Мурманский областной суд Определение Гражданское дело 33-129/2017 (33-4315/2016;)

Движение по материалам дела
Номер Дела 33-129/2017 (33-4315/2016;)
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Категория гражданского дела 2.067 - Социальные споры -> О предоставлении гарантий и компенсаций, установленных... -> военнослужащим
Субъект РФ Мурманская область
Наименование Суда Мурманский областной суд
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судья Захаров Алексей Викторович
Истец Минайлов В.П.
Ответчик ФКУ "Военный комиссариат МО"
Дата поступления 22.12.2016
Дата решения 18.01.2017
Движение по делу 30.01.2017 14:57 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства 18.01.2017 10:15 Судебное заседание 30.01.2017 14:57 Передано в экспедицию

судья Гуцев П.Ю.

№ 33-129/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

18 января 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Самойленко В.Г.

судей

Захарова А.В.

Науменко Н.А.

при секретаре

Тарасовой К.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минайлова В. П. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию

по апелляционной жалобе Минайлова В. П. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 24 октября 2016 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Минайлова В. П. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о признании отказа в назначении пенсии незаконным, признании пенсионером Вооруженных сил Российской Федерации, возложении обязанности назначить пенсию, оформить пенсионное дело, отказать».

Заслушав доклад судьи Захарова А.В., объяснения истца Минайлова В.П., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Минайлов В.П. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Мурманской области» о признании незаконным отказа в назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию.

В обоснование заявленных требований указал, что приказом МЧС России от _ _ апреля 2015 года №*, в связи с переходом в Государственную противопожарную службу, уволен с военной службы, _ _ апреля 2015 года исключен из списков личного состава Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на день увольнения выслуга лет составляла: в календарном исчислении 30 лет 08 месяцев, в льготном исчислении 34 года 01 месяц, за назначением пенсии в военный комиссариат не обращался.

_ _ июля 2016 года истец уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России.

_ _ августа 2016 года истец встал на воинский учет и _ _ августа 2016 года обратился в отдел военного комиссариата города Мурманска с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ.

_ _ сентября 2016 года ответчик отказал в назначении ему пенсии, разъяснив, что он уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России и должен обратиться за назначением пенсии в пенсионный орган Министерства внутренних дел РФ.

Полагал отказ ответчика в назначении пенсии незаконным, нарушающим его права на пенсионное обеспечение.

Просил суд признать незаконным отказ ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» в назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, признать его пенсионером Вооруженных сил, возложить обязанность назначить пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации с _ _ июля 2016 года, в соответствии с окладом по воинской должности и званию, с учетом их увеличения, оформить пенсионное дело.

В судебном заседании истец заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» Павлитчук П.В. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица УМВД России по Мурманской области в судебном заседании согласилась с позицией военкомата о том, что с заявлением о назначении пенсии истцу следует обращаться в пенсионный орган МВД Российской Федерации.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Минайлов В.П. просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования.

В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие основаниям для обращения в суд с заявленным иском.

Также ссылаясь на положения статьи 11 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», приводит доводы о том, что последним местом его военной службы являлись войска гражданской обороны, при увольнении из которых на него распространяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения в соответствии с пунктом «а» статьи 1 данного закона.

Указывает, что наличие у него выслуги лет на военной службе дает ему право на пенсию военнослужащего. Между датой увольнения с военной службы и датой зачисления в ГПС МЧС России имеется перерыв 2 дня, служба в ГПС МЧС России, на которой он находился с _ _ апреля 2015 года до _ _ июля 2016 года, размер военной пенсии не увеличивает, в случае назначения пенсии как сотруднику ГПС, ее размер меньше.

Указывает на ошибочную ссылку суда на то, что из Вооруженных Сил РФ он был уволен в 1998 году, так как в 1998 году он не был уволен с военной службы, а продолжил её в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Также в решении суда не указан ответ на его обращение в военную прокуратуру Северного флота, где указано, что он имеет предусмотренное статьей 11 Закона право на пенсионное обеспечение от Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, части 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу) производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее – Закон от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

В соответствии с п. «а» ст.1 условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются на:

- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны и проч.,

- лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).

В силу п. «а» ч.1 ст. 5 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

На основании ч.1 ст. 6 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

Частью 1 статьи 11 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 установлено, что пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей.

Согласно п. «а» ч.1 ст. 13 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.

Работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения (статья 50 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации (ч.1 ст.51 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).

Днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления (ч.1 ст. 54 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1).

Из буквального значения приведенных норм следует, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и иную приравненную к ней службу осуществляется соответствующим министерством (федеральной службой) в зависимости от последнего места службы лица, впервые претендующего на назначение пенсии за выслугу лет, и не поставлено в зависимость от выбора лица и от того, срок службы по какому ведомству составил большую часть выслуги. При этом предусмотрен зачет в общую выслугу лет периодов службы в том или ином министерстве (ведомстве) (ст. 18 Закона).

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Минайлов В.П., _ _ г. рождения, в период с _ _ .08.1984 по _ _ .11.1998 проходил военную службу в Вооружённых Силах СССР и Вооруженных Силах Российской Федерации (Северный флот), приказом Министра обороны РФ №* с _ _ .11.1998 переведен в распоряжение Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, _ _ .12.1998 зачислен в списки личного состава по контракту в Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области, где проходил военную службу на различных должностях. С 4.05.2013 переведен на должность начальника Главного управления МЧС РФ по Ивановской области.

Приказом МЧС Российской Федерации от _ _ .04.2015 № *, полковник Минайлов В.П. уволен с военной службы с зачислением в запас, в связи с переходом в Государственную противопожарную службу на основании подпункта «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе» (л.д. 16).

Выслуга лет на военной службе на момент увольнения из системы МЧС России составила: календарная - 30 лет 8 месяцев, в льготном исчислении 34 года 1 месяц.

После увольнения с военной службы _ _ апреля 2015 г., истец, имевший необходимую выслугу для назначения пенсии, продолжил службу в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации не обращался, соответствующая пенсия ему не назначалась.

Приказом МЧС России от _ _ .04.2015 №* полковник запаса Минайлов В.П. назначен на должность начальника Главного управления МЧС РФ по Ивановской области (должность связана с обеспечением деятельности Государственной противопожарной службы), с присвоением специального звания «полковник внутренней службы», с зачислением в кадры ГПС МЧС России.

Приказом МЧС России № * от _ _ .07.2016, на основании пункта 11 части 2 статьи 83 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», истец уволен из федеральной противопожарной службы МЧС России по Центральному региональному центру МЧС России, в связи с сокращением замещаемой должности в федеральной противопожарной службе.

_ _ августа 2016 г. Минайлов В.П. обратился в отдел Военного комиссариата Мурманской области по городу Мурманску с заявлением о назначении с _ _ июля 2016 г. пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, исходя из окладов денежного содержания и процентной надбавки за выслугу лет на день увольнения с военной службы - _ _ апреля 2015 года.

В уведомлении начальника центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат Мурманской области» от _ _ сентября 2016 года № * истцу сообщено об отсутствии оснований для назначения пенсии за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ и рекомендовано обратиться за назначением пенсии в пенсионный орган Министерства внутренних дел РФ, по последнему месту службы в органах Государственной противопожарной службы.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных Минайловым В.П. исковых требований, суд первой инстанции, проанализировав приведенные положения законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих, признал правомерной позицию ответчика, основанную на том, что поскольку истец обратился за назначением пенсии за выслугу лет после увольнения из Государственной противопожарной службы МСЧ России, являвшейся для него последним местом службы, то органом, уполномоченным на его пенсионное обеспечение, в силу прямого указания об этом в пункте «б» ч.1 ст. 11 Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 является Министерство внутренних дел Российской Федерации.

С такими выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, находит их основанными на правильном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

При увольнении с военной службы в апреле 2015 года истец, имевший необходимую выслугу для назначения пенсии по линии Министерства обороны РФ, и не лишенный права обращения за ее назначением, вместе с тем, указанное право не реализовал, продолжив службу в органах Государственной противопожарной службы МЧС России, пенсионным органом по отношению к которой является Министерство внутренних дел РФ.

Применительно к положениям ст.6 (ч.2) и ст. 14 (ч.2) Закона от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 возобновление выплаты пенсии после увольнения из Вооруженных Сил и поступления на иную службу было бы возможно в случае, если бы пенсия за выслугу лет была назначена после увольнения истца в апреле 2015 г. и приостановлена в связи с поступлением на службу в ГПС МЧС России. Вместе с тем, как уже указывалось, выплата данной пенсии истцу не приостанавливалась, поскольку и не назначалась.

При таком положении судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.

Права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 истец не лишен.

Указание в решении суда о том, что Минайлов В.П. проходил военную службу до _ _ ноября 1998 года, является ошибочным, вместе с тем, указанное обстоятельство не влияет на правильность решения по существу заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 24 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минайлова В. П. - без удовлетворения.

председательствующий

судьи

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262