Тверской гарнизонный военный суд Решение Гражданское дело 2а-17/2017 (2а-136/2016;) ~ М-165/2016

Движение по материалам дела
Номер Дела 2а-17/2017 (2а-136/2016;) ~ М-165/2016
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Первая инстанция
Вид документа Решение
Категория гражданского дела 3.050 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> об оспаривании решения, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления)
Субъект РФ город Москва
Наименование Суда Тверской гарнизонный военный суд
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судья Красовский А.А.
Дата поступления 28.12.2016
Дата решения 27.02.2017
Дата вступления в законную силу 25.05.2017
Движение по делу 28.12.2016 09:31 [Адм.] Регистрация административного искового заявления 28.12.2016 09:33 [Адм.] Передача материалов судье 29.12.2016 15:02 [Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 29.12.2016 17:51 [Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 18.01.2017 10:00 [Адм.] Подготовка дела (собеседование) 18.01.2017 18:50 [Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 27.01.2017 14:00 [Адм.] Судебное заседание [Адм.] Рассмотрение дела начато с начала (вступление в дело соистцов/соответчиков) 16.02.2017 14:00 [Адм.] Подготовка дела (собеседование) 16.02.2017 17:52 [Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 27.02.2017 17:00 [Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу (ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска) 06.03.2017 09:26 [Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 22.03.2017 15:07 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 22.03.2017 15:07 [Адм.] Дело оформлено 11.08.2017 17:35 [Адм.] Дело передано в архив

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

дело № 2а-17/2017 (2а-136/2016)

27 февраля 2017 года город Тверь

Тверской гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего Красовского А.А.,

при секретаре судебного заседания Анпилогове В.Ю.,

с участием представителя административного истца <данные изъяты> Каменского Д.А. – Ершова Г.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Каменского Дениса Альбертовича об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориального, г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с ненаправлением копии решения о предоставлении жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Каменский обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, исходя из существа заявленных требований, с учетом их уточнения в связи с установленными в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ обстоятельствами, просил признать действия начальника отделения (территориального, г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение ЗРУЖО) и начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанные с ненаправлением Каменскому копии решения о предоставлении ему жилищной субсидии и непредоставлением Каменскому информации о причинах ненаправления ему копии этого решения, незаконными.

Определениями от 29 декабря 2016 года, 18 и 27 января 2017 года административное исковое заявление Каменского принято к производству военного суда, по нему возбуждено административное дело, на основании ч. 2 ст. 221 КАС РФ к участию в деле наравне с начальником отделения ЗРУЖО привлечено отделение ЗРУЖО, как орган, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, чьи действия оспариваются, на основании ч. 5 ст. 41 КАС РФ участию в деле в качестве соответчиков привлечены начальник ЗРУЖО и ЗРУЖО, как должностное лицо и орган, в чью компетенцию входят полномочия по устранению возможных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, в качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечено федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее - УФО по ЛО), как финансовый орган, а также установлено начало срока рассмотрения дела исчислять с 28 января 2017 года.

Одновременно указанным определением от 27 января 2017 года судом отказано в удовлетворении ходатайства представителя Каменского – Ершова о замене ненадлежащих, по его мнению, ответчиков - начальника отделения ЗРУЖО и отделения ЗРУЖО, на надлежащих - начальника ЗРУЖО и ЗРУЖО, как в утратившем практическое значение в связи с привлечением начальника ЗРУЖО и ЗРУЖО к участию в деле в качестве соответчиков.

В обоснование заявленных требований Каменский указал, что с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ Каменский направил в отделение ЗРУЖО заявление о перечислении ему жилищной субсидии, а затем представил по требованию сотрудников ЗРУЖО дополнительные недостающие документы.

Вместе с тем по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ копию решения о предоставлении жилищной субсидии Каменский не получил, информацию о причинах ненаправления Каменскому копии этого решения отделение ЗРУЖО Каменскому не предоставляет.

Данные действия Каменский полагал нарушением своих прав на получение информации, а также жилищных прав и прав на судебную защиту, предусмотренных ст.ст. 18, 24, 29, 40, 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 3, 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года №76-ФЗ, п.п. 4, 7 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 (далее - Порядка предоставления субсидии).

В ходе судебного заседания представитель административного истца Каменского - Ершов поддержал заявленные требования, сообщив, что ДД.ММ.ГГГГ стороной административного истца в Тверской гарнизонный военный суд было сдано самостоятельное заявление об оспаривании бездействия начальника отделения ЗРУЖО, связанного с ненаправлением в уполномоченный орган документов для принятия решения о предоставлении Каменскому жилищной субсидии, в связи с чем Ершов заявил ходатайство об объединении в одно производство рассматриваемого административного дела с вновь поданным административным исковым заявлением Каменского, в удовлетворении которого отдельным определением военного суда от 27 февраля 2017 года, вынесенным в ходе судебного заедания, стороне административного истца было отказано.

В части рассматриваемого предмета исковых требований представитель Каменского - Ершов пояснил, что бездействие соответчиков является неправомерным, поскольку положения Порядка предоставления субсидии предусматривают, что для получения жилищной субсидии военнослужащие предоставляют в уполномоченный орган, которым является ЗРУЖО, всего два документа: это само заявление о перечислении жилищной субсидии и договор об открытии банковского счета, после чего этот уполномоченный орган в течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств должен сделать запросы Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а затем вынести и направить Каменскому копию решения о предоставлении жилищной субсидии, что не было сделано и надлежит сделать ЗРУЖО для восстановления прав Каменского.

Каких-либо иных действий жилищных органов, включая вынесение отделением ЗРУЖО предварительных решений, производства отделением ЗРУЖО запросов, существующий Порядок предоставления субсидии не предусматривает. Иные, изданные руководителем ЗРУЖО приказы, устанавливающие порядок предоставления субсидии, нормативного характера не носят. Поэтому утверждения ЗРУЖО о том, что в адрес этой организации из отделения ЗРУЖО не поступило документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении Каменскому жилищной субсидии, Ершов полагал несостоятельными, считая, что таковые документы поступать не должны, а проверку факта нахождения военнослужащих на жилищном учете, установление и проверку сведений, влияющих на расчет размера субсидии, должно осуществлять ЗРУЖО на основании сведений единой системы электронного документооборота органов военного управления «<данные изъяты>» (далее - СПО <данные изъяты>), куда эти сведения уже должны быть внесены после их проверки территориальными жилищными органами (отделением ЗРУЖО).

Кроме того Ершов пояснил, что Каменский обращался в отделение ЗРУЖО и ЗРУЖО с просьбой о доведении дно него информации о причинах невыдачи ему копии решения о предоставлении жилищной субсидии, направив в жилищные органы две телеграммы от ДД.ММ.ГГГГ, полученные отделением ЗРУЖО и ЗРУЖО ДД.ММ.ГГГГ.

Также Ершов обратил внимание на то, что административными ответчиками не было представлено в суд копии Порядка принятия решений о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения в ФГКУ «Западрегионжилье» и организации работы по предоставлению жилищной субсидии, утвержденного приказом начальника ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ , на который ссылается представитель ЗРУЖО в обоснование своих возражений относительно заявленных исковых требований, а также не представлено сведений, указывающих на наличие у отделения ЗРУЖО полномочий по направлению Каменскому и членам его семьи запросов в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, которые согласно существующему порядку должно направлять само ЗРУЖО, а равно не представлено сведений о том, поступала ли в ЗРУЖО информация о доведении лимитов бюджетных обязательств в части предназначающейся Каменскому денежной субсидии до управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации, что, по мнению Ершова, свидетельствует о том, что ответчики не доказали факт соответствия своего бездействия положениям нормативных правовых актов, а также в ходе разбирательства дела не выяснены причины, по которым решение о предоставлении жилищной субсидии не направлено Каменскому.

На основании изложенного представитель Каменского-Ершов просил суд удовлетворить заявленные требования.

Начальник отделения ЗРУЖО и представитель отделения ЗРУЖО, извещенные о времени и месте разбирательства дела в суд не прибыли. В ходе ранее состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ судебного заседания по рассматриваемому делу начальник отделения ЗРУЖО ФИО6 заявленные Каменским требования не признала, сообщив, что отделение ЗРУЖО не наделено полномочиями по вынесению решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии. В соответствии с порядком, определенным внутренним приказом руководителя ЗРУЖО, отделение ЗРУЖО полномочно только принимать от военнослужащих заявления о перечислении жилищной субсидии, формировать и проверять представленные документы, после чего выносить предварительные решения о предоставлении жилищной субсидии, не имеющие юридической силы, с направлением материалов жилищных дел военнослужащих в ЗРУЖО, которое на основании представленных документов и выносит окончательное и юридически значимое решение о предоставлении жилищной субсидии, высылаемое обратно в отделение ЗРУЖО.

При этом непосредственно до отделения ЗРУЖО информация о лимитах бюджетных обязательств для выплаты денежной субсидии конкретным военнослужащим не доводится. Денежные средства поступают на лицевой счет управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по соответствующему субъекту Российской Федерации, после чего данная информация доводится до ЗРУЖО, которое присылает в отделение ЗРУЖО список военнослужащих для подготовки их жилищных дел и направления данных документов в ЗРУЖО.

Одновременно отделение ЗРУЖО в порядке осуществления деятельности по проверке законности и обоснованности нахождения военнослужащих на жилищном учете полномочно направлять в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующие запросы о наличии у военнослужащего и членов его семьи жилых помещений.

На момент обращения Каменского в ДД.ММ.ГГГГ в отделение ЗРУЖО с заявлением о предоставлении жилищной субсидии лимит денежных средств на ДД.ММ.ГГГГ был уже исчерпан, а за ДД.ММ.ГГГГ информации о необходимости формирования и направления в ЗРУЖО жилищных дел военнослужащих для предоставления им жилищной субсидии в отделение ЗРУЖО не поступало, соответственно жилищное дело Каменского в ЗРУЖО не направлялось, решения о предоставлении ему жилищной субсидии не выносилось.

Также в ходе ранее состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ судебного заседания по рассматриваемому делу начальник отделения ЗРУЖО ФИО6 сообщила, что по состоянию на указанную дату ни с устными, ни с письменными заявлениями об информировании его о причинах ненаправления ему копии решения о предоставлении жилищной субсидии Каменский в отделение ЗРУЖО не обращался.

На основании изложенного начальник отделения ЗРУЖО просила суд в удовлетворении заявленных Каменским требований отказать.

Начальник ЗРУЖО и представитель ЗРУЖО, извещенные о месте и времени разбирательства дела в судебное заседание не прибыли. В письменных сообщениях представитель начальника ЗРУЖО и ЗРУЖО ФИО7 просила суд рассмотреть дело без ее участия. При этом заявленные Каменским требования не признала, указав, что полномочиями по вынесению решений о предоставлении жилищной субсидии действительно обладает только ЗРУЖО, а отделение ЗРУЖО таковым полномочиями не обладает. Вместе с тем отделение ЗРУЖО вправе осуществлять деятельность по постановке военнослужащих на жилищный учет и снятию их с такового, а равно по проверке законности нахождения военнослужащих на данном учете.

Кроме того, в соответствии с порядком, определенным внутренним приказом руководителя ЗРУЖО, отделение ЗРУЖО полномочно проверять заявления о перечислении жилищной субсидии и иные документы, представленные военнослужащими, после чего выносить предварительные решения об ее предоставлении, не имеющие юридической силы.

При этом решения о предоставлении жилищной субсидии Каменскому в ЗРУЖО не выносилось, поскольку его жилищное дело и иные необходимые для этого документы в ЗРУЖО не поступали. Одновременно по данным СПО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ из отделения ЗРУЖО в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были направлены соответствующие запросы о наличии у Каменского и членов его семьи жилых помещений, ответы на которые не поступили.

На основании изложенного представитель начальника ЗРУЖО и ЗРУЖО ФИО7 просила суд в удовлетворении заявленных Каменским требований отказать.

Представитель заинтересованного лица - УФО по ЛО, извещенного о времени и месте разбирательства дела, в суд не прибыл. В письменном заявлении представитель УФО по ЛО ФИО8 указала, что, в случае признания действий отделения ЗРУЖО и ЗРУЖО неправомерными, возмещение судебных издержек действительно должно производиться через УФО по ЛО, с указанием в качестве способа исполнения решения о взыскании их со ЗРУЖО через лицевой счет УФО по ЛО.

Изучив имеющиеся материалы, военный суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.п. 1, 16 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 указанного Федерального закона.

Порядок расчета жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.

Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В силу п. 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 Директору Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации приказано обеспечить: а) доведение лимитов бюджетных обязательств для выполнения управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации функции по перечислению жилищной субсидии военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы; б) информирование управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и региональных управлений жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, за которыми они закреплены, о доведенных бюджетных ассигнованиях; в) информирование Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о направлении финансирования в течение двух рабочих дней со дня доведения лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 1, 4-7 Порядка предоставления субсидии, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510, данный Порядок регулирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны Российской Федерации

Для перечисления жилищной субсидии военнослужащие, представляют в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих (далее - уполномоченный орган) либо специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) (далее - структурное подразделение уполномоченного органа) договор об открытии банковского счета и заявление о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета, подписанное ими и всеми членами их семей.

В течение десяти рабочих дней со дня поступления информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в целях получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим и членам их семей принимается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения указанных сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при отсутствии оснований для снятия их с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях.

Принятое уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) решение о предоставлении жилищной субсидии оформляется по рекомендуемому образцу согласно приложению к указанному Порядку.

Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим и членам их семей в течение трех рабочих дней с даты его принятия направляется уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в закрепленное за ним управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее - финансовый орган).

Копия решения о предоставлении жилищной субсидии выдается уполномоченным органом (структурным подразделением уполномоченного органа) в течение трех рабочих дней с даты его принятия под роспись военнослужащим, членам их семей либо направляется способом, позволяющим установить факт получения военнослужащими, членами их семей такого уведомления, а также направляется в кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 03 ноября 2010 года № 1455 уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановления и инструкций (далее - уполномоченный орган) является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО).

Одновременно данным приказом установлено, что уполномоченный орган осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, одной из которых является ЗРУЖО.

В соответствии с п. 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года № 76 (далее - Правил), норматив общей площади жилого помещения при предоставлении жилищной субсидии уменьшается: на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности; на общую площадь жилых помещений, занимаемых военнослужащим и (или) членами его семьи по договору социального найма, в случае если в отношении этой площади указанными лицами не взято на себя письменное обязательство о расторжении договора социального найма, ее освобождении и передаче органу, предоставившему жилые помещения; на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты предусматривают, что правом принятия решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии обладают исключительно ДЖО и ЗРУЖО (уполномоченный орган и специализированная организация), исключительно которые информируются управлениями (отделами) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации о выделенных лимитах бюджетных обязательств для выплаты военнослужащим жилищной субсидии (п. 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510).

Непосредственно до отделения ЗРУЖО данные лимиты не доводятся и соответственно возможности реализации установленной в п. 5 Порядка предоставления субсидии, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510, процедуры по вынесению решений о предоставлении жилищной субсидии у отделения ЗРУЖО не имеется, что указывает на то, что полномочия по вынесению решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии у отделения ЗРУЖО фактически отсутствуют. Данное обстоятельство исключает какую-либо неправомерность в действиях данного органа, связанных с невынесением указанных решений.

При этом порядок вынесения решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии связывает начало указанной процедуры с поступлением в ЗРУЖО информации о доведении лимитов бюджетных обязательств до управлений (отделов) финансового обеспечения, после чего в течение десяти рабочих дней жилищным органом подлежат направлению запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения, а когда на указанные запросы в жилищный орган поступят ответы, то, в течение десяти рабочих дней с момента поступления данных ответов, жилищным органом принимаются решения о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии, которые в течение трех рабочих дней с даты вынесения направляются военнослужащим.

Кроме того, действующие нормативные правовые акты предусматривают, что решения о предоставлении жилищной субсидии принимаются исключительно при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях (п. 4 Порядка предоставления субсидии, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510), то есть жилищный орган обязан проверить законность нахождения военнослужащего и членов его семьи на жилищном учете и наличие оснований для их обеспечения жильем, а также рассчитать размер предоставляемой военнослужащему субсидии, с учетом находящегося в пользовании его и членов его семьи жилья. Разрешение указанных вопросов объективно происходит на основании документов, содержащихся в жилищном деле военнослужащего, для чего оно подлежит представлению в ДЖО и ЗРУЖО.

На основании изложенного отсутствие в ДЖО или ЗРУЖО жилищного дела военнослужащего с заявлением о предоставлении жилищной субсидии и иными необходимыми документами, также является объективным препятствием для рассмотрения вопроса о предоставлении данной субсидии и вынесения жилищным органом соответствующего решения.

Одновременно действующий порядок вынесения жилищными органами решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии устанавливает обязанность жилищных органов направить военнослужащему копию уже вынесенного решения о предоставлении отмеченной субсидии, но не предусматривает при этом обязанности жилищных органов по собственной инициативе предоставлять военнослужащему какую-либо информацию о ходе процедуры принятия данного решения, а равно информацию о причинах ненаправления ему копии этого решения.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу ч. 1 ст. 9, п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 10, ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Таким образом, исходя из установленного порядка разрешения обращений граждан военнослужащий имеет право направить в жилищные органы обращение о предоставлении ему информации о ходе процедуры принятия решения о предоставлении ему жилищной субсидии, а равно информации о причинах ненаправления ему копии этого решения, которое по общему правилу подлежит рассмотрению жилищными органами в срок не более 30 дней со дня поступления указанного обращения, с возможностью продления данного срока еще на 30 дней, с обязательным направлением военнослужащему ответа, в котором может содержаться запрашиваемая информация либо мотивированный отказ в ее предоставлении.

Вместе с тем отсутствие какого-либо подобного обращения военнослужащего само по себе исключает возможность направления ему жилищными органами какой-либо информации о ходе процедуры принятия решения о предоставлении ему жилищной субсидии, а равно информации о причинах ненаправления ему копии этого решения.

В силу п.п. 1, 5, 16 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, для признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации), к которому прикладываются соответствующие документы, подтверждающие право этих военнослужащих состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения указанных заявлений и документов не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.

Решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма принимаются уполномоченным органом или структурным подразделением не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах военнослужащих и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации при отсутствии оснований для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях и подлежат реализации в срок не более чем два месяца со дня принятия.

Таким образом, вопросы постановки на жилищный учет, проверки представленных военнослужащим документов и сведений в ходе постановки на таковой учет и контроля обоснованности нахождения на нем, а также в ходе реализации процедуры предоставления данным военнослужащим жилья относятся как к компетенции ЗРУЖО, так и к компетенции отделения ЗРУЖО (специализированная организация и структурное подразделение специализированной организации).

Исходя из отмеченного обстоятельства как ЗРУЖО, так и отделение ЗРУЖО полномочно направлять в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним запросы о правах военнослужащего и членов его семьи на жилые помещения.

В ходе судебного заседания на основании административного искового заявления Каменского от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из послужного списка Каменского от ДД.ММ.ГГГГ , справки военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военная академия воздушно-космической обороны имени <данные изъяты> (далее - ВА ВКО) от ДД.ММ.ГГГГ , заявления представителя Каменского - Ершова от ДД.ММ.ГГГГ, бланка предварительного решения о предоставлении военнослужащему субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения, писем ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , телеграмм Каменского в отделение ЗРУЖО и ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ с уведомлениями об их вручении, административного искового заявления Каменского от ДД.ММ.ГГГГ, заявления начальника отделения ЗРУЖО ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, административного искового заявления Каменского от ДД.ММ.ГГГГ, писем отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , заявления Каменского о перечислении ему жилищной субсидии от ДД.ММ.ГГГГ, определения судьи Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и решения Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу , писем военного суда от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ , свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ , заявления Каменского М.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, материалов жилищного дела Каменского, определений военного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, а также протокола судебного заседания военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по рассматриваемому делу, пояснений лиц, участвующих в деле, достоверно установлено, что Каменский проходит военную службу <данные изъяты> в ВА ВКО, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма.

ДД.ММ.ГГГГ Каменский обратился в отделение ЗРУЖО с заявлением, датированным ДД.ММ.ГГГГ, о предоставлении Каменскому жилищной субсидии.

Письмом начальника отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ Каменскому доведено, что для получения жилищной субсидии, в том числе и на его <данные изъяты>: <данные изъяты> ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и <данные изъяты> ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Каменскому необходимо дополнительно представить документы, свидетельствующие о факте совместного проживания с ним <данные изъяты>.

С указанными действиями начальника отделения ЗРУЖО Каменский не согласился и ДД.ММ.ГГГГ подал в военный суд административное исковое заявление об их оспаривании, одновременно заявив ходатайство об истребовании в суд учетного жилищного дела Каменского, которое определением судьи <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу было удовлетворено и оригинал жилищного дела Каменского в рамках отмеченного административного дела ДД.ММ.ГГГГ представлен в военный суд, где находился до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Тверского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу в удовлетворении административного искового заявления Каменского об оспаривании действий начальника отделения ЗРУЖО, связанных с истребованием у Каменского документов, подтверждающих факт совместного проживания с ним его <данные изъяты>, отказано. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Одновременно ДД.ММ.ГГГГ Каменский подал в военный суд административное исковое заявление в рамках рассматриваемого административного дела, в котором, оспаривая действия начальника отделения ЗРУЖО, связанные с ненаправлением Каменскому копии решения о предоставлении ему жилищной субсидии и непредоставлением Каменскому информации о причинах ненаправления ему копии этого решения, также заявил ходатайство об истребовании судом учетного жилищного дела Каменского. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ данное ходатайство Каменского удовлетворено в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ жилищное дело Каменского повторно было представлено в военный суд уже в рамках рассматриваемого дела.

В соответствии с пояснениями начальника отделения ЗРУЖО ФИО6 по рассматриваемому делу, сделанными в ходе судебного заседания военного суда ДД.ММ.ГГГГ, данный орган не наделен полномочиями по вынесению решений о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, вправе исключительно принимать от военнослужащих заявления о перечислении жилищной субсидии, формировать и проверять представленные документы, после чего направлять материалы жилищных дел военнослужащих в ЗРУЖО. При этом жилищное дело Каменского в ЗРУЖО не направлялось, решения о предоставлении ему жилищной субсидии не выносилось.

Также отделение ЗРУЖО в порядке осуществления деятельности по проверке законности и обоснованности нахождения военнослужащих на жилищном учете полномочно направлять в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним соответствующие запросы о наличии у военнослужащих и членов их семей жилых помещений.

Кроме того, в ходе состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ судебного заседания по делу начальник отделения ЗРУЖО ФИО6 сообщила, что непосредственно до отделения ЗРУЖО информация о лимитах бюджетных обязательств для выплаты денежной субсидии конкретным военнослужащим не доводилась и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ни с устными, ни с письменными заявлениями об информировании его о причинах ненаправления ему копии решения о предоставлении жилищной субсидии Каменский в отделение ЗРУЖО не обращался. Последнее также подтверждено в ходе указанного судебного заседания представителем Каменского - Ершовым.

Согласно заявлению представителя Каменского – Ершова, сделанным в ходе судебного заседания военного суда ДД.ММ.ГГГГ, начальник отделения ЗРУЖО и отделение ЗРУЖО, по мнению стороны административного истца, являются ненадлежащими ответчиками по рассматриваемому делу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении ходатайства представителя Каменского – Ершова о замене ненадлежащих, по его мнению, ответчиков начальника отделения ЗРУЖО и отделения ЗРУЖО, на надлежащих - начальника ЗРУЖО и ЗРУЖО отказано, в связи с привлечением этим же определением суда начальника ЗРУЖО и ЗРУЖО к участию в деле в качестве соответчиков.

ДД.ММ.ГГГГ Каменский направил в отделение ЗРУЖО и ЗРУЖО две телеграммы, поступившие в данные органы ДД.ММ.ГГГГ, в которых просил предоставить ему информацию о причинах ненаправления Каменскому копии решения о предоставлении жилищной субсидии.

Согласно заявлению начальника отделения ЗРУЖО ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ и письму отделения ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ жилищное дело Каменского в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству начальника отделения ЗРУЖО выдавалось данному должностному лицу.

В силу писем ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ полномочиями по вынесению решений о предоставлении военнослужащим жилищной субсидии обладает только непосредственно ЗРУЖО, а отделение ЗРУЖО таковым полномочиями не обладает, хотя и вправе осуществлять деятельность по постановке военнослужащих на жилищный учет и снятию их с такового, а равно по проверке законности нахождения военнослужащих на данном учете.

При этом решения о предоставлении жилищной субсидии Каменскому в ЗРУЖО не выносилось, поскольку его жилищное дело и иные необходимые для этого документы в ЗРУЖО не поступали.

ДД.ММ.ГГГГ из отделения ЗРУЖО в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним были направлены соответствующие запросы о наличии у Каменского и членов его семьи жилых помещений, ответы на которые не поступили.

В соответствии с пояснениями представителя Каменского – Ершова, сделанными в ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, и административным исковым заявлением Каменского от ДД.ММ.ГГГГ в указанный день сторона административного истца обратилась в военный суд с самостоятельным административным исковым заявлением об оспаривании бездействия начальника отделения ЗРУЖО, связанного с ненаправлением в уполномоченный орган документов для принятия решения о предоставлении Каменскому жилищной субсидии.

Оценив в порядке ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что в компетенцию начальника отделения ЗРУЖО и отделения ЗРУЖО не входят полномочия по вынесению решения о предоставлении Каменскому жилищной субсидии, а такое право напрямую отнесено к компетенции начальника ЗРУЖО и ЗРУЖО, что следует как из совокупности объяснений лиц, участвующих в деле, так и из положений действующих нормативных правовых актов. При этом, вопреки мнению Каменского и его представителя Ершова, отделение ЗРУЖО в рамках предоставленных данному органу общих полномочий вправе направлять соответствующие запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии у Каменского и членов его семьи жилых помещений.

Одновременно процедура предоставления военнослужащему жилищной субсидии предусматривает возможность направления Каменскому решения о предоставлении жилищной субсидии, только после вынесения ЗРУЖО данного решения, что осуществляется исключительно при соблюдении совокупности следующих условий: поступления в ЗРУЖО информации о наличии денежных средств для выплаты указанной субсидии; поступления ответов на запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии (отсутствии) у Каменского и членов его семьи жилых помещений; отсутствия оснований для снятия Каменского и членов его семьи с учета нуждающихся в жилых помещениях, для проверки чего ЗРУЖО объективно необходимы материалы жилищного дела Каменского.

Поскольку совокупность перечисленных условий для вынесения решения о предоставлении Каменскому жилищной субсидии не соблюдена, так как ни учетное жилищное дело Каменского, ни ответы на запросы в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним в ЗРУЖО не поступали, чему, в том числе, способствовали и действия самого Каменского по реализации его прав на обжалование решений жилищных органов, с заявлением при этом ходатайств об истребовании судом жилищного дела Каменского, что исключает возможность нахождения в жилищных органах этого жилищного дела и работы с ним, то решение о предоставлении Каменскому жилищной субсидии по объективным причинам не выносилось, и поэтому обязанности по направлению данного документа Каменскому ни у отделения ЗРУЖО, ни у ЗРУЖО не возникает, и приведенное бездействие отмеченных органов не содержит в себе признаков какой-либо неправомерности.

На перечисленные выводы суда не влияет и факт обжалования ДД.ММ.ГГГГ Каменским бездействия отделения ЗРУЖО, связанного с ненаправлением в уполномоченный орган документов для принятия решения о предоставлении Каменскому жилищной субсидии, поскольку данное обжалование осуществлено Каменским в форме самостоятельно поданного в военный суд административного искового заявления и к предмету рассматриваемого дела не только не относится, но и напрямую на него не влияет, так как формой устранения возможно допущенных жилищными органами нарушений прав Каменского в приведенной части, как указано во вновь поданном им административном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, является возложение на отделение ЗРУЖО обязанности направить в уполномоченный орган документы для принятия решения о предоставлении Каменскому жилищной субсидии, по которым ЗРУЖО только должно будет принять то, или иное решение. Содержание же возможных впоследствии действий ЗРУЖО по рассмотрению представленных документов суд предопределять не вправе.

Кроме того, в рамках процедуры вынесения решения о предоставлении жилищной субсидии ни ЗРУЖО, ни отделение ЗРУЖО не обязаны по собственной инициативе предоставлять Каменскому какой-либо информации о ходе отмеченной процедуры, а равно информации о причинах ненаправления ему копии этого решения. При этом тридцатидневный срок на рассмотрение обращений Каменского (в форме телеграмм) о предоставлении ему данной информации по состоянию на дату рассмотрении дела не истек. Отмеченное также исключает признаки неправомерности в действиях ЗРУЖО и отделения ЗРУЖО в оспариваемой Каменским части.

Приведенная Каменским и его представителем Ершовым иная трактовка положений действующих нормативных правовых актов и фактически имевших место обстоятельств дела основана на их ошибочном понимании и оценке и отклоняется судом.

По вышеизложенным основаниям суд также отклоняет, доводы представителя Каменского - Ершова о том, что ответчики не доказали соответствия своего бездействия положениям нормативных правовых актов и о том, что в ходе разбирательства дела не выяснены причины, по которым решение о предоставлении жилищной субсидии не направлено Каменскому, как несостоятельные и противоречащие установленным судом обстоятельствам.

При этом суд отмечает, что данные доводы представителя Каменского - Ершова по существу основаны на желании стороны административного истца ознакомиться с внутренними приказами ЗРУЖО, не являющимися нормативными правовыми актами, носящими общий организационный, а не индивидуально определенный по отношению к Каменскому характер, а также с информацией о поступлении лимитов бюджетных обязательств в части предназначающейся Каменскому денежной субсидии, что подлежит осуществлению в соответствующем административном порядке при наличии к тому законных оснований и не может подменяться инициированием для указанных целей процедуры административного судопроизводства, в рамках которой суд проверяет исключительно законность действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, руководствуясь принципами относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимосвязи доказательств в их совокупности, соразмерности предпринимаемых процессуальных действий возможно допущенному нарушению права гражданина (ст.ст. 3, 6- 9, 60 – 63, 84, 85, 178, ч.ч. 2, 3 ст. 227 КАС РФ), но не осуществляет сбор интересующей сторону административного истца информации, в условиях достаточности совокупности собранных по делу доказательств для принятия решения по существу заявленных требований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления Каменского о признании действий начальника отделения ЗРУЖО и начальника ЗРУЖО, связанных с ненаправлением Каменскому копии решения о предоставлении ему жилищной субсидии и непредоставлением Каменскому информации о причинах ненаправления ему копии этого решения, незаконными, возложении на ЗРУЖО обязанности вынести и направить Каменскому копию решения о предоставлении жилищной субсидии, то есть в полном объеме заявленных требований, надлежит отказать за необоснованностью.

Поскольку суд пришел к выводам о необходимости отказа в удовлетворении требований Каменского, то на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей также не подлежат возмещению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Каменского Дениса Альбертовича об оспаривании действий начальника отделения (территориального, г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориального, г. Тверь) федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, начальника федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с ненаправлением копии решения о предоставлении жилищной субсидии, в полном объеме заявленных требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий

При необходимости можно задать вопрос об Тверской гарнизонный военный суд Решение Гражданское дело 2а-17/2017 (2а-136/2016;) ~ М-165/2016

Задать вопрос

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262