- имеет ли право поликлиника отказать вам в обслуживании;
- можно ли получить компенсацию за хамство со стороны медперсонала;
- полагается ли возмещение затрат истца (пациента) на юриста или адвоката;
- что делать, если клиника провела некачественное лечение;
- куда жаловаться на медработников и какую ответственность они несут.
Вся предоставленная вам информация основывается на материалах российских судов и отражает действительную адвокатскую практику.
Что необходимо знать о бесплатной медицинской помощи
Неудовлетворенность россиян качеством медицинских услуг зачастую связана с работой городских и муниципальных медучреждений. Обезопасить себя и свое здоровье вам будет намного проще, если вы узнаете, какими правами обладает пациент и в каких случаях наступает ответственность врача. Мы предлагаем вам несколько простых правил, которых стоит придерживаться при получении государственных медицинских услуг:
- перепроверяйте результаты значимых обследований и анализов;
- требуйте бесплатного лечения, если оно гарантировано государством;
- приобретайте платные услуги только при заключении договора;
Пользуясь государственной медицинской помощью, не стоит всецело полагаться на результаты анализов и обследований с помощью медтехники. Как показывает практика, ошибка в анализах не является основанием для исковых требований компенсации за назначение пациенту лечения, в том числе хирургического, здоровому человеку. Постарайтесь перепроверить результаты УЗИ, описания рентгенографии и другие анализы, когда они предполагают необходимость проведения дорогостоящего или хирургического лечения.
Государственное медучреждение не вправе отказать вам в бесплатном лечении, если оно входит в перечень услуг, гарантированных государством (См., п. 1 ст. 11 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.11).
Коммерческие услуги в медицине
Необходимое пациенту лечение не всегда подпадает под Программу государственных гарантий. В этом случае появляется потребность в получении платной медицинской помощи. Приобретая платные услуги врача, вам стоит помнить о ваших правах, закрепленных Постановлением Правительства РФ № 1006 от 4.10.12. Согласно Постановлению, вы вправе:
- по требованию получить информацию о квалификации исполнителя (напр., врача);
- требовать заключения договора с указанием в нем:
- перечня оказываемых услуг;
- стоимости лечения;
- ответственности сторон.
Охраной прав пациентов занимается Роспотребнадзор, куда вы можете обратиться с жалобой на некачественную медпомощь.
Некачественное оказание платной медицинской помощи позволяет пациенту требовать компенсации материального и морального ущерба. Образец иска, представленный на сайте Костромского районного суда, содержит указание на документы, которые могут лечь в основание искового требования. К ним относятся копии:
- договора на оказание услуг;
- платежных документов;
- документов, подтверждающих материальные и моральные издержки истца;
- выписок из медицинской карты;
Кроме того, к исковому требованию следует прилагать справку о причинении вреда здоровью и документы, подтверждающие попытки истца урегулировать спор в досудебном порядке.
За что можно потребовать возмещение
Вы имеете право требовать с медицинского учреждения возмещения понесенных вами затраты на услуги:
- юриста или адвоката, представляющего ваши интересы в суде;
- экспертиз по оценке нанесенного здоровью пациента вреда;
- транспорта, которым вам пришлось пользоваться.
Эти издержки следует включить в исковое требование. Иск может быть удовлетворен, как это видно из Решения Пышминского районного суда Свердловской области от 14.01.11 по делу № 2-1 (2011 г.).
Ответственные и ответственность
Ответственность врача за некачественное оказание медицинских услуг вводится 238 статьей Уголовного Кодекса Российской Федерации. Наступление ответственности врача по суду происходит примерно один раз на двести врачебных ошибок, поэтому для гарантированного привлечение врача к ответственности вам неизбежно потребуется помощью опытного юриста.
Судебная практика по медицинским делам
Далее мы предлагаем вашему вниманию ряд комментариев к судебной практике по данной статье:
- Как видно из решения Усть-Ишимского районного суда, ответственность медработника, даже в случае смерти пациента, может ограничиться часами исправительных работ.
- Решение суда Балашихи позволяет говорить о том, что несоответствие оказанных услуг, прописанному в договоре перечню не является достаточным основанием для возмещения пациенту понесенного им ущерба, если возможность изменения пакета предлагаемых услуг предполагается договором.
- Если вы внесли предоплату за лечение, от которого в дальнейшем отказались, то вы вправе требовать возврата уплаченных средств и требование подлежит удовлетворению.
- Грубое или хамское поведение врачей является основанием для признания оказываемых ими услуг некачественными и удовлетворения исковых требований по возмещению материального и морального ущерба. Об этом пишет судья абаканского горсуда В. Н. Соловьев в пятом номере журнала «Правосудие в Хакасии».
Таким образом, можно сделать вывод о наличии широких возможностей у пациента отстоять свои права в суде, которыми, однако, 90% пациентов так и не воспользовались.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.
18.06.2017 15:37:47
09.03.2017 14:11:43
30.12.2016 16:01:00
21.12.2016 14:10:19
19.12.2016 16:21:49