Разрешение коллективного трудового спора
В соответствии с абз. 1 ст. 398 Трудового кодекса РФ (ТК РФ), коллективный трудовой спор (КТС) – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. Чтобы подать коллективный иск, нужно приложить некоторые усилия, так как здесь работает уже не один человек, а несколько, а это требует некоторой координации между участниками.
Прежде чем обратиться к анализу положений гл. 61 ТК о рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров, отметим, что реальной картины практики разрешения коллективных трудовых споров не знает, вероятно, никто. Зарегистрированные в Федеральной службе по труду и занятости коллективные трудовые споры исчисляются единицами. Выборочно проверенные нами сайты региональных органов по труду и занятости не содержат информации по регистрации КТС. Судебной статистики по разрешению коллективных трудовых споров тоже нет, поскольку они не подлежат разрешению в судебном порядке.
Статистика по трудовым спорам
Статистика обращений по трудовым спорам в суд показывает, что предметом большей части обращений является взыскание заработной платы (492,4 тыс. дел из 577 тыс. всего по трудовым спорам в 2014 году). Исследования коллективных трудовых протестов являются, как правило, нормативными, хотя в них есть и некоторый количественный анализ. Так, по данным одного из таких исследований, из всех форм протеста, правовых и не правовых (не имеются в виду законные или незаконные), в 2010 году 54% составляло выдвижение требований (видимо, без дальнейшего развития КТС), остановка предприятия – 21%, митинг вне предприятия – 32%, обращение к властям – 21%. Коллективные трудовые споры с забастовками составили 4% из всех форм протестов, КТС без забастовки – 2%.
Как видно из приведенных данных, работники предпочитают не правовые способы разрешения конфликтов, т.е. не урегулированные в законодательстве (проведение забастовки, например, урегулировано статьями 409-414 ТК РФ, а если работники не соблюдают установленный данными нормами порядок, то это «стихийный» митинг). Данные другого исследования демонстрируют, что на долю легитимных форм протеста (приостановка работы из-за невыплаты заработной платы, коллективные трудовые споры, завершающиеся и не завершающиеся забастовкой) в 2008 и 2009 годах приходилось 11% от числа всех протестов, а в 2010 году – 9%, т.е., 9 из 10 акций протеста проходят в не правовых формах, и только одна - в той или иной форме из числа предусмотренных трудовым законодательством. Видимо изучение подобных данных и приводит исследователей к заключению, что существующий в трудовом законодательстве механизм разрешения КТС используются редко и неохотно.
Как отмечается в литературе, практика показывает, что изначально процедура разрешения коллективных трудовых споров направлена на подавление намерения работников по защите своих прав. Действительно, сопоставление приведенных выше данных показывает, что если работники и прибегают к помощи закона, то делают это путем личного обращения в суд или в ином индивидуальном порядке. Как правило, если в суд обращаются группы работников, профсоюзы, прокуроры в защиту прав группы лиц в сфере трудовых правоотношений, то суды отказывают в принятии заявлений по причине того, что коллективные трудовые споры неподведомственны суду. Так, профсоюз ЗАО «Группа компаний «Электрощит» - ТМ Самара обратился в суд с иском о защите трудовых прав группы работников (около 50 чел.). В иске отказано по упомянутой причине. Между тем, возможно, здесь вовсе не имелось в виду никакого коллективного спора.
Обращение в защиту трудовых прав конкретных работников с конкретными претензиями к работодателю можно было бы и не расценивать как коллективный трудовой спор. Законная процедура рассмотрения и разрешения КТС настолько сложна (особенно для предприятия с многотысячным коллективом), что эти работники, скорее всего, даже не помышляли о такой форме защиты своих прав.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.
12.07.2017 21:18:03