Брянский областной суд Определение Гражданское дело 33-212/2017 (33-5561/2016;)

Движение по материалам дела
Номер Дела 33-212/2017 (33-5561/2016;)
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Категория гражданского дела 2.178 - Прочие исковые дела -> прочие (прочие исковые дела)
Субъект РФ Брянская область
Наименование Суда Брянский областной суд
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судья Парамонова Татьяна Игоревна
Истец Акименко Н.Н.
Ответчик Фед.Фонд обязат.мед.страхования, Департ.здравоохр-я
Дата поступления 07.12.2016
Дата решения 17.01.2017
Движение по делу 19.01.2017 14:06 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 26.01.2017 15:59 Передано в экспедицию 17.01.2017 10:00 Судебное заседание

Дело № 2-5408/2016 Председательствующий судья – Присекина О.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-212/2017 (33-5561/2016)

гор. Брянск                     17 января 2017 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего      Парамоновой Т.И.,

судей областного суда Фроловой И.М., Сидоренковой Е.В.,

при секретаре             Можаевой И.В.,

            

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.Г.В. на решение Советского районного суда г. Брянска от 11 октября 2016 года по гражданскому делу по иску А.Н.Н. к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Департаменту здравоохранения Брянской области о понуждении к обеспечению финансирования единовременной компенсационной выплаты, понуждении к осуществлению выплат.

Заслушав доклад судьи Парамоновой Т.И., возражения истца А.Н.Н., представителя ответчика Департамента здравоохранения Брянской области Л.О.В., представителя третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области Г.Г.Е., судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

А.Н.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в 2011 году он окончил ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России по специальности «Лечебное дело» и ему присвоена квалификация «Врач». В 2012 году по итогам прохождения интернатуры получил сертификат по специальности «Анестезиология и реаниматология». В 2015 году заключил трудовой договор с ГБУЗ «Погарская ЦРБ» и был принят на должность заведующего отделением анестезиологии-реаниматологии - врача-анестезиолога-реаниматолога. ДД.ММ.ГГГГ между А.Н.Н. и Департаментом здравоохранения Брянской области был заключен договор на предоставление в 2015 году единовременной компенсационной выплаты, в соответствии с которым Департамент здравоохранения Брянской области взял на себя обязательство предоставить единовременную компенсационную выплату в размере одного миллиона рублей.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом здравоохранения Брянской области единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> рублей за счет средств областного бюджета была перечислена на счет истца.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ к-б/962 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возвратил заявку на получение иных межбюджетных трансфертов на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на декабрь 2015 года, ссылаясь на нарушение установленных нормативными правовыми актами условий предоставления иных межбюджетных трансфертов и порядок их финансирования.

Истец, полагая данный отказ незаконным, просил суд обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечить финансирование единовременной компенсационной выплаты А.Н.Н. за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального    фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон «Об обязательном медицинском страховании») в размере 500 000 рублей; обязать Департамент здравоохранения Брянской области выплатить предоставленную Федеральным фондом обязательного медицинского страхования единовременную компенсационную выплату А.Н.Н. за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Закона «Об обязательном медицинском страховании» в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Советского районного суда г. Брянска от 11 октября 2016 года исковые требования А.Н.Н. удовлетворены.

Суд решил:

Обязать Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обеспечить финансирование единовременной компенсационной выплаты А.Н.Н. за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере 500 000 рублей.

Обязать Департамент здравоохранения Брянской области выплатить предоставленную Федеральным фондом обязательного медицинского страхования единовременную компенсационную выплату А.Н.Н. за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.Г.В. просит решение суда отменить, полагает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. В качестве доводов, ссылается на то, что ч. 12.1 ст. 51 Закона «Об обязательном медицинском страховании» ставит в прямую зависимость наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия его на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению компенсационных выплат, в связи с чем не предусматривает возможности выплаты в 2016 году по договорам, заключенным в 2015 году.

Кроме того, ссылается на то, что истец не является работником, прибывшим на работу в сельскую местность в 2015 году, что является основанием для отказа в предоставлении единовременной выплаты.

Также указывает, что Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной договора, заключенного между истцом и Департамент здравоохранения Брянской области, в связи с чем обязанностей перед А.Н.Н. не имеется.

В апелляционной жалобе представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.Г.В. содержится заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 17 января 2017 года заявление представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования В.Г.В. удовлетворено, определено рассмотреть дело в отсутствие представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

В суде апелляционной инстанции истец А.Н.Н., представитель ответчика Департамента здравоохранения Брянской области Л.О.В., представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области Г.Г.Е. полагали решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене, просили апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия – не представили, об отложении слушания по делу – не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения истца А.Н.Н., представителя ответчика Департамента здравоохранения Брянской области Л.О.В., представителя третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области Г.Г.Е., судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, А.Н.Н. в 2011 году окончил ГОУ ВПО «Курский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России по специальности «Лечебное дело» и ему присвоена квалификация «Врач».

В 2012 году по итогам прохождения интернатуры получил сертификат по специальности «Анестезиология и реаниматология».

В соответствии со сведениями трудовой книжки, А.Н.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ГБУЗ «Погарская ЦРБ» в должности врача-анестезиолога-реаниматолога, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в ГБУЗ «Трубческая ЦРБ» в должности врача-анестезиолога-реаниматолога (л.д. )

На основании приказа ГБУЗ «Погарская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в ГБУЗ «Погарская ЦРБ» на должность заведующего отделением анестезиологии-реаниматологии - врача-анестезиолога-реаниматолога (л.д. 8).

С ДД.ММ.ГГГГ с А.Н.Н. заключен трудовой договор на неопределенный срок (л.д. ).

ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Департаментом здравоохранения Брянской области заключен договор о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, как медицинскому работнику, прибывшему в 2015 году на работу в сельский населенный пункт. Пунктом 3.1 договора Департамент здравоохранения Брянской области взял на себя обязательство предоставить А.Н.Н. компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения договора (л.д. ).

Решением комиссии по рассмотрению заявлений и документов на получение единовременной компенсационной выплаты, установленной ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, заведующему отделением анестезиологии-реаниматологии врачу анастезиологу-реаниматологу ГБУЗ «Погарская БРБ» А.Н.Н. назначена единовременная компенсационная выплата, установленная Законом «Об обязательном медицинском страховании», в размере <данные изъяты> руб., также постановлено направить в ФФОМС заявку на единовременную компенсационную выплату.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом здравоохранения Брянской области единовременная компенсационная выплата в размере <данные изъяты> рублей, за счет средств областного бюджета, была перечислена на счет истца.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования возвратил заявку на получение иных межбюджетных трансфертов на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам на декабрь 2015 года, в связи с чем выплата в размере <данные изъяты> рублей А.Н.Н. не произведена.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что у истца наличествует право на получение единовременной компенсации при трудоустройстве в сельскую местность. А.Н.Н. являясь медицинским работником с высшим профессиональным образованием, не достигшим возраста 45 лет, в 2015 году прибыл на работу в медицинское учреждение, расположенное в сельском населенном пункте, с ним уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области - Департаментом здравоохранения Брянской области заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты на основании действующего законодательства. Поскольку в установленный срок за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда, выплата не была произведена, имеются законные основания для возложения обязанностей на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по обеспечению её финансирования и выплаты истцу.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, оснований к отмене решения суда не находит, поскольку оно постановлено при правильном применении норм права, с учетом исследованных в судебном заседании доказательств по делу, которым судом с соблюдением требований ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ дана надлежащая оценка.

Оспаривая решение суда, представитель Федерального фонда обязательного медицинского страхования ссылается на то, что ч. 12.1 ст. 51 Закона «Об обязательном медицинском страховании» ставит в прямую зависимость наличие права медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты от даты прибытия его на работу в сельскую местность из другого населенного пункта и даты обращения в уполномоченный орган исполнительной власти по предоставлению компенсационных выплат, в связи с чем не предусматривает возможности выплаты в 2016 году по договорам, заключенным в 2015 году. Кроме того, ссылается на то, что истец не относится к работникам, прибывшим на работу в сельскую местность в 2015 году, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования не является стороной договора, заключенного между истцом и Департамент здравоохранения Брянской области, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Указанные доводы безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного акта не являются и отклоняются судебной коллегией на основании следующего.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Статьей 310 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

С 2012 года в России действует программа поддержки молодых врачей, практикующих в сельской местности. Ее основные положения установлены в Федеральном законе от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании».

В соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Закона «Об обязательном медицинском страховании» (в редакции Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 418-ФЗ, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), в 2012 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011 - 2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, предусмотренный пунктом 3 части 12.2 настоящей статьи (далее - договор). В целях осуществления единовременных компенсационных выплат в 2012 году из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов предоставляются иные межбюджетные трансферты из расчета один миллион рублей на одного указанного медицинского работника. В 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В 2015 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в равных долях.

Положениями ч. 12.2 ст. 51 Федерального закона предусмотрено, что иные межбюджетные трансферты предоставляются из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов для последующего их перечисления в течение трех рабочих дней в бюджеты субъектов Российской Федерации при условии принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, предусматривающих установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения.

Постановлением Правительства Брянской области № 102-П от 20 марта 2015 года утвержден Порядок предоставления в 2015 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам с высшим профессиональным образованием, прибывшим (переехавшим) в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо в рабочий поселок (далее Порядок).

В силу пунктов 1, 3 Порядка - единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей предоставляется медицинским работникам медицинских организаций Брянской области в возрасте до 45 лет, имеющим высшее образование и прибывшим в 2015 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта.

Финансовое обеспечение выплат медицинским работникам в 2015 году осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Брянской области из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования и средств областного бюджета в равных долях.

Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.

При этом, медицинский работник должен соответствовать критериям, по которым предоставляется единовременная компенсационная выплата. Обязательными условиями для получения компенсационной выплаты являются заключение трудового договора между медицинским работником и государственным или муниципальным учреждением здравоохранения и договора между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

Как установлено судом, возраст А.Н.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не превышает предельный допустимый возраст для получения компенсационной выплаты.

Договор между медицинским работником и уполномоченным органом исполнительной власти Брянской области – Департаментом здравоохранения Брянской области о предоставлении единовременной компенсационной выплаты не оспорен, в установленном законе порядке недействительным не признан.

Факт переезда истца на работу из г. Трубчевск Брянской области в поселок Погар Брянской области, т.е. в сельскую местность, не получения ранее единовременной компенсационной выплаты подтверждается материалами дела.

В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии у истца права на получение единовременной компенсационной выплаты.

По общему правилу обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц), но в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, обязательство может создавать для третьих лиц права в отношении одной или обеих сторон обязательства (ч. 3 ст. 308 ГК РФ).

В связи с тем, что приведенными нормативно-правовыми актами предусмотрено финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2015 году в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то договор от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в 2015 году единовременной компенсационной выплаты А.Н.Н., неисполненный в полном объеме в определенный договором срок, создаёт для Федерального Фонда обязательного медицинского страхования, участвующего по делу в качестве соответчика, обязанность по его исполнению.

Более того, действующее законодательство не предусматривает возможности прекращения неисполненных обязательств в зависимости от истечения предусмотренного законом срока их исполнения соответствующими органами. Недопустимо произвольное изменение объема социальных гарантий, предоставляемых гражданам.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П указал на недопустимость отказа государства от выполнения в отношении отдельных категорий граждан ранее взятых на себя социальных обязательств. Законодатель, закрепляя право граждан на получение социальных выплат и определяя условия их назначения, вправе вносить изменения в ранее установленные правила. Однако при этом не должно ухудшаться положение тех лиц, которые на основании ранее действовавших норм приобрели или должны были приобрести соответствующее право. Эти лица вправе рассчитывать на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств. Иное означало бы отказ государства от выполнения своих обязательств, что подрывает доверие граждан к его действиям.

Вышеизложенные принципы применимы в отношении истца, поскольку как трудовой договор, так и договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты заключены с А.Н.Н. в 2015 году, в период действия соответствующего закона, установившего порядок предоставления компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим на работу в 2015 году в сельский населенный пункт.

В связи с чем суд обоснованно пришел к выводу о возложении на Федеральный фонд обязательного медицинского страхования обязанности по обеспечению финансирования единовременной компенсационной выплаты А.Н.Н. за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования <адрес> из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в размере 500 000 рублей, а на Департамент здравоохранения Брянской области обязанности по выплате указанной суммы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что увольнение и последующее повторное заключение трудового договора с одним и тем же медицинским учреждением лишает истца статуса работника прибывшего на работу в 2015 году в сельский населенный пункт, а так же о том, что поселок Погар, где расположена ГБУЗ «Погарская ЦРБ», не относится к населенным пунктам, указанным в ч. 12.1 ст. 51 Закона «Об обязательном медицинском страховании», являлись предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в решении, не согласиться с которыми оснований у судебной коллегии не имеется.

По мнению судебной коллегии, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и заявленным требованиям. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда г. Брянска от 11 октября 2016 года по гражданскому делу по иску А.Н.Н. к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, Департаменту здравоохранения Брянской области о понуждении к обеспечению финансирования единовременной компенсационной выплаты, понуждении к осуществлению выплат - оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.

Председательствующий: Т.И. Парамонова

Судьи областного суда:     И.М. Фролова

Е.В. Сидоренкова

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262