- Движение по материалам дела
-
Номер Дела33а-1971/2017
-
Вид судопроизводстваГражданское дело
-
ИнстанцияАпелляция
-
Вид документаОпределение
-
Категория гражданского дела3.150 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании взносов в Пенсионный Фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного мед. страхования
-
Субъект РФАлтайский край
-
Наименование СудаАлтайский краевой суд
-
Результатрешение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
-
СудьяНовикова Наталья Владимировна
-
Дата поступления01.02.2017
-
Дата решения28.03.2017
-
Движение по делу14.02.2017 09:00 [Адм.] Судебное заседание 03.04.2017 07:49 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 04.04.2017 14:28 [Адм.] Передано в экспедицию 01.02.2017 10:50 [Адм.] Передача дела судье 28.03.2017 09:00 [Адм.] Судебное заседание
Судья Чернова М.Н. Дело № 33а-1971/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 марта 2017 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Знаменщикова Р.В., Новиковой Н.В.,
при секретаре Клименко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Усольцевой Л. В. на решение Заринского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2016 года по делу по административному иску
государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края к Усольцевой Л. В. о взыскании пеней.
Заслушав доклад судьи Новиковой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
с 03 сентября 2008 года по 10 октября 2011 года Усольцева Л.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и в силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» относилась к числу плательщиков страховых взносов.
В связи с несвоевременной уплатой части задолженности по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии за 2011 год в размере <данные изъяты> и задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2011 год в размере <данные изъяты> государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края (далее по тексту – УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края, Управление) было предложено уплатить Усольцевой Л.В. начисленные пенсионным органом пени, в связи с чем в ее адрес были направлены требования: *** от 19 февраля 2016 года об уплате пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме <данные изъяты>, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>; *** от 12 марта 2016 года об уплате пеней в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты>; *** от 12 марта 2016 года об уплате пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме <данные изъяты>, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты> <данные изъяты>; № *** от 30 мая 2016 года об уплате пеней в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме <данные изъяты>, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме <данные изъяты>, однако Усольцева Л.В. данную обязанность не исполнила.
В связи с этим УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края обратилось в суд с административным иском к Усольцевой Л.В. о взыскании суммы пени в размере <данные изъяты>, в том числе: пени на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии ***) в размере <данные изъяты>, пени на обязательное медицинское страхование (***) в размере <данные изъяты> Также Управление просило взыскать с Усольцевой Л.В. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>
Решением Заринского городского суда от 06 декабря 2016 года административное исковое заявление удовлетворено полностью.
В апелляционной жалобе Усольцева Л.В. просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, ссылаясь на то, что судом необоснованно проигнорировано заявление административного ответчика о пропуске пенсионным органом срока исковой давности, который истек 26 ноября 2014 года.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в части в связи с недоказанностью установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела (п. 2 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Плательщики страховых взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 данного Федерального закона, не позднее 31 декабря текущего года за исключением случаев прекращения деятельности физического лица до конца календарного года; в последнем случае уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно (ст. 14, ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ).
Принимая во внимание факт регистрации Усольцевой Л.В. в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на административном ответчике лежала установленная законом обязанность по уплате страховых взносов. Более того, необходимость уплаты таких взносов подтверждается судебным приказом мирового судьи судебного участка *** <адрес> о взыскании с Усольцевой Л.В. страховых взносов и пеней за 2011 год.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пенями признается установленная ст. 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки (часть 1); пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов (часть 3); пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (часть 5); процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (часть 6).
Также суд верно учел, что вышеуказанным Федеральным законом регламентирован порядок взыскания страховых взносов и пеней, который предполагает соблюдение определенной процедуры по принудительному взысканию недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов, состоящей из ряда последовательных этапов действий. Несоблюдение этой процедуры либо ее ненадлежащее исполнение влияет на оценку законности самого взыскания, поскольку законность взыскания связана не только с наличием неисполненной обязанности по уплате задолженности.
Так, согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 22 этого же Федерального закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов (ч. 1); требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете (ч. 6); требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов (ч. 7).
Как усматривается из материалов дела, 19 февраля 2016 года за номером ***, 12 марта 2016 года за номерами *** и 30 мая 2016 года за номером *** УПФР в <адрес> и <адрес> Алтайского края в отношении Усольцевой Л.В. были сформированы требования об уплате пеней. В подтверждение отправки данных требований Усольцевой Л.В. заказными письмами в соответствии с положениями вышеприведенной правовой нормы (ч. 7 ст. 22 Федерального закона № 212-ФЗ) административным истцом представлены списки внутренних почтовых отправлений от 20 февраля, от 14 марта и от 31 мая 2016 года соответственно (л.д. 15, 18-19, 23-25), которые приняты в качестве надлежащих доказательств отправки почтовой корреспонденции городским судом.
Между тем указанные списки нельзя признать надлежащими доказательствами отправки требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов заказными письмами, поскольку они не отвечают требованиям п. 9.2 Порядка оформления сопроводительных документов при приеме внутренних партионных почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» от 23 марта 2011 года № 3.2.2-05/8-нд, согласно которому обязательным реквизитом списка ф.103 при отправлении заказных партионных отправлений является графа № 3, содержащая данные почтового идентификатора.
Ввиду отсутствия номеров почтовых идентификаторов, присвоенных отделением почтовой связи каждому из вышеназванных почтовых отправлений, административному истцу было предложено представить в суд апелляционной инстанции доказательства направления в адрес Усольцевой Л.В. требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов *** от 19 февраля 2016 года, *** от 12 марта 2016 года, *** от 12 марта 2016 года, *** от 30 мая 2016 года заказными письмами, то есть документы (списки почтовых отправлений), содержащие такие номера.
Согласно ответу УПФР в <адрес> и <адрес> Алтайского края от 15 февраля 2017 года № 1280 представить доказательства направления в адрес Усольцевой Л.В. требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов *** от 19 февраля 2016 года не представляется возможным в связи с передачей части документов в налоговый орган в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». При этом в подтверждение направления иных требований заказными письмами в адрес Усольцевой Л.В. пенсионным органом представлены соответствующие документы, содержащие, в том числе, номер почтового идентификатора.
По информации налогового органа (Межрайонной ИФНС России № 4 по Алтайскому краю) в настоящее время территориальными отделениями Пенсионного фонда России и Фонда социального страхования в УФНС России по Алтайскому краю представлены сальдо расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 01 января 2017 года в электронном виде без документов на бумажном носителе, поэтому предоставить документы, подтверждающие направление в адрес плательщика страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на ДД.ММ.ГГ ***, не представляется возможным.
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств соблюдения установленного законом порядка взыскания задолженности по требованию от 19 февраля 2016 года ***, в связи с чем решение суда в части взыскания с Усольцевой Л.В. пени в Пенсионный фонд Российской Федерации на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты>, а также пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> подлежит отмене.
Вместе с тем, учитывая, что иные требования (*** от 12 марта 2016 года, *** от 12 марта 2016 года, *** от 30 мая 2016 года) Усольцевой Л.В. в добровольном порядке исполнены не были, доказательств обратного не представлено, тогда как соблюдение порядка взыскания начисленных по данным требованиям пеней, напротив, подтверждено документально административным истцом, вывод суда о необходимости удовлетворения остальной части заявленных пенсионным органом требований является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края срока для обращения в суд с настоящим административным иском несостоятельны.
Согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ заявление о взыскании может быть подано органом контроля за уплатой страховых взносов в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 02 августа 2016 года мировым судьей судебного участка № 1 г. Заринска на основании заявления УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края от 22 июля 2016 года *** выдан судебный приказ о взыскании с Усольцевой Л.В. пени в сумме <данные изъяты>
В связи с тем, что от должника в установленный законом срок поступили возражения относительно его исполнения, данный судебный приказ был отменен определением того же мирового судьи от 22 августа 2016 года.
Административный иск о взыскании вышеуказанной суммы начисленных пеней поступил в суд 21 октября 2016 года, то есть в установленный вышеприведенной правовой нормой срок.
Указание Усольцевой Л.В. в апелляционной жалобе на необходимость применения 3-летнего срока исковой давности, который подлежит исчислению с 26 ноября 2014 года, не основано на законе, в связи с чем не принимается судебной коллегией во внимание.
Из материалов представленного исполнительного производства *** о взыскании с Усольцевой Л.В. страховых взносов за 2011 год следует, что оно было окончено судебным приставом-исполнителем Заринского МОСП УФССП России по Алтайскому краю 29 ноября 2014 года по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Следовательно, срок для предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению, установленный ч. 1 ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве», с учетом положений ч.ч. 1 и 2 ст. 22 названного закона, на момент обращения пенсионного органа в суд с настоящим административным иском не истек, учитывая, что заявление было подано в суд 21 октября 2016 года. Поскольку административный ответчик не ссылается на выплату взысканной мировым судьей суммы страховых взносов, а возможность принудительного взыскания недоимки по страховым взносам не утрачена, то взыскание пеней, производных от основного долга, является возможным в настоящее время.
Также следует учесть, что Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляющий управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования и обеспечивающий назначение и выплату государственных пенсий, при обращении в суд с административным исковым заявлением о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, по существу, наделяется публичными полномочиями, направленными на защиту государственных интересов, в связи с чем в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины по делам о взыскании обязательных платежей. Следовательно, решение суда в части взыскания государственной пошлины в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации также подлежит отмене, а уплаченная административным истцом по платежным поручениям *** от 11 июля 2016 года и *** от 28 сентября 2016 года государственная пошлина в размере <данные изъяты>, – возвращению УПФР в г. Заринске и Заринском районе Алтайского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 61.1 и п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая, что административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, минимальный размер которой составляет <данные изъяты>, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с административного ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст. 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заринского городского суда Алтайского края от 06 декабря 2016 года отменить в части взыскания с Усольцевой Л. В. в пользу бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации пени на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за 2011 год в размере <данные изъяты>; пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2011 год в размере <данные изъяты>; расходов по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Принять по делу новое решение в отмененной части, в связи с чем изложить резолютивную часть в следующей редакции:
«Взыскать с Усольцевой Л. В., ДД.ММ.ГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии за 2011 год, в размере <данные изъяты>, а также пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2011 год в размере <данные изъяты>
Взыскать с Усольцевой Л. В. в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в размере <данные изъяты>
Возвратить освобожденному от уплаты государственной пошлины государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Алтайского края сумму в размере <данные изъяты>, уплаченную им по платежным поручениям *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ».
Председательствующий:
Судьи: