Такой способ может реально помочь в решении проблем исполнения обязательств. Но для большинства это всего лишь формальность.
Обязательность досудебной претензии в арбитражном процессе закреплено в статье 4 ч. 5 АПК РФ. Она гласит, что спор рассматривается в суде уже после принятия мер по решению вопроса до суда.
Но и тут есть исключения. Направление претензии не требуется по следующим делам:
- установление юридического факта;
- о банкротстве;
- оспаривание решения третейского суда;
- корпоративный спор;
- защита прав и интересов группы лиц;
- о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
- о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или исполнение судебного акта в разумный срок.
Стоит заострить внимание, что это действует в арбитражном процессе. В гражданском производстве ничего не изменилось.
Сейчас назвать претензию формальной нельзя, так как суд проверяет когда была она направлена и ее содержание, получена ли она другой стороной.
Оформление претензии
АПК РФ не говорит конкретно о претензии, но суд под досудебным урегулированием понимает именно претензию. Как таковой понятия претензия нигде не возможно встретить, оно возникло из практики. По-простому можно сказать что это документ оформленный в письменной форме, который содержит требование об исполнении обязательств.
Итак, претензия должна быть оформлена письменно, содержать четкую формулировку требования, обстоятельства требований, доказательства, ссылка на закон или пункты договора, если спор имущественного характера, то должна быть указана сумма требования.
Доказательствами по спору может служить только договор, если он имеется, в котором и будут усматриваться обстоятельства спора.
Исковые требования должны совпадать с требованиями, которые указаны в претензии. В противном случае такой документ не признается как претензия, а это потеря времени и оттягивания разбирательства по существу.
Направить претензию
Подавая иск, необходимо доказать, что претензия была направлена стороне. Не сделав этого, суд сочтет, что имеет место несоблюдение претензионного порядка. Что приведет к возврату иска (ст. 129 АПК РФ).
Как показывает практика, доказательством направления претензии служит квитанция. Мотивируется это тем, что закон не предусматривает предоставление описи вложения.
Но в любом случае потребуются доказательства того, что сторона получила претензию, а в случае ее не получения - причины.
Претензия - юридически значимое сообщение, которое влечет гражданско-правовые последствия после ее доставки (ст. 165.1 ГК РФ).
Но имеются и другие методы вручения претензии:
- Это ее доставка лично представителю стороны с подписью о вручении. Такой метод самый верный и такое доказательство оспорить сложно.
- Так же можно использовать курьерскую почту, где доказательством послужит накладная, в которой будет отмечено, что получил контрагент.
- Можно подстраховаться и отправить письмо с уведомление и описью вложения. И все это потом представить в суд. Но и тут есть нюансы Письмо должен получить сотрудник, наделенный такими полномочиями. Так на уведомлении должны быть прописаны ФИО и должность лица, получившего корреспонденцию, и проставлена печать организации (не обязательно).
Сроки рассмотрения дела
Арбитражный суд начнет рассмотрение дела только в том случае, если с момента вручения претензии прошло 30 дней. Нельзя подавать иск одновременно с отправкой претензии. Если срок не соблюден суд возвратит заявление.
Такой ситуации можно избежать заранее, если в договоре указать сроки представления претензии и ее рассмотрение. Самый приемлемый срок от 7 до 10 дней. Если данный срок истекает, а вопрос не решен, то можно смело идти в арбитражный суд.
Возникновение спорных ситуаций в арбитраже
Направление претензии и ее обязательность на практике является альтернативой решения спорных вопросов. Однако такой способ эффективен не в каждом случае и на практике поставленная цель не достигается. Возьмем в пример заявление о сносе самовольной постройки. Даже невозможно представить, что после того как сторона получит претензию, она побежит сносить постройку.
Следующей проблемой является недобросовестность. Так контрагент может переписываться до бесконечности, что приведет к бессмысленности и безрезультатности обмена письмами. А значит время потрачено впустую. Чтоб этого не произошло, стоит до заключения какого-либо договора проверить сторону на надежность. Но и в этом случае всякое может быть.
Этот 30-тидневный срок урегулирования спора может пойти в пользу недобросовестному контрагенту. Ведь за это время можно вывести все активы и помешать этому к сожалению никто не сможет. Обеспечительные меры можно наложить только путем обращения в суд. Но и это не возможно, так как 30 дней не прошло. В общем ходим по замкнутому кругу.
Есть еще вопрос.
Встречный иск
При его подаче тоже нужно направить претензию и ждать 30 календарных дней? Нет. Так как спор уже находиться на рассмотрении. Требования такого иска направлены к зачету первого иска (ст. 132 АПК РФ). Эти иски взаимосвязаны между собой. В случае удовлетворения встречного иска, в удовлетворении первого будет отказано либо полностью, либо в его части.
Как показала практика рассмотрения дел в арбитражном суде, более 50% возвращенных дел это следствие несоблюдения досудебного порядка, которое выражается в несоблюдении сроков подачи претензий.
Ответственность сторон
Так же, в целях соблюдения закона, АПК РФ предусмотрено наказание в материальной форме за то, что не был соблюден досудебный порядок. Так судебные расходы, независимо от исхода рассмотренного дела, чтоб не допускалось злоупотребление правами в процессе, возлагается на лицо, которое нарушило сроки ответа на полученную претензию, либо на лицо, которое ее просто проигнорировало.
Так же к досудебному методу урегулирования спора относится медиация. Такую процедуру можно начать на любой стадии процесса. Но здесь есть нюансы. Обе стороны должны хотеть разрешить конфликт без суда, либо есть еще одна заинтересованная сторона.
Проводиться такая процедура 180 дней. Если процедура берет начало в рамках процесса, то срок ее не должен превышать 60 дней. Соглашение о ведении такой процедуры служит основанием отложения судебного разбирательства.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.
30.12.2016 15:06:02
21.12.2016 14:42:29