Брянский областной суд Определение Гражданское дело 33-107/2017 (33-5393/2016;)

Движение по материалам дела
Номер Дела 33-107/2017 (33-5393/2016;)
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Категория гражданского дела 2.111 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Субъект РФ Брянская область
Наименование Суда Брянский областной суд
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Судья Гоменок Зинаида Ивановна
Истец Изотова О.В.
Ответчик Брянская г/адм-ция, Фокинская р/адм-ция г. Брянска
Дата поступления 25.11.2016
Дата решения 17.01.2017
Движение по делу 20.01.2017 15:26 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 17.01.2017 09:30 Судебное заседание 31.01.2017 09:28 Передано в экспедицию

    Дело № 2-13952016                                                                    Председательствующий - судья Марина С.А.

       АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-107/17 (33-5393/16)

        гор. Брянск                                                                                17 января 2017 г.

              Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

                      председательствующего – Суярковой В.В.,

              судей                                 – Шкобенёвой Г.В., Гоменок З.И.,

              при секретаре                      Чеплянской В.В.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчиков Давыдовой Оксаны Петровны на решение Фокинского районного суда г. Брянска от 28 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации города Брянска о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания.

Заслушав доклад судьи Гоменок З.И., объяснения представителя истицы, возражавшего прот ив доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском, указывая, что истец является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,3. Совместно с ней в качестве членов семьи зарегистрированы и проживают сын ФИО2, внук ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

    Постановлением Брянской городской администрации от 29.12.2006 года №4732-п (в редакции Постановления Брянской городской администрации от 30.06.2008 года № 681-п), занимаемое истцом, членами ее семьи жилое помещение признано ветхим, не пригодным для проживания и включено в список муниципального жилищного фонда города Брянска подлежащего переселению на период 2007 - 2012 годов.

Постановлением Брянской городской администрации от 14.04.2010 года № 838-п «О распределении квартир гражданам города Брянска, проживающим в непригодном для постоянного проживания жилищном фонде» семье истца, как проживающей в ветхом доме распределена <адрес> А по <адрес>.

Однако с предложенным вариантом истец не согласилась, поскольку предоставленное жилое помещение не являлось равнозначным занимаемому ветхому жилому помещению по количеству комнат и размеру жилой площади, что подтверждается решением Фокинского районного суда города Брянска от 13.07.2010 года, кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21.10.2010 года.

До настоящего времени истец, члены ее семьи не обеспечены жилым помещением взамен ветхого и не пригодного для проживания.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, положения статей 85, 87, 89 Жилищного кодекса РФ, просила суд:

    обязать Брянскую городскую администрацию, Фокинскую районную администрацию города Брянска предоставить ей и членам ее семьи ФИО2, ФИО3 взамен ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>,3 другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям в границах города Брянска, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению не менее 2-х комнат, общей площадью не менее 35.1 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 27.2 кв.м.

Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 28 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены

Суд обязал Брянскую городскую администрацию, Фокинскую районную администрацию города Брянска предоставить ФИО1, членам ее семьи сыну ФИО2, внуку ФИО3 взамен ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>,3 другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в границах г. Брянска, отвечающее ранее занимаемому жилому помещению: не менее 2-х комнат, общей площадью не менее 33,1 кв.м., жилой площадью не менее 25,5 кв.м.

В апелляционной жалобе представитель ответчиков Давыдова О.П. просила решение отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права. Указала, что дом, в котором расположена квартира истца, не является аварийным. По смыслу закона одного лишь факта признания жилых помещений непригодными для постоянного проживания недостаточно для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Истица и члены её семьи не признаны малоимущими и нуждающимися в жилом помещении, в Фокинской районной администрации на жилищном учете не состоят. Вывод суда об обязании Фокинскую районную администрацию предоставить жилье истцу с семьей ошибочен, так как Фокинская районная администрация г. Брянска не имеет законных оснований распределять и предоставлять другое жилье. Возражений не поступило.

Возражений не представлено.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом, что подтверждается конвертами. Доказательств уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебной коллегии не представлено.

При таких данных, судебная коллегия полагает возможным в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав объяснения представителя истицы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, дом, расположенный по адресу: <адрес>, согласно постановлению Брянской городской администрации № 681-п от 30.06.2008 г. признан ветхим, непригодным для проживания.

Согласно справке ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» Брянской области квартира №2,3, расположенная по адресу: <адрес> принадлежит муниципальному образованию г. Брянск, год постройки 1947, процент износа по состоянию на 07.10.2010 г. составляет 51%.

Истцу ФИО1 вышеуказанная квартира предоставлена на основании ордера № 312 от 22.10.1998г., с этого времени она является нанимателем данного жилого помещения по договору социального найма.

В качестве членов семьи ФИО1 в жилом помещении зарегистрированы и проживают ФИО2 (сын), ФИО3 (внук).

В связи со сносом жилого дома, в котором расположена квартира истца, постановлением Брянской городской администрации от 14.04.2010 года № 838-п ФИО1 и членам ее семьи распределена <адрес>, общей площадью 36,9 кв.м, в <адрес>А по <адрес> (л.д. 25).

Переселяться в предоставленное жилое помещение истец и члены ее семьи отказались, поскольку жилое помещение не являлось равнозначным занимаемому по количеству комнат и размеру жилой площади.

Решением Фокинского районного суда г. Брянска от 13.07.2010 года Фокинской районной администрации г. Брянска отказано в удовлетворении исковых требований к ФИО1, ФИО2 о выселении из ветхого, непригодного для проживания жилого помещения во вновь предоставленное жилое помещение, в связи с неравнозначностью предоставляемого жилого помещения.

Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 21.10.2010 г. вышеуказанное решение Фокинского районного суда города Брянска оставлено без изменения.

Обращаясь в суд с иском, ФИО1 указала на бездействие ответчика по переселению ее и членов ее семьи из ветхого жилья, непригодного для проживания в равнозначное и пригодное для проживания.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что семья истца соответствует статусу малоимущих, жилое помещение является непригодным для проживания, в связи с чем пришел к выводу, что Брянская городская администрация обязана предоставить другое жилое помещение во внеочередном порядке, поскольку проживание в жилом доме, который с 30.06.2008 года признан непригодным для проживания, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции не соглашается в виду следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1, статья 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

В соответствии со статьей 52 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (статьи 53 и 55 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 названного кодекса).

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Законом Брянской области от 24.07.2006 N 66-З установлен порядок признания граждан малоимущими (в том числе порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими).

Таким образом, вывод суда первой инстанции, что семья истца соответствует статусу малоимущих граждан, являются преждевременным, поскольку в установленном законом Брянской области от 24.07.2006 N 66-З года вопрос о признании семьи истца малоимущей органом местного самоуправления не принимался.

Поскольку до 1 января 2005 г. (введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации) истец и члены её семьи на жилищном учете по месту жительства не состоят, при рассмотрении настоящего спора юридически значимым обстоятельством являлось установление судом объективной нуждаемости указанных лиц в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями части 2 статьи 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, аварийным (непригодным для проживания) и подлежащим сносу, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом, условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке.

При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось законных оснований для обязывания органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение во внеочередном порядке.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований ФИО1

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Фокинского районного суда г. Брянска от 28 сентября 2016 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации города Брянска о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания отменить, принять новое решение.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Брянской городской администрации, Фокинской районной администрации города Брянска о предоставлении жилого помещения взамен непригодного для проживания отказать.

Председательствующий                                           В.В. Суяркова

Судьи                                    Г.В. Шкобенёва

                                                                                        З.И. Гоменок

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262