска."
К кому обратиться и как оценить ущерб
Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред.
Как взыскать ущерб через суд
Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:
- свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
- схему ДТП;
- письменные объяснения очевидцев и водителя;
- акт недостатков на дороге;
- фотографии аварии;
- претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.
Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК. Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб., в остальных случаях - в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев. Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.
Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.
Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд. Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине. Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.