Самарский областной суд Определение Гражданское дело 33а-313/2017 (33а-17148/2016;)

Движение по материалам дела
Номер Дела 33а-313/2017 (33а-17148/2016;)
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Субъект РФ Самарская область
Наименование Суда Самарский областной суд
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судья Вачкова И. Г.
Заинтересованные лица Администрация муниципального района Волжский Самарской области , ФФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области
Дата поступления 12.12.2016
Дата решения 20.01.2017
Движение по делу 31.01.2017 12:05 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 30.12.2016 09:30 [Адм.] Судебное заседание 20.01.2017 14:00 [Адм.] Судебное заседание

Судья: Фокеева Е.В. Дело № 33а-313/2017 (33а-17148/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2017 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,

при секретаре – Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чичаева А.Н. к УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заключении соглашения о перераспределении,

по апелляционной жалобе Чичаева А.Н. на решение Волжского районного суда Самарской области от 28 сентября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Чичаева А.Н. к УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным отказа от 24.06.2016 г. в перераспределении земельного участка, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельного участка отказать.».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чичаев А.Н. обратился в суд с административным иском к МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» администрации муниципального района Волжский Самарской области (далее - УМИЗО, Управление) о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, возложении обязанности принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что Чичаев А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 500 кв.м расположенного в жилмассиве <адрес>. Для оформления в собственность прилегающего земельного участка площадью 299 кв.м через процедуру перераспределения 25.05.2016 Чичаев А.Н. обратился в УМИЗО с соответствующим заявлением в порядке ст. 39.28 ЗК РФ. 24.06.2016 Чичаеву А.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по тем основаниям, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые не представлены, земельный участок находится на территории общего пользования (проезд, грунтовая дорога). Чичаев А.Н. считает данный отказ незаконным, свои права нарушенными.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Чичаев А.Н. просил признать незаконным отказ УМИЗО, выраженный в письме от 24.06.2016 №29-9249 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, возложить на УМИЗО обязанность принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка, заключить соглашение о перераспределении земельных участков.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Чичаев А.Н. в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ.

В заседание судебной коллегии лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Чичаев А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 500 кв.м расположенного в <адрес>

25.05.2016 Чичаев А.Н. обратился в МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» администрации муниципального района Волжский Самарской области с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена - земельного участка, площадью 299 кв.м, расположенного по вышеназванному адресу, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в его собственности, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Решением, изложенным в письме от 24.06.2016 №29-9249 со ссылкой на положения ст. 39.20 ЗК РФ, УМИЗО отказало Чичаеву А.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков указав, что на земельном участке расположены объекты, правоустанавливающие документы на которые не представлены, дополнительно сообщив, что испрашиваемый земельный участок находится на территории общего пользования (проезд, грунтовая дорога).

Принимая решение об оставлении административного иска Чичаева А.Н. без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ является законным и обоснованным, и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регламентированы нормами Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в соответствии с которым обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч. 1 ст. 9); государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (п. 4 ч. 1 ст. 10); при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного Федерального закона.

Таким образом, сообщение или решение об отказе в перераспределении земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.

Как указано выше, отказывая Чичаеву А.Н. в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, УМИЗО исходило из положений ст. 39.20 ЗК РФ, регламентирующей особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, сооружения, указав, что правоустанавливающие документы на объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке не представлены (л.д.24).

Вместе с тем, из материалов дела не следует, что Чичаев А.Н. обращался в УМИЗО с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке положений ст. 39.20 ЗК РФ.

Установлено, подтверждено материалами дела, что Чичаев А.Н. обратился в УМИЗО с заявлением о предоставлении в собственность прилегающего земельного участка площадью 299 кв.м через процедуру перераспределения, в порядке положений ст. 39.28 ЗК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ.

Частью 1 ст. 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:

1) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории, осуществляется в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;

2) перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;

4) земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 2 ст. 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки.

В соответствии с ч.5 ст. 39.28 ЗК РФ увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

Как определено пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии, помимо прочего, хотя бы одного из следующих оснований:

1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;

3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), которое размещается на условиях сервитута, или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и наличие которого не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте;

5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;

7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;

8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;

9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;

10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.

Таких оснований оспариваемый отказ не содержит. Кроме того, в оспариваемом отказе административным ответчиком не приведены нормы права на основании которых Чичаеву А.Н. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Оспариваемый отказ является немотивированным, что противоречит положениям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Согласно п.2 ст.309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

В соответствие с п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

При таких обстоятельствах, основания для отказа Чичаеву А.Н. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, по заявленному в оспариваемом отказе мотиву отсутствуют, ввиду чего решение суда в части отказа в признании незаконным отказа УМИЗО в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности подлежит отмене, а заявление Чичаева А.Н. в указанной части – удовлетворению.

Требование о возложении обязанности на административного ответчика принять решение об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, а также заключить соглашение о перераспределении земельных участков удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного, судебная коллегия, в целях восстановления прав Чичаева А.Н. полагает возможным возложить на МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» администрации муниципального района Волжский Самарской области обязанность возобновить рассмотрение его заявления о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена – земельного участка, площадью 299 кв.м, расположенного по вышеназванному адресу, и земельного участка с кадастровым номером , находящегося в его собственности, расположенных в <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Волжского районного суда Самарской области от 28 сентября 2016 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Чичаева А.Н. к УМИЗО Администрации муниципального района Волжский Самарской области о признании незаконным отказа в перераспределении земельного участка, возложении обязанности по принятию решения об утверждении схемы расположения земельного участка, заключении соглашения о перераспределении удовлетворить частично.

Отказ МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» администрации муниципального района Волжский Самарской, выраженный в письме от 24.06.2016 №29-9249 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право на которые не разграничено в кадастровом квартале , в результате которого образуется земельный участок площадью 799,9 кв.м - признать незаконным.

Обязать МКУ «Управление муниципального имущества и земельных отношений» администрации муниципального района Волжский Самарской области обязанность возобновить рассмотрение заявления Чичаева А.Н. от 25 мая 2016 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, право на которые не разграничено в кадастровом квартале в результате которого образуется земельный участок площадью 799,9 кв.м, расположенных в жилмассиве <адрес>

В остальной части требования Чичаева А.Н. оставить без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262