Брянский областной суд Определение Гражданское дело 33а-354/2017 (33а-5709/2016;)

Движение по материалам дела
Номер Дела 33а-354/2017 (33а-5709/2016;)
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Категория гражданского дела 3.016 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления)
Субъект РФ Брянская область
Наименование Суда Брянский областной суд
Результат решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
Судья Горбачевская Юлия Викторовна
Заинтересованные лица Новикова Н.С.
Дата поступления 16.12.2016
Дата решения 24.01.2017
Движение по делу 24.01.2017 15:00 [Адм.] Судебное заседание 30.01.2017 09:43 [Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Дело **** Председательствующий-судья Сухорукова Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № ****

гор. Брянск 24 января 2017 г.

Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Горбачевской Ю.В.,

судей Гоменок З.И., Денисюка О.Н.,

с участием прокурора Пахомовой Н.А.,

при секретаре Хамковой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Управления имущественных отношений Брянской области С. и по апелляционной жалобе заинтересованного лица Н. на решение Советского районного суда г. Брянска от 07 октября 2016 года по административному делу по административному иску Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании приказов об утверждении схем расположения земельных участков.

Заслушав доклад судьи Горбачевской Ю.В., выслушав объяснения представителя Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности С., объяснения Н. и адвоката Я. в ее интересах, а также представителя Управления по строительству и развитию территории города Брянска по доверенности Р., поддержавших доводы апелляционных жалоб, заслушав возражения прокурора Пахомовой Н.А. на доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    

Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что проведенной проверкой по коллективному обращению жителей **** были выявлены следующие грубые нарушения земельного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, допущенные Управлением имущественных отношений Брянской области.

Приказом № ** от 13.02.2015 г. утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером ****, площадью 19019 кв.м. по адресу: *** из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала **** с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство в ****

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 г. № **** утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой произведен раздел земельного участка с кадастровым номером 32:28:0011119:258 на 15 земельных участков с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.

Прокурор установил в ходе проверки, что на **** вблизи домов № № *,*,* расположен пруд-копань площадью 0,23 га, а вблизи домов № № *,* расположен ручей, протяженностью 7,02 км., впадающий в реку Болва. Кроме того, часть спорного земельного участка площадью 654 кв.м. расположена в охранной зоне газораспределительного пункта, на территории которого запрещено строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения. Согласно действующему Генеральному плану города Брянска (1994) земельный участок с к.н. **** по указанному адресу относится к рекреационным озелененным территориям общего пользования (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.) и фактически является местом общего пользования жителей с расположенными на нем зелеными насаждениями и водным объектом.

Десять из пятнадцати образованных земельных участков приказами Управления в период с октября 2015 года по февраль 2016 года переданы бесплатно в общую долевую собственность семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства. Пять участков из исходного земельного участка     с кадастровым номером **** в настоящее время находятся в собственности Брянской области, а именно, земельные участки с кадастровыми номерами ***, ****, ****, ****, ****, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.

В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Холомеев А.И. уточнил исковые требования, просил признать незаконными:

приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 13.02.2015 г. № **, которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 19019 кв.м., по адресу *** из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала ***: с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство и

приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 г. № ***, которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой произведен раздел земельного участка с кадастровым номером ***, в части формирования 5 земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство. Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области аннулировать записи о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами ***, ***, ***, ***, ***, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.

В обоснование уточненных требований прокурор ссылался на то, что спорные участки сформированы из земель, отнесенных к рекреационным озелененным территориям общего пользования (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.) и являющихся местом общего пользования жителей пос. *** с расположенными на нем зелеными насаждениями, а также в связи с расположением участка в охранной зоне газораспределительного пункта по адресу ***.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 07 октября 2016 года административные исковые требования Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

Суд признал незаконным приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 13.02.2015 г. № *** которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым номером 32:28:0011119:258, площадью 19019 кв.м., по адресу площадь Халтурина, о/27 из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала 32:28:0011119 с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.

Суд признал незаконным приказ Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 г. № *** которым утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, в соответствии с которой произведен раздел земельного участка с кадастровым номером ****, в части формирования 5 земельных участков с кадастровыми номерами *****, *****, *****, ****, ****, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.

Суд указал, что данное решение является основанием для аннулирования записей о постановке на кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами: *****, ******, *****, *****, *****, с разрешенным использованием - индивидуальное жилищное строительство.

В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней представитель Управления имущественных отношений Брянской области С. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд неверно истолковал закон, подлежащий применению, в связи с неправильной квалификацией правоотношений сторон.

Законом № 28-З от 11.04.2011 года закреплено, что формирование земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно, осуществляется Управлением имущественных отношений Брянской области на основании документов территориального планирования и градостроительного зонирования. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, утверждаемые представительным органом местного самоуправления, в котором устанавливаются территориальные зоны и виды разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск, утв. Решением Брянского горСовета народных депутатов 28 мая 2008 года № 991, на поименованном земельном участке установлена зона «Ж3» - зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами.

Из публичной кадастровой карты в отношении кадастрового квартала ***** усматривается, что весь кадастровый квартал, заявленный как «рекреационная зона», застроен индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности граждан.

То есть на момент утверждения схемы расположения спорного земельного участка сложился порядок пользования земельных участков в кадастровом квартале ***** связанный с индивидуальным жилищным строительством. Следовательно, при формировании исходного земельного участка, его разделе и предоставлении образованных участков гражданам для ИЖС были соблюдены нормы действующего законодательства.

Суд не дал оценку последствиям исполнения принятого решения в виде снятия с кадастрового учета всего земельного участка площадью 19019 кв.м., поэтому решением суда затрагиваются права и законные интересы многодетных граждан, которым переданы в общую долевую собственность земельные участки, к участию в деле собственники спорных земельных участков не были привлечены.

В апелляционной жалобе Н. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что она не была привлечена к участию в деле, вместе с тем оспариваемым решением суда затрагиваются ее права, поскольку земельный участок, принадлежащий ей на праве собственности, был образован путем раздела исходного земельного участка с кадастровым номером ***** на 15 земельных участков с разрешенным использованием – индивидуальное жилищное строительство на основании приказа Управления имущественных отношений Брянской области № 1670 от 07.10.2015 г., который признан незаконным обжалуемым решением суда.

На доводы апелляционной жалобы Н. принесены возражения помощником Брянского природоохранного прокурора Холомеевым А.И., который просит оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились заинтересованные лица: Брянская городская администрация и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражения на них, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора судебная коллегия полагает, что судом допущены процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием к отмене решения суда.

Судом установлено, что приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 13.02.2015 г. № **** утверждена схема расположения земельного участка площадью 19019 кв.м., из земель населенных пунктов на территории кадастрового квартала 32:28:0011119:    с разрешенным использованием: индивидуальное жилищное строительство, находящегося по адресу: ***** кадастровый номер *****.

Приказом Управления имущественных отношений Брянской области от 07.10.2015 № **** утверждена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории, образуемых путем раздела с сохранением в измененных границах исходного земельного участка с кадастровым номером *****, находящегося в государственной собственности Брянской области, расположенного по адресу ****: площадью 1282 кв.м., с к.н. *****, площадью 1061 кв.м., с к.н. *****, площадью 1095 кв.м., с к.н. *****, площадью 1114с к.н. ****, площадью 1146 кв.м., с к.н. *****, площадь. 1020 кв.м., с к.н. *****, площадью 1100 кв.м., с к.н. *****, площадью 1094 кв.м.,     с    к.н. *****, площадью 1094    кв.м., с к.н. *****, площадью 1092 кв.м., с к.н. *****, площадью 1230 кв.м., с к.н. *****, площадью 1220 кв.м., с к.н. ***** площадью    1022 кв.м.,    с    к.н. *****, площадью 1069    кв.м., с к.н. *****.

Суд пришел к выводу, что оспариваемые приказы изданы уполномоченным государственным органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах предоставленных законом полномочий

В соответствии с Законом Брянской области от 11.04.2011 г. № 28-3 «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность земельных участков в Брянской области» было принято решение о включении вышеуказанных земельных участков на основании приказа Управления от 19.10.2015 № 1713 в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей.

Согласно приказам Управления имущественных отношений Брянской области, 10 из указанных земельных участков переданы бесплатно в общую долевую собственность семьям, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства: Н. приказ от 03.11.2015 № **** с к.н. *****, А. приказ от 02.11.20154 г. №**** с к.н. *****, С. приказ от 28.10.2015 г. № **** с к.н. *****, Х. приказ от 10.11.2015 г. №***** с к.н. ****, З. приказ от 16.11.2015 г. № ***** с к.н. *****, Ш. приказ от 27.11.2015 г. № **** с к.н. ******, Я. приказ от 01.12.2015 г. №***** с к.н. *****, Г. приказ от 02.02.2016 г. № ***** с к.н. *****, Н. приказ от 03.02.3016 № **** с к.н. *****, Я. приказ от 05.02.2016 № *** с к.н. *****. Право собственности зарегистрировано.

Согласно заключению Управления Росреестра по Брянской области от 12.04.2016 года 5 земельных участков из исходного земельного участка с кадастровым номером ***** в настоящее время находятся в собственности Брянской области: с к.н. ***** *****, **** ****, ***** с разрешенным     использованием - индивидуальное жилищное строительство.

Как следует из Выписок № №    *****, *****, *****, *****, ***** из Правил землепользования и застройки территории муниципального образования город Брянск (части территории муниципального образования) в указанных редакциях, земельные участки с к.н. *****, ****, *****, *****, *****    согласно карты градостроительного зонирования отнесены к зоне Ж-3 - зона усадебной застройки индивидуальными жилыми домами и блокированными жилыми домами с приквартирными участками. Основные виды разрешенного использования недвижимости одноквартирные блокированные жилые дома от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками; отдельно стоящие жилые дома на одну семью от 1 до 3 этажей (включая мансардный этаж) с придомовыми участками; скверы, сады, бульвары; проезды, тротуары, зеленые насаждения; малые архитектурные формы; ландшафтная архитектура.

Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Удовлетворяя исковые требования Брянского природоохранного прокурора, признания незаконными приказы Управления имущественных отношений Брянской области суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Генеральным планом города Брянска (1994 г.) на территории спорного земельного участка с к.н. ***** и вновь сформированных земельных участков с к.н. *****, *****, *****, 32:28:0011119:270, располагалась рекреационная озелененная территория (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.) с расположенными на ней зелеными насаждениями, которая фактически являлась местом общего пользования жителей п. Чайковичи. Оспариваемыми приказами в отношении исходного земельного участка, относящегося к землям рекреационного назначения общего пользования и месту отдыха неопределенного круга лиц, фактически изменен вид разрешенного использования земельного участка - под индивидуальное жилищное строительство - в нарушение порядка, установленного ст. 10 Федерального закона от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ, без проведения экологической экспертизы и решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 176 КАС РФ).

Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").

Постановленное решение не отвечает вышеназванным требованиям.

Суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав и интересов неопределенного круга лиц (жителей п. Чайковичи) оспариваемыми природоохранным прокурором приказами Управления имущественных отношений Брянской области на доступ к озелененным территориям общего пользования. В то же время без внимания суда и должной правовой оценки остался вопрос о последствиях отмены спорных приказов, в соответствии с которыми десять из пятнадцати сформированных земельных участков переданы в собственность многодетным семьям.

Из существа приказов следует, что новые земельные участки (всего 15) сформированы из исходного (материнского) участка с кадастровым номером 32:28:0011119:258 общей площадью 19019 кв.м. Отмена приказов об утверждении схем и разделе участка повлечет возврат к исходному положению, то есть к единству кадастрового квартала 32:28:0011119 и, как следствие, прекращению прав собственности частных лиц на земельные участки, образованные оспариваемыми приказами.

По этим основаниям решение суда оспаривает собственник земельного участка с к.н. 32:28:0011119:267 Н., а также Управление имущественных отношений Брянской области.

Возражение прокурора Пахомовой Н.А. в этой части жалоб о том, что решение постановлено только в отношении пяти земельных участков, на которые права частным лицам не переданы, является неверным исходя из следующего.

Суд, признавая незаконными приказы Управления имущественных отношений Брянской области, ссылался на то, что «…из представленных документов судом достоверно установлено, что изначально с 1994 года исходный земельный участок и выделенные из его состава спорные земельные участки, имели рекреационное назначение и их целевое назначение не изменялось в установленном законом порядке….». Именно поэтому суд признал незаконным приказ № *** от 13.02.2015 года, которым утверждена схема расположения исходного земельного участка с к.н. 32:28:0011119:258, площадью 19019 кв.м.

Ни прокурор, ни суд не высказывались о том, что только пять земельных участков, оставшихся в собственности **** озелененную территорию общего пользования, а остальные десять относятся к иной территориальной зоне и имеют иной вид разрешенного использования.

Выводы суда первой инстанции о наличии озелененной рекреационной территории общего пользования (парки, скверы, бульвары, благоустроенная пойма, озелененные овраги и т.д.), которая фактически являлась местом общего пользования жителей п. ***** постановлены в отношении исходного земельного участка с к.н. 32:28:0011119:258, площадью 19019 кв.м., включающего в себя территориально все пятнадцать вновь сформированных земельных участков, в том числе и те, которые переданы в собственность многодетным семьям.

Вместе с тем, суд не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц собственников земельных участков :

Н. к.н. *****, А. к.н. ****, С. к.н. *****, Х. к.н. *****, З. к.н. ******, Ш. к.н. *****, Я. к.н. *****, Г. к.н.*****, Н. к.н. ****, Я. к.н. ***** и, соответственно, разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно п. 3 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда и направить административное дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в случае, если … судом был разрешен вопрос о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

С учетом вышеизложенного решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Брянска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    

Решение Советского районного суда г. Брянска от 07 октября 2016 года по административному делу по административному иску Брянского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании приказов об утверждении схем расположения земельных участков отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Брянска.

Председательствующий Ю.В. ГОРБАЧЕВСКАЯ

Судьи О.Н.ДЕНИСЮК

З.И.ГОМЕНОК

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262