Почему кризис сильнее всего бьет по банкам?
Финансовая нестабильная ситуация приводит к сокращению производства. Многие компании вынуждены увольнять или отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск. Практически каждый работающий человек имеет кредит или является потенциальным заемщиком. Следовательно, возрастает риск невозвратных займов и падает спрос на банковские продукты. Клиенты начинают опустошать счета и депозиты. У финансовых организаций наступают тяжелые времена, когда приходится принимать соответствующие меры. Иначе остаться на плаву будет просто нереально.
Банки чаще всего решают сократить количество филиалов. Страдают регионы с наименьшим количеством населения. Здесь самая небольшая клиентская база, которая в кризисных условиях не позволяет покрыть затраты на содержание офиса и сотрудников. Это не означает, что в таких районах нет людей со стабильным доходом, поэтому они оказываются в довольно щекотливой ситуации. Улучшение экономической ситуации в стране не всегда позволяет банкам начинать повторно открывать филиалы. На это уходят годы.
Испанское решение в ответ на кризис
Тяжелая положение банковского сектора лишает огромное количество клиентов, которые живут в удаленных от столицы и крупных городов, возможности пользоваться стандартными услугами финансово-кредитных учреждений. С одной стороны, сокращение филиалов оправдано с экономической точки зрения. Есть у данного аспекта и оборотная сторона. Банк в любом случае теряет прибыль.
Людям приходится преодолевать огромные расстояния с единственной целью — добраться до ближайшего филиала. Одни вынуждены делать это потому, что нуждаются в банковском обслуживании из-за специфики своей работы. Другие, наоборот, начинают хранить деньги дома или решают не брать кредит, имея достаточный доход. Нередко обращение в тот или иной банк принимается исключительно по географическим соображениям, то есть человек идет в тот филиал, который ближе.
Это ведет к упущенной прибыли, которая могла бы стать отличным подспорьем для организации в сложных условиях. Высокие затраты на содержание дополнительного офиса зачастую перевешивают чашу весов в сторону его закрытия. Подобное положение вещей, конечно, является далеким до идеала и для банков, и для клиентов. До недавнего времени финансовые учреждения не находили иного выхода, но он есть.
Отличное решение было найдено испанским банком «Bankia». Эта организация, как и множество других, не могла себе позволить содержание филиалов в сельской местности, но и не лишило местное население своих услуг. Чтобы не терять клиентов, компания придумала «банк на колесах». В чем заключается особенность данного сервиса? Насколько он экономически оправдан?
Когда клиент не может прийти в банк, он сам идет к нему!
Финансовый кризис затронул практически каждую страну и не обошел Испанию. Большинство финансово-кредитных учреждений оказались на грани банкротства. Подобной участи не смог избежать и «Bankia». Колоссальные потери пошатнули положение этого банка. Его задолженность составила 19 миллиардов евро. Чтобы не потерпеть полного краха, компания начала закрываться филиалы учреждения. Практически все они располагались в сельской местности.
Руководство не могло отказаться от своих клиентов и стало искать оптимальный выход из сложившегося положения. В результате Bankia запустила такую услугу, как мобильный банк. Она не имеет ничего общего с личным кабинетом, доступным через специальное приложение на мобильном или на официальном сайте. Речь идет о переездном офисе, в котором находятся сотрудники, что позволяет предоставлять весь спектр банковских услуг, поскольку некоторые требуют личного присутствия клиента. Таким образом, компания сохранила свою репутацию и бизнес.
Подробнее о мобильном банке от Bankia
Компания, решившая сохранить свою клиентскую базу, закрыла филиалы в сельской местности, но приобрела фирменные автобусы. Узнаваемый и запоминающийся транспорт послужил в качестве дополнительной рекламы. Внутри автобусов было размещено все необходимое банковское оборудование, а в поездку отправляются квалифицированные сотрудники банка. Благодаря такому креативному подходу, организации не пришлось расторгать договора на обслуживание с юридическими и физическими лицами.
Идея полностью себя оправдала. Замена полноценных стационарных филиалов на передвижные принесла свои плоды. Уже запущено семнадцать автобусов, которые курируют по пригороду Валенсии. Транспортные средства приезжают в различные районы несколько раз в течение месяца. Подобное расписание позволяет клиентам не переживать о том, что какие-то банковские услуги будут недоступными. Кроме того, им не приходится ехать в город и терять драгоценное время.
Bankia совершил маленькое чудо. Банк сократил свои расходы, закрыв филиалы, но сохранил клиентскую базу. Затраты на поездки несоизмеримы с содержанием офиса, поэтому компания осталась в выигрыше, а еще и значительно повысила собственный авторитет в глазах клиентов. Лучшего сценария в разгар кризиса сложно себе представить.
Вместо заключения
Решение испанского банка вызывает восхищение. Прекрасное понимание ситуации и рациональное распоряжение клиентской базой позволили компании преодолеть трудности и не потерять географического влияния. Подобные идеи всегда оправдывают себя финансово, поэтому каждый бизнес должен искать неординарные решения проблемы, а не следовать проверенному сценарию.