- Движение по материалам дела
-
Номер Дела3а-48/2017 ~ М-5/2017
-
Вид судопроизводстваГражданское дело
-
ИнстанцияПервая инстанция
-
Вид документаРешение
-
Категория гражданского дела3.090 - Гл. 25 КАС РФ -> об оспаривании результатов определения кадастровой... -> об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости
-
Субъект РФУдмуртская Республика
-
Наименование СудаВерховный Суд Удмуртской Республики
-
РезультатИск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
-
СудьяКричкер Елена Викторовна
-
Дата поступления13.01.2017
-
Дата решения09.02.2017
-
Движение по делу13.01.2017 09:22 [Адм.] Регистрация административного искового заявления 16.01.2017 13:50 [Адм.] Передача материалов судье 16.01.2017 14:16 [Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 16.01.2017 14:17 [Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 19.01.2017 09:00 [Адм.] Подготовка дела (собеседование) 19.01.2017 14:50 [Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 09.02.2017 10:00 [Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу (Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН) 10.02.2017 15:16 [Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 10.02.2017 15:16 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Дело № 3а-48/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2017 года г. Ижевск
Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Пенькиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению П.С.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
П.С.М. (далее по тексту – административный истец) обратился в Верховный Суд УР с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31, общей площадью 7 913 ± 31,13 кв. м, по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304, с разрешённым использованием: для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации АБК энергетического корпуса и склада, равной его рыночной стоимости, в размере 8 906 000 рублей по состоянию на 01 января 2015 года.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что административный истец совместно с Г.Ф.Ф. арендуют земельный участок с кадастровым номером 18:26:020392:31, за что П.С.М. платит арендную плату, зависящую от его кадастровой стоимости, размер которой составляет 15 442 852,54 руб., что существенно превышает его рыночную стоимость и затрагивает права и обязанности административного истца (л.д.3-6).
Административный истец П.С.М. был своевременно извещён о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие (л.д.199, 205).
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствие административного истца, с участием его представителя.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Г.О.В. (удостоверение № 1263 от 07 июля 2015 года, ордер № 00330 от 13 января 2017 года, доверенность 18 АБ 0998557 от 24 января 2017 года, л.д.210, 180, 184) поддержала требования своего доверителя, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Правительства УР Н.Д.С. (доверенность от 24 января 2017 года № 7-198/04 сроком по 24 января 2018 года, диплом ВСА 0195734 от 27 июня 2006 года, регистрационный номер 81595 от 14 июля 2006 года л.д.211, 186, 186 на обороте) в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований П.С.М., полагая правомерным предоставленный им Отчёт об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31.
Представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту – Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. (доверенность от 14 декабря 2016 года № 60 сроком до 31 декабря 2017 года, диплом ВСГ 2974669 от 28 января 2009 года, регистрационный номер 5304 от 25 февраля 2009 года, л.д.187, 188) в судебном заседании также не возражала против удовлетворения требований административного истца, уточнив, что установленная судом кадастровая стоимость будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости в качестве новой кадастровой стоимости с момента вступления настоящего решения суда в законную силу (л.д.207, 207 на обороте).
Заинтересованные лица – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР), Администрация г. Ижевска, арендаторы земельного участка Г.Ф.Ф., Г.Г.З., ООО «Рента-Сервис» и ООО «Бэк-офис» были своевременно извещены о времени и месте рассмотрения административного дела, но в судебное заседание не явились и не обеспечили явку своих представителей (л.д.192, 200-204).
Г.Ф.Ф. представил в суд письменное ходатайство, в котором требования П.С.М. поддержал, просил рассмотреть административное дело без его участия (л.д.206).
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по УР М.М.Н. (доверенности № 18/2015-99 от 21 сентября 2015 года сроком на три года, (в порядке передоверия) № 01-19/2015 от 08 октября 2015 года сроком до 21 сентября 2018 года, диплом К № 56856 от 14 декабря 2011 года, регистрационный номер 684 от 22 декабря 2011 года, л.д.193-195) представил в суд письменные пояснения, в которых сообщил, что сведения о ранее учтённом земельном участке с кадастровым номером 18:26:020392:31 внесены 07 сентября 2005 года; кадастровая стоимость в размере 15 442 852,54 руб. установлена постановлением Правительства УР от 30 ноября 2015 года № 531 по состоянию на 01 января 2015 года, после чего количественные и качественные характеристики данного земельного участка не менялись. Просил рассмотреть административное дело без их участия (л.д.208, 209).
В силу части 4 статьи 247 КАС РФ административное дело рассмотрено судом в отсутствие извещённых, но не явившихся в судебное заседание участников процесса.
Выслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков – Правительства УР и Управления Росреестра по УР, изучив и проанализировав материалы административного дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные П.С.М. административные исковые требования подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, кадастровая стоимость земельных участков устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения и определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности.
Согласно материалам административного дела, Арендаторы П.С.М. (с 14 сентября 2016 года) и Г.Ф.Ф. (с 14 августа 2012 года), вместо выбывших в 2016 году Арендаторов: Г.Г.З., ООО «Рента-сервис» и ООО «Бэк-офис», приняли на праве аренды от Администрации г. Ижевска (Арендодатель) земельный участок с кадастровым номером 18:26:020392:31, общей площадью 7 913 кв. м, по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304, на срок до 09 сентября 2018 года, для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации АБК энергетического корпуса и склада, за что вышеназванным Арендаторам в 2016 году начислялась арендная плата (договор аренды № 3601 от 24 октября 2005 года и соглашения о внесении в него изменений № 3601/1 от 28 декабря 2006 года, № 3601/2 от 28 октября 2010 года, № 3601/3 от 14 августа 2012 года, № 3601/4 от 15 апреля 2013 года, № 3601/5 от 02 ноября 2015 года, № 3601/изм. от 14 сентября 2016 года – л.д.7-57).
При этом, приложением № 1 к соглашению № 3601/2 от 28 октября 2010 года о внесении изменений в договор аренды № 3601 от 24 октября 2005 года, в соответствии с постановлением Правительства УР № 172 от 06 ноября 2007 года «О порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Удмуртской Республики, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», размеры арендных платежей определены от кадастровой стоимости земельного участка (л.д.35).
В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Вышеизложенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере административных правоотношений, т.к. одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, органы, выполняющие функции по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учёту, а также органы местного самоуправления, являющиеся получателями земельного налога и арендной платы.
В соответствии со статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 03 июля 2016 года, с изменениями от 05 июля 2016 года) (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 3 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).При этом в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости Закон об оценочной деятельности предусматривает, в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссия) или решением суда на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в Комиссии физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в Комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, которое может быть подано в период с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в Единый государственный реестр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьёй 24.19 Закона об оценочной деятельности, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно материалам дела, решением от 30 ноября 2016 года № 565 Комиссия отклонила заявление П.С.М., поступившее к ним 16 ноября 2016 года, то есть в установленные законом сроки. Причинами данного решения указаны несоответствие представленного административным истцом Отчёта об оценке по форме и содержанию требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, а также требованиям к содержанию Отчёта об оценке, к описанию в Отчёте информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (л.д.61, 62).
При рассмотрении настоящего административного дела суд установил, что кадастровая стоимость ранее учтённого земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31, общей площадью 7 913 ± 31,13 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304, с разрешённым использованием: для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации АБК энергетического корпуса и склада, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости 07 сентября 2005 года, определена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 ноября 2015 года №531 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2015 года» (далее по тексту – Постановление № 531) и составляет 15 442 852,54 руб. (строка 27655 приложения №1 к Постановлению № 531).
Данный размер кадастровой стоимости земельного участка является актуальным на момент обращения административного истца в суд, что подтверждено кадастровым паспортом земельного участка и кадастровой справкой о его кадастровой стоимости (л.д.58, 142).
Полагая, что установленный размер кадастровой стоимости земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца как плательщика арендной платы, П.С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего административного дела в порядке административного судопроизводства по правилам главы 25 КАС РФ.
В обоснование заявленных требований административный истец представил в суд Отчёт об оценке № 1674 от 06 октября 2016 года, выполненный Обществом с ограниченной ответственностью «ПЕРСПЕКТИВА», согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31 по состоянию на 01 января 2015 года составляет 8 906 000 рублей (л.д.78-154).
Кроме того, административный истец представил в суд положительное экспертное заключение № 1453/12-16 от 29 декабря 2016 года на Отчёт об оценке № 1674 от 06 октября 2016 года, составленное Саморегулируемой организацией оценщиков Ассоциация «Межрегиональный союз оценщиков», членом которого является оценщик (л.д.155-176).
Согласно кадастровой справке от 25 августа 2016 года, сведения о размере кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31, определённой в соответствии с Постановлением № 531, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, после чего его кадастровая стоимость не изменялась (л.д.58).
В соответствии со статьёй 24.18 Закона об оценочной деятельности, в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В связи с чем, суд признаёт, что спорный земельный участок является ранее учтённым и вошёл в Перечень объектов, чья оценка произведена в рамках государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 59, 61, 84 КАС РФ, суд считает Отчёт об оценке № 1674 от 06 октября 2016 года, правомерность и соответствие положениям действующего законодательства которого подтверждены положительным экспертным заключением № 1453/12-16 от 29 декабря 2016 года, надлежащим, допустимым и достаточным доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31 по состоянию на 01 января 2015 года.
В ходе подготовки к слушанию настоящего административного дела суд, в силу статей 62, 63, 77 и 78 КАС РФ, разъяснил участвующим в деле административным ответчикам и заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями административного истца (л.д.182 на обороте, 191 на обороте, 212).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31, равный 8 906 000 руб., установленный Отчётом об оценке № 1674 от 06 октября 2016 года, участники процесса не оспаривали, каких либо обоснованных возражений о несоответствии данного Отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности суду не представили (л.д.213).
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера арендной платы, что непосредственно затрагивает интересы административного истца, следовательно, его требование об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее по тексту – Постановление Пленума Верховного Суда РФ №28) разъяснено, что датой подачи заявления для физических лиц является дата обращения в суд или в Комиссию, если последнее имело место.
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время – Единый государственный реестр недвижимости) оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Аналогичные разъяснения даны в абзаце 2 пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №28.
Согласно материалам административного дела, оспариваемый результат определения кадастровой стоимости земельного участка, определенный Постановлением № 531, был внесён в Единый государственный реестр недвижимости 29 декабря 2015 года, а с заявлением в Комиссию П.С.М. обратился 16 ноября 2016 года, то есть в пределах установленного законом пятилетнего срока.
В соответствии с абзацем 6 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности, сведения об изменении кадастровой стоимости земельного участка на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31, определённая в рамках настоящего административного дела, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являвшейся предметом настоящего оспаривания (абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Руководствуясь статьями 249, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление П.С.М. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 18:26:020392:31, общей площадью 7 913 ± 31,13 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Удмуртская, 304, по состоянию на 01 января 2015 года, в размере его рыночной стоимости, равной 8 906 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 16 ноября 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Удмуртской Республики в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 февраля 2017 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.