Мурманский областной суд Определение Гражданское дело 33-3/2017 (33-3951/2016;)

Движение по материалам дела
Номер Дела 33-3/2017 (33-3951/2016;)
Вид судопроизводства Гражданское дело
Инстанция Апелляция
Вид документа Определение
Категория гражданского дела 2.111 - Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Субъект РФ Мурманская область
Наименование Суда Мурманский областной суд
Результат РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Судья Науменко Надежда Александровна
Истец Семенов А.Л.
Ответчик ФГКУ "СРУЖО" МО РФ
Дата поступления 16.11.2016
Дата решения 11.01.2017
Движение по делу 07.12.2016 10:15 Судебное заседание 11.01.2017 10:00 Судебное заседание 18.01.2017 13:37 Передано в экспедицию 18.01.2017 13:37 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

судья Фомина Е.А.

№ 33-3-2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

11 января 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Пырч Н.В.

судей

Фёдоровой И.А.

Науменко Н.А.

при секретаре

Пухове М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеноква А.Л. к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением

по апелляционной жалобе Семенова А.Л. на решение Североморского районного суда Мурманской области от 04 октября 2016 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Семенова А.Л. к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад судьи Науменко Н.А., объяснения Семёнова А.Л., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Семёнов А.Л. обратился в суд с иском к ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что приказом командира войсковой части 09704 от _ _ 2002 года исключен из списков личного состава.

Общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составила *** лет *** месяцев *** дней, в льготном исчислении *** год *** месяца *** дней.

Решением жилищной комиссии войсковой части 09704 в 2002 году он признан нуждающимся в обеспечении жильем, однако жилым помещением для постоянного проживания не обеспечен, безвозмездную финансовую помощь на строительство жилья не получал, право на приватизацию жилых помещений не реализовал.

На обращение к ответчику в 2015 году с заявлением о принятии его в составе семьи с дочерью Семеновой Д.А. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий получил отказ, который полагает незаконным.

Просил признать за ним и его дочерью Семеновой Д.А. право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

В судебном заседании истец Семёнов А.Л., уточнив заявленные требования, просил суд признать право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.

Представитель ответчика ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО Российской Федерации Чоповская Н.И. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель соответчика Министерства обороны Российской Федерации в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Третье лицо Семёнова Д.А., представитель третьего лица войсковой части 26720-И в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Семёнов А.Л. просит решение суда отменить ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права, нарушения норм процессуального права и принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит обстоятельства, послужившие основанием для обращения с настоящим иском.

Указывает, что по месту регистрации в общежитии, расположенном по адресу: город Оленегорск, н.п. Высокий, улица Сыромятникова, дом 23, комната 408/2, не проживал из-за отсутствия надлежащих условий.

Полагает, что судом в нарушение статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не установлены обстоятельства, послужившие основанием для отказа в признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Находит вывод суда о том, что он должен был встать на учет нуждающихся по избранному месту жительства в органах местного самоуправления, ошибочным, противоречащим действующему на момент его увольнения законодательству.

Полагает, что не может быть признан нуждающимся в обеспечении жильем в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления, поскольку его семья не относится к категории малоимущих граждан.

Вывод суда о том, что он не представлял на протяжении 8 лет необходимые документы в жилищный орган, находит необоснованным, поскольку ответчиком не доказано, что эти документы запрашивались.

Указывает, что с заявлением о постановке на очередь на получение жилья обращался в установленном законом порядке, заявление об отказе в получении ГЖС не подавал, документы на подтверждение своего права получения жилья предоставлял по каждому требованию жилищных органов.

Полагает, что указание в решении суда о его желании проживать в городе Санкт-Петербурге документально не подтверждено, местом жительства при увольнении им избран город ... Московской области.

Настаивает, что не был зарегистрирован по адресу: город Оленегорск-8, Мурманской области, ул. ..., дом ..., кв. ....

Полагает необоснованным вывод суда о том, что он не может быть признан нуждающимся в получении жилья по причине утраты статуса военнослужащего, поскольку с увольнением с военной службы он согласился лишь после того, как был поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилья.

Обращает внимание, что решение жилищной комиссии _ _ года об исключении его из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий не обжаловал, полагая, что состоит в данных списках, поскольку ответчик истребовал у него документы вплоть до 2016 года.

Кроме того, приводит довод, что Семёнова Д.А. не была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, представитель ответчика Министерство обороны Российской Федерации, третье лицо Семёнова Д.А., представитель третьего лица войсковая часть 62720-И, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Разрешая спор, суд правильно определил и в необходимом объеме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежащим образом применил нормы материального права, устанавливающие основания и порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы).

Механизм реализации права военнослужащих на жилище, а также источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма, урегулированы положениями Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона. Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации. Военнослужащие - граждане, не указанные в настоящем абзаце, при увольнении с военной службы освобождают служебные жилые помещения в порядке, определяемом жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Вопросы постановки военнослужащих и членов их семей на учет нуждающихся в предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, регламентируются Инструкцией о предоставлении военнослужащим -гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280.

В силу пункта 10 указанной Инструкции, условием обеспечения военнослужащих жилыми помещениями является принятие их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право стоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «в»-«д» настоящего пункта. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым в соответствии с пунктом 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Из приведенных положений законодательства следует, что для реализации права на получение жилого помещения гражданин, уволенный с военной службы, на момент увольнения должен быть признан нуждающимся в жилых помещениях. При этом решение о признании нуждающимся в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принимается только в отношении гражданина-военнослужащего (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), то есть в период прохождения военной службы.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Семёнов А.Л. в период с _ _ 1992 года по _ _ 2002 года проходил военную службу в войсковой части 09704.

Приказом командира войсковой части 09704 от _ _ 2002 года № * уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе») и исключен из списков личного состава части с _ _ 2002 года на основании приказа командира войсковой части от 29 мая 2002 года № 94.

Выслуга лет истца в Вооруженных силах Российской Федерации в календарном исчислении составила *** лет *** месяцев *** дней, в льготном исчислении - *** год *** месяца *** дней.

Решением начальника ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от _ _ 2016 года № *** истцу отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в связи с представлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (п.п. 2 п. 1 ст. 54 ЖК РФ). Из решения следует, что отказ мотивирован тем, что истец не является военнослужащим, в архивной базе учета военнослужащих, признанных нуждающимися в жилье, не значится.

Подробно проанализировав положения Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», суд сделал правильный вывод, что согласно указанной норме реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения месту жительства носит не абсолютный характер, а связана с постановкой в установленном порядке и нахождением на учете лиц на получение жилья или на улучшение жилищных условий.

Материалами дела подтверждается, что решением жилищной комиссии войсковой части 09704, оформленным протоколом от _ _ 2002 года № *, Семёнов А.Л. внесен в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразил добровольное желание приобрести жилье за пределами обособленного гарнизона посредством ГЖС в избранном месте жительства – г. ... Московской области.

Вместе с тем, решением жилищной комиссии войсковой части 09704, оформленным протоколом от _ _ 2010 года № *, Семёнов А.Л. исключен из списков нуждающихся и компьютерной базы данных АИС «Учет» в связи с предоставлением сведений, не соответствующих действительности, на основании статьи 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 и пункта 31 приказа Минобороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года № 80, статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Из указанного решения следует, что мотивом отказа послужило то обстоятельство, что по указанному истцом адресу: н.п. Высокий, ул. ..., дом ..., комната ... общежитие в/ч 06797 он и его дочь фактически никогда не проживали и не проживают, общежитие законсервировано, закрыто.

Данное решение жилищной комиссии истцом в судебном порядке не оспорено.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика отсутствовали правовые основания для признания Семёнова А.Л. нуждающимся в жилом помещении и постановке на соответствующий учет для обеспечения жилым помещением через органы Министерства обороны Российской Федерации, поскольку на момент обращения к ответчику истец утратил статус военнослужащего, при этом будучи признанным на момент увольнения с военной службы нуждающимся в жилом помещении, был снят с данного учета в 2010 году.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о правомерности принятого ответчиком решения об отказе в принятии истца на учет нуждающихся в получении жилых помещений по избранному месту жительства и отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Семеновым А.Л. требований.

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют собранным по делу доказательствам, которым суд дал оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

Ссылки в апелляционной жалобе на отсутствие у истца оснований для обеспечения жилым помещением органами местного самоуправления и предоставлении истцом в жилищную комиссию необходимых документов для обеспечения жильем по избранному месту жительства выводов суда не опровергают, поскольку требования к органам местного самоуправления, равно как и требования о восстановлении на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истцом заявлены не были, и предметом рассмотрения суда не являлись.

Довод жалобы о неизвещении Семёновой Д.А. о времени и месте слушания дела несостоятелен и не является основанием для отмены решения суда.

Так, из материалов дела следует, что судебное извещение третьему лицу Семёновой Д.А. было направлено судом по последнему известному адресу её проживания в н.п. Высокий г. Оленегорска.

Из содержания протокола судебного заседания от 04 октября 2016 года следует, что истец Семёнов Д.А. подтвердил факт личного уведомления Семеновой Д.А. о рассмотрении дела судом, времени и месте судебного заседания, при этом указал о неизвестности ему адреса проживания дочери по месту учебы в г. Санкт-Петербурге, что препятствовало направлению судебного извещения в адрес Семёновой Д.А. по месту ее фактического проживания.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции требования гражданского процессуального законодательства об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства соблюдены.

Иные доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда не опровергают, по существу основаны на ошибочном толковании норм материального права и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.

Нарушений судом норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Североморского районного суда Мурманской области от 04 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова А.Л. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

По всем вопросам связанные с решением суда можете обратиться

ФЗ-262