Особенности НДС при государственных закупках
НДС - это всем известный налог на добавочную стоимость, который поднялся на 2% с начала 2019 года. Чаще всего, эта сумма включается уже в стоимость товара и услуги, оплата лежит на конечном потребителе. Однако, когда дело касается государственных закупок, то здесь появляются первые сложности.
Государственный объект, который выступает в лице муниципальных учреждений (это могут быть школы, больницы, детские сады, органы управления) это очень выгодный клиент для малого и среднего бизнеса. Однако сумма контракта всегда подкрепляется договором, который составляется на основании 44-ФЗ.
Это означает, что если контракт был заключен до повышения НДС, то поставщик услуги не имеет право менять стоимость весь период. Для справки можно выделить ряд немаловажных нюансов:
- Сумма контракта при сотрудничестве с муниципальными службами чаще всего составляет не более 500 тысяч рублей, поставщик обязан удерживать ранее оговоренную сумму в течение 12 месяцев - это значит, что несмотря на изменения налогового кодекса, поставщик обязан своевременно поставлять товар по фиксированной ставке.
- По федеральным контрактам, чья сумма превышает от 1 до 10 млрд рублей, срок заключения договора составляет 3 года.
Однако даже здесь есть свои исключения, которые смогут помочь бизнесу и тем, кто работает по упрощенке:
- При заключении контракта, предприниматели имеют право указывать стоимость, которая охватывает будущие риски. Существует негласный лимит, который можно использовать, если есть риск повышения налога.
- Несмотря на всю строгость системы государственных закупок, у предпринимателей есть возможность вносить поправки в государственные контракты.
На практике внести свои изменения в контракт с государством не так просто. Прежде чем начать переговоры, необходимо получить более детальную консультацию у юриста или изучить до конца предложенный материал.
Нельзя также забывать об особенностях НДС, сегодня существует 3 основные ставки:
- 0% для физических лиц, которые не имеют отношение к ИП и другим категориям бизнеса;
- 10% - льготная ставка для отдельных категорий товаров и услуг. Ознакомиться с регламентом можно здесь п.2 ст.164 НК РФ;
- 20% - стандартная ставка для поставщиков, которая включается в сумму товара или услуги.
Если договор будет составляться с категорией ООО, то НДС учитывается бухгалтером по умолчанию, если этого не было сделано заранее, то победа в тендере из-за выгодности суммы может обернуться банкротством для компании, особенно когда речь идет о многомиллиардном контракте. Также нужно знать об основных принципах проведения тендера по государственным закупкам. Например:
- Выигрывает чаще всего организация или лицо, которое предлагает наиболее низкий тариф. Чтобы опустить сумму не в убыток компании, необходимо грамотно изучить условия контракта, помочь в этом может только опытный юрист.
- Цена должна формироваться с учетом порядка перевозки, хранения, страхования будущего товара. Поднять стоимость выше лимита не получится, поэтому поставщику нужно учесть сразу свой окончательный потенциал.
- В организации поставщика должен быть специальный регламент, который обобщал все правила участия.
Основная ошибка участников заключается в том, что в погоне за выигрышем они не учитывают все расходы и риски, которые могут возникнуть на этапе исполнения обязанностей. Минимальный срок договора составляет 12 месяцев, обязательно нужно учитывать, что за этот период может произойти следующее:
- Перевозчик поднимет сумму за свои услуги. Доставить товар в учреждение через посредника станет еще дороже.
- Страхование - ставка ежегодно только увеличивается.
- Изменение налоговой системы страны - как показывает практика, каждый год правительство вносит поправки.
- Колебание национальной валюты - если организация закупает сырье у иностранцев, любое падение рубля должно быть предсказано.
- Переход лица из одного статуса в другое - актуально для физических лиц, которые захотят оформить ИП или основать собственный малый бизнес.
НДС в государственных закупках это лишь начальный этап, о котором стоит знать всем участникам. Избежать ошибок можно только при грамотном изучении контракта.
Почему за повышение фактически платит поставщик
Согласно обсуждаемому законопроекту ФЗ-44, заказчик и тем более поставщик не имеет право самостоятельно менять стоимость в государственном контракте. Это правило действует во всех случаях, даже если страна погрузится вновь в экономический кризис (снизится позиция рубля, будет введен новый налог или повысится НДС).
Риск роста НДС относится к коммерческим издержкам, поэтому поставщик должен учитывать этот факт при определении стоимости своих услуг. Поэтому, когда поставщик принимает заявку на оказание услуги или поставку товара, он автоматически соглашается со всеми условиями заказчика. Несмотря на то, что в России есть выбор между системами налогообложения, упрощенцы также попадают под убытки. Если в ходе тендера, победил предприниматель, который использует иной расчет, то закупщик не имеет право также менять оговоренную стоимость по контракту. Рекомендуется обратить внимание на следующие нюансы:
- Обращать внимание на первичный контракт. Если предприниматель работает по упрощенки он обязательно должен изучить положение в договоре о том, что заказчик учитывает и такую систему налогообложения. Не стоит разочаровываться если этого пункта нет, пока контракт не подписан сторонами всегда есть возможность внести правки.
- При подаче заявки обязательно нужно указать систему, по которой работает поставщик. Это спасет в будущем от неприятного форс-мажора.
- Если заметку в договоре, которая НДС сделал заказчик, ее можно легко исправить (до 2019 года). Если заказчик отказывается вносить поправки, тогда придется общаться с претензией в ФАС.
Несмотря на большие возможности, которые открывает российское законодательство для упрощенцев, антимонопольная служба свидетельствует о нарушении честности конкуренции. Поэтому убирать с контракта этот пункт становится все сложнее. Помочь в решении сложившейся ситуации может только опытный юрист.
Что делать поставщикам, которых не устраивает государственный контракт
Потеря 2% со стоимости контракта, в условиях плавающей инфляции негативно отражается на бизнесе, а следовательно и на экономике страны в целом. Если у предпринимателей после такого изменения в НДС нет желания сотрудничать по старой цене, есть несколько возможностей решения этой ситуации. Например, для начала нужно внести правки в договоре, где речь идет о цене. Это возможно сделать при наличии следующих факторов:
- Контракт с федеральным или муниципальным учреждением был заключен до 1.01.2019 года. Т.е еще до того, как стало известно об изменении НДС.
- В контракте уже была заложена ставка 18%.
- Доставка товара или услуги фактически происходит после 1 января 2019 года.
Как показывает практика, заказчик имеет право изменить сумму контракта до предельного максимума или минимума. Второй вариант решения ситуации связан с расторжением договоренностей. Достичь безболезненного расторжения контракта возможно только при условиях того, что обе стороны будут согласны.
Заказчику, в данном случае, придется вновь проводить тендер и тратить определенные средства на привлечение поставщиков. Контракты будут заключаться уже по нынешней ставке, поэтому бюджет государства будет терпеть убытки. Расторжение контракта не выгодно в первую очередь заказчику, об этом следует помнить всем поставщикам. Это значит, что соглашение двух сторон происходит крайне редко. Добиваться расторжения придется в судебном порядке.
В качестве основного аргумента в суде, можно использовать наличие убытков поставщика из-за отсутствия положения об НДС. В условиях жесткой конкуренции, изменения рубля и оттока инвесторов из страны, любые даже незначительные убытки приводят к банкротству компаний. Этот факт можно легко использовать для скоропостижного расторжения контракта с государственным органом. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, следует для начала выполнить несколько условий:
- Доказать факт того, что ни одна сторона не знала о повышении НДС. Это можно сделать, если в СМИ нет упоминаний об потенциальном повышении ставки перед подписанием договора.
- Собрать все документы о уже существующих убытках. Только в этом случае, суд сможет воспринять опасения поставщика, как объективный страх банкротства.
Говоря об изменении действующего контракта, можно применить 95 статью 44-ФЗ. Здесь указаны все нюансы, которые позволят обосновать изменение условий сотрудничества. Поставщику необходимо обратить внимание на ряд дополнительных нюансов:
- Стоимость контракта превышает предельный максимум. Для местного - это 500 тысяч рублей, для регионального - 1 млрд, для федерального - 10 млрд рублей.
- Сроки контракта превышают законный лимит. Для местного это 1 год, в остальных случаях - 3 года.
- Если существует вероятность отсутствия выгодности для поставщика. Например, поставщик рассчитывал получить прибыль в размере тех же 2% с контракта, однако после повышения НДС он потерял эту возможность.
- Изменение было согласовано с высшим органом власти.
Здесь также есть одно отклонение в законодательстве, например на работы, которые связаны с клиническим испытанием лекарств действует лимит в 40 млн рублей. Расторжение договора возможно только через суд. В иных случаях от государственного контракта можно отказаться самостоятельно, однако придется возместить оговоренные выше убытки заказчику.
Что делать если по договору уже выплачен аванс
Очень часто встречаются ситуации, когда договор был составлен в 2018 году и получен аванс, а исполнение должно фактически произойти в 2019 году. В данном случае поставщик попадает в очень запутанную ситуацию, выбраться из которой поможет только правильная стратегия опытного юриста. Изменение цен на государственные закупки с учетом повышения НДС может нанести непоправимый вред бизнесу, что приведет к скорейшему банкротству. Отказаться от своих обязательств и разорвать контракт с государственным учреждением, означает - возврат суммы аванса. Таких денег у предпринимателя может уже и не быть, особенно если они были честно потрачены на приобретение каких-либо ресурсов.
Здесь можно рассмотреть несколько вариантов разрешения сложившегося конфликта, например:
- Учитывая сложившиеся обстоятельства стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному решению. В этом случае, поставщик обязуется вернуть аванс в полном объеме учитывая ставку за 2018 год.
- Поставщик просто отказывается от исполнения своих обязанностей в рамках Гражданского кодекса федерации. Например, если сумма в контракте превысила лимит. Т.е было нарушено действующее законодательство страны.
Эти два варианты возможны при условии если была использована обычная налоговая ставка. Если речь зайдет о льготном тарифе, то у поставщика нет никаких объективных оснований для прекращения контракта. В этом случае придется вернуть не только аванс, но и возместить убытки заказчику в лице муниципального или федерального учреждения.
Какие правила есть для заказчиков
В первую очередь, поставщик должен обращать внимание на то, из чего складывается НМЦ (начальная цена по контракту). Несмотря на то, что в тендерах часто участвуют ИП, сумма НДС всегда должна учитываться в этой стоимости. Если этого не было сделано, то лучше до подписания разъяснить эти моменты с государственным заказчиком.
Каждый поставщик должен знать о трех основных правилах для заказчиков, чтобы иметь возможность оказывать в будущем влияние на изменение контракта. Например, на основании Минэкономразвития России от 02.10.2013г. № 567 можно выделить следующие нюансы:
- НДС заказчик должен всегда включать в контракт самостоятельно. Это касается следующих отраслей: земельных участков, медоборудования, для работ, которые будут проводиться для улучшения экономики региона и т.д. Если заказчик не указал сумму НДС, победитель тендера должен занести в протокол разногласий этот момент. Решать проблему нужно еще на первом этапе ее появления.
- Если заказчик не включил НДС в первоначальную стоимость контракта - он нарушает закон "О конкуренции". Любое ограничение негативно сказывается на рынке. Итоговая сумма не должна противоречить п. 2 ст. 34 44-ФЗ.
- Нельзя включать налоги после того, как договор был подписан. Согласно ФЗ-44 можно изменить только количество поступающего товара, общая сумма по которому не должна превышать 10%.
Если речь идет о коммерческих торгах по госзаказам здесь можно выделить несколько моментов:
- участники могут сами устанавливать конечную сумму;
- участники сами выставляют правила по НДС, в зависимости от налоговой системы большинства.
Соблюдать действующие правила должны не только основные заказчики, на которых возложена ответственность правильного распределения государственных ресурсов, но и сами поставщики.
Правила, о которых должны знать поставщики
Если говорить об электронном аукционе или тендере, то всегда побеждает тот, кто предложил сумму по контракту меньше всех. Однако поставщик должен вложить в нее основную долю всех рисков, чтобы его предложение не нарушало правил конкуренции. Как показывает практика, этот процесс далеко не всегда соблюдается и исполняется контрольными органами.
Говоря об НДС, этот налог всегда берет на себя именно поставщик. Поэтому при любом изменении налоговой системы, первым пострадает доход победителя. Включать риск нужно в конечную сумму, иначе поставщик погрузится в большие убытки. Если дело касается упрощенной системы, то здесь также есть свои нюансы, о которых должен знать каждый участник:
- Упрощенцы не платят НДС, поэтому имеют преимущества среди других участников. Однако это не освобождает физ.лицо от потенциальных убытков. Действие контракта затягивается на несколько лет вперед, существует высокая вероятность перехода лица в малый или средний бизнес.
- Любая сумма выше рыночной, которую предлагают физ.лица становится результатом проигрыша, следовательно, расчетливый предприниматель поднимая сумму для погашения рисков, имеет шанс потерять возможность заполучить выгодный контракт.
Поэтому дополнительно можно указать на три основных примера, когда упрощенка может помочь выиграть тендер:
- если в контракте, присутствует возможность отпуска НДС, поставщик по этой системе может смело указывать сумму не включая эти 20%. Если другие участники не заметят этого подвоха, есть большой шанс сыграть на низкой ставке предложения;
- если заказчик просит выделить НДС в окончательной цене, упрощенец может настоять на внесение поправок в контракт;
- заказчик планирует перевести сумму по контракту за вычетом НДС.
Если физическое лицо не относится к ИП, платить НДС при заключении контракта ему не нужно. Это значит, что он имеет все шансы установить сумму ниже чем его конкуренты. Однако не стоит забывать о том, что заказчик имеет право удержать из суммы - НДФЛ (НК РФ Глава 23), что также отразится на потенциальном доходе участника.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.