- Движение по материалам дела
-
Номер Дела33а-3625/2017
-
Вид судопроизводстваГражданское дело
-
ИнстанцияАпелляция
-
Вид документаОпределение
-
Субъект РФРеспублика Татарстан
-
Наименование СудаВерховный Суд Республики Татарстан
-
РезультатРЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
-
СудьяСибгатуллина Л.И.
-
Дата поступления08.02.2017
-
Дата решения07.03.2017
-
Движение по делу14.03.2017 16:04 [Адм.] Передано в экспедицию 07.03.2017 09:00 [Адм.] Судебное заседание 13.03.2017 16:21 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судья Панфилова А.А. Дело № 33а-3625/2017
Учет № 016а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 марта 2017 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,
судей Мочаловой Ю.Р., Сайдашевой Э.Р.,
при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Л.И.Сибгатуллиной административное дело по апелляционной жалобе Матишиной О.С. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года, которым постановлено:
отказать в удовлетворении административного искового заявления Матишиной О.С. к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконными акта обследования помещения №278 от 28 ноября 2011 года и заключения межведомственной комиссии №278 от 28 ноября 2011 г. о признании многоквартирного дома №37 по ул. <адрес> пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан аварийным и подлежащим сносу.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Матишиной Ольги Станиславовны к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №2425 от 31 декабря 2011 г. в части включения в список аварийных и подлежащих сносу домов дом №37 по ул. <адрес> пгг.Васильево Зеленодольского муниципального района.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Матишиной Ольги Станиславовны к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района о признании незаконным Постановления Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №1553 от 31 июля 2014 г. в части включения в список аварийных и подлежащих сносу домов дом №37 по ул. <адрес> пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Матишиной Ольги Станиславовны к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 2026 от 3 августа 2016 г. «Об изъятии земельного участка по адресу: Зеленодольский муниципальный район, пгт.Васильево, ул. <адрес>, №37 и расположенных на нем объектов недвижимого имущества.
Отказать в удовлетворении административного искового заявления Матишиной Ольги Станиславовны к исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района об исключении дома №37 по ул.<адрес> пгт.Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан из перечня аварийных и подлежащих сносу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Мингазова Н.Н., высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, объяснения Аникиной Т.М., Сысоевой О.Г., Оловянишниковой С.Л. и Ефимова А.В., считавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу - подлежащей оставлению без удовлетворения, судебная коллегия
установила:
Матишина О.С. обратилась в суд с административным иском к исполнительному комитету Зеленодольскому муниципальному району Республики Татарстан о признании незаконным постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 31 июля 2014 года №1553 «Об утверждении перечня аварийных многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района» в части жилого дома, расположенного по адресу Республика Татарстан, поселок городского типа (далее - пгт) Васильево, ул.<адрес> д.37 и постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 3 августа 2016 года №2026 «Об изъятии земельного участка по адресу: пгт.Васильево, ул. <адрес>, д.37, - и расположенных на нем объектов недвижимого имущества». Заявленные требования мотивированы следующим.
Матишина О.С. является сособственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Татарстан, пгт. Васильево, ул. <адрес>, д.37, кв.3. Иными сособственниками квартиры являются также Филиппова М.С. и Филиппова З.В.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 31 июля 2014 года №1553 данный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Уточнив заявленные требования, Матишина О.С. просила признать незаконным акт от 28 ноября 2011 года № 278 обследования помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, пгт. Васильево, ул. <адрес>, д. 37 и заключение межведомственной комиссии № 278 от 28 ноября 2011 года о признании жилого дома, расположенного по указанному адресу аварийным и подлежащим сносу; о признании незаконным постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №2425 от 31 декабря 2011 года «О признании многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района аварийными и подлежащими сносу» в части включения в список аварийных и подлежащих сносу домов дома № 37 по ул. <адрес> пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан; о признании незаконным постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 1553 от 31 июля 2014 года «Об утверждении перечня аварийных многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района» в части включения в список аварийных и подлежащих сносу домов указанного дома; исключении дома №37 по ул. <адрес> пгт.Васильево Зеленодольского муниципального района из перечня аварийных и подлежащих сносу; признании незаконным постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №2026 от 3 августа 2016 года «Об изъятии земельного участка по адресу: Зеленодольский муниципальный район, пгт.Васильево, ул. <адрес>, д. №37 и расположенных на нем объектов недвижимого имущества».
Суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
В апелляционной жалобе Матишиной О.С. ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Она считает, что обжалуемое решение постановлено при неправильном применении норм материального права и норм процессуального права, а выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. По мнению заявителя апелляционной жалобы, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением в данном случае пропущен не был.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.
Административный истец Матишина О.С. и заинтересованные лица Гасымова О.Ю., Гаврилова Е.Ю., Конькова Е.М., Коньков Д.С., Киркина О.Д., Юрин В.Г., Юрина О.А., Дьяконова М.Г., Хайруллина Н.В., Хайруллина Р.В., Хайруллин А.В., Валеев А.Н., Анисимова Н.А., Глазырин Н.А., Глазыриной А.А., Глазырин А.Н., Филиппова З.В., Филиппова М.С. в суд не явились.
В силу части 1 статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции усматривает основания для рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47.
Из материалов дела видно, что в пгт. Васильево Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по адресу: ул. <адрес>, д.37 расположен многоквартирный дом.
Административный истец Матишина О.С. является собственником 3/8 доли в праве общей долевой собственности на квартиру № 3 в доме, расположенном по указанному адресу. Собственниками 1/4 и 3/8 долей доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру соответственно являются заинтересованные лица Филлипова З.В. и Филиппова М.С.
28 ноября 2011 года межведомственной комиссией, назначенной постановлением № 2088 от 23 сентября 2009 года руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан составлен акт обследования помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Зеленодольский район, пгт. Васильево, ул. <адрес>, д.37, 1963 года ввода в эксплуатацию.
На основании данного акта заключением межведомственной комиссии от 28 ноября 2011 года № 278 многоквартирный жилой дом по указанному адресу был отнесен к категории аварийных и подлежащих сносу.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №2425 от 31 декабря 2011 года «О признании многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района аварийными и подлежащими сносу» дом 37 по ул.<адрес> пгт. Васильево Зеленодольского района признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 1553 от 31 июля 2014 года «Об утверждении перечня аварийных многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района» указанный многоквартирный жилой дом 37 включен в перечень аварийных и подлежащих сносу.
Установлено, что в 2014 году жильцы спорного многоквартирного дома были поставлены представителем исполнительного комитета пгт. Васильево о признании дома аварийным и подлежащим сносу.
Тогда же в 2014 году на доме была также установлена табличка с информацией об аварийности дома ми его сносе.
Постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 31 июля 2014 года «Об утверждении перечня аварийных многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района» было опубликовано в официальном источнике издания – газете «Зеленодольская правда» 6 августа 2014 года.
26 мая 2016 года административному истцу направлено требование №182, которым до сведения Матишиной О.С. доведена информация о признании дома аварийным и подлежащим сносу и необходимости совместно с собственниками других жилых помещений произвести снос или реконструкцию многоквартирного жилого дома. При этом разъяснено, что в отсутствие сноса или реконструкции жилого дома недвижимое имущество подлежит изъятию путем выкупа, предложена выкупная цена в размере 11022 рублей за один квадратный метр.
3 августа 2016 года вынесено постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан № 2026 «Об изъятии земельного участка по адресу: пгт. Васильево, ул. <адрес> д.37 и расположенных на нем объектов недвижимого имущества».
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из пропуска административным истцом Матишиной О.С. установленного законом срока на обращение в суд с административным исковым заявлением и с учетом данного обстоятельства пришел к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции по данному делу правильными.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Обжалуемое решение постановлено с учетом указанных положений закона.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление направлено в суд 13 октября 2016 года, то есть с пропуском установленного законом срока для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании акта от 28 ноября 2011 года № 278 обследования помещения, заключения межведомственной комиссии № 278 от 28 ноября 2011 года о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу, постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №2425 от 31 декабря 2011 года «О признании многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района аварийными и подлежащими сносу» и постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №1553 от 31 июля 2014 года «Об утверждении перечня аварийных многоквартирных домов Зеленодольского муниципального района».
В силу вышеприведенных положений процессуального закона в данном случае пропуск срока обращения в суд за защитой нарушенного права является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления в отсутствие доказательств, объективно исключающих возможность обращения в суд в установленные сроки.
Поскольку установленный законом срок на обращение за защитой нарушенного права, исходя из положений частей 3, 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не находит оснований для проверки выводов суда по иным фактическим обстоятельствам дела в указанной части требований.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части требования об оспаривании постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №2026 от 3 августа 2016 года «Об изъятии земельного участка по адресу: Зеленодольский муниципальный район, пгт.Васильево, ул. <адрес>, д. №37 и расположенных на нем объектов недвижимого имущества», суд первой инстанции исходил из того, что процедура изъятия земельного участка, предусмотренная главой Земельного кодекса Российской Федерации, административным ответчиком была соблюдена.
Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для отказа в удовлетворении административного иска в указанной части требований имелись.
Пунктом 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Согласно пункту 1 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории.
Принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции) (подпункт 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем, требование об оспаривании постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан №2026 от 3 августа 2016 года «Об изъятии земельного участка по адресу: Зеленодольский муниципальный район, пгт.Васильево, ул. <адрес> д. №37 и расположенных на нем объектов недвижимого имущества» производно от вышеуказанных требований и в связи с этим оснований для признания его нарушающим права административного истца не имеется.
Данное постановление от 3 августа 2016 года принято в пределах полномочий исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в целях реализации на территории муниципального образования Зеленодольский муниципальный район муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Зеленодольском муниципальном районе на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района № 2178 от 6 сентября 2013 года, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Оно размещено на официальном портале правовой информации Республики Татарстан (http://pravo.tatarstan.ru) и информационном сайте Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в составе портала муниципальных образований Республики Татарстан (http://zelenodolsk.tatarstan.ru) в Сети Интернет и опубликовано также в газете «Зеленодольская правда».
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска в указанной части требований также не имеется.
С учетом изложенного в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в указанной части отмене не подлежит, поскольку является правильным по существу.
Довод апелляционной жалобы о том, что Матишина О.С. не выписывает газету «Зеленодольская правда» и в связи с этим не могла прочитать опубликованное в ней оспариваемое постановление от 6 августа 2014 года, не отменяет обстоятельства опубликования указанного постановления в установленном законом порядке и в связи с этим отмену решения суда не влечет, поскольку основан на неправильном толковании заявителем апелляционной жалобы норм материального права.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат оснований для отмены правильного по существу решения суда, поскольку опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, направлены на пересмотр обстоятельств, надлежаще оцененных судом первой инстанции, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 12 декабря 2016 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Матишиной О.С. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи