Брянский областной суд Определение Гражданское дело 33-72/2017 (33-5301/2016;)

Движение по материалам дела
Номер Дела 33-72/2017 (33-5301/2016;)
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Категория гражданского дела 2.024 - Споры, возникающие из семейных правоотношений -> Иные споры, возникающие при реализации Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Субъект РФ Брянская область
Наименование Суда Брянский областной суд
Результат ИСК (заявление) УДОВЛЕТВОРЕН
Судья Петракова Надежда Петровна
Истец Шейникова Д.В.
Ответчик Клинцовская г/адм-ция Бр. обл.
Дата поступления 18.11.2016
Дата решения 12.01.2017
Движение по делу 26.01.2017 17:26 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 14.12.2016 09:02 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству 12.01.2017 14:00 Судебное заседание 13.12.2016 14:00 Судебное заседание 30.01.2017 09:38 Передано в экспедицию 14.12.2016 09:02 Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции

Дело № 2-1420/2016 Председательствующий – судья Холуева Л.Ф.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-72/2017 (№ 33-5301/2016)

гор. Брянск 12 января 2017 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего ПЕТРАКОВОЙ Н.П.

судей СУЯРКОВОЙ В.В.

ДЕНИСЮКА О.Н.

при секретаре ФОКИНОЙ М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы Клинцовской городской администрации на решение Клинцовского городского суда Брянской области от 22 сентября 2016 года по делу по иску Шейникова Д.В. к Клинцовской городской администрации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании решения жилищной комиссии Клинцовской городской администрации незаконным, возложении на Клинцовскую городскую администрацию обязанности по включению в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Петраковой Н.П., объяснения представителя по доверенности Клинцовской городской администрации Приходько О.О., представителя отдела опеки и попечительства Клинцовской городской администрации Лупенко Г.Г., Шейникову Д.В., адвоката Лобановского Ю.Е. в ее интересах, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шейникова Д.В. обратилась в суд с иском к Клинцовской городской администрации о признании решения жилищной комиссии Клинцовской городской администрации незаконным, возложении обязанности по включению ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования «<адрес>».

В обоснование заявленных требований истица ссылалась на то, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Шейникова Н.П. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, на основании решения Воркутинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце в свидетельство о рождении вписаны по заявлению матери.

Постановлением главы городского округа «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ ее опекуном назначена Сехина Л.И., за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. В настоящее время совместное проживание с матерью по указанному адресу является невозможным, ввиду ее аморального поведения, с ДД.ММ.ГГГГ она постоянно проживает на территории <адрес>.

Постановлением жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку в <адрес> за ней закреплено жилое помещение, доказательств невозможности совместного проживания в закрепленном за ней жилом помещении представлено не было. Вместе с тем, решением Воркутинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ее опекуна Сехиной Л.И., действующей в ее интересах, к Шейниковой Н.П. о принудительном обмене жилого помещения оставлены без удовлетворения.

Полагая данный отказ жилищной комиссии необоснованным, истица и обратилась в суд с настоящим иском, просила его удовлетворить.

Решением Клинцовского городского суда Брянской области от 22 сентября 2016 года исковые требования Шейниковой Д.В. удовлетворены.

Суд признал за Шейниковой Д.В. право на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязал Клинцовскую городскую администрацию включить Шейникову Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированного жилого помещения и предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным в муниципальном образовании «<адрес>» в установленном законом порядке.

В апелляционной жалобе глава Клинцовской городской администрации просит отменить решение городского суда, ссылаясь на неправильное применение норм процессуального и материального права. Указывает, что суд не привлек к участию в деле Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департамент финансов Брянской области, поскольку орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Также ссылается на то, что обжалуемое решение нарушает права лиц из числа детей-сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в зависимости от года постановки на учет.

Письменных возражений на доводы апелляционной жалобы в суд не поступило.

В суде апелляционной инстанции Шейникова Д.В., адвокат Лобановский Ю.Е., представляющий интересы Шейниковой Д.В., возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Клинцовской городской администрации Приходько О.О., представитель отдела опеки и попечительства Клинцовской городской администрации Лупенко Г.Г. просили решение городского суда отменить.

Иные лица, участвующие в деле, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя по доверенности Клинцовской городской администрации Приходько О.О., представителя отдела опеки и попечительства Клинцовской городской администрации Лупенко Г.Г., Шейникову Д.В., адвоката Лобановского Ю.Е. в ее интересах, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В силу пунктов 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое судом решение указанным требованиям не соответствует.

Суд рассмотрел дело и не привлек к участию в деле Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, а также Департамент финансов Брянской области, что является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Постановлением Правительства Брянской области от 22 апреля 2013 года № 58-п утвержден Порядок, регламентирующий предоставление и расходование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на осуществление отдельных государственных полномочий Брянской области на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно пункту 9.3 Порядка муниципальные районы и городские округа за счет субвенций, выделяемых из областного бюджета, предоставляют жилые помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированного жилого помещения, при наличии оснований, установленных Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

В силу пунктов 3, 6 указанного Порядка главным распорядителем средств областного бюджета вышеуказанных расходов является Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Главный распорядитель средств областного бюджета перечисляет средства субвенций в соответствии с лимитами бюджетных обязательств со своего лицевого счета заявками на кассовый расход в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов. Перечисление субвенций в бюджеты муниципальных районов и городских округов осуществляется в установленном порядке на лицевые счета, открытые получателем средств местного бюджета в территориальных органах Федерального казначейства.

Постановлением Правительства Брянской области от 24 февраля 2014 года № 56-п утвержден Порядок формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения детей-сирот в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области определены уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области определен уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

В силу части 3 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Суд апелляционной инстанции, привлек к участию в деле Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, а также Департамент финансов Брянской области.

Рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Шейникова Д.В. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Шейникова Н.П. зарегистрирована и проживает вместе с малолетним ребенком по адресу: <адрес>. На основании решения Воркутинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Шейникова Н.П. лишена родительских прав в отношении Шейникова Д.В., данные об отце в свидетельство о рождении вписаны по заявлению матери.

Постановлением Главы городского округа «Воркута» от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Шейниковой Д.В. назначена Сехина Л.И., за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица проживает по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, где имеет постоянную регистрацию.

Постановлением жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ Шейниковой Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, поскольку ни она, ни ее опекун не представили документ, подтверждающий невозможность проживания в закрепленном за ней жилом помещении.

Вместе с тем, Шейникова Д.В. представила в комиссии решение Воркутинского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования ее опекуна Сехиной Л.И., действующей в ее интересах, к Шейниковой Н.П. о принудительном обмене жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, оставлены без удовлетворения.

Более того, как уже было указано выше с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время истица проживает по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, где имеет постоянную регистрацию, другого жилого помещения не имеет.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 данного Федерального закона предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Требование, предусмотренное подпунктом 1 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части наличия вступившего в законную силу решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации относится только к случаям, если данное жилое помещение находится в пользовании по договору социального найма, и не может быть применено в отношении жилого помещения находящегося на праве собственности, так как это не предусмотрено жилищным законодательством.

При таких обстоятельствах, решение жилищной комиссии Клинцовской городской администрации по отказу во включении Шейниковой Д.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения в пределах муниципального образования «<адрес>» является незаконным.

Постановлением Правительства Брянской области от 24 февраля 2014 года № 56-п утвержден Порядок формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для включения детей-сирот в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Органы опеки и попечительства муниципальных образований Брянской области определены уполномоченными органами по формированию учетных дел и списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области определен уполномоченным органом по формированию и ведению сводного и уточненного списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Брянской области регулируются также и Законом Брянской области от 29 декабря 2012 года № 107-З «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области».

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Свобода выбора места пребывания и жительства граждан связана с достижением ими 14 лет, поскольку до 14 лет место жительства детей должно определяться исключительно по месту жительства их законных представителей.

В то же время согласно пункту 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

В силу пункта 1 статьи 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства.

Как следует из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время местом жительства Шейниковой Д.В. является место жительства ее опекуна Сехиной Л.И. - <адрес>.

С учетом изложенного, Шейникова Д.В. имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в городе Клинцы Брянской области.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 ноября 2013 года, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания).

На основании изложенного, коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных Шейниковой Д.В. требований.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Клинцовского городского суда Брянской области от 22 сентября 2016 года по делу по иску Шейникова Д.В. к Клинцовской городской администрации, Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Департаменту финансов Брянской области о признании решения жилищной комиссии Клинцовской городской администрации незаконным, возложении на Клинцовскую городскую администрацию обязанности по включению в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Шейникова Д.В. удовлетворить.

Решение жилищной комиссии Клинцовской городской администрации от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа во включении Шейниковой Д.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, отменить.

Признать Шейникову Д.В. лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающейся в обеспечении жильем.

Обязать Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Клинцовскую городскую администрацию Брянской области включить Шейникову Д.В. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать Клинцовскую городскую администрацию Брянской области предоставить Шейниковой Д.В. жилое помещение площадью, соответствующей нормам предоставления, по договору найма специализированного жилого помещения в пределах <адрес>.

Председательствующий ПЕТРАКОВА Н.П.

Судьи областного суда СУЯРКОВА В.В.

ДЕНИСЮК О.Н.

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262