Клинский городской суд Решение Гражданское дело 2а-1614/2017 ~ М-1127/2017

Движение по материалам дела
Номер Дела 2а-1614/2017 ~ М-1127/2017
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Первая инстанция
Вид документа Решение
Категория гражданского дела 3.017 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Субъект РФ Московская область
Наименование Суда Клинский городской суд
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судья Иоффе Н. Е.
Заинтересованные лица ЗАО "Водоканал"
Дата поступления 15.05.2017
Дата решения 27.06.2017
Движение по делу 15.05.2017 15:03 [Адм.] Регистрация административного искового заявления 16.05.2017 14:01 [Адм.] Передача материалов судье 17.05.2017 16:17 [Адм.] Решение вопроса о принятии к производству [Адм.] Административное исковое заявление принято к производству 17.05.2017 16:17 [Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству 17.05.2017 16:17 [Адм.] Подготовка дела (собеседование) 17.05.2017 16:18 [Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 13.06.2017 10:00 [Адм.] Судебное заседание [Адм.] Рассмотрение дела начато с начала (вступление/привлечение заинтересованного лица) 27.06.2017 12:00 [Адм.] Судебное заседание [Адм.] Вынесено решение по делу (ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска) 30.06.2017 14:41 [Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме 03.07.2017 14:41 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2017 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Иоффе Н.Е.

при секретаре     Пироговой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1614\17 по административному иску Ушаковой Н. В. к Администрации Клинского муниципального района об оспаривании постановления Администрации Клинского муниципального района об установлении публичного сервитута,

Установил:

Административный истец Ушакова Н.В. обратилась в суд с административным иском к Клинского муниципального района об оспаривании постановления Администрации Клинского муниципального района об установлении публичного сервитута, в обоснование которого указала, что ЗАО «Водоканал» проводил на ее земельном участке, с кадастровым номером /номер/, площадью 335 кв.м., расположенном по адресу: /адрес/, работы по строительству канализационного трубопровода. После ее обращения в суд о прекращении строительных работ, Администрацией Клинского муниципального района вынесено постановление /номер/ от 26.04.2017г. об установлении на принадлежащем ей земельном участке публичного сервитута, для ремонта коммунальных сетей. На ее участке есть только одна коммунальная сеть:газ. Других сетей нет и не было. Водопроводная труба, также как и канализационная, проходят по /адрес/. В 2017г. ЗАО «Водоканал» начал работы по сооружению еще одного канализационного трубопровода, при проектировании которого нужно было учесть необходимость его прокладки в обход земельных участков третьих лиц.Кроме того, в постановлении не указаны координаты сервитута и какие конкретно коммунальные сети расположены на участке и подлежат ремонту.

В судебном заседании административный истец Ушакова Н.В. поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика возражала против заявленных требований по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, приобщенном к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица, ЗАО»Водоканал» в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица, представитель Управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, надлежаще уведомлен.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

На основании подпункта 2 пункта 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ публичные сервитуты могут устанавливаться для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры. Сервитут может быть срочным или постоянным (пункт 4). Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен (пункт 5). Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 8). Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 9).

Порядок установления на территории Московской области публичных сервитутов органами местного самоуправления определен в статье 17 Закона Московской области от 07 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области". Органы местного самоуправления устанавливают публичные сервитуты по собственной инициативе, а также по ходатайству заинтересованных физических и юридических лиц (пункт 2). Публичные сервитуты устанавливаются в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет; установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний (пункт 3). Содержание представления или ходатайство об установлении публичного сервитута определено в пунктах 4 и 5; а содержание правового акта об установлении публичного сервитута - в пункте 8. Пунктом 10 предусмотрены обязанности по обеспечению государственной регистрации публичного сервитута и опубликование правового акта об установлении сервитута.

Как установлено судом, 16 мая 2003 года Администрацией Клинского муниципального района издано постановление /номер/ «О продаже Ушаковой Н.В. земельного участка в /адрес/». Ушаковой Н.В. продан земельный участок площадью 100 кв.м., доступ к которому возможен через расположенный смежено основной земельный участок площадью 235 кв.м., принадлежащий ей на праве собственности, для ИЖС по адресу: /адрес/

Пункт 4 указанного постановления гласит: «Установить публичный сервитут (ограниченное использование) для использования земельного участка в целях ремонта: земляные работы проводить в присутствии представителей газовой службы».

Вышеуказанное свидетельствует о том, что в постановлении /номер/ содержится ограничение в пользовании земельным участком, о чем было известно Ушаковой Н.В. в период принятия данного постановления в 2003 году.

В соответствии с выпиской из государственного земельного кадастра /номер/ от 21.02.2004г., земельный участок с кадастровым номером /номер/ содержит ограничения в использовании. (л.д.104-107).

/дата/ между муниципальным образованием «Клинский район Московской области» и Ушаковой Н.В. заключен договор /номер/ купли-продажи земельного участка, составленный на основании постановления /номер/ от 16.05.2003 г. «О продаже Ушаковой Н.В. земельного участка в г. Клин».

В соответствии с п. 3.3 договора купли-продажи /номер/ земельного участка от 16.03.2005г., покупатель осмотрел земельный участок в натуре, ознакомился с его количественными и качественными характеристиками, подземными и наземными сооружениями и объектами, правовым режимом и принимает на себя ответственность за совершение им любых противоречащих законодательству РФ действий.(л.д.101-103).

Содержание условий вышеуказанного договора купли-продажи подтверждает осведомленность Ушаковой Н.В. о наличии на участке подземных сооружений, а также необходимости обеспечения беспрепятственного доступа на участок собственникам коммуникаций для их обслуживания.

Пояснениями сторон установлено, что канализационный коллектор (/адрес/) построен в 1959-1961 годах, внесен в реестр муниципальной собственности в 1961 году, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности.(л.д.100).

Как указано заинтересованным лицом, ЗАО»Водоканал», на участке примыкания к территории по адресу : /адрес/, проходит городская сеть канализационного коллектора, работы на коллекторе проводятся ЗАО»Водоканал» в рамках действия распоряжения Главы Клинского муниципального района /номер/ от 23.10.2013г. в целях обеспечения жилой застройки Южного района г.Клина. Для выполнения данных работ между       ЗАО»Водоканал» и Ушаковой Н.В.существовали устные договоренности. (л.д.38). Санитарно-защитная зона канализационного коллектора - 10 м. Коллектор проходит параллельно газопроводу. В данный коллектор поступают стоки с ул. Сестрорецкой, с пятого микрорайона и с ул. Самодеятельная, Окружная, Овражная. (л.д.66).

Вышеизложенное опровергает утверждения Ушаковой Н.В. об отсутствии на ее участке канализационного коллектора и наличия в связи с этим каких-либо обременений.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

В соответствии со ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Могут устанавливаться публичные сервитуты для: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе (пункт 3 статьи 23 Кодекса).

По смыслу статьи 274 ГК РФ сервитут представляет собой право ограниченного пользования (в том числе для прохода и проезда через соседний земельный участок) чужим земельным участком.

Пунктом 2 статьи 23 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

14 апреля 2017 года на основании постановления /номер/ «О проведении общественных слушаний по обсуждению вопроса установления сервитута на земельный участок» в целях учета интересов жителей Клинского муниципального района состоялись публичные слушания, по итогам которых принято решение об установлении постоянного бесплатного публичного сервитута для использования в целях ремонта коммунальных сетей на учетную запись /номер/ (/номер/) площадью 100 кв.м., в составе земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью 335 кв.м., расположенного по адресу: /адрес/ собственник Ушакова Н.В., что следует из протокола общественных слушаний по обсуждению вопроса об установлении публичного сервитута на земельный участок. (л.д.81-88).

О предстоящем проведении общественных слушаний в местной газете «Серп и Молот» 14.03.2017г. опубликовано соответствующее объявление. (л.д.79-80).

26 апреля 2017 года Администрацией Клинского муниципального района вынесено постановление /номер/ «Об установлении публичного сервитута».

Пункт 1 постановления гласит: «Установить постоянный бесплатный публичный сервитут на учетную запись /номер/ (/номер/) площадью 100 кв.м., в составе земельного участка с кадастровым номером /номер/, площадью 335 кв.м., расположенного по адресу: /адрес/, разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства», категория земель - земли населенных пунктов, для использования земельного участка в целях ремонта коммунальных сетей. Собственник: Ушакова Н. В., ИНН /номер/

Копия постановления об установлении публичного сервитута направлена Ушаковой Н.В. 2 мая 2017г., в течение 5 дней со дня принятия, в соответствии с п. 9 ст. 17 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области».(л.д.91-92).

/дата/ сервитут зарегистрирован в Управлении «Росреестра» по Московской области, номер государственной регистрации /номер/, с 04.05.2017г. постоянно. Ограничение прав и обременение объекта установлено в пользу Муниципального образования «Клинский муниципальный район».(л.д.95-97).

В соответствии с п. 10 ст. 17 Закона Московской области от 07.06.1996г. № 23/96-03 «О регулировании земельных отношений в Московской области» правовой акт об установлении публичных сервитутов в течение 10 рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права на земельный участок подлежит опубликованию в средствах массовой информации, являющихся источником официального опубликования нормативных правовых актов государственной власти Московской области или актов органов местного самоуправления.

/дата/ постановление № 1055 «Об установлении публичного сервитута» опубликовано в газете «Серп и молот» (№ 35).(л.д.93-94).

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Как разъяснено в пункте 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно пункту 2 статьи 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.

Соблюдение процедуры установления публичного сервитута является обязательным условием законности и обоснованности соответствующего нормативного акта органа местного самоуправления.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что Администрацией Клинского муниципального района соблюдена процедура установления публичного сервитута. Постановление принято должностным лицом в пределах своих полномочий, в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.

Установление публичного сервитута в целях ремонта коммунальных сетей, обусловлено общественными интересами для обеспечения жилой застройки южного микрорайона г.Клина.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для признания незаконным постановления /номер/ от 26 апреля 2017 года «Об установлении публичного сервитута».

При этом, судом отклоняются утверждения административного истца о производстве работ по сооружению нового канализационного трубопровода, а не ремонта старого, поскольку объективно ничем не подтверждены.О нахождении канализационного трубопровода на земельном участке, также как и об ограничениях в использовании приобретаемого земельного участка Ушаковой Н.В. было известно при его покупке в 2005 году, о чем указано выше. Прохождение трубопровода по части земельного участка, приобретенного Ушаковой Н.В. в 2005г., подтверждается выкопировками из топоплана 1963г. и 1979г. (л.д.98,99).

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

В административном иске Ушаковой Н. В. к Администрации Клинского муниципального района об оспаривании постановления Администрации Клинского муниципального района №1055 от 26.04.2017 года об установлении публичного сервитута для ремонта коммунальных сетей на принадлежащем ей земельном участке, расположенном по адресу: /адрес/, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено /дата/.

Судья Клинского горсуда:                                                          Иоффе Н.Е.

При необходимости можно задать вопрос об Клинский городской суд Решение Гражданское дело 2а-1614/2017 ~ М-1127/2017

Задать вопрос

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262