Мошенничество может быть в любой сфере, включая и брокерскую деятельность. Подробнее поговорим про это.
Как действуют мошенники
Мошенники используют отработанный годами алгоритм, но с новым инфоповодом: предлагают популярную сейчас услугу — открытие брокерского счёта, отмечает директор департамента информационной безопасности МКБ Вячеслав Касимов.
Обычно звонят по телефону и просят установить поддельное приложение, которое очень похоже на банковское. «В программе всё так настроено, что кроме как на счёт злоумышленника, деньги никуда перевести нельзя. Человек рискует своими сбережениями на всех счетах, не только на карте», — предупреждает эксперт.
Часто мошенники используют социальную инженерию: манипулируют такими качествами, как жадность или страх всё потерять, добавляет руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. «Не стоит вестись на обещания сверхприбылей и скорого обогащения. Фондовый рынок всегда несёт риски, и если вам об этом не говорят, то это или преступники, или не очень честные сотрудники брокерских компаний», — поясняет он.
Как отличить брокера от мошенника
Если вам звонят и предлагают открыть брокерский счёт, главное — не торопиться, говорят эксперты. После звонка нужно зайти на сайт брокера, изучить его. Найти компанию в реестре Центробанка. Список опубликован на сайте регулятора. Если вы не увидели там фирму, с представителем которой говорили по телефону, значит, она не может предоставлять брокерские услуги на бирже, поясняет финансовый консультант компании «Личный капитал» Борис Кожуховский.
Не стоит открывать брокерский счёт по ссылкам, которые присылают по почте или в мессенджерах. Любые подозрительные предложения надо просто игнорировать, добавляет эксперт.
Лучше найти время и сходить в офис брокера или банка. Как вариант — открыть счёт на официальном сайте компании. «Это самый надёжный способ не попасть в лапы мошенников», — уверен финансовый консультант. Новичкам он советует изучить информацию на сайте Московской биржи. Там есть статьи о том, как устроен фондовый рынок и с чего начать инвестору.
К этим правилам можно добавить ещё несколько, говорит Вячеслав Касимов:
Не устанавливать неизвестные приложения: не скачивать программу, даже если об этом просит человек, который позвонил по телефону и представился сотрудником банка.
Не подключаться автоматически к публичным сетям Wi-Fi, потому что они могут перехватить ваши данные.
По возможности не использовать одно и то же устройство для получения SMS и входа в мобильный банк.
Можно ли вернуть деньги
Вернуть деньги в случае с псеводброкерами непросто, поскольку пострадавший переводит средства добровольно, поясняет управляющий партнёр коллегии адвокатов «АКП Бэст Адвайс» Максим Первунин.
Один из вариантов — процедура чарджбэка, или возврата, говорит адвокат Марина Симанова. Она советует клиенту обратиться в банк с заявлением на брокера-мошенника. В заявлении обязательно указать сумму и дату платежа. «Если брокер не докажет свою правоту, то деньги спишут с расчётного счёта компании, а информацию о мошеннике внесут в базы данных платёжных систем», — говорит адвокат.
Воспользоваться чарджбэком реально. Таким способом психолог Екатерина Поляк Залота вернула 30 тысяч ₽, которые перевела мошенникам якобы за пиццу. Но эта процедура не поможет, если счёт мошенника открыт не на имя компании, а на физлицо.
Заявление в банк — только первый шаг, добавляет Максим Первунин. Важно также контролировать результат.
Вот что надо сделать тем, кто перевёл деньги мошенникам:
1. Написать заявление в свой банк на чарджбэк.
2. Зафиксировать нарушения: сохранить аудиозаписи телефонных переговоров по возврату денег; нотариально заверить скриншоты балансов и всей переписки — пока брокер их не удалил.
3. Отправить псевдоброкеру письменную претензию и уведомление о расторжении договора.
4. Взять выписку из своего банка о платеже, запросить данные о том, куда деньги были зачислены.
5. Направить заявления о возбуждении уголовного дела в полицию и следственный комитет. Если откажут — жаловаться в прокуратуру.
6. Направить в банк, в котором обслуживается мошенник (банк-эквайер), заявление о блокировке счёта получателя и возврате средств.
7. Пожаловаться в Центробанк и Роспотребнадзор.
8. Привлечь общественное внимание: оставить комментарии на сервисах с отзывами. Написать жалобу в Ассоциацию российских банков.
Важно следить за ответами на все жалобы и оспаривать отказы принять дело к рассмотрению. Делать это можно самостоятельно или с юристом.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.