Еще одним четко определенным обязательством государства является защита от действий негосударственных субъектов, в том числе военизированных и других вооруженных формирований, которые могут привести к захвату земли и принудительному выселению. Правозащитного подхода необходимо придерживаться в любой ситуации, связанной с выселениями нищета является как причиной, так и следствием выселений.
Каковы возможности?
С одной стороны, отсутствие вариантов и гарантий владения, а также неспособность приобрести жилье может вынуждать малоимущих селиться в неформальных поселениях и опасаться выселения. С другой – факты свидетельствуют о том, что принудительные выселения, как правило, приводят к еще большему обнищанию или нужде. Одной из причин увеличения численности городской бедноты является миграция в города сельской бедноты и представителей коренных народов, подвергшихся принудительному выселению со своей земли. Действительно, сельская беднота часто зависит от доступа к земле и контроля над ней для реализации своих прав на достаточный жизненный уровень, включая право на питание, а их принудительное выселение влечет за собой нарушение и других прав.
В условиях городов выселения, как правило, выталкивают людей из центров на окраины, где доступ к базовым услугам и источникам средств к существованию является ограниченным или вовсе отсутствует. Это вынуждает их тратить больше времени на транспорт, если таковой имеется, для того чтобы добраться до услуг и работы, что влечет дополнительные расходы. Выселения также разрушают хрупкие системы социальной поддержки в старых общинах и кварталах. Чаще всего люди возвращаются туда, где они могут заработать на жизнь, и создают очередное неформальное поселение, из которого они могут быть опять выселены, что закрепляет этот порочный круг. Правозащитный подход к развитию интегрирует нормы, стандарты и принципы международной системы прав человека в планы, политику и процессы развития. Эти элементы действуют в увязке со стандартами в области прав человека, ответственностью за участие в принятии решений, касающихся развития, перед затронутыми лицами, а также с недискриминацией и уделением внимания уязвимым и маргинальным группам.
Во многих местах принудительные отчуждения и выселения осуществляются без надлежащего обоснования. Для обоснования принудительных отчуждений и выселений обычно используются ссылки на «общественные интересы», «общее благо», «общественное благо», «общественную пользу», «государственные интересы», «национальные интересы», «общее благополучие» или «служение общественной пользе». Когда подразумевается, что принудительное отчуждение и/или выселение немногих осуществляется для блага многих, никакого другого объяснения не дается и контроля за таким решением не осуществляется. В 2008 году Конституционный суд в судебном порядке реализовал их право на соблюдение, защиту и осуществление стандартов в области прав человека, в том числе не только право на достаточное жилище, но и право пользоваться плодами программ развития и конструктивно участвовать в принятии всех соответствующих решений. В данном случае правозащитный подход к развитию был эффективно использован для обеспечения сбалансированности властных полномочий между малоимущими семьями, которым грозило принудительное выселение, и органами власти, с тем чтобы эти семьи могли стать творцами собственных вариантов развития. Решение Суда позволило этим семьям активно и конструктивно взаимодействовать с органами власти, с тем чтобы добиться предоставления альтернативного, достаточного жилища. Теперь эти семьи имеют жилье более высокого качества поблизости от тех же школ, медицинских учреждений и источников средств к существованию, которые они едва не потеряли.
Решения, базирующиеся на таких доводах, необходимо принимать с учетом ряда условий, связанных с защитой прав человека и верховенства права, в частности:
- ссылаться на «общественные интересы» обоснованно лишь в исключительных обстоятельствах; – следует осуществлять «разумный» подход и прибегать к этим мерам лишь в тех случаях, когда нет альтернативы;
- следует применять «пропорциональный» подход (проводить оценку последствий соответствующего решения и потенциальных выгод для различных групп, в том числе путем проведения оценки последствий выселения);
Важно! По всем вопросам выселения, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Юристы по жилищным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
19.07.2017 10:23:52
13.06.2017 13:14:11
31.05.2017 12:18:19