Что такое регистрация торговой марки - как правильно регистрировать
Есть ли разница?
Многие путаются в торговых знаках и марках. Фактически, для Роспатента они не различаются. Официальная формулировка это товарный знак. А уж как он будет выражаться, никого особо не интересует. За исключением тех моментов, которые предусмотрены законодательством. Есть еще несколько аналогичных терминов:
- Бренд.
- Логотип.
Логотипом как раз именуется эмблема в виде каких-то картинок, символов или текста. Она используется именно для идентификации товара и производителя. Но сам по себе логотип зарегистрировать в РФ не удастся. Потому что он даже законодательно не определен. А вот бренд это куда более объемное понятие. Оно включает в себя:
- Названия.
- Брендбуки.
- Товарные знаки.
- Цвета и т.п.
Но и с брендами не все так однозначно. Иногда бренд не решает всей проблемы. Потому что споры по цвету товарного знака уже были в судебной практике. Поэтому делать все нужно в соответствии с действующим законодательством. А оно, прямо скажем, не очень удобное. Что до торговой марки, то она идентичная торговому знаку. И в РФ используется только система торговых знаков. Марки используются в:
- Британии.
- Соединенных штатах.
- Некоторых странах ЕС.
Мы для удобства будем называть торговый знак маркой, чтобы вы не путались. Но с точки зрения юриспруденции, это не совсем правильная формулировка. Хоть она и используется повсеместно.
Регистрация торговой марки самостоятельно поэтапная процедура
Как мы и говорили в самом начале, нужно проверить наличие аналогичной торговой марки. Обычно все останавливаются вот на чем:
- Использование БД.
- Самостоятельный поиск.
Вот только финал может оказаться не самым приятным. Потому что никто не может подтвердить актуальность существующей базы. Поэтому для начала стоит проверить все через ФИПС. Это федеральный институт промышленной собственности. Кстати, стоимость услуг по проверке будет зависеть от того, какой именно торговый знак используется:
- Комбинированный.
- Изобразительный.
- Словесный и т.п.
А также тут играют роль классы МКТУ и другие нюансы. Проверять по реестрам важно. Ведь если некоторые элементы вашей торговой марки уже где-то были зарегистрированы, то вероятность одобрения вашей заявки крайне мала.
Плюс к тому, надо проверять торговую марку и по МКТУ. Если что-то обнаружилось, то прогноз не самый радостный. Правда, сказать о том, что это 100%-ный провал тоже нельзя. Нужно все-таки консультироваться со специалистами и ориентироваться по ситуации. И не вносите классы МКТУ "про запас". В этом нет никакого смысла. Хоть они и определяют направление действия вашей торговой марки. Дело вот в чем:
- Отсутствие использованных классов прерывает действие знака досрочно (через 3 года).
- Государственная пошлина увеличивается.
Поэтому нужно пользоваться ограниченным количеством классов.
Роспатент регистрация торговой марки
Для регистрации вам потребуется подавать предварительную заявку. В ней указывают:
- Классы.
- Изображения.
- Описания.
- Реквизиты заявителя и т.п.
Плюс к тому, потребуется дополнительный пакет документов:
- Устав товарного знака (если он коллективный).
- Оттиски.
- Доверенности на представителей.
- Квитанцию об уплате гос. пошлины и т.п.
Кстати, мы рекомендуем вам оплатить сразу и гос. пошлину за экспертизу. Иначе потом придется делать это отдельно. И уже после этого заявка будет рассматриваться в ФИПС. Там предусмотрено 2 экспертизы:
- По существу.
- Формальная.
Начнем с формальной. На ее проведение выделяется ровно месяц, с момента поступления пакета с документами. Фактически, в итоге тут возможны 2 сценария:
- Заявка будет принята.
- Вынесут постановление об отказе в рассмотрении.
Отказ Роспатента вы сможете оспорить.
Если заявка одобрена и принята к рассмотрению, то наступает время для экспертизы по существу. Тут будут проверять соответствия обозначений определению марки. Плюс к тому, обозначение характеризуется. Ведь оно может оказаться таким, что для запрета его регистрации появится абсолютное основание. Абсолютным основанием может быть:
- Использование наименований межправительственных организаций.
- Использование нарицательных.
- Использование общепринятой терминологии.
- Косвенная или прямая адаптация государственной геральдики или символики и т.п.
Кстати, касается это не только РФ, но и других государств. Стоит это понимать. Что до других оснований, то они применяются чаще:
- Сходства с другими зарегистрированными марками.
- Сходства с фирменными наименованиями занесенными в реестр и т.п.
При этом, для сходств есть целая группа степеней смещения. Так что пытаться обмануть ФИПС не стоит. Иначе заявку просто "развернут" обратно.
Кстати, на экспертизу по существу уходит порядка 12 месяцев. Вот такая затянутая процедура. А самым коротким сроком регистрации товарного знака в РФ сейчас считается период в 2 месяца. Но представить это обычному бизнесмену крайне сложно.
Сколько стоит регистрация торговой марки в России?
Калькуляция примерно следующая:
- Заявка: 2.7 тыс. рублей.
- Экспертиза обозначения: 15 тыс. в среднем.
- Регистрация и св-во (17 000).
- Внесения в реестр (7 тыс. в среднем).
- Продление сроков действия: 20 тыс.
Обращаем ваше внимание, что это расходы только на государственные пошлины.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-16.
Бесплатная горячая юридическая линия.