Ответственность за публичное оскорбление представителя власти, а также за унижение чести и достоинства гражданина.
Публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением является уголовно-наказуемым деянием, предусмотренным ст. 319 УК РФ.
Представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ является публичность оскорбления представителя власти, что подразумевает нанесение оскорбления в присутствии посторонних лиц - одного или нескольких.
Для квалификации оскорбления представителя власти необходимо, чтобы оно было совершено при исполнении потерпевшим своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
При этом ответственность по ст. 319 УК РФ наступает независимо от того, находится ли представитель власти на работе или же по своей инициативе либо по просьбе граждан принял меры к предотвращению нарушения общественного порядка или пресечения преступления.
Необходимым объективным признаком преступления выступает характер оскорбительных действий. Оскорбительные действия и высказывания должны иметь форму неприличных, т.е. противоречить сложившимся в обществе нормам нравственности, морали и культурным традициям, унижать честь и достоинство представителя власти, т.е. быть персонифицированными, направленными в адрес конкретного лица (лиц), являющегося представителем власти, выражать отрицательную оценку личных, профессиональных, служебных или должностных качеств потерпевшего.
Совершение действий, образующих состав преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ, наказывается штрафом в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.
Выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, не являющегося представителем власти, следует квалифицировать как совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.61 КоАП РФ, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.
Штрафы за оскорбление власти: что говорит закон
18 марта подписан закон, который СМИ назвали законом об оскорблении власти. Мы ожидали, что коллеги из уважаемых изданий будут писать об этом законе полную дичь, а их читатели не будут это читать, а будут сразу возмущаться в комментариях. Так и произошло.
Когда дым рассеялся, мы спокойно прочитали документы. Вот что написано в законе и как грамотно критиковать власть, чтобы не получить штраф.
Еще один повод для штрафа за публикации в интернете
Появились такие нововведения:
- В интернете нельзя распространять информацию с такими одновременными признаками: неприличная форма, оскорбление достоинства и нравственности, явное неуважение к обществу, государству и органам власти.
- Это считается мелким хулиганством.
- За такое могут оштрафовать на 30 000 и даже на 100 000 рублей. Повторное нарушение стоит дороже.
- Это административная ответственность — и только для физлиц старше 16 лет.
- Сайт с оскорбительными публикациями могут заблокировать по требованию Генпрокуратуры.
- Критику власти, негативные оценки государственной политики и личное мнение без мата и оскорблений высказывать можно. Штрафов за это нет.
Кого касается новый закон?
Этот закон внес поправки в административный кодекс и закон об информации — тот самый, что установил запрет на публикацию опасных фейковых новостей. Прочитайте наш разбор тех ограничений, если еще не читали.
Изменения касаются всех, кто что-то пишет в интернете: новая статья именно о таких публикациях.
Если вы пишете в соцсетях, ведете телеграм-канал, делаете обзоры новостей, готовите расследования или оставляете комментарии под чужими постами, новый закон для вас.
За какую информацию о власти и государстве могут оштрафовать
На самом деле неправильно называть этот закон запретом на оскорбление власти. Речь не только о власти. И дело не только в критике и оскорблении, признаков запрещенной информации гораздо больше.
Вот какие условия должны совпасть, чтобы информация попала в поле зрения Генпрокуратуры и стала поводом для штрафа:
- Информация выражена в неприличной форме.
- Эта форма оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность.
- При этом выражается явное неуважение к обществу, государству, государственным символам, Конституции или органам государственной власти.
По этим признакам в группе наибольшего риска находятся пубертатные школьники во Вконтакте, которых старший брат не научил следить за языком. Критика власти, выражение мнения о работе Госдумы, личная неприязнь к президенту, недовольство высокими налогами, возмущение социальной несправедливостью, низкими пенсиями и высокими доходами чиновников, озабоченность санитарно-гигиеническими нормами школьного питания, ворчание по поводу ремонта дорог и сетование на несправедливость мира не попадают под эти условия.
Потому что недостаточно написать, что налоговая давит на предпринимателей, в думских комитетах нет профессионалов, а депутаты в регионах берут взятки. Это не неприличная форма и не оскорбление достоинства, а просто чье-то мнение или даже установленный факт. Если есть признаки клеветы, можно применять другую статью, но она давно работает и к новому закону отношения не имеет.
Блокировать сайт за конструктивную критику и личное мнение об органах власти никто не разрешал. И штрафы за это тоже не вводили.
Что такое неприличная форма
Ни в этом, ни в других законах нет точного определения, какие слова считаются выражением в неприличной форме. Обычно ответы на эти вопросы дают суды и экспертиза.
Но за информацию, выраженную в неприличной форме, есть и другие статьи в законах, за такое много раз наказывали и раньше. Поэтому можно проанализировать практику и сделать выводы, что могут посчитать неприличным по отношению к обществу, государству и органам власти.
Неприличная форма — это выражения, которые явно не соответствуют общепринятым нормам поведения. Они могут содержать мат или просто неприятные слова — например «подонок» однажды признали неприличной формой. Хотя не любой мат и обидные слова — это повод для наказания. Нужно иметь конкретную цель: унизить, обидеть, выразить циничное отношение. Если нецензурные выражения употребляют для связки слов, за это другое наказание: ругаться матом в общественных местах давно запрещено.
«Свинья», «хамло», «дура», «идиот», «кобыла», «жид» — это тоже неприличная форма, если слова употребляют с целью оскорбить и унизить. И тогда бесполезно ссылаться на то, что это литературные слова и их употреблял даже Пушкин. Цитировать классиков, в произведениях которых есть мат, — не то же самое, что употреблять мат по отношению к человеку, Конституции, российскому флагу или какой-то части общества.
Какие штрафы установили за такие оскорбления общества и государства в интернете
Если написать оскорбительное и неуважительное в неприличной форме про общество, власть и государство в интернете, это считается мелким хулиганством. За такое установлена административная ответственность — то есть штрафы. За обычное мелкое хулиганство вроде мата в общественном месте штрафы небольшие — до 1000 рублей. С публикациями в интернете все строже.
Суммы штрафов для физлиц
Первое нарушение | 30 000—100 000 Р |
Повторное нарушение | 100 000—200 000 Р |
Больше двух раз | 200 000—300 000 Р |
За мелкое хулиганство штрафуют людей старше 16 лет. Для ИП и юрлиц нет отдельного наказания, потому что они не субъекты таких правонарушений. Хулиганить может только человек, а не организация.
Размер штрафа назначает суд. О каждом деле положено сообщать в прокуратуру.
Как будут блокировать сайты с запрещенной информацией
Если на сайте или отдельной странице появится что-то неприличное и оскорбительное про российский флаг, полицию, суды или россиян в целом, такой сайт или страницу могут заблокировать.
План блокировки такой:
- Генпрокурор или заместители обращаются в Роскомнадзор. С инициативой блокировки могут выступить только эти должностные лица, а не любой оскорбленный полицейский, судья или автор законопроекта.
- Роскомнадзор обращается к провайдеру или владельцу хостинга: «Заблокируйте этот сайт».
- Провайдер пишет владельцу сайта: «Удалите информацию, или мы вас блокируем».
- На удаление информации есть сутки. Если сайт не реагирует, доступ к нему ограничат.
- Если провайдер или хостинг не справятся с блокировкой, подключится оператор связи.
- Когда информацию удалят, доступ восстановят.
Решение суда для таких блокировок не понадобится.
Теперь в России нельзя критиковать власть и высказывать негативное мнение о политике государства?
Критиковать можно. Высказывать негативное мнение и оценки можно. Но нужно делать это без неприличных выражений, которые оскорбляют, унижают, демонстрируют явное неуважение.
Из Конституции никто не убирал право на свободу слова и распространение информации. Штрафов за конструктивную критику, факты и публичное недовольство любыми государственными делами никто не вводил. Претензии могут быть только к форме высказываний и формулировкам.
Это черта, за которой закончились факты и началось частное мнение редактора, которое может не совпадать с мнением редакции, а также содержать следы арахиса. Подпишите петицию, чтобы в других изданиях тоже научились разделять частное мнение и факты.
Закручивают гайки и душат свободный интернет?
Да, свободный интернет душат: если 20 лет назад это было место, где было можно всё и не действовали никакие законы, то теперь на него постепенно накатывают законы, которые больше похожи на законы реального мира.
Например, есть ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти», она действует с 1997 года. Сейчас вступил в силу похожий закон, но для интернета.
Или есть уголовная ответственность за неуважение к суду — этой статье в УК тоже больше двадцати лет.
Даже если оскорбление относится не к представителю власти, а к любому человеку, хотя и к чиновнику тоже, за такое давно есть административная ответственность. И сайт за такое могли заблокировать еще год назад.
Когда в публикации есть клевета, это уже уголовная ответственность со штрафом до миллиона рублей. Эта статья давно и реально работает и для интернета тоже. За надругательство над государственными символами запросто наказали бы и раньше: это уголовная ответственность, которая грозит не штрафом, а реальным лишением свободы.
Про публикации с признаками экстремизма, ненависти и вражды все уже и так знают.
Думаю, пора привыкнуть к мысли, что скоро интернет окончательно перестанет быть зоной вседозволенности и там нужно будет вести себя так же, как в обычной жизни.
Этим законом будут прикрываться, чтобы давить оппозицию?
Это вероятно. Судья действительно сможет вынести решение, чтобы за негативный комментарий с критикой человека оштрафовали по этому новому закону. Это решение может оказаться незаконным, и его можно будет оспорить. Как говорили прадеды, строгость российских законов компенсируется изобретательной правоприменительной практикой.
Справедливости ради, чтобы по этому закону правомерно наказать оппозиционного блогера, достаточно найти в его публикации слово «подонок» и признаки неуважения.
Предложено декриминализировать ст. 319 УК об ответственности за оскорбление представителей власти
Авторы поправок подчеркивают, что так как деяние не влечет наказания в виде лишения свободы, то оно должно подпадать под административную ответственность.
14 мая в Госдуму поступил законопроект № 956144-7 об исключении из УК РФ ст. 319, устанавливающей уголовную ответственность за оскорбление представителей власти.
Авторы поправок пояснили свою инициативу тем, что ст. 319 УК не предусматривает никакого наказания в виде лишения свободы. «В большей степени все перечисленные в статье наказания – штраф, обязательные или исправительные работы – свойственны административным наказаниям, и мы считаем, что в полной мере достаточны меры наказания, предусмотренные КоАП РФ. Не видим целесообразности увеличивать число уголовно судимых граждан в тот момент, когда государство все последние годы стоит на пути декриминализации ряда статей УК», – отмечено в пояснительной записке.
В этой связи авторы поправок предложили уравнять правовое положение субъектов публичной власти и российских граждан путем сбалансированного действия именно административной ответственности за оскорбительные высказывания в целях восстановления социальной справедливости. Они также сослались на конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также обязанность государства гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина.
«Любые формы ограничения прав граждан по признакам имущественного или должностного положения, расовой, национальной или религиозной принадлежности не допускаются. Исключения из данного положения Конституцией РФ запрещаются. Таким образом, предлагается исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью или ее отсутствием», – полагают они.
Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин назвал законопроект благими намерениями. «Группа депутатов озаботилась социальной справедливостью и предлагает, пока только на примере ст. 319 УК РФ, “исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью”. В обществе социального неравенства – это утопия. В теоретическом смысле – это “нищета философии”, путаница. Должностное лицо обладает отличными от прочих полномочиями и гарантиями по определению, и это правомерно, пока является не привилегией, а условием эффективного осуществления функции, возложенной законом», – пояснил он.
По мнению эксперта, норма об оскорблении, допущенном по мотивам личной неприязни (ст. 5.61 КоАП РФ), не охватывает объект (порядок управления), на который посягают, унижая честь и достоинство «государева человека». «В практическом смысле – это непоследовательность, ибо сохраняются нормы, преследующие оскорбление судьи и сторон процесса (ч. 2 ст. 297 УК РФ), а также оскорбление военнослужащими друг друга (ст. 336 УК РФ). В процессуальном смысле – это умаление прав человека, поскольку административное производство не предполагает развернутых гарантий для преследуемого государством лица, свойственных уголовному судопроизводству», – добавил Сергей Пашин.
По его словам, все эти недостатки обоснования предложения депутатов, однако, перевешивает единственное соображение: декриминализация деяния, за которое не предполагается наказание в виде лишения свободы, всегда благотворна. «Наше уголовное законодательство неразумно жестоко и переполнено деяниями, не представляющими общественной опасности, но при осуждении за них влекущими стигматизацию человека и судимость. Судимость же сопровождается фактически пожизненным запретом на ряд профессий. Думаю, законопроект нужно поддержать, ст. 319 УК РФ устранить, но в КоАП следует ввести норму о взыскании за оскорбление представителя власти», – резюмировал Сергей Пашин.
Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен полагает, что законопроект продолжает тему ответственности за оскорбление государства и его представителей в контексте законотворческой инициативы МВД о распространении на полицию защиты, предоставляемой ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ. «Кроме того, можно отметить его косвенную связь с методическими рекомендациями МВД о практике применения вышеуказанной статьи, о котором ранее также сообщала “АГ”», – отметил он.
По мнению эксперта, поскольку с отменой ст. 319 УК РФ не предполагается введение какой-либо новой статьи в Кодекс либо КоАП, то действия, ранее охватывавшиеся ею, будут квалифицироваться либо по ст. 5.61 (оскорбление), либо по ч. 1 ст. 20.1 (мелкое хулиганство) КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств. «В целом эта инициатива находится в русле тенденции к смягчению ответственности “за слова” и перевода ее из уголовной в административную, начатой введением административной презумпции в ч. 1 ст. 282 УК РФ и продолженной ограниченным правоприменением ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ», – пояснил адвокат.
Матвей Цзен отметил, что сейчас в России создалась законодательная ситуация, в которой оскорбление президента, государства и общества в целом влечет за собой административную ответственность, а оскорбление участкового или мелкого чиновника – уголовную. «Очевидно, что такая ситуация перевернутой пирамиды иерархии общественных ценностей не является здоровой и должна быть исправлена. Отдельно отмечу, что согласно данным судебной статистики в 2019 г. судами по ст. 319 УК РФ рассматривались дела в отношении 12,5 тыс. человек – учитывая бюрократичность и формализованность нашего уголовного процесса – это довольно существенная нагрузка, снятие которой разгрузит как правоохранительные органы, так и суды», – резюмировал эксперт.
Председатель МКА «Паритет» Ерлан Назаров назвал крайне маловероятной перспективу принятия рассматриваемого законопроекта, когда общая тенденция законотворческой деятельности имеет совершенно противоположный вектор – «закручивание гаек», установление новых запретов, ограничений прав и свобод граждан, введение и усиление административной и уголовной ответственности за поведение, которое власть считает неприемлемым с точки зрения обеспечения собственного спокойствия и комфорта.
По мнению эксперта, подобные приоритеты вызывают обоснованную тревогу. «Несмотря на периодически звучащие с высоких трибун декларации о необходимости либерализации законодательства, в центре внимания законодателей в последние годы в значительной степени находились вопросы обратного свойства. Достаточно вспомнить Закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ о внесении изменений в УК и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, которым, в частности, введена ответственность за недоносительство, усугублено наказание за “экстремистские” проявления; “пакет Яровой”, назначением которого является создание условий для тотальной слежки за гражданами; Закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ, ограничивающий свободу деятельности новостных агрегаторов в РФ. Немало было нововведений и в КоАП РФ, в том числе за “оскорбление” власти с несоразмерно огромными штрафами (ч. 3–5 ст. 20.1., введенные Законом от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ) и т.п. Наблюдается стабильный рост числа осужденных по “политическим” статьям, большой резонанс вызвали гонения за репосты и лайки в интернет-сети», – отметил адвокат.
Ерлан Назаров полагает, что комментируемый законопроект об исключении ст. 319 из Уголовного кодекса выпадает из этого тренда, обусловленного стремлением защитить властную вертикаль от любого крамольного поведения и неугодных поползновений со стороны общества. «Хотя сама инициатива ряда депутатов, направленная на снижение числа осужденных граждан путем исключения упомянутой статьи из Кодекса, представляется разумной», – считает он.
Со ссылкой на статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ эксперт отметил, что количество осужденных за преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, остается на достаточно высоком уровне. «Так, в 2019 г. их число составило 9189 человек (против 10 154 человек в 2018 г.), из них примерно 50% приговорено к штрафам (4455 и 5028 человек соответственно), 2224 человека – к исправительным работам (2018 г. – 2339 человек), к обязательным работам – 2199 человек (2018 г. – 2380 человек), подвергнуты мерам медицинского характера 108 граждан, признанных невменяемыми. Так что статья, что называется, “работает” и активно применяется на практике», – заключил адвокат.
Ерлан Назаров добавил, что чаще всего потерпевшими по такой категории уголовных дел становятся сотрудники правоохранительных органов, нередко своими собственными избыточно жесткими мерами сами провоцирующие граждан на неадекватную реакцию. «Вряд ли государство откажется от преследования граждан за оскорбление представителей власти в силу того, что непосредственным объектом преступления является авторитет органов государственной власти и местного самоуправления, а честь и достоинство конкретного должностного лица – дополнительным. Хотя было бы целесообразным рассмотреть вопрос о введении, по крайней мере, административной преюдиции по аналогии со ст. 282 УК РФ, которая служила бы действенной профилактической мерой, направленной на предотвращение рецидива такого правонарушения», – подытожил адвокат.
Раскрываем тайну закона об оскорблении власти
Действия, которые трактуются как оскорбление представителя власти, регламентируются статьей 319 УК РФ, где указаны размеры и сроки наказания. Тем не менее, до недавнего времени данная статья и тема были спорной темой, поскольку с одной стороны граждане России не могут быть лишены возможности критиковать действия власти, но и власть должна быть защищена юридически от посягательств на авторитет.
Важно! Глава государства расценивается как его символ, поэтому оскорбление президента, несомненно, отличается от оскорбления частного лица и приравнивается к надругательству над государственными символами.
На практике вплоть до начала 2021 года статья 319 УК РФ про оскорбление власти практически не применялась на практике. Должностные лица давали отпор, основываясь на статью о клевете или на статью о защите чести и достоинства. Ситуация изменилась в марте 2019 года, когда президент России подписал закон, позволяющий блокировать интернет ресурсы, если там размещены материалы, прямо оскорбляющие представителей власти, президента или государственные символы.
Важно! Соответствующие изменения также были внесены в Кодекс об административных правонарушениях. В соответствии с новой редакцией, штраф составил от 30 до 100 тыс. рублей, за повторное нарушение – до 200 тыс. рублей и до 1,5 млн рублей, если информация привела к смерти человека или к беспорядкам.
По мнению авторов законодательной инициативы, пакет законов способствует распространению ложной информации, а также информации, оскорбляющей общественную нравственность, государство, официальные государственные знаки и символы.
Что может быть за оскорбление президента России?
Что будет, если Вы оскорбите президента страны, будет решать суд. В статье 319 УК РФ представлено несколько альтернативных вариантов наказания за нелестные высказывания:
- Штраф до 40 тысяч рублей;
- Штраф в размере дохода осужденного до 3 месяцев;
- Обязательные работы до 360 часов;
- Исправительные работы до 1 года.
Получить наказание в виде лишения свободы за оскорбление президента страны нельзя.
Если действия виновного лица не будут квалифицированы как уголовно наказуемое деяние, к нему может применяться ст. 5.61 КоАП РФ об оскорблениях.
В этом случае высказывание не должно касаться профессиональной деятельности президента страны или не должно быть выражены в яркой публичной форме.
По данной статье предусмотрены следующие виды наказания:
- Для граждан штраф от 1 до 3 тысяч рублей;
- Для должностных лиц штраф от 10 до 30 тысяч рублей;
- Для юридических лиц штраф от 50 до 100 тысяч рублей.
Что грозит при смягчающих и отягчающих обстоятельствах?
Судья обязан действовать в рамках установленных статьей размеров наказаний.
Выходить за эти пределы и назначать более строгое наказание судья не может даже, если преступление совершено с большим числом отягчающих обстоятельств.
Ст. 319 УК РФ не предусмотрена квалифицирующие признаки содеянного.
В качестве отягчающих обстоятельств в данном деле могут учитываться:
- Алкогольное или наркотическое опьянение виновного лица в момент совершения преступления;
- Наличие у подсудимого судимостей, особенно по аналогичным делам;
- Совместное совершение нескольких видов преступлений;
- Асоциальный образ жизни виновного.
К смягчающим вину обстоятельствам можно отнести:
- Деятельное раскаяние и признание вины;
- Пожилой или слишком молодой возраст;
- Положительные характеристики с места работы или жительства;
- Отсутствие судимостей.
При признании вины уголовное дело может быть рассмотрено в особом порядке, в результате которого подсудимому не может быть назначено наказание в размере более, чем двух третьих от максимально возможного по статье.
Комментарии к статье
Юристы обращают внимание граждан России на такие нововведения:
- в сети Интернет запрещено распространять информацию в неприличной форме, которая носит явные признаки агрессии и унижения общества, государства и представителей власти;
- правонарушение трактуется как мелкое хулиганство;
- административная ответственность распространяется на физических лиц, достигших 16 лет;
- решение о блокировке интернет-ресурсы выносит Генеральная прокуратура.
Важно! Критиковать власть можно, но без неприличных выражений и откровенной агрессии. Поправки, прежде всего, касаются российских граждан, которые ведут активную жизнь в социальных сетях, ведут телеграмм-каналы, пишут новостные обзоры.
Необходимо понимать, что штраф накладывается только в отношении материалов, соответствующих трем требованиям:
Читайте также: Какая ответственность за подстрекательство по УК РФ?
- сообщение подается в неприличной форме;
- форма подачи информации оскорбляет нравственность конкретного человека или общества;
- проявляется неуважение к государству, его символам, представителям органов власти.
Никто не лишал людей права высказывать свою точку зрения о работе Государственной Думы, президента страны, критиковать высокие налоги и маленькие заработные платы, высказываться о социальной несправедливости, организации системы образования и медицине. Если информация подается культурно, ни о каком штрафе и блокировке интернет-ресурса речь не идет.
Важно! Если будет доказано, что в информации содержатся недостоверные данные, в этом случае автору могут быть предъявлены обвинения по другой статье – о клевете.
В данном законе, статье УК РФ нет определения для неприличной формы подачи информации. Решение о том, какое сообщение признать неприличным, принимает суд и специальная экспертиза. Тем не менее, в других законах есть статьи о наказании за подачу информации в неприличной форме. Достаточно проанализировать судебную практику и становится понятным – что считается недопустимым для публикации в сети Интернет. К слову, не всегда мат расценивается как оскорбление. Важно доказать, что сообщение написано с конкретной целью – унизить достоинство, оскорбить. Если мат используется просто для выражения своих мыслей, но без злого умысла, применяется другая статья – о запрете использования мата в общественных местах.
Важно! Довольно часто авторы оскорбительных постов ссылаются на то, что использовали в сообщение вполне литературные слова, например, дура, жид, свинья. Однако суд такое объяснение не берет во внимание, так как в данном случае слово использовалось в адрес конкретного человека с целью его унизить и оскорбить.
Блокировка интернет-ресурсов происходит по определенному алгоритму:
- Генеральный прокурор или его заместители обращаются в Роскомнадзор. С подобной инициативой имеют право выступить только эти должностные лица;
- Роскомнадзор требует у провайдера заблокировать ресурс;
- провайдер требует у владельца сайта удалить информацию, на это автор имеет ровно 24 часа с момента обращения;
- если спустя отведенное время информация не удалятся доступ к ресурсу ограничивается и возобновляется только после удаления поста или информации.
Важно! Решения суда для таких блокировок интернет-ресурсов не нужно.
Оскорбление президента
С момента вступления в силу нового закона, а также поправок к Кодексу административных правонарушений уже возбудили более 50 дел, больше половины касаются оскорбления президента страны. По каждому делу относительно проявления неуважения к главе государства вынесено обвинительное решение об уплате штрафа.
Важно! Летом 2021 года Министерство внутренних дел направило полицейским методические рекомендации, где указано, что протоколы составляются только в том случае, если публичное высказывание содержало мат, использовались неприличные изображение порнографического характера, неприемлемые сравнительные образы. В список объектов насмешек включены глава страны, государственные символы, Государственная Дума, Совет Федерации, суды, правительство.
Судебная практика
По делам об оскорблении власти суды выносят решения двух видов. В первом случае все обвинения в совершении преступления с обвиняемого снимаются в связи с примирением сторон. Кроме этого, отменяется подписка о невыезде за пределы страны. Вот несколько таких решений: № 1-177/2017, № 1-705/2017, № 1-860/2017, № 1-864/2017.
Вторая категория решений – обвинительная. Суд признает ответчика виновным и постановляет выплатить штраф в доход государства. Размер определяется степенью оскорбления. Также после вынесения приговора вступает в силу мера пресечения о невыезде за границу и надлежащем поведении.
Таким образом, в Российской Федерации критиковать власть можно и даже не запрещено высказывать свое мнение о работе государственных органов. Высказывание негативного мнения – это своего рода обратная связь между народом и представителями власти. Однако законодательством определено, что даже отрицательные оценки необходимо высказывать интеллигентно, без оскорблений и унижений. Никто не упразднил из Конституции право граждан на свободу слова, а также распространение информации. Если критика конструктивная, приведены правдивые факты, никто не имеет право налагать штрафы на автора, блокировать интернет-сервис. Претензии возникают исключительно к формулировкам, форме высказываний.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.